Структура нефтегазового комплекса России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:55, реферат

Описание работы

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.

Работа содержит 1 файл

Структура нефтегазового комплекса РФ.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

    Важнейшим является  использование  природного  газа  в качестве топлива. Последнее время идет тенденция к увеличению доли природного газа в топливном балансе страны.

      Таблица 4 - Газ в топливном балансе (%)

1913 1940 1960 1970 1980 1984
- 2.2 8.2 19.5 27.5 3.6
 

    В  России  на  тепловых электростанциях, использующих в качестве топлива природный газ, производится более 40 %  электричества,  а всего на ТЭС  вырабатывается 67.1 % энергии. В 1994 году производство электроэнергии снизилось по сравнению с предыдущим (977 млрд. квт.ч. против 1008). Это связано в первую  очередь с неблагоприятной экономической ситуацией,  кризисом неплатежей в промышленности России и снижением уровня добычи газа  в целом по стране.

    Мировая добыча природного газа в начале  90-х  годов  превысила 2.1 трлн.  м3.  На экспорт поступает около 15 %  общемировой добычи. Основные экспортеры газа - Россия,  Канада,  Нидерланды. В последнее время добыча газа стала расти в ряде развивающихся стран. Но газ отсюда в основном вывозится в сжиженном виде.  Главные экспортеры сжиженного газа - Алжир, Индонезия, Малайзия, ОАЭ. В мире, как и в России,  наблюдается тенденция к увеличению доли газа в энергетическом балансе.  Так еще в 1950 году в мире уровень потребления природного газа составлял 9 %  от всех видов энергоносителей (преобладал каменный уголь - 49 %), то в 1987 году доля газа повысилась до 20 %. Россия является лидером как по запасам природного газа,  так и по  экспорту.   

Структура отрасли 

    В советское время отраслью руководили три ведомства:

    Министерство  нефтяной промышленности (МНП), от которого в середине 60-х в качестве самостоятельного органа отделились Министерство газовой промышленности (МГП), отвечавшее, в частности, за транспортировку нефти и газа (для этого было создано специальное подразделение Главтранснефть),

    Министерство  строительства для нефтяной и газовой промышленности (Миннефтегазстрой, МНГС), Министерство геологии.

    Помимо  основных трех министерств нефтяникам приходилось иметь дело с целым  рядом вспомогательных, занимающихся строительством дорог и жилья, транспортировкой грузов и рабочих, строительством и монтажом электростанций и ЛЭП.

    Крупная реорганизация отрасли произошла  в начале 70-х, когда нефтепромысловые управления были преобразованы в нефтегазодобывающие управления (НГДУ). Чтобы упростить систему управления производством и сократить число инженерно-технических работников, было решено создать на базе мелких слабеющих подразделений единую службу ремонтных и вспомогательных работ (Базы производственного обслуживания), которая работала бы по договорам со всеми подразделениями НГДУ. Изменения произошли и в аппарате управления МНП - вместо территориальных главков, которым были подчинены объединения, создали функциональные управления: управление по добыче, управления по бурению, управление по автоматизации и т.п.

    Следующим важнейшим этапом эволюции структуры нефтяной промышленности стало создание производственных объединений (ПО) в конце 70-х годов. По инициативе министерства стали организовываться первые ПО в Нижневартовске, Сургуте, Нефтеюганске, Урале. ПО объединяли все виды работ в определенном районе - поиск, разведка, добыча, строительство, бурение, геофизика, переработка газа, транспортировка и ремонтные работы. Многие ПО содержали на своем балансе города и поселки, речной и морской транспорт, сельскохозяйственные предприятия. В состав восьми ПО входили научно-исследовательские институты. Ряд объединений (Танефть, Башнефть, Саратовнефтегаз, Самаранефтегаз, Краснодарнефтегаз) вели вахтовые работы по освоению отдельных нефтегазовых месторождений и ремонту скважин в Тюменской области и на севере Европейской части России.

    Продолжением  структурирования отрасли по производственному  принципу в современных условиях стало создание т.н. вертикально-интегрированных  нефтяных компаний (ВИНК), выстроенных  по технологической цепочке «от  разведки до бензоколонки». Это значит, что ВИНКи самостоятельно осуществляют геологоразведку и бурение, эксплуатацию скважин, переработку нефти и реализацию нефтепродуктов, в частности, заграницу. Типовая структура ВИНКа включает буровые предприятия на основе управления буровых работ и разведочного бурения (УБР, УРБ), нефтедобывающие компании на базе НГДУ, нефтеперерабатывающие предприятия, а также сбытовые организации. Единственной прерогативой министерства, вначале преобразованного в Роснефтегаз, а затем в Министерство топлива и энергетики (Минтопэнерго) оставалась транспортировка нефти нефтепродуктов, затем она была передана Транснефти и Транснефтепродукту. Всего вместе с заводами по производству нефтепромыслового оборудования и научно-исследовательскими институтами, дополняющими нефтегазовый комплекс, в отрасли занято порядка 1 млн. человек. 

    Нефтегазовый  комплекс России 

    Важнейшей проблемой ТЭК России  является устранение кризисного положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы — от подготовки сырьевой 6азы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности.

    ТЭК Российской Федерации является основой экономики страны, обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов страны в единое экономическое пространство, формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений. От результатов деятельности ТЭК зависят, в конечном счете, платежный баланс страны, поддержание курса рубля и степень снижения долгового бремени России.

    Бесперебойная работа ТЭК — один из ключевых факторов национальной экономической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических связей России и интеграционных процессов в рамках Содружества независимых государств.

    Правящая  элита России не смогла уберечь главное достояние экономики страны — ее ТЭК — от медленного разрушения. Начавшееся еще в годы советской власти сокращение добычи нефти, угля и выработки электроэнергии стало быстро нарастать после 1991 г. В меньшей степени это сокращение распространилось и на более устойчивую газовую отрасль. Так, добыча нефти в России, достигнув максимума в 569 млн. т в 1987 г., в 1991 г. снизилась до 462 млн. т и продолжала подать, достигнув в 1998 г. 303 млн. т, сохраняя при этом тенденцию к дальнейшему падению. Добыча газа сократилась с 643 млрд. куб. м в 1991 г. до 591 млрд. куб. м в 1998 г. В целом за 1991-1998 гг. добыча нефти снизилась на 34%, нефтепереработка — на 43%, добыча угля — на 34%, производство электроэнергии — на 23% и добыча газа — на 8%.

    Ухудшилось положение и с экспортом нефти, который снизился за 1991 –1998 гг. на 21%. Экспорт газа за тот же период вырос на 2,3%.

    Оценивая перспективы добычи нефти в России, следует учитывать итоги 1998 г, которые показали, что объем добычи нефти в 303 млн. т достиг порога энергетической безопасности, оцениваемой Минэкономики России в 300 млн. т . Снижение добычи после этого предела будет связано либо с серьезным нарушением внутреннего потребления жидкого топлива в стране, либо со снижением экспортных возможностей России, а в более длительной перспективе может поставить Россию перед необходимостью начать импорт нефти. Оценки перспектив в добыче на 1999-2000 гг. были крайне пессимистические. Эксперты утверждали, что при сохранении цен мирового рынка на уровне 1998 г. и сложившихся налоговых, финансовых, правовых и других макроэкономических и институциональных условий добыча нефти будет сокращаться весьма быстрыми темпами.  Но обнадеживающе на фоне этих пессимистических оценок звучали выводы  Коллегии Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, которые, хотя и оговаривают наличие в добыче тенденции к дальнейшему снижению, тем не менее отмечают, что положение в нефтяной отрасли нельзя считать катастрофически безнадежным — добывные возможности месторождений пока превышают существующий уровень добычи нефти, все еще сохраняется значительный производственный потенциал, а отрасль располагает технологиями, что в целом создает реальные пpeдпоcылки для стабилизации ее работы.

    Несколько лучше обстоят дела в газовой отрасли. Коллегия   Мимтопэнерго России предполагает, что в 1999 г. из-за недостатка финансирования и ухудшающихся условий добычи более 85% газа будет получено с месторождений падающей добычей (добыча газа понизится на 2% по сравнению с 1998 г.) В 1999 г. вряд ли можно рассчитывать на какой-либо подъем производства и в угольной промышленности, и в электроэнергетике.

    Одной из главных причин обозрения кризиса в ТЭК России явилась проводимая в течение длительного времени правительственная политика, игнорирующая непосредственные нужды ТЭК. Она была направлена на поддержание высокого курса рубля, что объективно способствовало ухудшению финансового положения экспортеров энергетических ресурсов. К этому нужно добавить, что увлеченность правительства пирамидами внутренних и внешних займов лишала предприятия, оперирующие в реальном секторе экономики, возможности получения каких-либо инвестиционных кредитов. Инвестиционная политика в этих условиях в значительной степени сводилась к финансовым спекуляциям. Обстановка осложнилась ростом неплатежей  и задолженностей. Крах такой политики был неизбежен, что и случилось 17 августа 1998 г.

    Другая причина быстрого нарастания кризиса в ТЭК также была связана с оши6очной политикой правительства России, направленной на поддержание и увеличение масштабов налогового бремени в отношении предприятий ТЭК, в первую очередь нефтяных компании. Размеры налоговых платежей нефтяных компаний, в зависимости от их задолженности, составляли 47– 55% выручки, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. было в 1,25 – 1,5 раза выше, чем в западных странах. Положение усугублялось широким развитием практики неплатежей и бартерных зачетов при доле реальных денег в выручке на внутреннем рынке, не превышающей 30%. Вследствие этого сумма налоговых платежей по отношению к реальной выручке нефтяных компаний при операциях на внутреннем рынке достигала 93–108 % .

    Для уплаты платежей в бюджет и хотя бы минимального поддержания инвестиций компании были вынуждены закладывать значительную часть будущего экспорта нефти.

    И, наконец, третьей причиной столь бедственного положения нефтяной промышленности явилось почти двукратное снижение в 1998 г. экспортных цен на нефть на внешних рынках. Значительным было сокращение цен и на природный газ.

    “Результатом разработанной по отношению к российским нефтяным компаниям экономической и особенно налоговой политики, — отмечалось в “Обращении российских нефтяных компаний к Правительству России”, — является их низкий уровень рентабельности. Даже при прежних ценах на нефть рентабельность нефтяных компаний в России была ниже, чем в Норвегии на 70%.  По сравнению с США рентабельность нефтяных компаний в России ниже в 2,5 раза, по сравнению с Великобританией  в 3 раза”.

    Таким образом, положение в российском ТЭК, особенно в его нефтяной отрасли, достигло критического состояния и требует проведения чрезвычайных мер. По этой причине устранение кризиса в российском ТЭК, учитывая его ключевое значение для судеб страны, должно рассматриваться как первоочередная общенациональная задача, как условие поддержания национальной безопасности и обеспечения будущего развития России.

    Успех в решении этой стратегической задачи зависит от решения многочисленных проблем общеэкономического порядка, проблем, накопившихся за последние годы в ТЭК и в смежных отраслях промышленности, транспорта, о также в финансовой, валютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах.

    Важнейшей проблемой ТЭК является проблема устранения кризисного положения с добычей и с воспроизводством сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы – от подготовки сырьевой базы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. В связи с этим технический уровень и физическое состояние большинства предприятий ТЭК все больше перестает отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности.

    По  сравнению с восьмидесятыми годами объемы бурения сократились в три-пять раз, прирост запасов нефти — в 6 раз, а газа – в 10 раз. При добыче нефти в последние годы на уровне 300 млн. т в год прирост запасов составлял лишь 180-200 млн. т в год, а восполнение запасов газа не превышало одной трети извлекаемых запасов. В 1998 г. прирост запасов нефти составил 77%, а по газу – 57% от добычи.

    Из  года в год сохраняется большое количество бездействующих скважин. На 1 января 1999 г. их число превысило 35 тыс. скважин, или 26,3% от эксплуатационного фонда. Значительная их часть не имеет перспектив быть восстановленными, поскольку это представляется нерентабельным. Более того, сохранение такого большого количества простаивающих скважин приводит (согласно технологическим нормам) к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов, что снижает конечную нефтедобычу на 5-7%.

    Резко ухудшилось за последние годы техническое  состояние оборудования, используемого в ТЭК. Так в 1997 г. степень износа основных фондов в топливной промышленности, по данным Госкомстата, составляло 54% против 44% в 1991 г. Коэффициент обновлений фондов в нефтедобывающей промышленности за 1990-1997 снизился с 9°/о до 1,5%, а в газовой промышленности с 7% до 5%.

Информация о работе Структура нефтегазового комплекса России