Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:55, курсовая работа
Цель  курсовой работы: разработать и выполнить  творческую работу в технике пэчворк.
       Задачи:
       - изучит возрастные психологические  характеристики учащихся;
       - выбрать объект деятельности  в соответствии с возрастными  характеристиками учащихся;
       - изучит и проанализировать имеющийся  теоретический материал по проблеме  исследования;
       - проанализировать существующие  аналоги, выбрать технологию, инструменты  и материалы для изготовления  творческой работы;
       Так 
применяется метод 
Формы организации ТКД
Форма обучения - это целенаправленное четко организованная содержательно насыщенная и методико-оснащенная система взаимодействия учителя и учеников, результатом которого являются знания, умения и навыки.
Различают следующие формы обучения:
Достоинства: экономична, одновременно обучается весь класс, существует соревнование в учебе, имеет воспитательное значение.
Недостатки: равнение на среднего ученика, не учитывается индивидуальные темп учеников, требует значительное количество однотипного оборудования и средств обучения.
Достоинства: позволяет индивидуализировать темп учебной работы, осуществляется более полный контроль, более высокая степень обучаемости.
Недостатки: экономично не выгодно, не вырабатывается умение работать в коллективе, требуется высокая квалификация учителя.
Достоинства: воспитание коллективизма, обучение менее сильных учеников более сильными, равнение на сильных учеников, ответственность, аналогичная организация труда на производстве, позволяет организовать элементы учебного соревнования.
Недостатки: сложность в подборе заданий, позволяющего осуществить разделение труда по технологическим операциям.
Достоинства: позволяет организовать дифференцированное обучение.
       Недостатки: 
высокие материальные затраты и 
педагогического труда, сложность 
подбора учебных заданий и 
в управлении учебной деятельности 
урока, требует больше времени.  
       Вывод 
       Важный 
аспект трудового обучения - соединение 
обучения конкретному технологическому 
мастерству с предметной творческой 
деятельностью декоративно - прикладного 
характера. Художественная деятельность 
учащихся на занятиях находит разнообразные 
формы выражения при 
2. Теоретические основы
2.1. 
История развития 
лоскутной техники 
«Пэчворк» 
Начало искусства лоскутного шитья очень сложно проследить в истории, так как ткань не долговечна.
Но оно существовало уже в IX веке до новой эры, о чем свидетельствует экспонат, хранящийся в BOULAK-MUSEUM в Каире — лоскутное одеяло, выполненное в технике аппликации, египетскими женщинами. Сохранились мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI—VII вв н.э. Первый пэчворк, описанный в истории – хоругвь периода войн крестоносцев.
Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутов, появилось на территории Руси в незапамятные времена. Однако особую популярность оно приобрело во второй половине XIX века. Во многих городах в это время наладился выпуск замечательных тканей: узорных ситцев, ярких сатинов, бязей, миткалей и т.д., весьма доступных рядовым покупателям. Купцы, офени торговали материей даже в самых отдаленных северных уголках. Да и крестьяне все чаще отправлялись в город за покупкой отреза для желанной обновы.
       По 
возвращении домой хозяйки 
Согласно своему вкусу, фантазии и настроению выкладывали рукодельницы лоскутные узоры, подобно древним мастерам мозаики. Каждому лоскутику, специально хранимому для этого занятия, находили свое место в узоре, любовно подчеркивая его красоту и своеобразие. Словно калейдоскоп можно было рассматривать готовое изделие. Квадраты, треугольники то собирались в строгие геометрические орнаменты, то разбегались по полю в красочном многоголосии, перекликаясь с вышитыми и ткаными, резными и расписными самоделками. Длинные ленты из обрезков вставляли в челнок и ткали полосатые напольные дорожки, называемые в народе «дерюжки».
       Особой 
живописностью славились «
В России лоскутное шитье в понимании крестьянина было только лишь способом обновления гардероба, латанием и перешиванием старых вещей. Крой крестьянской одежды был очень прост, так как изначально предполагал длительное использование ткани. Семьи крестьян были многодетными, и одеть каждого ребенка в особые одежды было слишком накладно, поэтому и перекраивали взрослую одежду на детей. Вещи, которые совсем уж были не пригодны для ношения, использовали в качестве украшения жилища. Их сортировали, разрезали. Из лоскутов покрепче шили одела, занавески, а совсем изношенные использовали для вязания ковриков, плетения дорожек.
Постоянно совершенствуя этот вид рукоделия, женщины утверждались не только в умении шить, но и в способности к художественному творчеству.
В этот период зарождается символика пэчворка: так, например, свадебное покрывало с мотивом перекрещивающихся обручальных колец, рисунок с тюльпанами, скопированный с декора керамических изделий, чайный лист, напоминающий об Англии, бревенчатый домик и т. д.
Уже в XIX веке это искусство достигает здесь своего расцвета. Лоскутные одеяла, настенные панно шили повсеместно и индейцы, и белые поселенцы, они были непременной частью приданого.
В ХVIII – ХIХ вв. благодаря развитию промышленности появился веселый ситец. Он значительно украсил быт. Им подшивали ставшую короткой детскую одежду, а из обрезков ткани сшивали большое полотно – одеяло или занавески. Можно сказать, что именно так и зародилось искусство лоскутного шитья. Работы в русском стиле отличаются многоцветьем и яркостью.
В Европе лоскутное шитье появилось во времена крестовых походов. Пришло оно с Востока и надолго обосновалось в Голландии, Англии и Германии. Подражая производителям восточных и индийских тканей, экономные хозяйки, в домах с небольшим достатком, создавали модные текстильные предметы интерьера.
Вместе с переселенцами этот вид рукоделия попал и в Америку. Там он стал национальным видом декоративно-прикладного искусства. Семье переселенцев очень часто не хватало денег на покупку новой одежды. Бережливые хозяйки собирали по кусочкам хорошо сохранившиеся ткани и шили из них одежду, коврики, одеяла и т. д. Поначалу изделия шились как попало. Но постепенно росло умение мастериц, начали появляться новые приемы и техники, орнаменты и целые блоки.
Благодаря миссионерам лоскутное шитье из Америки распространилось по миру, и в каждой стране оно приобретало свои национальные черты. Этот вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает такие качества, как терпение и аккуратность.
Современные работы, широко представленные в музеях, это чаще всего настенные панно, сложные и ценные произведения искусства. Возможно именно просветительская работа музеев, организация выставок, обращение к этой технике художников по текстилю, способствовали возрождению этого вида искусства в наши дни. Так или иначе, но искусство лоскутного шитья в последние десятилетия получило самое широкое распространение. Появилось много школ, в которых обучаются пэчворку или получают профессиональное образование. Издано множество вдохновляющих книг и журналов.
       Ремесло 
продолжает жить и привлекать все 
большее количество поклонников. Не 
только домашние рукодельницы, но и 
профессиональные художники создают 
в этой технике панно, ковры, модели 
одежды. 
2.2. Инструменты и материалы, используемые при работе в лоскутной технике
 
             
Для работы в лоскутной технике нужны 
самые простые инструменты. 
       Для 
набора лоскутного полотна чаше всего 
используют хлопчатобумажные ткани: 
сатин и ситец.  Они хорошо стираются 
и относительно долговечны.  Но не стоит 
забывать и о шерстяных, вискозных, а также 
синтетических тканях. Добротные, изящные 
изделия можно создать из гобеленовых, 
драповых или велюровых тканей. А в работе 
над декоративными лоскутными панно можно 
применить любые материалы, казалось бы, 
не совместимые в одном изделии: кожу, 
парчу, шелк, кружево, хлопок, шерсть и 
т. д. Осторожнее с синтетическими 
тканями и тканями, которые быстро протираются 
и вытягиваются. Для работы годятся ткани 
всех видов, расцветок, различной фактуры 
и качества. Не следует пренебрегать даже 
сильно изношенными и полинявшими тканями. 
Они пригодятся для проклада и основы. 
При некоторых видах лоскутных работ в 
качестве основы необходимо применять 
плотные материалы. В таких случаях используют 
бязь, бортовку, флизелин или любую другую 
ткань, которую не жалко для этого употребить, 
так как она оказывается внутри готового 
изделия. 
Желательное условие — чтобы в одном блоке 
соединялись ткани приблизительно одинаковой 
плотности, т. к. тонкие участки быстрее 
изнашиваются, и все изделие может выйти 
из строя гораздо раньше, чем бы этого 
хотелось.
Иглы — это основной инструмент при сшивании лоскутков вручную. Желательно, чтобы они были тонкими, острыми. Для ручной стежки лоскутных изделий лучше использовать короткие иглы.
Английские булавки — они незаменимы на этапе соединении лоскутного верха, прокладки и подкладки. С их помощью можно скалывать все три слоя лоскутного изделия и таким образом избежать процесса ручного сметывания слоев. Кроме того, если вы шьете большое изделие, то ту его часть, которая в данный момент не находится в работе, можно свернуть и закрепить булавками.
Нитки для шитья желательно иметь различных цветов и оттенков: хлопчатобумажные №40, 50, 60 или армированные. Лучше, если нитки имеют тот же состав, что и ткань. Для отделочных, украшающих строчек и швов применяют шелковые нитки, мулине или люрекс.
       Если 
сложно подобрать цвет ниток или 
строчку желают скрыть, то работу выполняют 
прозрачными нейлоновыми 
Ножницы желательно иметь большие, острые (для раскроя тканей) и маленькие (для обрезания конца рабочей нити и других мелких работ).