Нефтеперекачивающие станции магистральных нефтепроводов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:00, отчет по практике

Описание работы

Развитие экономики России невозможно без обеспечения отечественной нефтеперерабатывающей промышленности нефтью для производства нефтепродуктов и сырья для нефтехимической промышленности, без экспорта нефти для получения валюты и закупки зарубежного оборудования, материалов и технологий.

Содержание

1. Введение;
2. Нефтеперекачивающие станции магистральных нефтепроводов;
3. Классификация НПС и характеристика основного оборудования;
4. Насосно-силовое оборудование для перекачки нефти;
5. Системы перекачки;
6. Заключение;
7. Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

Нефтеперекачивающие станции магистральных нефтепроводов.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра проектирования и эксплуатации магистральных  газонефтепроводов 
 
 
 
 

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

    Магистральный транспорт нефти (насосные перекачивающие станции) 
     
     
     
     
     
     
     
     

Выполнил:                                                                  студент группы ПЭМГ-1-08

                                                                                                       Мусинская Ю.А. 

Проверил:                                                                                              Леонов И.С. 
 

Ухта 2010 год

    План:

  1. Введение;
  2. Нефтеперекачивающие станции магистральных нефтепроводов;
  3. Классификация НПС и характеристика основного оборудования;
  4. Насосно-силовое оборудование для перекачки нефти;
  5. Системы перекачки;
  6. Заключение;
  7. Библиографический список.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Развитие  экономики России невозможно без  обеспечения отечественной нефтеперерабатывающей  промышленности нефтью для производства нефтепродуктов и сырья для нефтехимической промышленности, без экспорта нефти для получения валюты и закупки зарубежного оборудования, материалов и технологий. Наиболее дешевым и высоконадежным видом транспорта нефти являются магистральные нефтепроводы. С разработкой нефтяных месторождений Восточной Сибири и Крайнего Севера, началом освоения шельфа и морских месторождений происходят дальнейшее удаление мест переработки от районов добычи и рост затрат на транспортировку углеводородов. В этих условиях трубопроводный транспорт становится важнейшим элементом топливно-энергетического комплекса страны, обеспечивающим снижение издержек и повышение прибыльности добычи нефти для нефтегазодобывающих компаний.

     Магистральным нефтепроводом называется трубопровод  протяженностью свыше 50 км и диаметром от 219 до 1220 мм включительно, предназначенный для транспортировки товарной нефти из районов добычи до мест потребления или перевалки на другой вид транспорта.

     Магистральный трубопровод состоит из подводящих трубопроводов, головной и промежуточных нефтеперекачивающих станций, конечного пункта и линейных сооружений (собственно трубопровод, линейные задвижки, средства защиты трубопровода от коррозии, переходы через естественные и искусственные препятствия, линии связи, линии электропередач, дома обходчиков, вертолетные площадки, вдольтрассовые грунтовые дороги). 
 
 
 
 
 
 

     Нефтеперекачивающие станции магистральных  нефтепроводов

     Для создания и поддержания в трубопроводе напора, достаточного для обеспечения  транспортировки нефти, необходимы нефтеперекачивающие станции. Основное назначение каждой нефтеперекачивающей станции состоит в том, чтобы забрать нефть из сечения трубопровода с низким напором, с помощью насосов увеличить этот напор и затем ввести нефть в сечение трубопровода с высоким напором. Основными элементами НПС являются насосные агрегаты, резервуары, системы подводящих и распределительных трубопроводов, узлы учета, устройства приема и пуска очистных устройств и поточных средств диагностики, а также системы смазки, вентиляции, отопления, энергоснабжения, водоснабжения, автоматики, телемеханики и т.п.

     Классификация НПС и характеристика основного оборудования

     Нефтеперекачивающие (насосные) станции подразделяются на головные (ГНПС) и промежуточные (ПНПС).  Головная НПС предназначена для приема нефтей с промыслов, смешения или разделения их по сортам, учета нефти и ее закачки из резервуаров в трубопровод. Промежуточные НПС служат для восполнения энергии, затраченной потоком на преодоление сил трения, с целью обеспечения дальнейшей  перекачки нефти.

     Объекты, входящие в состав ГНПС и ПНПС, можно  условно подразделить  на две  группы: первую – объекты основного (технологического) назначения и вторую – объекты вспомогательного и подсобно-хозяйственного назначения.

     К объектам первой группы относятся: резервуарный парк; подпорная насосная; узел учета нефти с фильтрами; основная насосная; узел регулирования давления и узлы с предохранительными устройствами; камеры пуска и приема очистных устройств; технологические трубопроводы с запорной арматурой.

     К объектам второй группы относятся: понижающая электроподстанция с распределительными устройствами; комплекс сооружений, обеспечивающих водоснабжение станции; котельная  с тепловыми сетями; инженерно-лабораторный корпус; пожарное депо; узел связи; механические мастерские; мастерские ремонта и наладки контрольно-измерительных приборов (КИП); гараж; складские помещения; административно-хозяйственный блок и т.д.

     На  головных нефтеперекачивающих станциях осуществляются следующие технологические  операции: прием и учет нефти; краткосрочное хранение нефти в резервуарах; внутристанционные перекачки нефти (из резервуара в резервуар); закачка нефти в магистральный трубопровод; пуск в трубопровод очистных и диагностических устройств. На ГНПС может производиться подкачка нефти из других источников поступления, например, из других нефтепроводов или попутных нефтепромыслов.

     Принципиальная  технологическая схема головной НПС приведена на рис. 1. Она включает подпорную насосную 1, площадку фильтров и счетчиков 2, основную насосную 3, площадку регуляторов давления 4, площадку пуска скребков 5 и резервуарный парк 6. Нефть с промысла направляется на площадку 2, где сначала очищается в фильтрах-грязеуловителях от посторонних предметов, а затем проходит через турбинные расходомеры, служащие для оперативного контроля за ее количеством. Далее она направляется в резервуарный парк 6, где производится ее отстаивание от воды и мехпримесей, а также осуществляется коммерческий учет. Для закачки нефти в магистральный трубопровод используются подпорная 1 и основная 3 насосные. По пути нефть проходит через площадку фильтров и счетчиков 2 (с целью оперативного учета), а также площадку регуляторов давления 4 (с целью установления в магистральном нефтепроводе требуемого расхода). Площадка 5 служит для запуска в нефтепровод очистных устройств – скребков.

     На  промежуточных нефтеперекачивающих  станциях происходит повышение напора транспортируемой нефти с целью  обеспечения ее дальнейшей перекачки. Принципиальная схема промежуточной  НПС приведена на рис. 2. Она включает основную насосную 1, площадку регуляторов давления 2, площадку пуска и приема скребков 3, а также площадку с фильтрами-грязеуловителями 4. Нефть, поступающая из магистрального трубопровода, сначала проходит через фильтры-грязеуловители, затем приобретает в насосах энергию, необходимую для дальнейшей перекачки и после регулирования давления на площадке 2 закачивается в следующий участок магистрального нефтепровода.

     При работе ПНПС в режиме «из насоса в насос» (т.е. режиме, при котором  конец предыдущего участка нефтепровода подключен непосредственно к линии всасывания насосов следующей НПС) промежуточные НПС не имеют резервуарных парков; в других случаях, когда перекачка ведется через резервуары или с подключенными резервуарами такие парки на ПНПС имеются. На ПНПС устанавливаются также системы сглаживания волн давления и защиты от гидравлических ударов.

     

     Рис. 1. Технологическая схема головной НПС:

1 –  подпорная насосная; 2 – площадка  фильтров и счетчиков; 3 – основная  насосная; 4 – площадка регуляторов; 5 – площадка пуска скребков; 6 – резервуарный парк 

     

     Рис. 2. Технологическая схема промежуточной  НПС:

1 –  основная насосная; 2 – помещение  с регулирующими клапанами; 3 –  устройство приема и пуска скребков; 4 – площадка с фильтрами-грязеуловителями

     Как правило, магистральные нефтепроводы разбивают на так называемые эксплуатационные  участки с протяженностью 400-600 км, состоящие из 3-5 участков, разделенных  ПНПС, работающих в режиме «из насоса в насос», и, следовательно, гидравлически  связанных друг с другом. В то же время эксплуатационные участки соединяются друг с другом через резервуарные парки, так что в течение некоторого времени каждый эксплуатационный  участок может вести перекачку независимо от соседних участков, используя для этого запас нефти своих резервуаров.

     Для снижения затрат на сооружение НПС  используется метод блочно-комплектного или блочно-модульного их исполнения. Главное преимущество этого метода достигается тем, что на территории станции практически отсутствуют  сооружения из кирпича, бетона и железобетона. Все оборудование станции, включая автоматику, входит в состав функциональных блоков, монтируется и испытывается на заводе, затем в транспортабельном виде доставляется на строительную площадку. При этом блочно-модульные НПС могут быть открытого типа, т.е. насосные агрегаты вместе со всеми вспомогательными системами могут размещаться под навесом на открытом воздухе. От воздействия погодных условий насосные агрегаты защищаются индивидуальными металлическими кожухами с автономными системами вентиляции и подогрева. Такие станции работают при температуре окружающего воздуха от -40 до +50 0С. При капитальном ремонте предусматривается замена всего блок-бокса в сборе.

Насосно-силовое  оборудование для перекачки нефти

     Из  гидравлики известно, что течение жидкости в линейной части трубопровода происходит от сечений с большим значением напора к сечениям с меньшим значением напора, причем уменьшение самого напора происходит вследствие работы сил трения. Между слоями жидкости, движущимися друг относительно друга, возникают силы трения, их называют вязким трением, благодаря чему механическая энергия движения постепенно переходит в тепло и рассеивается в пространстве. Для восстановления напора и обеспечения дальнейшего течения жидкости необходимы устройства, «создающие напор». Такими устройствами являются насосы.

     Насосы  – устройства для принудительного  перемещения жидкости от сечения  с меньшим значением напора (в линии всасывания насоса)  к сечению с большим значением напора (в линии нагнетания насоса).

     Движение  жидкости в направлении против давления достигается принудительным путем. В так называемых центробежных насосах, которые составляют основной вид  нагнетательного оборудования для  перекачки нефти по магистральным  трубопроводам и применяются  как на головной, так и на промежуточных перекачивающих станциях, жидкость перемещается от сечения с меньшим давлением к сечению с большим давлением центробежной силой, возникающей при вращении рабочего колеса с профильными лопатками.

     Принцип работы центробежного насоса следующий (рис. 3). Из всасывающего трубопровода через всасывающий патрубок жидкость поступает на быстровращающиеся лопатки рабочего колеса 8, где под действием центробежных сил отбрасывается к периферии насоса. Таким образом, механическая энергия вращения вала двигателя преобразуется в кинетическую энергию жидкости. Двигаясь по спиральной камере 3 , жидкость попадает в расширяющийся нагнетательный патрубок 4, где по мере уменьшения скорости увеличивается давление жидкости. Далее через напорную задвижку 5 жидкость поступает в напорный трубопровод 6. Для контроля за работой насоса измеряют давление в его всасывающем и нагнетательном патрубках с помощью мановакуумметра 7 и манометра 9.

     

     Рис. 3.  Принципиальная схема насосной установки на базе центробежного насоса:

     1 – всасывающий трубопровод; 2 –  всасывающий патрубок насоса; 3 –  спиральная камера; 4 – нагнетательный патрубок; 5 – напорная задвижка; 6 – напорный трубопровод; 7 - мановакуумметр; 8 - рабочее колесо; 9 – манометр

Информация о работе Нефтеперекачивающие станции магистральных нефтепроводов