Качество продукции и конкурентоспособность предприятия Понятие и показатели качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 79.90 Кб (Скачать)

Качество  продукции и конкурентоспособность  предприятия

Понятие и показатели качества продукции

  Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.

Понятие конкурентоспособности  — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия  существовать на рынке.

Конкурентоспособность — это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.

Важнейшим источником конкурентного преимущества одних  предприятий перед другими является производство продукции самого высокого качества, а также предоставление самых лучших услуг.

Качество продукции — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению. Качество продукции выпускаемой данный предприятием, должно отвечать государственным стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих организаций.

Качество  продукции — это один из основных факторов, способствующих увеличению объема реализации продукции и прибыли. Качество продукции — это основной показатель конкурентоспособности продукции выпускаемой продукции и предприятия.

Качество продукции, ее технический уровень оценивается  путем сопоставления технико-экономических  показателей изделий с лучшими  отечественными и зарубежными образцами, а также с изделиями конкурирующих  организаций. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим  показателям, характеризующим важнейшие  свойства изделий.

   Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

От выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Отсюда вытекает необходимость  постоянной, целенаправленной работы товаропроизводителей по повышению  качества продукции в сравнении  с аналогами конкурентов.

Понятие качества продукции  регламентировано в Российской Федерации  государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество может  быть только относительным, оно фиксируется  на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной  технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность её свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При  этом применяется термин «уровень качества».

Однако любой документ или эталон узаконивает определенную совокупность свойств лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя.

Основное место  в оценке качества продукции или  услуг в рыночной экономике отводится  потребителю, а стандарты (в том  числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный  опыт, накопленный в области качества. Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.

Показатели  надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.

Безотказность – это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является самым основным показателем качества.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного состояния.

Ремонтопригодность – это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость – это способность объекта сохранять свои свойства в определенных условиях.

Показатели  технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологическкх решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. С помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, энергии, труда при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

Показатели  стандартизации и  унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации в сравнении с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.

Эргономические  показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, внешний вид приборов и т.д.

Эстетические  показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и т.д.

Показатели  транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели  безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных  показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять  те потребности, для которых оно  предназначено. Но помимо этих показателей  важна еще и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор  свойств, которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством (Копт) понимается соотношение качества и затрат, что можно представить следующей формулой:

,

где: К – качество изделия;

С – затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

Определить знаменатель  формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты  по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные  показатели. Этим занимается наука  — квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

Виды  показателей качества продукции предприятия

Количественная  характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различаютобобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо о ее вида и назначения.

Сюда относятся  показатели, выражающие удельный вес:

  • новой продукции в общей сумме ее выпуска;
  • сертифицированной и несертифицированной продукции;
  • продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:

  • полезность продукции
  • надежность
  • технологичность,
  • эстетичность изделий.

Косвенные показатели, характеризующие качества продукции, это штрафы за некачественную продукции, сумма и удельный вес забракованной продукции, сумма потерь от брака, удельный вес зарекламированной продукции и др. 

Основными задачами анализа  качества продукции  являются следующие:

  • оценка технического уровня продукции;
  • выявление отклонений этого уровня по отдельным видам продукции по сравнению с базисным и теоретически возможным уровнями;
  • изучение структуры выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления;
  • выявление факторов, сдерживающих рост технического уровня и качества продукции;
  • поиск резервов повышения качества продукции и путей мобилизации этих резервов.

Качество ряда видов  продукции характеризуется сортом или кондицией. Здесь рассчитывается доля (удельный вес) продукции каждого  сорта (кондиции) в общем объеме производства продукции, средний коэффициент  сортности, средневзвешенная цена единицы  продукции.

При оценке выполнения плана по удельному весу продукции  каждого сорта фактическую долю каждого сорта в общем выпуске  продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества — с данными предыдущих периодов.

Если качество данного  вида продукции характеризуется  сортностью, исчисляется коэффициент сортности.

Коэффициент сортности = цена данного  сорта / цена высшего  сорта

Чем ближе к единице  средний коэффициент сортности, тем выше качество продукции. Коэффициент  сортности представляет собой средневзвешенную арифметическую величину.

Одним из показателей  качества изготовленной продукции  является наличие или отсутствие рекламаций покупателей, содержащих претензии  к качеству изделий. Следует проанализировать, каковы основные причины предъявления рекламаций и наметить пути устранения этих причин. Необходимо определить, какой  процент к общему объему реализованной  продукции составляют изделия, по которым  получены рекламации, и рассмотреть  динамику этого процента в течении ряда периодов времени. 

Информация о работе Качество продукции и конкурентоспособность предприятия Понятие и показатели качества продукции