Техника и технология судоремонта

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Технология и организация производства судостроения постоянно совершенствуется. Перед судостроением на будущее поставлена задача повышения качества постройки судов и снижения ее себестоимости, роста производительности труда на основе комплексной механизации и автоматизации производства, модернизации устаревшего оборудования и внедрения передовых технологических процессов, использования новейших достижений науки и техники при постройке судов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..
1. Основные сведения об устройстве судна…………………………………………………………
2. Состав и организация производства судостроительного завода………………………………..
3. Состав и организация судоремонта предприятия…………………………………………………
4. Основные положения, технологии и организации изготовления корпусных конструкций……
5. Формирование корпуса судна на построечном месте……………………………………………
6. Трудоемкость постройки судна……………………………………………………………………
7. Оценка технического состояния судна……………………………………………………………..
8. Методы ремонта корпусной конструкции………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Судоремонт.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

Содержание:

   

    Введение…………………………………………………………………………………………….. 
1. Основные сведения об устройстве судна………………………………………………………… 
2. Состав и организация производства судостроительного завода……………………………….. 
3. Состав и организация судоремонта предприятия………………………………………………… 
4. Основные положения, технологии и организации изготовления корпусных конструкций…… 
5. Формирование корпуса судна на построечном месте…………………………………………… 
6. Трудоемкость постройки судна…………………………………………………………………… 
7. Оценка технического состояния судна…………………………………………………………….. 
8. Методы ремонта корпусной конструкции……………………………………………………… 
    Заключение………………………………………………………………………………………… 
    Список используемой литературы………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Технология и организация производства судостроения постоянно совершенствуется. Перед судостроением на будущее поставлена задача повышения качества постройки судов и снижения ее себестоимости, роста производительности труда на основе комплексной механизации и автоматизации производства, модернизации устаревшего оборудования и внедрения передовых технологических процессов, использования новейших достижений науки и техники при постройке судов.

В связи с такой, обозначившейся еще в середине 80-ых годов целью  судостроения, на судостроительных предприятиях получили широкое распространение блочный способ, поточно-позиционны метод постройки судов, механизация и автоматизация процессов обработки и сборки, улучшение условий труда судостроителей.

В последние десятилетия сложились  следующие основные направления развития технологии судостроения:

- совершенствование существующих и разработка новых методов постройки судна, в том числе основанных на модульном принципе;

- применение математических методов и вычислительной техники при технологической подготовке производства и управления технологическими процессами;

- механизация и автоматизация производственных процессов, в том числе с применением производственных роботов, роботизированных технологических комплексов и т. п.

- разработка принципиально новых технологических процессов основанных на новых физических явлениях (лазерная и плазменная технологии и др.) и применении новых, более технологических материалов, высокопроизводительного оборудования, в том числе с ЧПУ, высокоточных средств измерения;

- экономия материальных энергетических трудовых финансовых и других ресурсов при создании судов.

- создание безопасных условий труда и экологически чистых технологий при постройке судов.

 

 

 

 

 

 

1. Основные сведения  об устройстве судна.

 

Судовыми устройствами называется совокупность приспособлений, механизмов, машин и аппаратов, предназначенных для обеспечения нормальной эксплуатации судна.

Судовые устройства могут быть общими, необходимыми для всех судов, и специальными, обусловленными назначением судна. К общим судовым устройствам относятся: рулевое, якорное, швартовное и шлюпочное. К специальным можно отнести грузовые устройства, зависящие от перевозимого груза, промысловые устройства — на промысловых судах, тральные устройства — на тральщиках и т. д.

Механизмы, входящие в состав судовых  устройств и расположенные в  большинстве случаев на палубах, принято называть палубными вспомогательными механизмами. Они приводятся в действие электрическими или электрогидравлическими машинами.

 

Рулевое устройство

Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна, обеспечивая перекладку пера руля на некоторый угол в заданный промежуток времени.

Основные элементы рулевого устройства показаны на рис. 1.

Руль — основной орган, обеспечивающий работу устройства. Он действует только на ходу судна и в большинстве случаев располагается в кормовой части. Обычно на судне один руль. Но иногда для упрощения конструкции руля (но не рулевого устройства, которое при этом усложняется) ставят несколько рулей, сумма площадей которых должна быть равной расчетной площади пера руля.

Основной элемент руля — перо . По форме поперечного сечения перо руля может быть: а) пластинчатым или плоским, б) обтекаемым или профилированным.

Преимущество профилированного пера руля в том, что сила давления на него превосходит (на 30% и более) давление на пластинчатый руль, что улучшает поворотливость судна. Отстояние центра давления такого руля от входящей (передней) кромки руля меньше, и момент, необходимый для поворота профилированного руля, также меньше, чем у пластинчатого руля. Следовательно, потребуется и менее мощная рулевая машина. Кроме того, профилированный (обтекаемый) руль улучшает работу винта и создает меньшее сопротивление движению судна.

Баллер руля в кормовой подзор корпуса входит через гельм- портовую трубу. На верхней части баллера (голове) крепится на шпонке рычаг, называемый румпелем , служащий для передачи вращательного момента от привода через баллер на перо руля.

 
Рис. 1. Рулевое устройство. 1 — перо руля; 2 —баллер; 3 — румпель; 4 — рулевая машина с рулевым приводом; 5 —гельмпортовая труба; 6 — фланцевое соединение; 7 — ручной привод.

 
Судовые рули принято классифицировать по следующим признакам (рис. 2).  
По способу крепления пера руля с корпусом судна различают рули:  
а) простые — с опорой на нижнем торце руля или со многими опорами на рудерпосте;  
б) полуподвесные — с опорой на специальном кронштейне в одной промежуточной точке по высоте пера руля;

в) подвесные — висящие на баллере.  
По положению оси вращения относительно пера руля различают рули:  
а) пебалапсириые — с осью, размещенной у передней (входящей) кромки пера;  
б) полубалансирные — с осью, расположенной на некотором расстоянии от передней кромки руля, и отсутствием площади в верхней части пера руля, в нос от оси вращения;

 
Рис. 2. Классификация судовых рулей в зависимости от способа крепления их с корпусом и расположения оси поворота: а — небалансирные; б— балансирные. 1 — простой; 2 — полуподвесной; 3 — подвесной.

 

в) балансирные — с осью, расположенной  так же, как у полу- балансирного руля, но с площадью балансирной части пера на всю высоту руля.

Рулевой привод представляет собой механизм, передающий на руль усилия, развиваемые в рулевых двигателях и машинах.

Рулевая машина на судах приводится в действие электрическими или электрогидравлическими двигателями. На судах длиною менее 60 м разрешается вместо машины установка ручных приводов.

Рулевой привод предназначается  для передачи команд от штурмана из рулевой рубки к рулевой машине в румпельное отделение. Наибольшее применение находят электрическая или гидравлическая передачи. На малых судах применяются валиковые или тросовые приводы, в последнем случае этот привод называют — штуртросовым.

 
Рис. 3. Активный руль: а — с конической передачей на винт; б — с электромотором водяного исполнения.

 

Контрольные приборы следят за положением рулей и исправным действием всего устройства.

Приборы управления передают приказания рулевому при управлении рулем вручную. Рулевое устройство — одно из самых важных устройств, обеспечивающих живучесть судна.

На случай аварии рулевое устройство имеет дублирующий пост управления рулем, состоящий из штурвала и ручного  привода, расположенных в румпель- ном отделении или вблизи от него.

На малых ходах судна рулевые  устройства становятся недостаточно эффективными и порой делают судно совершенно неуправляемым.

Для повышения маневренности на современных судах некоторых  типов (промысловых, буксирах, пассажирских и специальных судах и кораблях) устанавливают активные рули, поворотные насадки, подруливающие устройства или крыльчатые движители. Эти устройства позволяют судам самостоятельно выполнять сложные маневры в открытом море, а также проходить без вспомогательных буксиров узкости, входить на акваторию рейда и гавани и подходить к причалам, разворачиваться и отходить от них, экономя на этом время и средства.

Активный руль (рис. 3) представляет собой перо обтекаемого руля, на задней кромке которого установлена насадка с гребным винтом, приводящимся в движение от валиковой кони- ческой передачи, проходящей через пустотелый баллер и вращающийся от электродвигателя, установленного на голове баллера. Существует тип активного руля с вращением винта от электродвигателя водяного исполнения (работающего в воде) вмонтированного в перо руля.

При перекладке активного руля на борт работающий в нем винт создает  упор, разворачивающий корму относительно оси поворота судна. При работе гребного винта активного руля на ходу судна  скорость судна увеличивается на 2—3 узла. При остановленных главных двигателях от работы гребного винта активного руля судну сообщается малый ход до 5 узл.

Поворотная насадка, установленная вместо руля, при перекладке на борт отклоняет отбрасываемую гребным винтом струю воды, реакция которой вызывает разворот кормовой оконечности судна. Поворотные насадки преимущественно находят применение на речных судах.

Подруливающие устройства выполняются обычно в виде туннелей, проходящих через корпус, в плоскости шпангоутов, в кормовой и носовой оконечностях судна. В туннелях размещается гребной винт, крыльчатый или водометный движитель, создающие струи воды, реакции которых, направленные от противоположных бортов, разворачивают судно. При работе кормового и носового устройства на один борт судно перемещается лагом (перпендикулярно диаметральной плоскости судна), что очень удобно при подходе или отходе судна от стенки.

Крыльчатые движители, установленные  в оконечностях корпуса также  увеличивают маневренность судна.

Рулевое устройство подводной лодки обеспечивает более разнообразные ее маневренные качества. Устройство предназначается для обеспечения управляемости подводных лодок в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Управление подводной лодкой в  горизонтальной плоскости обеспечивает плавание лодки по заданному курсу и осуществляется вертикальным и рулями , площадь которых несколько больше площади рулей надводных судов и определяется в пределах 2—3% от площади погруженной части диаметральной плоскости лодки.

Управление подводной лодкой в вертикальной плоскости на заданной глубине обеспечивается при помощи горизонтальных рулей.

Рулевое устройство горизонтальных рулей состоит из двух пар рулей с их приводами и передачами. Рули делаются парными, т. е. на одном горизонтальном баллере располагаются по бортам лодки два одинаковых пера руля. Горизонтальные рули бывают кормовыми и носовыми в зависимости от места расположения по длине лодки. Площадь кормовых горизонтальных рулей больше площади носовых рулей в 1,2—1,6 раза. Благодаря этому эффективность кормовых горизонтальных рулей в 2—3 раза выше эффективности носовых. Для увеличения момента, создаваемого кормовыми горизонтальными рулями, их обычно располагают за винтами.

Носовые горизонтальные рули на современных  подводных лодках являются вспомогательными, их делают заваливающимися и устанавливают в носовой надстройке выше ватерлинии, чтобы не создавать дополнительного сопротивления и не мешать управлению лодкой при помощи кормовых горизонтальных рулей на больших скоростях подводного хода.

Обычно на полной и средней скорости подводного хода управление подводной  лодкой производится при помощи одних  кормовых горизонтальных рулей.

При малой скорости хода управление лодкой кормовыми горизонтальными  рулями становится невозможным. Скорость, при которой лодка теряет управляемость, называется инверсивной скоростью. На этой скорости лодка должна управляться одновременно кормовыми и носовыми горизонтальными рулями.

Основные составные элементы рулевого устройства горизонтальных рулей и  вертикальных рулей однотипны.

 

Якорное устройство

Якорное устройство служит для постановки судна на якорь, обеспечения надежной стоянки судна на открытой воде и  для снятия его с якоря.

Основное якорное устройство размещается  в носовой части открытой палубы и состоит из элементов, показанных на рис. 4.

 
Рис. 4. Якорное устройство судна. 1 — становой якорь; 2 — якорная скоба; 3 — вертлюг; 4 — якорная цепь; 5— бортовой клюз; 6 — якорная труба; 7 — палубный клюз; 8 — цепной стопор; 9 — зажимной стопор; 10 —брашпиль (шпиль); 11 — цепная труба; 12 — цепной ящик; 13 — жвака-галс.

 

Якоря обеспечивают прочную связь судна с грунтом дна и создают удерживающую силу, противодействующую внешним силам, стремящимся сдвинуть судно с места.

Для длительной и прочной стоянки  судов применяют мертвые якоря, которые могут быть увеличенного веса и особой конструкции, обеспечивающей надежное сцепление с грунтом. Якоря, применяющиеся на плавающих судах, называются становыми. Количество и общий вес якорей на судне выбирают в зависимости от главных размещений судна. Известно много конструкционных типов якорей, наиболее часто применяющиеся якоря приведены на рис. 5.

Якоря характеризуются держащей силой — способностью соединяться с грунтом и выдерживать натяжение, определяемое силой, кратной его весу.

 
Рис. 5. Типы якорей, применяющихся на судах, и их конструктивные элементы: а — якорь типа Матросова; б— якорь типа Холла. 1 — веретено; 2 —лапа ; 3 — якорная скоба; 4 — голова.

 

Наилучшим якорем по держащей силе, доходящей до 15-кратного веса якоря, является адмиралтейский якорь . Но из-за громоздкости конструкции, исключающей его уборку в якорную трубу и в бортовой клюз, на морских судах этот якорь не используется.

Якорные цепи изготовляют  стальными, используя способ литья, ковки, штамповки или сварки (рис. 6). Они состоят из звеньев и изготовляются участками, называемыми смычками, длиной каждая около 25 м. В звено ставят распорки (контрфорсы), которые увеличивают прочность цепи примерно на 20— 25%. Минимальный диаметр сечения звена в местах соединения их друг с другом (диаметр проволоки) называется калибром цепи. Отдельные смычки соединяются специальными соединительными звеньями (так называемое звено Кэнтера) в якорную цепь длиною в несколько сот метров. Для предупреждения скручивания цепи при отдаче якоря в нее включается у якоря поворотное приспособление, называемое вертлюгом.

Информация о работе Техника и технология судоремонта