Грузоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Транспортной продукцией является услуга по перемещению товара и людей, поэтому транспорт относится не к производственной сфере, а к сфере услуг. Значение транспорта в сфере производства и потребления возрастает, в связи с глобализацией мировой экономики, международным и внутренним разделением. Транспортом перевозится значительная масса грузов, которая постоянно увеличивается. Следовательно, возрастает ответственность перевозчика за их сохранность в период перевозки. Поэтому актуальным вопросом является обеспечение качественной и безопасной перевозки грузов.

Работа содержит 1 файл

грузоведение курсовой.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

    При наличии договора об организации  перевозок грузов, перевозки осуществляются в соответствии с договором перевозки груза.

    Оформление  договора перевозки груза необязательно, если его условия согласованы  договором об организации перевозки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Транспортная  характеристика груза. Ее значения для обеспечения качества перевозок.

    Одной из основных задач перевозчика является обеспечение качественной перевозки грузов, для сохранности качества перевозимого груза, необходимо знать его свойства и особенности, а также процессы, происходящие в веществе груза и оказывающие влияние на его состояние.

    Груз  обладает следующими свойствами:

    Гигроскопичность  – свойство вещества поглощать водяные пары из воздуха или выделять их. Процесс поглощения водяных паров называется абсорбцией, выделения – десорбцией. Эти процессы обуславливаются тепловым движением водяных паров.

    Влажность – физическое состояние вещества, характеризуемое степенью насыщенности его влагой.

    Слеживаемость – свойство зернистых и порошкообразных грузов частицы, которых  могут уплотняться и связываются между собой в процессе хранения.

    Сыпучесть – свойство подвижности отдельных частиц насыпных грузов в зависимости от формы, однородности частиц и влажности.

    Разжижение – свойство частиц некоторых грузов, уменьшать силу сцепления между собой, а при повышении влажности изменять угол естественного откоса штабеля, создавая текучесть.

    Смерзаемость – свойство насыпных и навалочных грузов, находящихся во влажном состоянии. Обусловленное кристаллизацией воды, покрывающей частицы груза.

    Морозостойкость – способность влажных грузов или тары, содержащей жидкие продукты, сохранять при оттаивании свои качественные показатели и выдерживать, не разрушаясь, внутреннее давление льда.

    Теплостойкость – способность продуктов противостоять разрушению, плавлению, порче и развитию микробиологических процессов под воздействием высоких температур.

    Огнестойкость – способность материалов и конструкций не воспламеняться при соприкосновении с огнем и сопротивляться их воздействию.

    Самовозгорание – способность некоторых грузов (уголь, зерно и др.) повышать температуру при соответствующих условиях хранения и перевозки до загорания.

    Взрывчатость – способность взрываться некоторых химических веществ и их смесей.

    Вредность – свойство некоторых грузов оказывать вредное воздействие на организм человека.

    Коррозия – разрушение черных и некоторых цветных металлов в результате химических и электрохимических процессов на их поверхности, протекающих в неблагоприятных условиях внешней среды.

    Хрупкость – неспособность сопротивляться ударным нагрузкам.

    Распыляемость – способность мельчайших частиц грузов, находиться длительное время во взвешенном состоянии и перемещаться при движении воздуха.

    При перевозке продуктов животного и растительного происхождения под влиянием ферментов, выделяемых их клетками, происходят процессы:

      Дыхания,

      Дозревания,

      Прорастания,

      Автолиза.

    Дыхание - окисление кислородом воздуха их составных элементов и сопровождается потерей сухих веществ.

    Дозревание - в результате происходящих ферментативных процессов сахар хлебных зерен переходит в крахмал, а в плодах и овощах крахмал превращается в сахар.

    Прорастание - происходит в условиях повышенной влажности и соответствующей температуры, сопровождаясь усиленным дыханием.

    Автолиз - состоит в растворении тканей некоторых продуктов (мясо, сельдь, мука), обусловленном распадом белков, углеводов и жиров под влиянием ферментов.

    Брожение  вызывается разложением углеводов под влиянием ферментов.

    Различают несколько видов брожения:

    Спиртовое, молочнокислое, маслянокислое, уксуснокислое.

      При спиртовом брожении сахар превращается в спирт и углекислый газ.  При молочнокислом брожении сахар превращается в молочную кислоту. При маслянокислом брожении образуется масляная кислота, которая придает продуктам прогорклый вкус. Уксуснокислое брожение – это превращение спирта в уксусную кислоту.

    Гниение – результат действия гнилостных различных микроорганизмов, вызывающих распад белковых веществ и порчу продуктов.

    Плесень последствие попадания плесневых грибков во влажную среду. 

    При перевозке грузов перевозчик для обеспечения качества груза обязан учитывать влияние на груз факторов внешней среды, которые могут оказывать отрицательное воздействие на груз, в других – положительное (дыхание).

    Основными факторами внешней среды, оказывающие влияние на грузы, являются: воздух, температура, влажность и свет.

    Свет  усиливает расщепление жиров  и вызывает их прогоркание и прорастание. Многие пищевые продукты (вино, сыры, колбасы, и др.) под воздействием света изменяют свой цвет и вкусовые свойства. Ткани, бумага, кожа изменяют окраску.

    Воздух  состоит из нескольких газов (кислород, аргон, водород и др.). Кислород воздуха влияет на процессы окисления, которые в жировых веществах вызывают прогоркание и высыхание, в зерновых продуктах и волокнистых веществах – самосогревание, на поверхности металлов – коррозию. В присутствии кислорода развиваются микроорганизмы и плесень. Вместе с тем для сохранности некоторых пищевых продуктов (зерна, овощей, фруктов, яиц) кислород необходим, так как способствует процессам дыхания и дозревания.

    Температура и влажность воздуха имеют важное значение для сохранения качества многих грузов, так как повышение их против оптимальных значений обычно усиливает биохимическое и микробиологические процессы в веществе продуктов. Поэтому при хранении груза на складе и перевозке на судне необходим оптимальный уровень температуры и влажности воздуха. При отсутствии кондиционирующих установок это достигается путем правильной укладки грузов и естественной или искусственной вентиляции.

    Влажность воздуха определяет следующие показатели:

  • абсолютная влажность (е) – количество водяных паров (выраженное в граммах), содержащиеся в 1м воздуха. Воздух, содержащий максимальное количество водяных паров, которое он при данной температуре способен удержать, называется насыщенным (Е).
  • относительная влажность (R) – выраженное в процентах отношение абсолютной влажности (е) к показателю насыщенного воздуха (Е) при той же температуре, R=100e/E, %

    влагоемкость, или дефицит влажности (Д) воздуха – способность его при данной температуре и давлении поглощать влагу до насыщения; определяется разностью между показателями насыщенного воздуха и абсолютной влажности (Д = Е – е)

  • точка росы – температура, при которой взятый в определенных условиях воздух становиться насыщенным , а при незначительном ее понижении водяные пары воздуха конденсируются и выпадают из атмосферы.
 

    Речным  транспортом принимаются к перевозке различные виды грузов. Отличающиеся по своим физико-химическим свойствам, габаритам и т.д. и требующие индивидуальных условий перевозки и хранения. В зависимости от физико-химических свойств и требований к перевозке и хранению все грузы подразделяются на следущие группы:

    1. штучные;
    2. массовые;
    3. особорежимные;
    4. скоропортящиеся.

    Штучными  грузами являются различные состоящие из отдельных мест грузы, они делятся на группы: мешковые (сахарный песок, крупы, цемент); киповые (шерсть, хлопок); катнобочковые (бочки, покрышки); пакетные, контейнерные, металлы.

    К массовым грузам относятся наливные (нефть, нефтепродукты); насыпные (зерновые, пылящиеся (мука, цемент, зерно, удобрения)); навалочные (камень, лес, дрова).  Характеризующиеся значительной массой одной партии груза.

    К особорежимным грузам относятся  грузы, которые хранят и перевозят  по специальным правилам с определенным режимом (температурно-влажностный, противопожарный, карантинный). К этой группе грузов относятся опасные, скоропортящиеся, животные, птицы, сырые продукты животного происхождения.

    Скоропортящиеся подразделяются на две группы: рефрижераторные  и не рефрижераторные. К рефрижераторным относятся: свежее мясо, рыба и другие, которые требуют при перевозке особого температурного режима. К не рефрижераторным относятся: свежие овощи, капуста и другие.

    В зависимости от требований к совместному  хранению и перевозке различных грузов, все грузы подразделяются на грузы, обладающие агрессивными свойствами, подверженные агрессии и нейтральные. К первой группе относятся: химикаты, цемент, нефтепродукты, селедка и др. к группе грузов, подверженных агрессии относятся: сахар, соль, мука, металл. К нейтральным грузам относятся минеральные строительные материалы.

    Все тарно-штучные грузы подразделяются на:

    Тяжеловесные - грузы масса одного места которых  превышает 1,5 тонны.

    Легковесные – грузы, 1 тонна массы которых занимает объем более 2 куб.м (сено, солома, и другие аналогичные грузы.

    Длинномерные  – грузы, длина которых превышает 3 пог.м.

    Негабаритные  – грузы, которые не вписываются  в габариты железнодорожных путей.

    При группировке грузов обеспечивается возможность качественной перевозки. Однако под воздействием научно-технического прогресса на транспорте изменяется технология и организация перевозок грузов. Происходит укрупнение и унификация грузовых мест, специализация транспортных средств, обеспечивается представление комплекса транспортных услуг при взаимодействии всех видов транспорта, участвующих в перевозках грузов по технологии «от двери до двери получателя». Изменяется также транспортное состояние груза.

    Все это требует нового подхода к  обоснованию и выбору технологий перевозки, научной классификации грузов, что является актуальной задачей грузоведения, как научной дисциплины.      
 
 
 
 
 
 
 

Значение  и способы определения  массы грузов в  пунктах отправления  и назначения.

    Правильное  определение массы грузов при  приеме их к перевозке или выдаче получателю необходимо для определения количества перевозимого груза, взимания провозной платы, обеспечением качества перевозок.

    В зависимости от рода перевозимого груза, способа его перевозки, упаковки и т.д. его масса может быть определена следующими способами:

    - взвешиванием  на весах;

    - по  массе (нестандартной) отдельных  грузовых мест, указанной отправителем  на таре или самом грузе;

    - по  стандартной или условной массе  отдельных мест и их количеству;

    - обмером  объема груза с последующим переводом объемных мер в весовые;

    - по  осадке судна или замерам бункеров  судов;

    - по  замерам уровней нефтеналивных  грузов в береговых резервуарах  или танках судов.

    Определение массы грузов является одним из важнейших  условий договора перевозки и  имеет большое коммерческо-правовое значение. На основании данных о массе груза рассчитываются провозные платежи, учитывается выполнение согласованного объема перевозки, а также оценивается выполнение обязательства перевозчика по сохранной доставке груза.

    В статье 70 КВВТ указываются обязанности по определению массы груза между участниками договора перевозки. Грузоотправитель определяет массу груза согласно трафарету или стандарту, наносимому на грузовые места.

Информация о работе Грузоведение