Структура нефтегазового комплекса России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:55, реферат

Описание работы

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.

Работа содержит 1 файл

Структура нефтегазового комплекса РФ.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, ежегодный объем инвестиций в ТЭК по максимальному сценарию оценивается приблизительно в 24-26 млрд. долл. в год за период 1996-2000 гг., в том числе 12- 13 млрд. долл. в год на нефтедобычу и нефтепереработку и 5-5,5 млрд. долл. в год — на развитие газовой промышленности. В 2001-2005 гг. ежегодный объем инвестиций оценивается в 29-31 млрд. долл. (12-13 млрд. долл. на развитие нефтедобычи и нефтепереработки и 8-9 млрд. долл. на развитие газовой промышленности). Для сравнения следует иметь в виду, что капиталовложения в развитие ТЭК в 1994 г. составили 9,3 млрд. долл., в том числе в нефтедобычу и переработку нефти 3,8 млрд. долл., что в три раза меньше прогнозируемых ежегодных потребностей в инвестициях в нефтяном секторе ТЭК.

    При этом необходимо дополнительно учитывать потребности в новых инвестициях в сопряженных отраслях. Конечно, значительная часть нового спроса ТЭК на продукцию черной металлургии, тяжелого машиностроения, промышленности стройматериалов, оцениваемой  примерно в 20 млрд. долл. в год, будет покрыта за счет полной загрузки отечественных предприятий, а часть - за счет импорта или создания новых мощностей, что потребует дополнительных инвестиций.

    Дополнительный  спрос ТЭК на продукцию сопряженных отраслей — исключительно важный фактор общего экономического оживления и оздоровления в стране. По подсчетом американских экономистов, каждый доллар, инвестированный в нефтяной сектор ТЭК России, помимо прямого увеличения ВВП на 1 доллар, производит в сопряженных отраслях экономики еще 0,9 долл. дополнительного дохода.

    Из иностранных оценок потребностей нефтяной отрасли России в инвестициях выделяются данные исследования Всемирного банка, опубликованные в 1995 г., согласно которым совокупные эксплуатационные и капитальные расходы, необходимые для поддержания нефтедобычи на нынешнем уровне, составляют 13 млрд. долл. в год, что близко к оценке потребностей в инвестициях нефтяной промышленности в период действия “Энергетической стратегии России” (максимальный сценарий).

    Из  других оценок общих потребностей в инвестициях для модернизации и развития ТЭК, общая потребность в капиталовложениях в ТЭК находится на уровне 40-45 млрд. долл. в год, те. на 30-50% выше среднегодовых прогнозных значений максимального сценария, предусмотренного Энергетической стратегией России. При этом до сих пор основным источником инвестиций в ТЭК остаются собственные средства топливно-энергетических компаний. Но этих инвестиций явно недостаточно, учитывая все возрастающие неплатежи и сохраняющуюся нехватку средств у отечественных потребителей продукции ТЭК. Комбинация этих факторов делает задачу инвестирования ТЭК в необходимых объемах за счет внутрироссийских источников трудновыполнимой. Топливному комплексу необходимы иностранные инвестиции — до 15-20% от общей потребности, т.е. приблизительно 6-9 млрд. долл. в год.

    Оценивая приведенные данные, следует учитывать, что в 1997 г, в год максимального привлечения иностранных инвестиций в Россию, отрасли ТЭК смогли привлечь лишь 1,7 млрд. долл. всех видов инвестиций, включая прямые, а общий объем всех видов инвестиций в экономику страны оценивался в 10,5 млрд. долл.

    Таким образом, подытоживая прогнозы, приведенные в “Энергетической стратегии России” и другие прогнозы, можно оценить инвестиционные потребности нефтегазовой отрасли ТЭК России в 20-25 млрд. долл. в год, в том числе долю иностранных инвестиций в 5 млрд. долл. В условиях обострения экономического и финансового кризиса и снижения международного рейтинга России достижение этих наметок явится нелегкой задачей для исполнения.

    Программные документы Правительства РФ определяют важнейшим направлением природно-ресурсной политики правительства обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны с цепью удовлетворения текущих и перспективных потребностей отраслей народного хозяйство и экспорта для подъема благосостояния граждан и социально-экономического возрождения страны. В “Энергетической стратегии” подчеркивается в этой связи, что “большие запасы высокоэффективных по мировым нормам энергетических ресурсов при умелой ценовой и налоговой политике могут и должны дать внутренние и внешние финансовые ресурсы для снижения налогообложения населения, сдерживания инфляции и поддержки российских товаропроизводителей и тем самым — роста национального дохода”. Другой целью энергетической политики является обеспечение достойной роли энергетики как фактора роста производительности труда и средства повышения качества жизни населения.

    Успешное осуществление этой политики, обеспечение устойчивого развития нефтегазовой отрасли российского ТЭК и выход этой отрасли из затяжного кризиса в решающей степени зависят от намеченной государством инвестиционной политики в рамках структурной перестройки отраслей комплекса и всей экономики страны. 

Заключение 

    В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная и газовая отрасль является главной для мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтяная и газовая промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Было перечислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерями при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие объемы нефти Восточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологического строения, требуют огромных инвестиций в добычу. Следовательно, будут прирастать слабо. Эффект от геологоразведки выше в Западной Сибири, однако в этом регионе высокопродуктивные месторождения уже значительно истощены.

    По  этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность. Для этого в первую очередь нужно:

    1) Пересмотреть систему налогообложения, существенно снизив налоги на нефтепроизводителей, однако установить высокие штрафы за нерациональное использование природных богатств и нарушение экологии.

    2) Менее жестко регулировать цены  внутри страны, поддерживая их  несколько ниже мирового уровня. Экспорт же нефти за рубеж  вести только по мировым ценам.

    3) Частично восстановить централизованное  управление отраслью, вытекающее  из самой структуры нефтяной промышленности и имеющее много положительных моментов (рациональная система нефтепроводов). Это, однако, не означает полного возврата к старой модели управления.

    4) Сохранение единого экономического  пространства - условия выживания  топливно-энергетического комплекса.

    5) Найти четкую и продуманную  программу инвестиций в нефтяную  промышленность.

    6) Организовать единый Российский  банк нефти и газа, государственная  внешнеторговая фирма, включающая  представителей предприятий, добывающих, перерабатывающих и транспортирующих нефть и газ. Это позволит приостановить хаотичные бартерные сделки, подрывающие интересы государства.

    7) Создать необходимую систему  нормативных актов, обеспечивающую  твердую законодательную базу  для работы с иностранными компаниями по совместной разработке наиболее сложных месторождений.

    8) Стабилизировать объемы геологоразведочных  работ с целью восполнения  запасов нефти и газа.

    Реализация  предлагаемых мер в комплексе  с другими означала бы приостановку инфляции и укрепление курса рубля (например, стоимость сельскохозяйственной продукции на 40% определяется ценой горюче-смазочных материалов).

    Появился  бы интерес к приобретению нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли.

    Таким образом, положение в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в возрождение России. 

Список  литературы  

    1. Отчет "О  технико - экономических показателях  нефтяной и газовой промышленности за 1993 год.2 М.: Государственный комитет РФ по статистике. 1994.
    2. Ром В.Я. Экономическая и социальная география СССР. М, 1986. Т. 1. С. 177,178, 183-187.
    3. Хрущев А.Т. География промышленности СССР. М. 1986. С. 164-167, 175-183.
    4. Салманов Ф., Золотов А. Как выйти из топливного кризиса //Известия. 1992. 23 марта. С.2.
    5. Суслов Н.И. Макроэкономические проблемы ТЭК // ЭКО. 1994. N3. С. 103-108.
    6. "Экономическая география СССР"  А.Н. Лаврищев,  "Экономика"  М.1986
    7. "Экономическая и социальная география" В.П. Дронов,  В.П. Максаковский, В.Я. Ром, "Просвещение" М.1994

Информация о работе Структура нефтегазового комплекса России