Управление качеством проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

Согласно PMBOK, целью любого проекта является удовлетворение требований участников проекта. Обеспечение данной цели достигается путем обеспечения качества проекта.
Качество - это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Примеры качества: готовность, безотказность, безопасность, надежность.

Содержание

Стандарты серии ISO …………………………………………………. 3
Стадии управления качеством проекта ……………………………… 5
Планирование качества проекта ……………………………………... 8
Входная информация процесса планирования качества …… 10
Планирование качества: инструменты и методы ……………. 11
Планирование качества: выходы ……………………………... 13
Процесс обеспечения качества ……………………………………... 14
Входы процесса обеспечения качества ……………………….. 15
Процесс обеспечения качества: инструменты и методы …….. 16
Процесс обеспечения качества: выходы ……………………… 17
Процесс контроля качества …………………………………………. 18
Процесс контроля качества: входы …………………………… 18
Процесс контроля качества: инструменты и методы ………… 18
Выходы процесса контроля качества …………………………. 25

Работа содержит 1 файл

Управление качеством проекта2.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

     Задача  инструментов планирования качества - сделать процессы управления проектом предсказуемыми. Для планирования качества проекта рекомендуется использовать нижеследующие методы.

  1. Анализ прибыли и затрат: При планировании качества необходимо принимать во внимание соотношение прибыли и затрат. Основная выгода от выполнения требований к качеству заключается в уменьшении числа доработок, что означает большую производительность, меньшие затраты, и повышение удовлетворения участников проекта. Основные затраты на выполнение требований к качеству – это затраты, связанные с деятельностью по управлению качеством проекта.
  2. Программа обеспечения качеством  - план действий, обеспечивающий соответствие фактического качества проекта запланированному качеству. На рисунке 6 представлен пример фрагмента программы обеспечения качества.

Рисунок  6 - Пример фрагмента программы обеспечения качества 

     Разработка  программы начинается с подготовки исходной информации, включающей политики и процедуры компании в области качества, требования Заказчика, описание содержания проекта и ИСР. В политике обеспечения качества обычно излагаются способы управления качеством - процедуры обеспечения качества, принятые компанией. Основой для создания программы качества является ИСР. Программа качества для пакетов работ проекта получается путем суммирования программ обеспечения качества для всех элементов этого пакета, программа проекта - путем суммирования программ пакетов работ. Для измерения ожиданий Заказчика устанавливают стандарты качества (рис. 6, столбец 3). Стандарты могут быть международными, национальными или корпоративными. После того как стандарты качества установлены, нужно определить задачи, решение которых обеспечит соответствие стандартам (рис. 6, столбец 4), далее закрепляется ответственность за выполнение намеченных работ и сроки их исполнения.

     Как правило, работы по обеспечению качества не включаются в ИСР проекта и  не попадают в матрицу ответственности  и расписание проекта, а следовательно, не включаются в бюджет проекта, что приводит в дальнейшем либо к удорожанию проекта, либо к снижению запланированного качества. Разработка программы качества направлена на предотвращение этих проблем.

     Программа обеспечения качества проекта, имеющая  форму таблицы, дает высокую степень наглядности работ, обеспечивающих запланированное качество выполнения требований Заказчика. Недостатком данного инструмента является его сложность для команд, не привыкших к использованию стандартов.

  1. Бенчмаркинг включает в себя сопоставление действующего или планируемого проекта с другими проектами с целью выработать идеи для повышения качества исполнения проекта.
  2. Планирование экспериментов - статистический метод, позволяющий определить факторы, которые оказывают влияние на определенные переменные величины продукта или процесса.
  3. Стоимость качества - совокупная стоимость всех действий, направленных на повышение качества продукта или услуги и обеспечение их соответствия определенным требованиям, а также на предупреждение факторов, способных вызвать снижение качества продукта или услуги и их несоответствие требованиям (доработка).
     3.3 Планирование качества: выходы
  1. План  управления качеством - описание того, каким образом команда управления проектом будет осуществлять политику исполняющей организации в области качества. В зависимости от потребностей проекта план управления качеством может быть очень подробным или обобщенным.
  2. Контрольные списки процедур контроля качества - структурированный документ, который используется для подтверждения выполнения всех намеченных операций. Такие списки позволяют убедиться в правильной последовательности действий в часто выполняемых задачах. Контрольные списки качества используются в процессе контроля качества.
  3. Базовый план по качеству содержит требования к качеству данного проекта и служит основой для оценки и составления отчетов по исполнению требований качества.
  4. План управления проектом (обновления). Обновление плана происходит вследствие добавления к нему вспомогательного плана управления качеством. Запрошенные изменения подвергаются экспертной оценке и вносятся в соответствующие планы в процессе общего управления изменениями.

     4 Процесс обеспечения качества

     Обеспечение качества - процесс выполнения плановых систематических операций по качеству, которые обеспечивают выполнение всех предусмотренных процессов, необходимых для того, чтобы проект соответствовал установленным требованиям по качеству. Функцию обеспечения качества может выполнять команда проекта, руководство исполняющей организации, заказчик или спонсор, другие участники проекта. Для контроля качества проекта проводятся аудиторские проверки, целью которых является выяснение, удовлетворяет ли качество проекта стандартам, установленным в плане обеспечения качества.

     Процесс обеспечения качества включает методы непрерывного улучшения качества будущих  проектов. Знания и опыт по обеспечению  качества, накопленные в текущем  проекте, должны использоваться при  составлении планов обеспечения  качества последующих проектов.

     4.1 Входы процесса обеспечения качества
  1. План  управления качеством, содержащий описание, как будет осуществляться обеспечение качества в рамках проекта.
  2. Результаты оценки качества.
  3. План улучшения процесса.
  4. Информация об исполнении работ - это информация (о состоянии результатов поставки, о необходимых корректирующих действиях, а также отчеты об исполнении), которая используется при проведении аудита, экспертной оценке качества и анализе процессов.
  5. Одобренные запросы на изменение содержат изменения, касающиеся методов работы, требований к продукту, требований к качеству, содержанию и расписанию. Одобренные изменения проверяются на возможность их влияния на план управления качеством.
  6. Контрольные списки качества (метрики качества). Контрольный список представляет собой страницу с инструкциями для проверяющего лица. Пункты списка должны быть достаточно значимыми, поскольку, если контрольный список будет перегружен, его не будут использовать. Пример контрольного списка приведен в таблице 3.
 

     Таблица 3 - Контрольные списки для проверки управления проектом и отчетности (фрагмент)

Этап  проекта Ожидаемый результат Тип Да Нет
Анализ проекта Наличие протоколов по анализу результатов  каждой фазы проекта Критический    
Управление  проектом Документирование  корректирующих действий по уменьшению нежелательных последствий отклонений по срокам Серьезный    
Управление  проектом Управление  изменениями происходит в соответствии с утвержденной процедурой Серьезный    
Управление  изменениями Документирование  всех запросов на изменение в соответствии с принятой формой и их сохранение в единой базе Критический    

 

     7. Результаты контроля качества - результат выполнения операций по контролю качества. Данные о результатах контроля передаются исполняющей организации для использования в процессе обеспечения качества, для повторной оценки и анализа стандартов качества. Пример формы представления результатов контроля качества приведен в таблице 4.

     Таблица 4 - Форма представления результатов  контроля качества

№ п.п Объект  контроля качества Дата  замечания Замечание Автор замечания
         
         

     4.2 Процесс обеспечения качества: инструменты и методы
  1. Инструменты и методы планирования качества могут также использоваться для операций по обеспечению качества.
  2. Аудит качества - независимая экспертная оценка, определяющая, насколько операции проекта соответствуют, и соответствуют ли, установленным в рамках проекта или организации правилам процессам и процедурам. Целью аудита качества является выявление неэффективных и экономически не оправданных правил, процессов и процедур, используемых в проекте. Количество и сроки плановых проектных аудитов могут определяться основными этапами проекта или ключевыми событиями. Внеплановые аудиты проводятся по запросам Заказчика, руководителей департаментов и отделов. Аудиты качества проводятся на основе критериев, каждый из которых является следствием требований нормативной документации системы менеджмента качества (требование ISO 9000) и системы управления проектами (PMBOK). Схема проведения внутреннего аудита качества проекта может выглядеть следующим образом:
  • анализ исправления замечаний предыдущей проверки;
  • проведение проверки проекта в соответствии с контрольными списками;
  • оформление отчета о контроле качества;
  • информирование команды проекта о появлении новых отчетных документов.
  1. Анализ процесса предусматривает выполнение действий, описанных в плане улучшения процесса и направленных на выявление организационных и технических моментов, которые нуждаются в улучшении. 
     4.3 Процесс обеспечения качества: выходы
  1. Запрошенные изменения имеют целью проведение специальных мероприятий по повышению эффективности правил, процедур и процессов в исполняющей организации.
  2. Рекомендованные корректирующие действия. Корректирующее действие - это рекомендованное к немедленному исполнению действие, выработанное в результате мероприятий по обеспечению качества (аудита или анализа процессов).
  3. Активы организационного процесса (обновления). Обновленные стандарты качества используются в дальнейшем процессе контроля качества.
  4. План управления проектом (обновления) подлежит обновлению согласно изменениям в плане управления качеством, выработанным в результате процесса обеспечения качества. Запрошенные изменения в план управления проектом и во вспомогательные планы (добавления, изменения, удаления) подвергаются экспертной оценке и вносятся в соответствующие планы в процессе общего управления изменениями.

     5 Процесс контроля качества

     Контроль  качества - процесс, который включает отслеживание промежуточных результатов проекта, определение их соответствия принятым стандартам и разработку действий для устранения причин, вызывающих отклонения от стандарта. Управление качеством должно производиться на всех этапах выполнения проекта. Количественная оценка контроля качества осуществляется на основе статистического анализа и теории вероятности.

     5.1 Процесс контроля качества: входы
  1. План управления качеством.
  2. Результаты оценки качества.
  3. Контрольные списки процедур контроля качества.
  4. Активы организационного процесса.
  5. Информация об исполнении работ включает техническое измерение исполнения, состояние завершенности результатов поставки проекта и исполнение необходимых корректирующих действий.
  6. Одобренные запросы на изменение могут содержать такие изменения, как исправленные методы работы и исправленное расписание.
  7. Результаты поставки.
     5.2 Процесс контроля качества: инструменты и методы

     Для осуществления контроля качества используют следующие методы и средства:

Информация о работе Управление качеством проекта