Экономически особенности транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Современный транспорт состоит из шести видов: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадици

Работа содержит 1 файл

Экономические особенности транспорта и их учет в ценообразовании.pptx

— 1.65 Мб (Скачать)

Льготные тарифы применяются  при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих  железных дорог.

 

Местные тарифы устанавливают  начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры  плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в  пределах данной железной дороги.

 

Кроме провозной  платы железная дорога взимает с  грузополучателей и грузоотправителей  платы за дополнительные услуги, связанные  с перевозкой грузов. Эти платы  называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание  или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, за их дезинсекцию, за экспедирование грузов, за погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.

         Перечислим  основные факторы, от которых  зависит размер платы при перевозке  грузов по железной дороге.

 

    • Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной — весом до 25 тонн и объемом до полувагона, и мелкой отправкой — весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона.

 

    • Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

 

    • Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние — при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние -в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

 

    • Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

 

    • Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, а могут быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

 

    • Количество перевозимого груза. Фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

        На  автомобильном транспорте для  определения стоимости перевозки  грузов используют следующие  виды тарифов:

    • сдельные тарифы на перевозку грузов;
    • тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
    • тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
    • тарифы изпокилометрового расчета; тарифы за перегон подвижного состава; договорные тарифы.

 

    • На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
    • расстояние перевозки; масса груза;
    • объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса; грузоподъемность автомобиля; общий пробег;
    • время использования автомобиля; тип автомобиля;
    • район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.

Каждый из тарифов на перевозку  грузов автомобильным транспортом  учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета  стоимости перевозки по сдельному  тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза  и его класс, характеризующий  степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах' по тарифу за повременное пользование грузовыми  автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования  и общий пробег.

 

Во всех случаях  на размер платы за использование  автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми  различиями в уровне себесто­имости перевозок грузов по районам. Корректировки  в тарифную стоимость вносятся с  помощью так называемых поясных  поправочных коэффициентов.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные  работы и другие связанные с перевозками  услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

 

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке.

 

Если груз следует  по направлению устойчивого грузового  потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При  этом груз движется по расписанию и  оплачивается объявленному тарифу.

 

В том случае, когда  при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными  районами плавания, с постоянными  портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой  ставке. Фрахтовая ставка устанавливается  в зависимости от конъюнктуры  фрахтового рынка и обычно зависит  от вида и транспортных характеристик  груза, условий рейса и связанных  с ним расходов.

Грузовые тарифы

 

     Особенности  построения грузовых тарифов  на различных видах транспорта  зависят, прежде всего, от вида  груза, поэтому на всех видах  транспорта существует Единая  тарифно-статистическая номенклатура  грузов (ЕТСНГ), в которой указывается  класс груза, связанный с использованием  грузоподъемности транспортного  средства.

    •  На железнодорожном транспорте грузовой тариф дифференцирован по таким признакам, как класс, количество и отличительные признаки груза (жидкий, твердый); расстояние перевозки; вид отправки (повагонная, мелкая, отправка в контейнере и др.); тип вагона (универсальный, специализированный и т.п.), а также его принадлежность МПС или заказчику; вид сообщения (прямое, смешанное, международное); номер тарифной схемы (по специальному классификатору маршрутов); сборы за уборку вагонов, сопровождение грузов, хранение и тому подобные операции. Уровень тарифов для сырьевых и массовых дешевых грузов ниже за счет их повышения на другие грузы.

 Для перевозок крупногабаритных  тяжеловесных грузов на специализированном  подвижном составе введен специальный  тариф. Существуют свободные тарифы  на услуги, которые железная дорога  не обязана предоставлять, но  делает это по просьбе потребителей, например досрочную доставку, использование  вагонов новых типов, розыск  грузов до истечения срока  доставки, переадресацию грузов, находящихся  в пути и др. Могут быть и  договорные тарифы (обычно как  надбавки к действующим) при  повышенном качестве обслуживания, например при подаче вагонов  по графику потребителя. 

            Существует система штрафов за  различные нарушения, например  задержку в пути, при перегрузочных  работах или за грязный вагон  и др.

 На автомобильном  транспорте применяется несколько  видов тарифов на базе спроса  и предложений с учетом затрат  на перевозки. Основной документ, регламентирующий формирование  свободных тарифов, — это «Временный  порядок установления и применения  тарифов на перевозки грузов  автомобильным транспортом в  РФ», а также Прейскурант 13-01 (базовый документ — основа  определения конкретных тарифов).

Существуют следующие  виды тарифов:

 

          -сдельный — устанавливается  за перевозку 1 т груза определенного  класса конкретной массы отправки  в зависимости от расстояния  перевозки. Применяется чаще всего  при перевозке основной массы  наиболее дешевых грузов, особенно, если погрузочно-разгрузочные работы  не представляют большой сложности; 

            -тариф из условия платных автотонно-часов за 1 автотонно-час и каждый километр пробега с грузом — применяется при перевозке такой номенклатуры грузов, где могут быть задержки при перегрузочных работах (автопредприятие как бы страхует свои возможные потери времени, а следовательно, и потерю производительности). Используется в настоящее время редко;

            -повременный — за время использования  транспортного средства, в зависимости  от его грузоподъемности и  за каждый километр пробега.  Его применяют обычно при перевозке  такой номенклатуры грузов, где  время на передачу груза может  значительно превосходить время  перевозки. Это касается, прежде  всего, торговых грузов, которые  необходимо взвешивать, считать  и т.п., а также оформлять значительное  количество документов;

            -тариф из покилометрового расчета — зависит от грузоподъемности транспортного средства и километража. Применяется в отдельных случаях, например для доставки автомобиля клиенту;

            -договорной — устанавливается  при особых требованиях заказчика,  за особое качество или сложность  перевозки. Применяется в отдельных  случаях, например, при перевозке  крупногабаритных тяжеловесных  грузов, отличающейся особой сложностью  и, как правило, пониженными  скоростями движения, а также  при требованиях доставки груза  в более сжатые сроки.

 При составлении тарифов  учитывают дорожно-климатические условия региона с использованием поясных коэффициентов. С помощью коэффициентов или надбавок учитываются и другие особенности перевозки, например применение специализированного подвижного состава.

На внутреннем водном транспорте тариф свободный, устанавливается  за 1 т груза (по классам), по району плавания и расстоянию, партионности отправки (судовые, сборные, мелкие), ставке за начальноконечную операцию, схемам движенческих операций, ставкам сборов на погрузочно -разгрузочные работы, взвешивание, хранение и др. Мелкой отправкой считают массу груза менее 20 т (тариф повышается на 60 % по сравнению с судовой отправкой), сборной считается отправка массой более 20 т (тариф повышается на 20 % по сравнению с судовой). Тариф устанавливают обычно путем введения коэффициентов к Прейскуранту, или предприятие рассчитывает его на основе реальных затрат.

Исключительный тариф  устанавливается по пароходствам. Применяются  различные виды штрафов и премий, например «диспач» — премия за досрочную  погрузку судна.

            Договорные тарифы применяют  при сокращении норм времени  доставки, использовании специализированных  судов, завозе ГПУЗОВ на малые  реки с ограниченным сроком  навигации и др.

            Тариф морского транспорта зависит  от вида груза, плавания (заграничное  или каботажное), сообщения (прямое  или смешанное), региональных природно климатических особенностей морских бассейнов, типов подвижного состава (рефрижератор, ролкер, лихтер и др. — специальный тариф). Тариф строится по двухставочному принципу с учетом стоимости 1 тонно-мили (движенческая операция) и стоимости стояночной операции за 1 т груза, связанной с длительностью перегрузки.

     Движенческая ставка для сухогрузов зависит от удельного объема 1т груза и совместимости грузов при перевозке; стояночная — по группам портов для 12 групп сухогрузов. Для наливных грузов существует движенческая ставка, единая по бассейнам, и несколько групп ставок для стояночной операции по типу груза: сырая нефть, масла, спирты и др.

            Тариф рассчитывается как сумма  стояночных ставок и произведение  движенческой ставки на среднее  расстояние по тарифному поясу,  а также дополнительных плат, сборов, штрафов за простой судов  (демередж) и т.д. 

            Тариф на услуги по перегрузке  в портах, сборы за проход по  внутренним водным путям иностранных  судов, использование ледокольного  флота и др. регулируются государством. К регулируемым портовым относят  сборы за использование маяка,  причалов, якорей, лоцманских судов,  навигационной техники и др. Ставки  портовых сборов дифференцированы  для российских судов в каботажном  или загранплаваний и для иностранных судов.

        Тарифы  устанавливаются по морским бассейнам. Например, в портах Дальнего Востока (Находка, Ванино, Владивосток и др.) для судов загранплавания Сахалинского морского пароходства предоставлены скидки до 50 % с различных портовых сборов, сборы за работу ледоколов на трассе Северного морского пути взимаются с клиентуры круглогодично, хотя сопровождение ледоколом идет не всегда. Погрузочно разгрузочные работы, хранение груза и выдачу его, учет и другие операции проводят в порту стивидорные компании, являющиеся отдельной структурой внутри порта. Тарифы для заграничного плавания строятся по иным принципам. Поскольку морской транспорт осуществляет перевозки между странами с различными законодательствами и принятыми требованиями и, как правило, в смешанном (мультимодальном) сообщении, то он должен ориентироваться на базисные (основные) условия поставки как общепризнанные международные обычаи, которые должны выполняться любой участвующей стороной. Основную роль играют условия поставки, а главное — момент перехода ответственности за груз или риски. Условия поставки разработаны Международной торговой палатой в виде «Правил ИНКО-ТЕРМС» (подробнее см. разд. 8.1).

Информация о работе Экономически особенности транспорта