Теоретическая составляющая художественной обработки материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой определить, какие бывают виды художественной обработки материалов и как их можно использовать на уроках технологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..1
Глава 1. Теоретическая составляющая художественной обработки материалов
Анализ литературы по проблеме художественной обработки
материалов………………………………………………………………………...2
Художественная обработка камня и кости………..……………………..5
Художественная обработка древесины………………………………....16
Глава 2. Методические рекомендации
2.1 Методика проведения урока технологии по теме «Геометрическая
резьба по дереву»
2.2 Рекомендации для учителей по художественной обработке материалов
Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

введение оконч.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

      Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской  поверхности вырезают углубления различных  форм. Ее разновидностью является геометрическая резьба.

      Геометрическая  резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей. Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов. 

        Прорезная резьба является наиболее  простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах,   ширмах,   а   также   в   оконных   наличниках. У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань.

      Для выполнения прорезной резьбы на простроганную  или отшлифованную поверхность  заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону  или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике.

      Плоской, прорезной и контурной резьбой  украшали русскую мебель.

      Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной. Этой резьбой украшали мебель мастера стилей барокко и рококо.

      Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной.

      Рабочее место резчика по дереву может  состоять из обыкновенного стола  и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных  для этих целей. Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.

      Для ручной художественной резьбы применяют  различные режущие инструменты, в основном стамески .

      Плоские прямые  стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе. Желобчатые стамески применяют почти для всех видов резьбы.

      Стамески-клюкарзы имеют короткое полотно и длинную  изогнутую шейку. Применяют их для  вырезания углублений в труднодоступных местах.

      Стамески-уголки применяют при вырезании канавок.

      Стамески-церазики используют для прорезания узких жилок (канавок).

      Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) бывают длинные и короткие со скосом режущей  кромки под углом 30...400. Применяют их в основном для геометрической резьбы.

      Для грубых работ применяют долота.

      Стамески  и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует  иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину.

      Художественную  резьбу по дереву начинают с разметки рисунка.  Разметку ведут  с  помощью  линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой  ручкой.

      При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники. Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон, а затем вдоль волокон. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.

      При вырезании наклонных граней косяк наклоняют вправо или влево на угол 30...400. Вначале наклоном косяка вправо прорезают правые грани, затем наклоном косяка влево прорезают левые грани, при этом нельзя перерезать линию разметки. Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой, чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками.

      При вырезании трехгранных выемок косяк  держат вертикально и надрезают  стороны вырезаемых треугольников  от вершины к основанию. У вершины  треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины  к основанию треугольника.

      Итак, мы ознакомились с одним из немногих видов обработки древесины –  с резьбой. Она бывает многих видов, и как все виды художественной обработки помогает сделать из обычной  вещи красивый элемент декора. А  собственно это еще раз доказывает, что работник использующий Art-дизайн всегда будет востребован на рынке труда. 
 

 

       
 

      Глава 2. Методическая разработка.

      Разработка  урока по технологии «Геометрическая  резьба по дереву»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №31» 
 
 
 
 
 
 

 

  
 
 

                                      Методическая разработка урока для  

                                                                6 класса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

Учебно-воспитательная цель урока. 
 

    Познакомить учащихся с геометрической резьбой по дереву, через школу, через учащихся  возродить интерес к художественным ремеслам. В процессе работы у детей развивается эстетический вкус, воображение, усидчивость. В процессе работы они начинают лучше распознавать породы древесины, Разбираться в структуре древесины. Кроме всего учащиеся развиваются физически, особенно кисть. 

2                Материально – техническое обеспечение. 

    Выставка  работ учащихся, рисунки узоров  для резьбы, образцы пород древесины, инструмент для обработки древесины, резцы по дереву. 

3                Объявление темы и цели урока.

 

   Геометрическая резьба характерна  для народного искусства, как  народов Росси, так и ближнего  и дальнего зарубежья. Например, в Средней Азии она издавна  известна под названием «богдади» и представляет собой узоры, собранные в богатые композиции. Резные узоры встречаются на Армянских и Гузинских деревянных изделиях, на предметах быта народов Дальнего востока и Крайнего севера. Так называемую «паревую»  резьбу широко применяли для отделки домашней утвари мордовские мастера.

  Для  занятий геометрической резьбой  необходим один инструмент-

косой нож. Мы его изготовляем из тонких обрезных фрез и немного изменяем его заточив его таким образом, чтобы получился носок и  пятка. Такой нож намного безопаснее т.к. им можно вырезать и пяткой, что позволяет работать «от себя», что намного безопаснее. Нож затачиваем очень остро и полируем при помощи пасты ГОИ. Зеркально отполированное лезвие дает чистый, сочный срез.

    Узоры геометрической резьбы  можно выполнять на любой древесине, но лучше это делать на липе, осине, ольхе. В дальнейшем, можно выполнять и на сосне, березе, дубе. Заготовка должна быть хорошо выстрогана, не иметь сучков и других пороков.

   Композиция геометрической резьбы  складывается из традиционных узоров, основным элементом которых является трехгранные выемки (треугольники), различные по форме, размеру и технике исполнения. Из комбинаций треугольников создают различные узоры: сколышки, цепочки, ромбы, витейки, змейки, розетки и др..

Разметку  узоров производят с помощью простого твердого карандаша, линейки и угольника. Для некоторых узоров требуется циркуль. Все элементы рисунка четко вычерчивают на заготовке.                                               Сколышки. Их размечают как равносторонние или равнобедренные треугольники и вырезают так. Нож погружают в дерево вертикально поочередно по двум сторонам треугольника к вершине, где он должен углубиться на 3-4 см, а около основания выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, снимают участок древесины между подрезанными сторонами. 

Одиночный узор треугольник размечают в виде равнобедренных треугольников. Затем делится линиями на 3 части. Нож втыкают вертикально в точку, где сходятся лучи на 3-4 мм, а в вершине угла выходит на поверхность. Так поступают по всем 3 лучам. (а) Затем с каждой стороны треугольника, постепенно углубляясь к точке схождения лучей, срезают лишнюю древесину. Получается треугольник, углубленный по трем плоскостям.     а              б

    Если в полосе треугольников вырезать все треугольники, стоящие на основании и повернутые вершиной вниз, то получится очень красивый узор- змейка.

 

    Если  к змейке снизу пририсовать  ее зеркальное отражение, то  получится розетка. Сияние в  круге  простое (в) вертушка (г)число лучей зависит от диаметра окружности, также от породы древесины.

  в        г 
 

 На  легко скалывающихся породах  лучи делают  более широкими и менее глубокими, чем на вязкой однородной древесине.

      При вырезании элементов следует  внимательно следить за расположением волокон. В зависимости от расположения волокон относительно разметки следует выбирать направление среза. Если попадет против волокон, то резьба будет грязной, грубой. При срезании треугольников сначала вырезают треугольник, расположенный по слою.

    Далеко не все получается сразу.  Типичные ошибки следующие:

Спешка  поскорее взяться за нож, школьники  небрежно выполняют разметку узоров, делая наколку разных элементов, углубляют нож не в точку схождения лучей, а около вершин углов, по лучам или по сторонам треугольника, пытаются выполнить резьбу без наколки.   

Отделка. Поверхность после резьбы покрывают лаком, до резьбы поверхность можно обработать морилкой, тогда резьба будет выглядеть более ярко. Поступают и иначе: лакируют поверхность, а затем вырезают.

ТЕХНИКА БЕЗОПОСНОСТИ

Наиболее  часто травмируются пальцы левой  руки, главная причина - невнимательность, поддерживающая рука должна находиться в стороне от зоны резания.

Нельзя  перемещаться по мастерской с резцом без защитного колпачка.

  

 Приложения:

 
 
 
 
 

(1)

 

           

 
 

(2)                 
 
 
 

                     (3) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Рекомендации для  учителей по художественной обработке  материалов.

      Основным  предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение учащихся в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

      Уроки технологии - это уроки, на которых ученики учатся делать что-то своими руками, где практика - это основная деятельность. Что самое главное - это деятельность творческая или художественная.

Информация о работе Теоретическая составляющая художественной обработки материалов