Морской рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:08, научная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование морского рынка труда Украины, выявление существующих на нем проблем, а также предложения по решению этих проблем.
Объектом исследования является морской рынок труда Украины.
Предмет исследования: проблемы морского рынка труда и способы их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....….2
РАЗДЕЛ 1. РЫНОК ТРУДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ …………………...4
Понятие рынка труда………………………………………...………..4

Специфика рынка труда…………………………………...………….7

Особенности украинского рынка труда...….…………………..…….8

Рынок труда Одессы…………………………………………….……11

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ РЫНКА МОРСКОГО ТРУДА УКРАИНЫ И ЕГО ПРОБЛЕМАТИКА………………………………………………………………14
2.1 Анализ морской отрасли……………………………………………...14
2.2 Анализ рынка труда плавсостава…………………………………….18
РАЗДЕЛ 3ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ И УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЛАВСОСТАВА УКРАИНЫ…24
3.1 Предложения по улучшению работы морской отрасли Украины...24
3.2 Предложения по оптимизации работы плавсостава Украины…….26
ВЫВОДЫ…………………………………………...………………………........29
ЛИТЕРАТУРА………………..………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

ОНД.docx

— 59.45 Кб (Скачать)

     Например, Харьковский регион по представительству  научных и научно-технологических  организаций занимает первое место  среди регионов Украины. Здесь сосредоточено 56% основных средств научно-технической  деятельности. Харьков является лидером  на рынке труда в «воспитании  и подготовке» квалифицированных IT, технических специалистов, специалистов в области биохимической промышленности. В Донецке и области также  много ВУЗов, ПТУ, техникумов, которые  выпускают технических специалистов, но не все выпускники хотят идти работать на шахты, заводы, фабрики. В  то же время во Львове много вузов (институтов и академий), но катастрофически  не хватает профессионально-технических  училищ. Таким образом, наибольший дефицит  испытывают отрасли, которые нуждаются  в специалистах рабочих профессий.

     Кроме рабочих специальностей, выделяются следующие позиции, на которые сложно найти высокопрофессионального работника:  
           1. квалифицированные рабочие  
           2. инженеры производства  
           3. экологи  
           4. химики  
           5. технологи пищевого производства  
           6. специалисты страхования  
           7. специалисты машиностроения  
           8. специалисты строительства  
           9. бизнес-аналитики  
           10. PR-специалисты

     Говоря  о дефиците квалифицированного персонала, как в столице, так и в регионах Украины, следует понимать причины сложившейся ситуации, среди которых определяются следующие:

  • демографический кризис;
  • изменения в экономике страны (ускорение темпов жизни, экономическая нестабильность изменили ценности молодого поколения);
  • открытость границ (знание иностранного языка приводят к тому, что молодые специалисты, образованные, активные и целеустремленные, уезжают делать карьеру в столицу или за рубеж);
  • образование (вследствие реформ образования снизилось его качество, например, введение западной модели образования (Болонский процесс с 2005 г.), привело к тому, что каждая дисциплина вычитывается не глубоко, а суммарный результат выводится за количество написанных контрольных тестовых работ);
  • слабая адаптация существующей системы профессионального образования к требованиям развития экономики; и т.п.
 

 Для решения  проблем, сложившихся на украинском рынке труда, необходимо разработать  комплексную программу, направленную на устранение нехватки специалистов и квалифицированных рабочих. Возможно применение следующих мероприятий:

  • оценка общей потребности в рабочих местах и формирование рынка профессий; определение отраслевых приоритетов в создании новых, дополнительных и сохранении имеющихся высокопроизводительных рабочих мест;
  • внедрение механизма стимулирования создания рабочих мест для отдельных социально-демографических групп (молодежи, женщин, инвалидов, военнослужащих, уволенных из воинской службы и т.п.);
  • обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем предоставления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места;
  • предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных;
  • финансирование работы молодежи в частных фирмах путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места.

     Конечно, названные меры не гарантируют решения  всех проблем на украинском рынке  труда. Но, возможно, они позволят сдвинуть сложившуюся ситуацию с мертвой  точки. 

     1.4 Рынок труда Одессы 

     В экономике Одессы доминируют предприятия, связанные с морским бизнесом и с гостинично-туристическим  комплексом – соответственно, именно они и обеспечивают занятость  основной части населения города. Поиск работы в Одессе, особенно летом, часто сосредотачивается  именно в этих отраслях. Кроме того, Одесса – это город с развитым промышленным комплексом, наибольший удельный вес в котором занимают машиностроение (станкостроение,  строительно-дорожное машиностроение), металлургия (литье черных и  цветных металлов), продовольственные и перерабатывающие предприятия пищевой промышленности, химическая и нефтехимическая переработка, легкая и медицинская промышленность.

     Так как основными отраслями в  городе являются судостроение, обработка  нефти, машиностроение, металлообработка, легкая, пищеперерабатывающая и химическая промышленность и торговля, то основная нехватка квалифицированных кадров отмечается именно в сфере торговли, ВЕД, транспорта и экономики. Можно бесконечно рассуждать о специфике Одессы, но есть факты, которые говорят сами за себя. Каждое лето город посещают более 1,5 миллиона приезжих – как туристов, так и эмигрантов, желающих посетить родину. Поэтому летом основной сферой занятости населения является туриндустрия.

     Высшее  образование есть практически у  каждого одессита, поэтому, как и  в Киеве, здесь проблематично  найти работников на «рабочие» специальности. И это при том, что последние несколько лет в городе наблюдался строительный бум, зарплаты рабочим предлагались высокие и вакансий было множество.

     Еще одной специфически одесской чертой рынка труда является то, что найти  работу здесь, как утверждают эксперты рынка, проще всего по знакомству и рекомендации – во всяком случае, этот метод является традиционным для  одесситов, хотя и постепенно отходит  в прошлое. Хотя поиск работы «по  блату» - все еще привычное понятие. Специалисты рынка труда утверждают, что государственные службы занятости, центры карьеры работают здесь скорее «для отчетности» и пользы приносят мало. 

     В январе 2008 года средняя зарплата в  Одесской области составляла 1403 грн (Госкомстат Украины), что на 32,2% больше средней зарплаты в январе 2007 года. С учетом инфляции в I кв. 2008 г. реальная зарплата увеличилась в среднем  на 6,8%. По уровню зарплаты до кризиса  регион сейчас занимал 8-е место по Украине.

     По  состоянию же на конец августа 2008 года официальная средняя зарплата в Одессе составляла 1658 грн., а, согласно данным Ассоциации региональных кадровых агентств Украины (АРКА), уровень реальной заработной платы в Одессе по состоянию  на декабрь 2008 года - один из самых высоких  по Украине.

     Как сообщает Одесский областной центр  занятости, уровень безработицы  в Одесской области по состоянию  на лето 2008 года составлял 4,8%, при среднем  уровне в Украине 7,1%. В самой Одессе ситуация намного лучше: здесь, по данным Одесского городского портала, уровень  зарегистрированной безработицы составлял  всего 0,2% (по состоянию на 2007 год). Более 7 тысяч человек, стоящих на учете в Одесском центре занятости, были трудоустроены в 2007 году. За последние же несколько месяцев уровень безработицы в Одесской области значительно увеличился - на 20%.

     Эксперты  пока что не отмечают большого влияния  кризиса на одесский рынок труда. Спад на рынке, уменьшение количества вакансий и рост безработицы некоторыми специалистами связываются с  присущей рынку сезонностью: летом  уровень безработицы снижается, из-за сезонных заработков в курортно-развлекательных  сферах, а после сентября безработица  вновь увеличивается, активизируется поиск работы населением.  
Прогнозируется, что одесский рынок труда отреагирует на кризис в течение 2-3 месяцев.  Прогнозируется также, что в 2009 году в Одесской области могут быть уволены 20 тыс. человек. Пока же больше всего от кризиса пострадала строительная отрасль области, где существенно возросла задолженность по зарплате. Также с целью противостояния кризису, были произведены сокращения в Одесской областной государственной администрации. В целом эксперты считают, что ситуация на рынке труда Одессы и области пока что не критическая, резкого всплеска массовых увольнений нет.

     Так как наиболее крупным в Одессе является морской рынок труда, рассмотрим его подробнее в разделе 2.

 

РАЗДЕЛ 2

     АНАЛИЗ  РЫНКА МОРСКОГО ТРУДА УКРАИНЫ И ЕГО ПРОБЛЕМАТИКА 

     2.1 Анализ морской отрасли 

     Состояние морской отрасли Украины удручающее, и ее прогрессирующий паралич  означает для многих работников, что  они не сегодня-завтра окажутся не у  дел как уже ненужные. Старение судов отечественного флота уже  хорошо ощущалось в конце 80-х годов  прошлого века, а сегодня процесс  достиг апогея. Например, Азовское пароходство, считавшееся наиболее благополучным  среди других пароходств. За 9 месяцев  его руководство вынуждено было с молотка продать на металлолом 10 судов. К выводу в тираж готовится  еще несколько десятков. Далеко ли тот печальный день, когда в  АМП не останется ни одного судна, а следы их можно будет искать только в кулуарах оффшорных компаний?

     Сложная ситуация в Украинском Дунайском  пароходстве. Балканский кризис нанес  ему непоправимый урон, потерян фрахт, выгодные маршруты. В качестве крайней  меры администрация УДП прибегла к отправке сотрудников в отпуска  без содержания. Офицерский состав - на год, рядовой - минимум на два  года.

     ГСК "ЧМП" и вовсе нельзя поминать без тяжкого вздоха. В его составе  не числится вообще ни одного судна. Тысячи моряков, которые продолжают числиться  по его отделу кадров, уже шестой год ждут, что с ними расплатятся. Приход к власти каждого из министров  транспорта сопровождался заверениями  произвести полный расчет. Это уже  стало похоже на формальный ритуал. Но денег все нет, некоторые из стоящих в очереди умирают  по возрасту, так и не увидев свою заработанную копейку.

     За  последние годы и другие предприятия  морской отрасли Украины пришли в окончательный упадок. Глубокую осень переживают судоремонтные заводы, морские порты едва достигают 50-процентной производственной мощности.

     Никакой логики, а значит, никакого шанса  спрогнозировать поведение в  морском хозяйстве страны нет. Судовладельцы  неохотно заплывают к нам, ибо  не знают, когда в Украине разразится очередная тарифная война. Например, когда мир накрыл мировой финансовый кризис, уменьшились объемы перевозок, грузовладельцы ожидали снижения тарифов. И были шокированы их резким ростом. Экономисты запада до сих пор не могут понять принципы украинский тарифной политики.

     Летом, три года назад, мировой кризис добрался до украинских портов. Упали экспорт, импорт и транзит. Государство отреагировало своеобразно - резко подняло портовые сборы и тарифы на перевалку в портах. Чиновники нахваливали свое решение, мол, от этого получим 400 млн гривен прибыли. Но вышло наоборот, безумные тарифы, вместе с повышением доллара, на 60% выгнали из украинских портов транзитные грузы.

     «Вся  эта громоздкая тарифная политика привела  к тому, что мы потеряли сегодня  из-за отсутствия соответствующей скидки на нефтеперевалку около 7 млн тонн нефти», - говорит Николай Павлюк, начальник Одесского порта.

     Украина начала считать, что она этакий глобальный Панамский канал, без которого не обойтись мировым судовладельцам. И  все, что мы имеем - это выгодное географическое расположение на континенте, но о каких  транзитных грузопотоках может идти речь, если тарифы в украинских портах едва ли не самые высокие.

     Прежде  всего, это касается портовых сборов. Стоимость судозаходов для судна  «Панамакс» в черноморских портах Одесса - 80000 долларов, Севастополь - 72000, Константа - 61 000. Стоимость перевалки горно-металлургической продукции, экспортируемой через украинские порты, возросла с 5 долларов за тонну, до 15. Доля стоимости перевалки в  цене экспортной продукции поднялась  в 10 раз. Перевалка аналогичных грузов в иностранных портах гораздо дешевле. В Турции 6 долларов за тонну, в Китае 5.

     В департаменте Укрморречфлота трагедии из этого не делают, грузы в порты  вернутся, убежден глава службы Сергей Крыжановский. А высокие тарифы необходимы, чтобы компенсировать расходы портов. Такая позиция наших хозяйственников, как елей на душу наших соседей. За границей Украину не критикуют, напротив, радостно потирают руки, поскольку  мы собственноручно отдаляем себя от прибыльных грузопотоков.

     Сергей  Крыжановский, председатель Государственной  службы морского и речного транспорта, говорит: «Учитывая, что порт может  работать лучше, если он построит дополнительные производственные мощности, а если не построит, тогда за счет увеличения количества грузов. А если нет ни того, ни другого, тогда за счет тарифов».

     Статистика - вещь упрямая. Утверждение Сергея Крыжановского разбивается о  показатели доходов и прибыли  за прошлый год. Только высокими тарифами сыт не будешь, если падает перевалка.

<

Информация о работе Морской рынок труда