Развития науки в области машиностроения в годы Великой Отечественной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:57, реферат

Описание работы

Отечественное тракторостроение развивается не только количест­венно, но и качественно. Создаются прогрессивные высокопроизводи­тельные тракторы, работающие на повышенных скоростях, их модифи­кации и самоходные шасеи, необходимые для комплексной механизации сельского хозяйства. Тракторы имеют широкий диапазон передач, сравнительно небольшую металлоемкость при высокой износостойкости; они приспособлены для работы с навесными и полунавесными маши­нами и орудиями.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 1
1.Развития технологии машиностроения
в годы Великой Отечественной войны………………………………… 4
2.Развития моторных заводов в годы
Великой Отечественной войны
2.1Пермский моторный завод: малоизвестные факты из истории
в годы Великой Отечественной войны………………………………… 5

2.2 Ульяновский моторный завод………………………………………... 8
3.Автотракторная промышленность ………………………………………. 9

4.Автомобильная промышленность………………………………………. 10
Заключение………………………………………………………………….. 14
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Кафедра машиностроение.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

                                                Кафедра машиностроение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Реферат  

Тема: Развития науки в области машиностроения в годы Великой Отечественной войны. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                        Выполнил:

                                                                                           Студент  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Содержание 
 
 

  Введение  ……………………………………………………………………  1 

1.Развития  технологии  машиностроения

   в годы  Великой Отечественной войны…………………………………    4 

2.Развития моторных заводов в годы

   Великой  Отечественной войны 

   2.1Пермский  моторный завод: малоизвестные  факты из истории

   в годы  Великой Отечественной войны…………………………………     5 

 

   2.2 Ульяновский моторный завод………………………………………...  8 

3.Автотракторная  промышленность ……………………………………….  9

  

4.Автомобильная  промышленность……………………………………….   10 

Заключение…………………………………………………………………..  14 

Список литературы………………………………………………………….  15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Введение . 

     Дореволюционная Россия из-за технической отсталости не могла создать тракторной промышленности. Это стало возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции.

Коломенский, Харьковский  паровозостроительные и другие заводы в 1918—1929 гг. выпускали мелкие партии тракторов различных марок. Наиболее крупное производство тракторов (колесных) в это время было организовано на Ленинградском заводе «Красный путиловец». В 1928 г. выпуск тракторов в стране достиг 1300 в год.

В первой пятилетке  в Волгограде (в 1930 г.) и Харькове (в 1932 г.) были построены тракторные заводы, рассчитанные на ежегодный выпуск 50 тыс. колесных тракторов; эти заводы впоследствии (1935 г.) начали выпускать гусеничные тракторы.

В 1933 г. был пущен  Челябинский тракторный завод, предназначен­ный для строительства крупных гусеничных дизельных тракторов.

Таким образом, в Советском Союзе за годы первой пятилетки была создана крупная тракторная промышленность. В сельском хозяйстве перед Великой Отечественной войной работало свыше 500 тыс. тракто­ров (в 15-сильном исчислении). Страна производила тракторов свыше 40% от мирового выпуска, а по выпуску гусеничных тракторов она за­няла первое место в мире.

В первые годы Великой  Отечественной войны тракторные заводы в Харькове и Волгограде были разрушены, а на Челябинском заводе производство тракторов было прекращено. В период 1944—1945 гг. эти заводы были восстановлены, а также пущены новые тракторные заводы: Алтайский, Владимирский, Липецкий, Минский, Харьковский тракторосборочный и др.

В 1948 г. выпуск тракторов  в стране превысил довоенный, а в 1957 г. составил 203 тыс. тракторов, т. е. по сравнению с довоенным (1940 г.) возрос почти в три раза.

Отечественное тракторостроение развивается не только количест­венно, но и качественно. Создаются  прогрессивные высокопроизводи­тельные  тракторы, работающие на повышенных скоростях, их модифи­кации и самоходные шасеи, необходимые для комплексной механизации сельского хозяйства. Тракторы имеют широкий диапазон передач, сравнительно небольшую металлоемкость при высокой износостойкости; они приспособлены для работы с навесными и полунавесными маши­нами и орудиями.

Для ускорения  выпуска отдельных моделей тракторов  и их модифи­каций, повышения долговечности  и надежности, а также для снижения себестоимости проводится специализация  отдельных заводов по произ­водству  тракторов и двигателей. Владимирский завод будет производить двигатели, а также некоторые тракторы; Минский и Липецкий

                                                                                                                              1

трактор­ные заводы специализируются на производстве колесных тракторов; Волгоградский, Харьковский и Алтайский — на производстве гусеничных тракторов; Челябинский — на производстве мощных гусеничных трак­торов.

В Программе  Коммунистической партии Советского Союза  указано, что главной экономической  задачей партии и всего нашего народа является создание материально-технической базы коммунизма, обяза­тельным условием построения которого является создание высокопродук­тивного сельского хозяйства. В подъеме сельского хозяйства и в удовлет­ворении возрастающих потребностей страны в сельскохозяйственной продукции огромную роль будет играть тракторное машиностроение. 

Не было в  царской России и автомобильной  промышленности, хотя делались попытки  организовать производство автомобилей. На Русско-Балтийском заводе в г. Риге в 1910 г. впервые было организовано мел­косерийное производство автомобилей, которое базировалось в основном на сборке автомобилей из импортных запасных частей. За период с 1910 по 1915 г. заводом было выпущено около 500 легковых и несколько гру­зовых автомобилей «Русско-Балт.». Во время империалистической вой­ны в 1915 г. завод был эвакуирован и впоследствии производство авто­мобилей на нем не было возобновлено. К 1914 г. автомобильный парк России состоял примерно из 10 000 легковых и 3000 грузовых автомобилей разных марок.

Автомобильная промышленность получила широкое развитие в Рос­сии только в годы Советской  власти. Началом организации автомобиле­строения  в СССР следует считать период с 1924 по 1930 г. Первый советский грузовой 1,5-тонный автомобиль АМО-Ф15 был выпущен в 1924 г. Московским автозаводом АМО. К 1931 г. выпуск таких авто­мобилей достиг более 6 тыс.

В 1925 г. Ярославский  автомобильный завод начал выпускать  трех­тонные, а в 1929 г.— пятитонные автомобили ЯГ-5 и впоследствии —  мо­дернизированные пятитонные автомобили ЯГ-6.

В период 1929—1931 гг. на месте завода АМО был сооружен авто­мобильный завод производительностью 25 тыс. грузовых 2,5-тонных автомобилей  в год. В 1933 г. завод начал выпускать  трехтонные грузо­вые автомобили ЗИС-5 и в 1936 г.— легковые автомобили ЗИС-101. Сей­час этот завод носит имя его первого директора — Лихачева.

В 1932 г. в г. Горьком  стали выпускать грузовые (1,5-тонные) ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А автомобили производительностью 100 тыс. автомобилей  в год. Несколько позже завод начал выпускать улучшен­ные модели этих автомобилей под марками ГАЗ-ММ и М-1. К 1937 г. автомобильные заводы СССР уже выпускали более 200 тыс. автомоби­лей в год.

В 1940 г. Московский завод им. КИМ начал выпускать  малолитраж­ные автомобили КИМ-10.

В 1941 г. в связи  с Отечественной войной выпуск легковых авто­мобилей ГАЗ и ЗИС прекратился. Также прекратилось производство автомобилей  

                                                                                                                             2

ИС-5 и ЯГ-6. Оборудование Московского автозавода было перебазировано

на Урал, где  создавался комплекс новых заводов  в гг. Миассе, Челябинске и Шадринске, на которых было организовано кооперированное  производство грузовых автомобилей. Впоследствии бы­ли созданы новые автомобильные заводы в Минске, Ульяновске, Кутаиси, Одессе, Львове, Павлове и других городах.

После Отечественной  войны автомобильная промышленность, не прекращая выпуска старых автомобилей, перешла к выпуску более со­временных моделей.

Горьковский автомобильный  завод в 1946 г. начал выпускать  гру­зовые автомобили ГАЗ-51 и легковые автомобили «Победа», а в 1948 г.— грузовые автомобили ГАЗ-63 повышенной проходимости. В 1957 г. завод выпустил модернизированный  автомобиль ГАЗ-51 А и затем начал вы­пускать легковые автомобили «Волга» и «Чайка».

Минский автомобильный  завод в 1947 г. стал выпускать грузовые автомобили МАЗ и самосвалы повышенной грузоподъемности.

Московский автомобильный  завод в 1948 г. приступил к выпуску  грузовых автомобилей ЗИС-150 и легковых автомобилей ЗИС-110, а за­тем автобусов и автомобилей ЗИС-151 высокой проходимости; с 1956 г. завод начал выпускать автомобили марки «ЗИЛ» (завод им. Лихачева). С 1959 г. взамен ЗИЛ-110 завод выпускает легковые автомобили ЗИЛ-111, а с 1961 г.— грузовые автомобили ЗИЛ-130 грузоподъемностью 4 г и затем трехосный автомобиль ЗИЛ-131.

В 1956 г. на Московском заводе малолитражных автомобилей  был начат выпуск автомобилей  «Москвич». В 1960 г. в г. Запорожье  вступил в строй автомобильный  завод, построенный на базе завода «Коммунар» и выпускающий микролитражные автомобили «Запорожец». Горьков­ский автомобильный завод с 1961 г. начал выпускать модернизирован­ный автомобиль «Волга» М-21, а с 1962 г. взамен автомобиля ГАЗ-51А (2,5 т) — грузовой автомобиль ГАЗ-53Ф грузоподъемностью 3 т с шести­цилиндровым рядным двигателем мощностью 60 кет (82 л. с). С 1964 г. завод начал выпускать взамен автомобиля ГАЗ-63 автомобиль ГАЗ-66 повышенной проходимости грузоподъемностью 2 г с восьмицилиндро­вым V-образным двигателем мощностью 80 кет (115 л. с). С 1965 г. завод выпускает автомобиль ГАЗ-53А грузоподъемностью 4 г с V-образ­ным двигателем 88 кет (120 л. с).

Ульяновский автомобильный  завод (УАЗ) с 1961 г. выпускает авто­мобили  УАЗ-451 грузоподъемностью 0,8 т, а затем взамен автомобиля УАЗ-69 — легковой автомобиль высокой проходимости УАЗ-460.

В связи с  проводимой в стране специализацией автомобильных заво­дов Ярославский  автомобильный завод переведен  на производство дви­гателей для  грузовых автомобилей и именуется Ярославским моторным заводом (ЯМЗ), выпускающим V-образные дизели марки ЯМЗ-204, ЯМЗ-206, ЯМЗ-

                                                                                                                               3 

36, ЯМЗ-238 и др.

      Минский автомобильный завод (МАЗ) специализируется на вы­пуске тяжелых грузовых автомобилей и самосвалов МАЗ-200 (7 т), МАЗ-501 (18 г) и др., а также полуприцепов и прицепов к ним.

Кутаисский (КАЗ) и Кременчугский (КрАЗ) автомобильные  заво­ды специализируются по производству самосвалов и тягачей.

Подобная специализация  осуществляется другими заводами. Осо­бенно  большим будет выпуск автомобилей  малой (0,25—1,5 г) грузо­подъемности, который  уже к 1965 г. увеличился в 50 раз по сравнению с 1958 г.

В настоящее  время отечественная автомобильная промышленность выпускает автомобили различных типов, удовлетворяющих все потреб­ности народного хозяйства. 

  Развитие технологии машиностроения в годы Великой   Отечественной Войны. 
 

   В начале войны более 1360 крупных предприятий было эвакуировано в восточные районы страны ,в том числе на Урал-455 предприятий, в Западную Сибирь-210, В Среднюю Азию И Казахстан -250 предприятий .

   Основными  и важнейшими отраслями машиностроения  на Урале в период Отечественной  войны были отрасли военного машиностроения. Урал давал  в период войны до 40% всей продукции военной промышленности.

   1942 г.  На заводах Урала производилась  треть продукции всей машиностроительной  и металлообрабатывающей промышленности  СССР. К концу войны мощность  машиностроения Урала превысила довоенную мощность Ленинградского и Украинского машиностроительного районов и приблизилась к мощности главного машиностроительного района страны- Московского.

   В важнейших  центрах Урала произошли следующие  сдвиги в удельном весе машиностроения за годы войны :в Свердловской области удельный вес машиностроение составляло в 1943 г. Против 1940 г.в 31.5 раза при росте продукции всей промышленности за тот же период в 3.2 раза.

Информация о работе Развития науки в области машиностроения в годы Великой Отечественной войны