Юридические основы формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение и изучение юридических основ формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок.
Для достижения указанной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
Рассмотреть правовые основы планирования перевозок на железнодорожном транспорте.
Изучить договор перевозки как основание для выполнения плана перевозок.

Работа содержит 1 файл

7773 Транпорт право.doc

— 99.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Транспорт – одна из важнейших  составных частей материальной базы экономико-правовой отрасли, он играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так  как осуществляя перевозки грузов и пассажиров в соответствии с потребностями производства обеспечивает тем самым нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий.

Транспорт является связующим  звеном в экономике любого государства  и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. Транспорт способствует людям перемещаться из одной точки в другую, перевозить с собой или отдельно от себя багаж и различные грузы. С помощью транспорта юридические лица осуществляют торговую деятельность. Транспорт позволяет людям во всем мире общаться с помощью почтовых отправлений. В гражданско-правовом аспекте функция транспорта реализуется в договоре перевозки. Высокая роль транспорта обусловливает актуальность рассматриваемой темы.

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение и  изучение юридических основ формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок.

Для достижения указанной  цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть правовые основы планирования перевозок на железнодорожном транспорте.
  2. Изучить договор перевозки как основание для выполнения плана перевозок.

 

 

1. Правовые основы планирования  перевозок на железнодорожном  транспорте

 

Железнодорожные перевозки – надежный способ доставки груза (продукции, товара) до места назначения, поэтому в общей структуре перевозок они занимают значительное место.

При выполнении перевозки грузов железные дороги вступают в определенные отношения с грузовладельцами. Эти взаимоотношения регламентируются определенными нормами и положениями, едиными и обязательными как для железных дорог, так и для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами. Основным документом, устанавливающим права и обязанности, а также нормы ответственности железных дорог, с одной стороны, и тех организаций и лиц, которые пользуются ими, с другой, служит Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации1, который имеет силу закона.

В процедуре железнодорожных перевозок можно выделить несколько этапов:

– планирование перевозки грузов;

– операции приема железной дорогой груза к перевозке;

– выдача груза получателю.

Каждый из этих этапов имеет определенный порядок и требует от сторон – участниц перевозки четкого соблюдения соответствующих правил.

Перевозка грузов железнодорожным  транспортом организуется на договорных основах. Отметим, что, как правило, между железной дорогой и грузоотправителем  заключается договор об организации  перевозок грузов (ст. 10 Устава железнодорожного транспорта). В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки. Работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.

Однако перевозка может  осуществляться по отдельным заказам  без заключения договора на условиях, согласованных железной дорогой  и отправителем.

С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении – это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении – ежесуточная заявка, недельный календарный план.

При выполнении обязательств по перевозке  грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка. Заявка является важнейшим  средством организации перевозки  грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Грузоотправитель обязан подавать заявки перевозчику не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов (ст. 11 Устава железнодорожного транспорта), а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении, – не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.

Особенностью в порядке  подачи заявки на железнодорожном транспорте является установление в ст. 11 Устава железнодорожного транспорта оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов. (Таких оснований в транспортных кодексах и уставах других видов транспорта не предусмотрено.)

В соответствии со ст. 11 Устава железнодорожного транспорта такой отказ возможен в случаях:

– введения согласно ст. 29 Устава железнодорожного транспорта прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;

– отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку груза;

– обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

– в ином случае, предусмотренном Уставом железнодорожного транспорта, иными нормативными правовыми актами2.

В этих случаях перевозчик возвращает заявку на перевозку грузов с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевозку грузов.

В соответствии со ст. 11 Устава железнодорожного транспорта владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на перевозку грузов и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщении возвращает заявку на перевозку грузов перевозчику с отметкой о результате согласования.

В соответствии с Уставом  владелец инфраструктуры имеет право (в случаях, прямо предусмотренных ст. 11 Устава железнодорожного транспорта) отказать перевозчику в согласовании заявки на перевозку грузов. При этом отказ в приеме и согласовании заявки на перевозку грузов может быть обжалован в судебном порядке.

Основной задачей планирования грузовых перевозок является установление предстоящих объемов, структуры  и направлений. От размеров перевозок  зависят объем работы подвижного состава, эксплуатационные расходы  и доходы дорог, а также контингент. Структура перевозок грузов и грузооборота обуславливает потребность в вагонах разных типов и размеры поставки нового подвижного состава.

Правильно составленный план перевозок является важнейшим  условием высокого качества всего транспортного плана. Поэтому на основе плана перевозок определяются, по существу, показатели всех остальных разделов, т.е. плана работы подвижного состава, плана эксплуатационных расходов, плана по труду, плана материально-технического обеспечения и т.д.

В плане перевозок можно выделить:

– объемные показатели (отправление, прием, прибытие, сдача, перевозки, грузооборот);

– качественные показатели (средняя дальность, средняя густота перевозок).

Наряду с грузооборотом  и отправлением грузов система показателей  плана перевозок должна включать данные, необходимые для расчета всех остальных разделов плана железнодорожного транспорта.

После ликвидации МПС  России функцию планирования перевозок  осуществляет ОАО «РЖД».

Планирование перевозок  и предъявление грузов к перевозке осуществляет грузоотправитель. Его правом является предъявить груз к перевозке, как в собственных вагонах, так и в вагонах ОАО «РЖД» либо других собственников. Выбор грузоотправителя зависит от условий, которые предлагает любой из собственников вагонов. Если грузоотправителя устраивает цена и качество обслуживания конкретного оператора, это является основным фактором в выборе партнера, на который не может повлиять ОАО «РЖД».

Предусмотрены следующие  показатели плана перевозок грузов:

– по железным дорогам: грузооборот в тарифных тонно-километрах, утверждаемый министром путей сообщения; отправление грузов в тоннах по установленной номенклатуре, утверждаемое министром путей сообщения; расчетные показатели – среднесуточная погрузка в вагонах; средняя статическая нагрузка на физический вагон; тонно-километры эксплуатационные общие с распределением по видам тяги; средняя дальность перевозок грузов; прием и сдача грузов в целом по дороге и по каждому стыковому пункту с соседней дорогой в тоннах с выделением основных грузов; распределение грузооборота в тонно-километрах и перевозок грузов в тоннах по видам сообщений (ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение);

– по регионам железных дорог показатели плана те же, что и по железным дорогам, но грузооборот устанавливается в эксплуатационных тонно-километрах и утверждается начальником дороги, а размеры приема и сдачи грузов в целом по отделению и по каждому стыковому пункту с соседними отделениями планируются без распределения по родам грузов3.

В месячных планах помимо перечисленных показателей предусматривают перевозку грузов маршрутами, организуемыми как грузоотправителями (отправительские маршруты), так и железными дорогами.

Перевозки распределяются по видам сообщений:

– местное – перевозки между станциями внутри дороги (местное сообщение на рассматриваемой дороге равно нулю);

– вывоз – отправление грузов на другие дороги (определяется как разность отправления и местного сообщения);

– ввоз – прибытие грузов с других дорог (определяется как разность прибытия и местного сообщения);

– транзит – перевозка грузов, поступивших с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги. Транзит можно определить несколькими способами: прием минус ввоз, либо сдача минус вывоз, либо общие размеры перевозок минус остальные виды сообщения (ввоз, вывоз, местное).

Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту называются перевозками  в прямом сообщении. В их осуществлении  участвуют две или более дорог.

В Уставе железнодорожного транспорта, исходя из рыночных отношений, не предусматривается государственное планирование перевозок грузов. В нем установлено, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками грузоотправителей, что, несомненно, свидетельствует о расширении их прав. Принятая железной дорогой заявка создает для нее обязанность подавать перевозочные средства, а для грузоотправителя – предъявлять грузы к перевозке.

 

2. Договор перевозки как основание для выполнения плана перевозок

 

Реализация принятых к исполнению заявок (заказов) на перевозку  грузов осуществляется путем заключения и исполнения договоров между  перевозчиками и отправителями.

Следует отметить, что, несмотря на изменение  экономической ситуации в стране и переход к рыночным отношениям, основные положения в транспортном законодательстве остаются неизменными  уже длительное время. В соответствии со ст. 785 ГК РФ4 по договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки грузов можно разделить на две части. Первая часть – это заключение договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком, в соответствии с которым грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз, а перевозчик, принимая его, обязуется доставить его по назначению. Вторая часть – это вступление в договор перевозки грузополучателя. Этим моментом следует считать получение грузополучателем грузовой квитанции (коносамента), которая, как правило, поступает в адрес получателя груза задолго до поступления самого груза. С этого момента у грузополучателя возникают не только права, но и обязанности (принять груз в установленном порядке, уплатить провозные платежи и т.д.).

Таким образом, договор перевозки  грузов является трехсторонним договором, в котором все его участники имеют права и обязанности.

Информация о работе Юридические основы формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок