Творческая работа в технике пэчворк

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать и выполнить творческую работу в технике пэчворк.
Задачи:
- изучит возрастные психологические характеристики учащихся;
- выбрать объект деятельности в соответствии с возрастными характеристиками учащихся;
- изучит и проанализировать имеющийся теоретический материал по проблеме исследования;
- проанализировать существующие аналоги, выбрать технологию, инструменты и материалы для изготовления творческой работы;

Работа содержит 1 файл

итоговый.docx

— 1.54 Мб (Скачать)

Введение 

       Пэчворк (от английского patch – лоскут, заплатка и work – работа) – это лоскутная техника аппликации или шитье из лоскутов (кусочков) ткани.

       Данная  тема довольно актуальна, потому что  на сегодняшний день пэчворк самый распространенный вид рукоделия. На тему лоскутной техники есть очень много литературы, многие мировые модельеры создают шедевры пэчворка. А также образованно множество клубов любителей лоскутного шитья, регулярно проводятся выставки работ, конкурсы, фестивали.

       Искусство лоскутного шитья в последние десятилетия получило самое широкое распространение. Появилось много школ, в которых обучаются пэчворку или получают профессиональное образование.

       Изделия из лоскутков украшают дом, делают его уютнее. С их помощью интерьер обретает индивидуальность, ведь во всем мире невозможно найти два одинаковых изделия, сшитых из кусочков ткани. Лоскутная техника – многогранна и неповторима. И как бы вы ни старались повторить классический вариант пэчворка, все равно ваше изделие получится индивидуальным и неповторимым.

       К пэчворку стали относиться как к прикладному искусству, стали коллекционировать. Для многих женщин это искусство стало большим, чем хобби. Ведь это не просто рукоделие — это игра с формой и цветом, это творчество и ремесло, требующее мастерства, это сочетание традиции и современного дизайна. В то же время оно доступно буквально всем, не требует больших затрат и каких-либо особых материалов.

       Ремесло продолжает жить и привлекать все  большее количество поклонников. Не только домашние рукодельницы, но и  профессиональные художники создают  в этой технике панно, ковры, модели одежды. Творчество не имеет границ, и современный пэчворк с характерной символикой отражает новое восприятие в новых линиях и создает новые сюжеты.

           Этот вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает такие качества, как терпение и аккуратность.

       Цель  курсовой работы: разработать и выполнить  творческую работу в технике пэчворк.

       Задачи:

       - изучит возрастные психологические  характеристики учащихся;

       - выбрать объект деятельности  в соответствии с возрастными  характеристиками учащихся;

       - изучит и проанализировать имеющийся  теоретический материал по проблеме  исследования;

       - проанализировать существующие  аналоги, выбрать технологию, инструменты  и материалы для изготовления  творческой работы;

       - изготовить салфетку в технике  пэчворк.

       Объект: лоскутная техника пэчворк.

       Предмет: салфетка в лоскутной технике.

       Новизна проекта в разработке орнамента  и цветового решения.

       Практическая  значимость проекта заключается  в первую очередь в том, что  его может использовать учитель  как наглядное методическое пособие  для объяснения учащимся темы, также  может использоваться и самими учащимися. Во-вторых, сама салфетка может являться декоративным элементом в интерьере  кухни, или же служить скатертью  на столике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Психолого-педагогические основы организации  творческо-конструкторской  деятельности
    1. Психологическая характеристика обучаемого

       Объект  курсовой работы ориентирован на обучаемого подросткового возраста.

       Подростковый  возраст охватывает период от 10-11 лет  до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных  в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны  развития и жизни. Кризис подросткового  возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

       Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

       Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.

       Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве.

       Длительность  подросткового периода зависит, в частности, от конкретных условий  воспитания детей, от того, насколько  велик разрыв в нормах и требования, предъявляемых к ребенку и  взрослому. От ребенка требуют послушания, от взрослого - инициативы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопросов пола, в жизни же взрослых отношения  мужчины и женщины играют важную роль. Контрастность детства и  зрелости, между которыми он "находится", затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних  и внутренних конфликтов.

       Подростковый  возраст - это возраст жадного  стремления к познанию, возраст кипучей  энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые  черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие  от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым  действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед  собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется  известной импульсивностью. Порой  подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.

       Существенные  сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая  с каждым годом способность к  абстрактному мышлению, изменение соотношения  между конкретно-образным и абстрактным  мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого  мышления.

       Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают  большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства  патриотизма, интернационализма, ответственности  и др. Этот возраст характеризуется  и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения  к окружающей действительности. При  значительной склонности к романтическому у подростков более реалистичным и критичным становится воображение. Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе также черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.

       Развитие  интеллекта тесно связано с развитием  творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.                         Существуют три подхода к изучению возрастных закономерностей творчества, «креативности».

       Первый  подход прослеживает связь максимальной продуктивности с возрастом на основе анализа соответствующих продуктов  деятельности.  
           Второй подход можно назвать личностным: сравнивая свойства людей, известных творческими достижениями, со свойствами менее продуктивных людей, психологи пытаются определить важнейшие черты творческой личности. Оказалось, что более творческие люди, независимо от возраста и направленности интересов, отличались от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, желанием работать самостоятельно и - одновременно - уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Возрастных различий по этим качествам ученые не нашли.  
         Наконец, третий подход в исследовании творческих способностей ставит во главу угла изучение самих мыслительных процессов, которые предположительно отличают творческую мысль от нетворческой. Такое представление ближе всего к изучению собственно интеллекта.

       Подростковый  возраст занимает важную фазу в общем  процессе становления человека как  личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава  деятельности ребенка закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

 
1.2. Выбор объекта  деятельности 
 

       Объектом  проектирования была выбрана салфетка. На уроке девочкам предлагается выполнить  салфетку в технике пэчворк двухцветную квадратной формы. С одной стороны, она не является предметом первой необходимости, а с другой, она настолько плотно вписывается в интерьер и быт дома.

       Такой урок помогает развить у девочек  творческие способности и аккуратность. Салфетка или любое другое изделие, выполненное в лоскутной технике послужит отличным подарком или украшением интерьера.

       Основным  видом деятельности подростка является учение, но содержание и характер учебной  деятельности в этом возрасте существенно  изменяется. Подросток приступает к  систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив  педагогов. К подростку предъявляются  более высокие требования. Это  приводит к изменению отношения  к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали  привычным делом. Учащиеся, порой  склонны не утруждать себя лишними  упражнениями, выполняют уроки в  пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости.

       Изготовление  салфетки предлагается девочкам 7-го класса на уроках технологии. На эту работу выделяется четыре школьных урока и  на ее завершение - домашняя работа.

       В седьмом классе учащиеся по разделу  материаловедение и рукоделие должны знать:

       -  свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных материалов (физические, технические, технологические);

       -  традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;

       - виды тканей и возможности  их применения;

       - виды рукоделия;

       -   роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов.

       Учащиеся  должны уметь:

       - рационально организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

       -  выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;

       -  читать схемы, чертежи, эскизы деталей;

Информация о работе Творческая работа в технике пэчворк