Длиннозвеньевой двухчелюстной канатный грейфер

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Грейферные краны и перегружатели до настоящего времени остаются основным средством перевалки сыпучих грузов в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте. Обязательным условием высокопроизводительной работы подобного оборудования является оснащение его грейферами, обладающими достаточной прочностью и жёсткостью. Вместе с тем практика эксплуатации двухчелюстных грейферов (спроектированных по действующим нормативным документам) показывает, что при интенсивной работе их фактическая средняя наработка до отказа не превышает одного года при нормативном сроке службы 10 лет, что приводит к увеличению затрат на ремонт, снижению производительности перегрузочных работ и повышению уровня риска аварий. Это свидетельствует о несовершенстве существующих методик расчёта грейферов.

Содержание

Введение
2
1. Общая характеристика работы
3
1.1 Длиннозвеньевой двухчелюстной канатный грейфер
3
1.2 Научные положения
4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
8
2.1 Обзор теоретических и экспериментальных работ
8
2.2 Пластическое течение идеально сыпучей среды
9
2.3 Движение греферного механизма
13
2.4 Метод расчёта напряжённого и деформированного состояния несущих структур грейфера
18
2.5 Экспериментальное исследование НДС челюсти грейфера
20
Заключение
22
Список использованных литератур

Работа содержит 1 файл

Miras greifer.doc

— 3.71 Мб (Скачать)

Полнота изложения материалов курсового проекта в опубликованных работах. Основные положения курсового проекта опубликованы в 12-ти работах, в том числе в 2 работах — в изданиях, входящих в перечень ВАК России.

Структура и объем курсового проекта . Курсовой проект состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы из 97 работ, 6 приложений, 350 страниц машинописного текста, в том числе 154 иллюстраций, 3 таблиц.

Автор благодарит доктора технических  наук Панасенко Николая Никитовича за консультации и ценные советы при проведении исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

    1. Обзор теоретических и экспериментальных работ

 

В первой главе проведен обзор теоретических и экспериментальных работ, посвященных исследованию двухчелюстных грейферов.

Процесс зачерпывания грейферами насыпных грузов изучали С.Л.Мак (1940), Л.И.Малеев (1981), В.К.Ильгисонис (1955), Б.П.Румянцев (1956) и др. Значительный вклад в разработку основ силового расчёта и определения зачерпывающей способности двухчелюстных грейферов внесли Б.А.Таубер (1967) и Р.Л.Зенков (1966).

Подходы Р.Л.Зенкова и Б.А.Таубера  к процессу зачерпывания двухчелюстными канатными грейферами насыпных грузов с уточнениями А.Б.Филякова получили дальнейшее развитие в работах В.Г.Соловьёва (1975; 1991), Н.А.Шевченко (1976), Г.Г.Каракулина (1980), С.В.Пронина (1989),  Ю.В.Фролкова (1990), А.С.Слюсарева (1991) и др. Они составили системы дифференциальных уравнений движения грейфера в процессе зачерпывания. Однако гипотеза о линейности механической характеристики двигателя замыкающей лебёдки не позволила им решить эти уравнения при неустановившемся движении грейферного механизма: то есть в периоды разгона и остановки привода. Кроме того, в некоторых из этих работ задача динамического анализа грейферного механизма была поставлена, но не реализована численно.

Значительный вклад в исследование прочности двухчелюстных грейферов внёс А.М.Ясиновский (1970). Однако предложенные им и применяемые по сей день методы силового и прочностного расчётов грейферов являются приближёнными и не удовлетворяют требованиям системности: при незначительном изменении конструкции, технологии изготовления или условий эксплуатации приходится заново строить расчётную схему и проводить дополнительные экспериментальные исследования натурных образцов. Например, для конструкций челюсти без поперечной стяжки и с поперечной стяжкой в существующей методике расчёта используются различные (главным образом — из стержней и пластин) расчётные схемы и различные системы коэффициентов (динамичности, усилия распора, неравномерности нагружения и т. д.).

Имеется необходимость в создании метода прочностного расчёта несущих  элементов грейфера как пространственных конструкций, взаимодействующих между  собой, более свободного от допущений  и использующего возможности  современных компьютерных технологий.

2.2 Пластическое течение идеально  сыпучей среды

 

Вторая  глава посвящена пластическому течению идеально сыпучей среды и определению сопротивлений при зачерпывании.

Приведено решение задачи о вертикальном внедрении плоского индентора в сыпучую среду. Предложены расчётные зависимости для определения торцевого и бокового давлений на индентор с учётом скорости движения индентора в сыпучей среде.

Многочисленные исследования показали, что наиболее приемлемой моделью для идеализации сыпучей среды является идеальный материал, который ведёт себя упруго вплоть до некоторого напряжённого состояния, при котором начинается пластическое течение. В отличие от идеально пластического, сыпучий материал имеет более сложный критерий текучести. В случае плоской деформации он называется критерием О.Мора — Ш.Кулона (1773) и выглядит так:

,  (1)

где — компоненты напряжения, φ — угол внутреннего трения сыпучего материала, c — сцепление материала. Для идеально сыпучей среды c=0.

Используя известное  графическое представление О.Мора для напряжённого состояния при плоской деформации, критерий текучести (1) может быть представлен как условие касательности круга Мора некоторым прямым, наклонённым к оси нормальных напряжений под углами (см. рис. 1)1.

Рис. 1. Круг Мора для пластического  состояния (неидеальной) сыпучей среды


 

Изображённый на рисунке 1 угол θ — это угол отклонения линии скольжения 1-го семейства от вертикали.

Дифференциальные уравнения равновесия сплошной среды при плоской деформации

     (2)

вместе с критерием  текучести (1) и граничными условиями  и составляют математическую модель пластического течения сыпучей среды.

В.Прагер (1951) предложил  компоненты тензора напряжений записать так:

,   (3)

где — угол скольжения, — среднее гидростатическое напряжение, — первый инвариант тензора напряжений. Тогда критерий текучести (1) удовлетворится тождественно, а уравнения (2) примут вид:

   (4)

где A, B, C и D — коэффициенты, зависящие от ψ и .

Уравнения (4) называются определяющими уравнениями идеально сыпучей среды. Их впервые получил Ф.Кёттер (1903). Академик С.А.Христианович (1938) исследовал систему (4) методами, разработанными А.Пуанкаре (1885), Р.Курантом и Д.Гильбертом (1937), и привёл её к каноническому виду. Оказалось, что система (4) — гиперболического типа, а её характеристики совпадают с линиями скольжения.

Автором аналитически доказано, что при вертикальном вдавливании  индентора, представляющего собой длинную пластину, в идеально сыпучую среду сетка характеристик для области пластического течения имеет вид (см. рис. 2), давление на торце OB индентора определяется формулой Л.Прандтля — Г.Рёйсснера (1920):

,    (5)

а нормальное давление сыпучей  среды на боковые стенки индентора вдоль линий ON и BK постоянно и равно

,   (6)

где h — глубина внедрения индентора, — так называемая «боковая пригрузка» от веса слоя зачерпываемого материала высотой h, и — коэффициенты пропорциональности, — основание натурального логарифма.

Рис. 2. Сетка характеристик  при вдавливании плоского индентора  бесконечной длины в сыпучую среду. Поперечное сечение




Для сухого песка с углом внутреннего трения угол скольжения равен , а коэффициенты пропорциональности равны

.

Ф.Б.Филяков (1972, 2004), проведя  обширные экспериментальные исследования, обнаружил, что сопротивление внедрению индентора существенно зависит от скорости, и предложил учитывать это коэффициентом динамической подвижности материала в формулах Р.Л.Зенкова. Опираясь на экспериментальные данные А.Б.Филякова, автор предлагает вместо модифицированных (А.Б.Филяковым) формул Р.Л.Зенкова использовать модифицированную формулу Л.Прандтля — Г.Рёйсснера (5) и формулу (6), считая условно, что угол динамического скольжения зависит от скорости так, как показано на рисунке 3. Тогда коэффициенты пропорциональности и тоже будут зависеть от скорости внедрения индентора.

Рис. 3. График зависимости  угла динамического скольжения

(в градусах) от скорости v (в м/с) движения индентора в сухом песке


 

Сопротивления вертикальному  внедрению и смыканию челюстей были определены по методике Б.А.Таубера  и А.Б.Филякова с использованием формул (5) и (6), и — с учётом принятой зависимости угла от скорости.

Челюсть была рассмотрена  в 6-ти положениях: от первоначального  заглубления до момента смыкания челюстей (см., например, рисунки 4 и 5). Алгоритм определения сопротивлений при вертикальном внедрении и смыкании челюстей реализован в разработанной для этого программе «Resistance».

Рис. 4. Нагрузки, действующие  на челюсть в положении 3

Рис. 5. Нагрузки, действующие  на челюсть в положении 4


 

2.3 Движение греферного механизма

 

В третьей главе рассмотрено движение грейферного механизма.

Движению механизмов вообще и грейферов в частности  в литературе уделялось и уделяется значительное внимание. Однако разработке универсальных алгоритмов анализа больших перемещений сложных механических систем посвящено ограниченное число работ. Широко используемый классический подход к анализу движения механических систем (в том числе и механизмов), основанный на формулировке дифференциальных уравнений движения в терминах обобщённых координат2, при рассмотрении различных механизмов ведёт к необходимости составления системы дифференциальных уравнений движения каждый раз заново. Заново приходится строить и парциальные системы. Этот процесс трудно автоматизировать.

Однако есть и другой подход. В той же работе Лагранж предложил записывать дифференциальные уравнения движения через некоторые другие координаты (не обобщённые, так как их число больше числа степеней свободы), а связи учитывать с помощью заранее неизвестных множителей3.

Матричное уравнение  кинетостатического равновесия половины грейферного механизма в форме уравнений Лагранжа I рода с неопределёнными коэффициентами выглядит так:

,   (7)

где — вектор ускорений:

,  

 — вектор неопределённых множителей:

,  

 — вектор внешних сил:

,  

 — матрица масс:

, (8)

.  (9)

 — матрица, полученная  дифференцированием всех элементов  матрицы (9) по времени, n=9 — число координат, p=8 — число связей, Φs — функции связей, (s = 1, 2, …, p). Цифрами на рисунке 6 обозначены звенья: 1 — челюсть, 2 — тяга, 3 — верхняя траверса, 4 — нижняя траверса, 5 — барабан механизма подъёма.

Определение p=8 избыточных координат по заданной (n-p)=1 обобщённой было реализовано с помощью минимизации суммы F

    (10)

квадратов невязок связей методом И.Ньютона, где  — вектор избыточных координат:

p=8 избыточных скоростей по заданной (n-p)=1 обобщённой скорости были получены из системы уравнений,  полученных дифференцированием p=8 уравнений связей по времени:

,    (11)

или в матричных обозначениях

,    (12)

где — вектор скоростей:

, (13)

Е.Ю.Малиновский и Л.Б.Зарецкий (1980) использовали такой подход при  анализе движения механизмов автокранов.

Уравнение (7) было использовано для  определения вектора ускорений и вектора неопределённых множителей по заданным векторам координат и скоростей в начале каждого шага интегрирования.

Для численного интегрирования системы дифференциально-алгебраических уравнений движения автором был разработан специальный алгоритм, являющийся модификацией метода линейного ускорения применительно к задачам с большими перемещениями. Алгоритм реализован в удобной для ЭВМ, матричной, форме, в разработанной для этого программе «Movement».

Разработанная математическая модель движения грейфера как механизма позволяет без существенной переработки вносить изменения в расчётную схему этой задачи в силу возможности автоматизации составления и решения системы дифференциальных уравнений движения с помощью ЭВМ. Это создаёт предпосылки для качественно нового подхода к созданию так называемых типовых методик расчёта (в частности, — методики расчёта грейферов): при всём многообразии конструкций грейферов для анализа их движения можно будет использовать одну математическую модель, известным способом видоизменяя определяющую систему уравнений.

С целью вычислительной верификации было выполнено имитационное моделирование грейферного механизма в программном комплексе «ADAMS» (рис. 7) фирмы MDI. Результаты этого решения были сравнены с результатами решения, выполненного в программе «Movement» (см. рис. 8). Хорошее совпадение сравниваемых параметров (расхождение — около 4 %) даёт основания полагать, что оба метода дают близкие к действительности результаты.

 

2.4 Метод расчёта напряжённого и деформированного состояния несущих структур грейфера

 

В четвёртой главе приведён метод расчёта напряжённого и деформированного состояния несущих структур грейфера — челюстей, тяг и траверс — на основе метода конечных элементов.

Был использован 4-узловой тетраэдральный конечный элемент с линейными функциями форм (Csth-элемент по Р.Галлагеру). Это позволило выполнить расчёт на прочность элементов грейфера.

Информация о работе Длиннозвеньевой двухчелюстной канатный грейфер