Расчет тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля Renault Megane

Автор: Александр Головешкин, 24 Октября 2010 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Расчет действительного цикла двигателя

Содержание

Задание
Задание 1
1. Расчет действительного цикла двигателя
1. Процесс впуска и газообмена
1.2. Процесс сжатия
1.3. Процесс сгорания
1.4. Процесс расширения и выпуска
Задание 2
1. Расчет индикаторных параметров рабочего цикла и построение индикаторной диаграммы
2. Построение индикаторной диаграммы
Задание 3
Задание 4
Задание 5

Работа содержит 13 файлов

график величин, обоатных ускорению автомобиля.bak

— 32.32 Кб (Скачать)

график величин, обоатных ускорению автомобиля.frw

— 34.35 Кб (Скачать)

внешне скоросткая характеристика.bak

— 36.53 Кб (Скачать)

график времени разгона.bak

— 32.60 Кб (Скачать)

график пути.bak

— 33.15 Кб (Скачать)

график ускорений автомобиля.bak

— 33.61 Кб (Скачать)

внешне скоросткая характеристика.frw

— 36.53 Кб (Скачать)

динамический паспорт автомобиля.bak

— 34.12 Кб (Скачать)

Гилета моё.docx

— 139.89 Кб (Скачать)
     

     

     Передаточные числа промежуточных передач выбирают из условий обеспечения оптимальных как тягово-скоростных, так и топливно-экономических свойств. Существуют различные методики выбора. Одни предусматривают получение наилучших разгонных свойств, когда при разгоне автомобиля на различных передачах сохраняется постоянство интервала частоты вращения коленчатого вала двигателя; другие – оптимальной топливной экономичности; третьи – наибольшей средней скорости в некоторых заданных условиях движения.

При расчетах коробок передач широко используется первый способ, когда разгон на каждой промежуточной передаче начинается с одной и той же частоты  вращения коленчатого вала, что обеспечивает наилучшее использование мощности двигателя, а получаемый ряд промежуточных  чисел подчиняется закону геометрической прогрессии:

ik1/ik2 = ik2/ik3 = ... ik(n−1)/ikn = q,

где q - знаменатель геометрической прогрессии.

Таким образом, определив передаточное число  коробки на первой передаче, можно  найти передаточные числа промежуточных  передач по формуле: 

где m – порядковый номер передачи; n – число ступеней в коробке передач, не считая ускоряющей передачи и заднего хода. 
 
 

     У большинства выпускаемых в настоящее  время автомобилей передаточные числа высших передач (между четвертой  и пятой) сближены, а для низших (между первой и второй и между  второй и третьей) раздвинуты на 5...15 % по сравнению с расчетными данными.

     Окончательно  передаточные числа коробки передач  корректируют при выборе параметров зубчатого зацепления при проектировании этого узла. В курсовой работе такой  расчет не выполняется.

    1. Силовой баланс автомобиля

   Представим  уравнение движения подвижного состава  в следующем виде:

Рт = Рψ + Рв + Рj,

где Рт – сила тяги на ведущих колесах автомобиля, Н; Рψ – сила сопротивления дороги, Н; Рв – сила сопротивления воздуха, Н; Рj – сила сопротивления инерции, Н.

     Уравнение движения в такой форме называется уравнением силового баланса подвижного состава. Оно выражает соотношение  между тяговой силой на ведущих  колесах и силами сопротивления  движению.

     На  основании предыдущего уравнения  строится график силового баланса, позволяющий  оценить тягово-скоростные свойства автомобиля.

     Сила  тяги на ведущих колесах автомобиля определяется по формуле: 

где Me – текущее значение крутящего момента двигателя, Н · м; ηтр = 0,92 – коэффициент полезного действия трансмиссии. 

     Коэффициент полезного действия трансмиссии  определяет потерю мощности при передачи ее от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Величина КПД зависит от типа главной передачи (одинарная, двойная), от колесной формулы автомобиля. 
 
 
 

     Сила  сопротивления дороги: 

где Gа = Н – сила тяжести автомобиля, Н; f – коэффициент сопротивления качению; α – угол продольного уклона дороги.

     Выражение в скобках называется коэффициентом  сопротивления дороги и обозначается ψ: 

     В уравнении знак «+» соответствует  движению автомобиля в гору, а знак «−» - под гору.

     При небольших значениях угла α синус  может быть заменен тангенсом. В  дорожном строительстве тангенс  угла наклона дороги к горизонту  называют продольным уклоном i и выражают в тысячных (промилле, ‰) или в процентах.  

где i = 15 ‰ – продольный уклон.

     Коэффициент сопротивления качению не является постоянной величиной и зависит  от скорости движения автомобиля. Одна из наиболее простых эмпирических формул имеет следующий вид: 

где f0 = 0,20 – коэффициент сопротивления качению при малой скорости.

     Сила  сопротивления воздуха: 

где kв = 0,25 Нс24 – коэффициент сопротивления воздуха; F – площадь лобового сопротивления автомобиля, м2; V – скорость движения автомобиля, км/ч.

     При определении силы сопротивления  воздуха обычно используют не коэффициент  обтекаемости сх (коэффициент лобового сопротивления), который определяется в основном формой автомобиля, а коэффициент сопротивления воздуха kв, численное значение которого равно силе сопротивления воздуха, действующей на 1 м2 лобовой площади автомобиля при относительной скорости потока воздуха 1 м/с.

     Площадь лобового сопротивления зависит  от типа подвижного состава. Приближенное ее значение может быть вычислено  по следующим выражениям: 

где Ва = 3,95– наибольшая ширина автомобиля, м; На = 2,5– наибольшая высота подвижного состава, м.

     Скорость  автомобиля (км/ч) на различных передачах: 

где ωе – текущая угловая скорость коленчатого вала двигателя, рад/с; ikm – передаточное число коробки передач на соответствующей передаче. 
 
 
 
 
 

Пример  расчета:

ik1·i0 = 25,48; 
 
 
 
 

Таблица 2

Параметры Текущее значение параметров
ne, об/мин 600 1200 1800 2400 3000 3600 4200 4800 5400 6000 6600
ωe, 1/c 21,99 43,98 65,97 87,96 109,96 131,95 153,94 175,93 197,92 219,91 241,90
ik1·i0 25,48
V, км/ч 1,37 2,73 4,10 5,47 6,83 8,20 9,57 10,94 12,30 13,67 15,04
Рт, Н 23819,21 28285,31 32007,07 34984,47 37217,52 38706,22 39450,57 39450,57 38706,22 37217,52 34984,47
Рв, Н 0,28 1,11 2,49 4,43 6,92 9,96 13,56 17,71 22,42 27,68 33,49
ik2·i0 18,74
V, км/ч 1,86 3,72 5,58 7,44 9,29 11,15 13,01 14,87 16,73 18,59 20,45
Рт, Н 17515,43 20799,58 23536,36 25725,79 27367,86 28462,58 29009,93 29009,93 28462,58 27367,86 25725,79
Рв, Н 0,51 2,05 4,61 8,19 12,80 18,43 25,08 32,76 41,46 51,19 61,94
ik3·i0 13,78
V, км/ч 2,53 5,06 7,58 10,11 12,64 15,17 17,70 20,22 22,75 25,28 27,81
Рт, Н 12879,95 15294,95 17307,44 18917,43 20124,93 20929,93 21332,42 21332,42 20929,93 20124,93 18917,43
Рв, Н 0,95 3,79 8,52 15,15 23,66 34,08 46,38 60,58 76,67 94,66 114,54
ik4·i0 10,13
V, км/ч 3,44 6,88 10,31 13,75 17,19 20,63 24,06 27,50 30,94 34,38 37,82
Рт, Н 9471,26 11247,12 12727,01 13910,91 14798,85 15390,80 15686,78 15686,78 15390,80 14798,85 13910,91
Рв, Н 1,75 7,00 15,76 28,01 43,76 63,02 85,78 112,04 141,80 175,06 211,82
i·i0 7,45
V, км/ч 4,68 9,35 14,03 18,70 23,38 28,05 32,73 37,40 42,08 46,75 51,43
Рт, Н 6964,68 8270,56 9358,79 10229,38 10882,32 11317,61 11535,25 11535,25 11317,61 10882,32 10229,38
Рв, Н 1,75 7,00 15,76 28,01 43,76 63,02 85,78 112,04 141,80 175,06 211,82
Рψ, Н 29061,77 29144,10 29281,30 29473,38 29720,35 30022,19 30378,92 30790,53 31257,02 31778,39 32354,64
Рв + Рψ, Н 29063,52 29151,10 29297,05 29501,39 29764,11 30085,22 30464,70 30902,57 31398,82 31953,45 32566,46
 

     С помощью графика силового баланса  определяют тягово-скоростные свойства автомобиля: максимальную скорость движения автомобиля Vmax; максимальное сопротивление дороги и максимальную величину подъема, которые может преодолеть подвижной состав; ускорение, которое способен развить автомобиль при выбранной скорости движения на заданной дороге; буксование ведущих колес.  

    1. Мощностной баланс автомобиля.

     Мощностной баланс показывает распределение мощности двигателя на всех передачах по отдельным видам сопротивлений.

     По  аналогии с уравнением силового баланса  можно записать уравнение мощностного баланса подвижного состава:

Nт = Nψ + Nв + Nj,

где NТ  – тяговая мощность (мощность, подводимая к колесам), кВт;

Nψ – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги, кВт; Nв – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт; Nj – мощность, затрачиваемая на разгон автомобиля, кВт.

     Тяговую мощность определяют для каждой передачи:

     Мощности  Nψ и Nв определяются по формулам: 
 
 
 
 

Пример  расчета: 
 
 
 
 

Таблица 3

Номер передачи Параметры Текущее значение параметров
ne, об/мин                      
ωe, 1/c 21,99 43,98 65,97 87,96 109,96 131,95 153,94 175,93 197,92 219,91 241,90
Первая V, км/ч 1,37 2,73 4,10 5,47 6,83 8,20 9,57 10,94 12,30 13,67 15,04
Nт, кВт 32559,89 77329,73 131257,05 191289,34 254374,12 317458,90 377491,19 431418,50 476188,35 508748,24 526045,68
Вторая V, км/ч 1,86 3,72 5,58 7,44 9,29 11,15 13,01 14,87 16,73 18,59 20,45
Nт, кВт 32559,89 77329,73 131257,05 191289,34 254374,12 317458,90 377491,19 431418,50 476188,35 508748,24 526045,68
Третья V, км/ч 2,53 5,06 7,58 10,11 12,64 15,17 17,70 20,22 22,75 25,28 27,81
Nт, кВт 32559,89 77329,73 131257,05 191289,34 254374,12 317458,90 377491,19 431418,50 476188,35 508748,24 526045,68
Четвертая V, км/ч 3,44 6,88 10,31 13,75 17,19 20,63 24,06 27,50 30,94 34,38 37,82
Nт, кВт 32559,89 77329,73 131257,05 191289,34 254374,12 317458,90 377491,19 431418,50 476188,35 508748,24 526045,68
Высшая V, км/ч 4,68 9,35 14,03 18,70 23,38 28,05 32,73 37,40 42,08 46,75 51,43
Nт, кВт 32559,89 77329,73 131257,05 191289,34 254374,12 317458,90 377491,19 431418,50 476188,35 508748,24 526045,68
Общие для всех передач

Общие для всех передач

V, км/ч 0,00 16,00 32,00 48,00 64,00 80,00 96,00 112,00 128,00 144,00 160,00
Nв, кВт 0,00 606,72 4853,76 16381,44 38830,08 75840,00 131051,52 208104,96 310640,64 442298,88 606720,00
Nψ, кВт 0,00 469692,03 970240,18 1532500,57 2187329,32 2965582,55 3898116,39 5015786,95 6349450,35 7929962,72 9788180,17
Nψ+Nв, кВт 0,00 470298,75 975093,94 1548882,01 2226159,40 3041422,55 4029167,91 5223891,91 6660090,99 8372261,60 9259874,59
V, км/ч 0,00 16,00 32,00 48,00 64,00 80,00 96,00 112,00 128,00 144,00 160,00
 

     Для любой скорости ордината Nз, заключенная между кривыми Nт и Nψ + Nв, характеризует запас мощности, который может быть израсходован на разгон автомобиля, на преодоление дополнительного дорожного сопротивления или на

буксировку прицепа.

     С помощью графика мощностного баланса можно оценить тяго-во-скоростные свойства автомобиля и определить максимальную скорость движения, величину ускорения, максимальный подъем, который преодолеет автомобиль при заданной постоянной скорости движения, и другие параметры.  
 

    1. Построение  динамического паспорта автомобиля.

Динамический  паспорт автомобиля представляет собой  совокупность динамической характеристики, номограммы нагрузок и графика контроля буксования.

Динамический  паспорт автотранспортного средства позволяет решать уравнение движения с учетом его конструктивных параметров, основных характеристик дороги (коэффициентов  ψ и φ) и нагрузки на автомобиль.

Динамическая  характеристика представляет собой  зависимость динамического фактора  автомобиля с полной нагрузкой от скорости движения на всех передачах.

Динамическим  фактором по тяге называется отношение  разности силы тяги и силы сопротивления  воздуха к полному весу подвижного состава Ga, Н: 

Пример  расчета: 

Таблица 4

Параметры Текущее значение параметров
ne, об/мин                      
ωe, 1/c 21,99 43,98 65,97 87,96 109,96 131,95 153,94 175,93 197,92 219,91 241,90
Первая  передача
V, км/ч 1,37 2,73 4,10 5,47 6,83 8,20 9,57 10,94 12,30 13,67 15,04
Рт, Н 23819,21 28285,31 32007,07 34984,47 37217,52 38706,22 39450,57 39450,57 38706,22 37217,52 34984,47
Рв, Н 0,28 1,11 2,49 4,43 6,92 9,96 13,56 17,71 22,42 27,68 33,49
Da 0,15 0,18 0,20 0,22 0,24 0,25 0,25 0,25 0,25 0,24 0,22
Вторая  передача
V, км/ч 1,86 3,72 5,58 7,44 9,29 11,15 13,01 14,87 16,73 18,59 20,45
Рт, Н 17515,43 20799,58 23536,36 25725,79 27367,86 28462,58 29009,93 29009,93 28462,58 27367,86 25725,79
Рв, Н 0,51 2,05 4,61 8,19 12,80 18,43 25,08 32,76 41,46 51,19 61,94
Da 0,11 0,13 0,15 0,16 0,17 0,18 0,18 0,18 0,18 0,17 0,16
Третья  передача
V, км/ч 2,53 5,06 7,58 10,11 12,64 15,17 17,70 20,22 22,75 25,28 27,81
Рт, Н 12879,95 15294,95 17307,44 18917,43 20124,93 20929,93 21332,42 21332,42 20929,93 20124,93 18917,43
Рв, Н 0,95 3,79 8,52 15,15 23,66 34,08 46,38 60,58 76,67 94,66 114,54
Da 0,08 0,10 0,11 0,12 0,13 0,13 0,14 0,14 0,13 0,13 0,12
Четвертая передача
V, км/ч 3,44 6,88 10,31 13,75 17,19 20,63 24,06 27,50 30,94 34,38 37,82
Рт, Н 9471,26 11247,12 12727,01 13910,91 14798,85 15390,80 15686,78 15686,78 15390,80 14798,85 13910,91
Рв, Н 1,75 7,00 15,76 28,01 43,76 63,02 85,78 112,04 141,80 175,06 211,82
Da 0,06 0,07 0,08 0,09 0,09 0,10 0,10 0,10 0,10 0,09 0,09
Высшая передача
V, км/ч 4,68 9,35 14,03 18,70 23,38 28,05 32,73 37,40 42,08 46,75 51,43
Рт, Н 6964,68 8270,56 9358,79 10229,38 10882,32 11317,61 11535,25 11535,25 11317,61 10882,32 10229,38
Рв, Н 1,75 7,00 15,76 28,01 43,76 63,02 85,78 112,04 141,80 175,06 211,82
Da 0,04 0,05 0,06 0,06 0,07 0,07 0,07 0,07 0,07 0,07 0,06

динамический паспорт автомобиля.frw

— 37.40 Кб (Скачать)

топливная характеристика.frw

— 36.74 Кб (Скачать)

график пути.frw

— 34.11 Кб (Скачать)

график времени разгона.frw

— 32.92 Кб (Скачать)

Информация о работе Расчет тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля Renault Megane