Качество продукции и конкурентоспособность предприятия Понятие и показатели качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 79.90 Кб (Скачать)

Основой конкурентоспособности  предприятия является конкурентоспособность  его продукции. Конкурентоспособность  продукции – это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие  от товара-конкурента как по степени  соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента – потребительские  свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности  товара (услуги). Однако рыночные перспективы  товаров связаны не только с качеством  и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут  быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень  обслуживания.

Как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению  конкурентоспособности, ее основой  являются качество и цена. Вместе с  тем большую привлекательность  создает высокий уровень обслуживания. Исходя из этого, формула конкурентоспособности выглядит в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкуренцией – значит обеспечивать оптимальное  сочетание названных составляющих, т.е. повышать качество продукции, снижать  издержки производства, повышать уровень  обслуживания.

Крупные и мелкие фирмы  в конкурентной среде ведут себя не одинаково. Крупные фирмы обычно неохотно идут первыми на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи  для нее намного тяжелее, чем  для небольшой вновь образованной фирмы. И если речь идет не о фундаментальных  разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального  воплощения, то она вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный  процесс в развитых странах. Таким  образом, специализация малых фирм на работе с товарами порождается  стремлением фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность товара на рынке.

Согласно закону о  конкуренции в мире происходит объективный  процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к  его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме  угрозы банкротства. В результате постоянно  идет процесс «вымывания» с рынка  некачественной продукции.

Движущей силой  конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается  повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым  добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение  конкурентоспособности товара требует  новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и  реализация инноваций. 

Характеристика  конкурентоспособности

Конкурентоспособность характеризует возможности и  динамику приспособления предприятия  к изменяющимся условиям конкуренции. Индикаторы конкурентоспособности представлены в табл. 7.1.

Индикаторы  конкурентоспособности  продукции предприятия (на примере предприятия  по производству запасных частей для автомобиля)

Критерии Диапазон  оценок
Низкая Средняя Высокая
Относительная доля рынка     Лидер
Издержки/ цена     Меньше  прямых конкурентов
Отличительные свойства     Уникальное  предложение
Степень освоения технологии   Осваивается легко  
Острота конкуренции   Неструктурированная конкуренция  
Концентрация  клиентов Низкая    
Известность, имидж     Сильный имидж

Конкурентное  положение — позиция, занимаемая предприятием по отношению к конкурентам. Обеспечение превосходства над конкурентами или сохранение положения на рынке (его сегменте) достигается при помощи различных стратегий (имеющихся преимуществ, привлечения внимания потребителей, перехват инициативы).

Уровни  конкурентоспособности:

  1. Ориентация на известную стабильность положения на рынке за счет хорошего товара, удачно выбранного сегмента рынка.
  2. Предполагается внимание к конкурентам. Предприятие старается подражать ведущим конкурентам по технологии, организации производства, выпуску товара, сервису, заимствовать передовой опыт.
  3. Успех в конкурентной борьбе рассматривается не столько как функция производства, сколько как функция управления. Успех производства все больше зависит от повышения квалификации организации и эффективности системы управления предприятием (в том числе маркетинг).
  4. Ориентация на то, чтобы превзойти самые жесткие условия обеспечения конкурентоспособности. Такие предприятия обычно быстрорастущие и высокоприбыльные.
  5. Высшая компетентность руководства и персонала, нацеленность на инновации, привлечение к сотрудничеству поставщиков и посредников высокого уровня (это предприятия-лидеры).

Пути  достижения конкурентоспособности  предприятия:

  1. Возможность снижения издержек производства (чем ниже издержки производства, тем большими преимуществами обладает предприятие по отношению к конкурентам).
  2. Определение предприятием таких факторов производства (природных, трудовых, финансовых ресурсов), которыми оно оснащено лучше, чем другие конкуренты.
  3. Быстрая приспособляемость предприятия к изменениям внешней среды (возможность нововведений, диверсификация, преодоление входных барьеров, увеличение емкости рынка).
  4. Способность создания преимуществ товара (услуги) по сравнению с конкурентами.
  5. Возможность правильно определять и обеспечивать развитие наиболее эффективных стратегических зон хозяйствования (рынки, подразделения, периферия, товары).
 
 
 

Список литературы:

http://econportal.ru/index.php?page=kachestvo-produktsii-i-konkurentosposobnost-predpriyatiya

http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/konkurentosposobnost-predpriyatiya.html

http://markus.spb.ru/avtoritet/maslow-shper.shtml  

А. Маслоу. Маслоу о менеджменте. – СПб.: 2003 
 
 
 
 
 
 
 

САНКТ-ПЕТЕРБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ  АВИАЦИИ 
 

     Заочный факультет        Дата________________ №_____________ 
 
 
 

                                                 Контрольная работа 

                               По маркетингу 

      Студента 3 курса Абдулаевой Саиды Шуайбовны 

Учебный шифр    990344    Вариант _______________________ 

Оценка____________________ «______» _____________ 2012 г. 

Преподаватель-рецензент  каф. _ № 28_  __ Яшкин А. Р.______ 
 

                         

                                     
 
 
 
 

                                                    _______________________

                                                                             (подпись)

Информация о работе Качество продукции и конкурентоспособность предприятия Понятие и показатели качества продукции