Автотранспортные предприятия. История развития и основные концепции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Транспорт-перемещение людей и грузов (от латинского слова transporto – «перемещаю»), одна из важнейших областей общественного материального производства. Возникновением транспорта относится к древнейшим временам. В Древнем Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Для транспортировки грузов использовались рабы-носильщики которые переносили вьюки или тащили 2–4 колесные повозки. С ростом торговли появилось морское судоходство – гребные, а затем и парусные суда.

Работа содержит 1 файл

Автотранспортные предприятия.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

    В городах России главным образом  работал гужевой и городской  пассажирский электрический транспорт, но жизнь обусловливала необходимость  новых, более эффективных видов  городского транспорта взамен конки, трамвая и гужевых перевозок. Первый легковой автомобиль-такси «извозчик на автомобиле» с табличкой «Такса по соглашению» появился в Москве в октябре 1907 г., а в 1909 г. здесь образовалось «Товарищество автомобильного передвижения» для эксплуатации таксомоторов. В этом Товариществе в 1909 г. имелось четыре, в 1910 г. – 38, в 1913 г. – 224 легковых такси. 1908 г. Легковые автомобили. В зависимости от объема двигателя (в л) и сухой массы автомобиля (в кг) выделяют 5 классов легковых автомобилей: особо малый – до 1,2 л и до 850 кг (например, «Запорожец»); малый – 1,2–1,8 л и 850–1150 кг («Москвич», «Жигули», «Нива» и др.); средний – 1,8 – 3,5 л и 1150–1500 кг («Волга»); большой – 3,5–5 л и 1500 кг («Чайка»); высший, в котором литраж и сухая масса не регламентируются (ЗИЛ-4104).

    Различаются легковые автомобили и по типу кузова. Наиболее распространен среди легковых автомобилей закрытый кузов седан (у большинства машин – у  «Волги», «Москвича», «Жигулей»). У некоторых  автомобилей этих марок кузова без  багажника – типа универсал. Автомобили «Чайка» и ЗИЛ-117 имеют кузов лимузин с внутренней перегородкой, отделяющей место водителя от пассажирских сидений. У автомобилей ГАЗ-69, УАЗ-469 и некоторых других кузов типа фаэтон со складывающейся брезентовой крышей.

    Первое  автотранспортное предприятие в России возникло в 1901 году и состояло из пяти автомобилей. Но в связи с возрастающей потребностью в грузоперевозках к 20-м годам XX века в стране насчитывалось более семнадцати тысяч грузовиков; к началу Великой Отечественной войны — уже около двухсот тысяч. Тем не менее, автомобили выполняли в основном функцию подвоза и вывоза грузов с ж/д станций, а основной грузооборот приходился на железнодорожный транспорт.

    Новый этап в развитии автотранспортных предприятий начался в шестидесятых-семидесятых годах, в связи с возникновением новых предприятий и бурного строительства. На автомобильный транспорт приходилось около 80% всех грузовых и около 40% пассажирских перевозок. В 1963 году в СССР создано Главное управление международных автомобильных сообщений «Совтрансавто» Минавтотранса РСФСР.

    В зависимости от подчинённости автотранспортные предприятия в СССР подразделялись на общего пользования и ведомственные. АТП общего пользования находились в ведении министерств автомобильного транспорта союзных республик и осуществляли перевозки для предприятий всех отраслей, а также централизованные и междугородные перевозки. В каждой АССР, крае и области существовали автотранспортные управления или тресты, руководящие работой АТП. Автомобильный транспорт ведомственного подчинения принадлежал министерствам, ведомствам, а также колхозам и совхозам и выполнял все виды технологических и хозяйственных перевозок грузов по обслуживанию конкретных предприятий и строек.

    С распадом СССР объём автомобильных перевозок в России существенно снизился, однако в последние годы отрасль начала возрождаться: её рост в период с 2000 года по 2009 год составляет около 3% в год, объём международных автомобильных грузоперевозок вырос почти в 12 раз.

    В настоящее время, подавляющее большинство  грузовых АТП находится в частной собственности, а значительную часть автопарка составляет малотоннажный грузовой транспорт, доля перевозок которым составляет около 25% всего автомобильного грузооборота. В пассажирских перевозках основная часть принадлежит государству. 
 
 

    Характеристика  автотранспортных предприятий

    Автотранспортное предприятие (АТП)организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.

    Классификация автотранспортных предприятий возможна:

- по роду выполняемых работ:

  • грузовые,
  • пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковых автомобилей),
  • грузопассажирские,
  • специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).

- по организации производственной деятельности:

      • автобаза — АТП малых размеров, как правило, вспомогательное подразделение крупного предприятия или крупной организации.
      • автоколонна (автоотряд) — группа автомобилей, работающая в отрыве от основного АТП.
      • автокомбинаткомплексное АТП с количеством автомобилей 700 и более, состоящее из основного предприятия и нескольких филиалов, расположенных в районах обслуживания перевозками.
      • автопарк — АТП со стоянкой и техническим обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.
 

    Концепция управления автотранспортным предприятием в условиях нестабильной экономической среды

    Эффективность управления определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения  задач, т.е. подходов, принципов и  методов. Из всего многообразия научных  подходов к менеджменту, анализируемых  в литературе, выделим те концепции (направления), которые, с нашей точки зрения, наиболее эффективны в современных условиях.

    Это, прежде всего, системный подход к  управлению предприятием, рассмотрение организации как системы, состоящей  из взаимосвязанных частей; взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации; значение внешней среды и обратной связи для достижения успеха предприятия.

    Второе  научное направление, реализуемое  в современном управлении предприятием, сводится к применению методов количественных исследований, математического моделирования, вычислительной техники, информационных систем и составляет суть количественного подхода в менеджменте.

    Третье  направление менеджмента в условиях современной экономики реализуется  в ситуационном подходе к управлению. Пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией, требует изучение всей совокупности ситуационных факторов внешней и внутренней среды предприятия; самым эффективным методом управления предприятием является тот метод, который максимально адаптирован к конкретной ситуации.

    Четвертый подход к управлению предприятием реализуется  в концепции управленческого  процесса.

    Процесс управления является общей суммой всех функций управления. Основными функциями  являются функции планирования; организации; мотивации; учета; контроля и анализа. Коммуникации и принятие решений считаются связующими процессами, поскольку они необходимы для реализации всех основных функций управления.

    Четыре  указанных концепции управления являются наиболее адекватными современному состоянию экономики, однако, их реализация не решает проблему эффективного управления организацией в условиях рыночной среды.

    Возникает потребность в разработке методов  и подходов управления предприятием в условиях:

    - динамично меняющейся внешней и внутренней среды организации;

    - сложности и разноплановости  процессов, происходящих внутри  предприятия;

    - заведомой противоречивости целей  предприятия в условиях рынка  и невозможности их сведения  к одному критерию;

    - наличия и взаимосвязи формализуемых и неформализуемых целей и критериев;

    - неполноты, неточности исходной  информации;

    - слабой структурированности стратегических  задач предприятия.

    При управлении предприятием следует исходить из того, что, будучи сложной системой, оно является также системой стохастической, т.е. случайной, определяется двумя причинами:

    1) реальные сложные системы находятся  под воздействием большого числа  случайных факторов (случайное влияние  внешней среды),

    2) в сложных системах имеют место  отклонения конкретных значений параметров от средних величин, а также ошибки, на величину которых влияет сложность структуры (случайное влияние внутренней среды).

    Таким образом, формирование эффективной  системы управления автотранспортным предприятием требует разработки новой  концепции развития методологии управления предприятием, необходимой для стабильной работы в динамичной, неопределенной, нечеткой среде. В качестве такой концепции предлагается управление предприятием на основе вероятностно-адаптивного подхода.

    Определим ключевые положения вероятностно-адаптивного подхода, его основные идеи и сравним их с существующими концепциями управления предприятием (см. табл.1).

    Таблица 1 - Современные подходы к управлению предприятием

    Вероятностно-адаптивный подход к развитию методологии управления в условиях нестабильной экономической среды базируется на следующих принципах:

    1) принцип системности: предполагает  использование системного анализа  при выработке и принятии управленческого  решения о развитии транспортной  системы (автотранспортного предприятия). Применение этого принципа означает выделение реальной транспортной системы, определение ее структуры и функций, а также стабильности, эргодичности, надежности и тенденций развития; определение взаимосвязей системы и среды.

    Принцип предполагает создание информационной системы типа интеграции и стимуляции, отвечающей на вопрос: «Что будет, если?…»;

    2) принцип адаптивности: выражается  в создании системы методов  и моделей, тесно связанных  информационными связями, способной  легко приспосабливаться к реальным экономическим системам (АТП), процессам и условиям быстроменяющейся рыночной среды; использование системы методов и моделей определенной структуры для конкретного транспортного предприятия и для определенного периода времени.

    Зависимость системы методов и моделей от фактора времени и объекта управления не должно смешиваться с наличием в системе определенных методов и моделей, учитывающих зависимость параметров от времени, и задачами динамического моделирования;

    3) принцип гибкости: предполагает  использование в системе управления методов и моделей, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней быстроменяющейся среды и возможностей самой системы, а также вырабатывать адекватные им воздействия;

    4) принцип иерархичности: предусматривает возможность рассмотрения любой подсистемы автотранспортного предприятия как системы, при этом само предприятие представляет собой подсистему транспортной системы региона;

Информация о работе Автотранспортные предприятия. История развития и основные концепции управления