Структура и роль транспорта в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:51, реферат

Описание работы

Тема «Транспорт» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Транспорт играет большую роль в освоении территорий.

Содержание

Введение 3
1. Структура и роль транспорта в современной экономике 5
2. Проблемы и перспективы развития транспорта России 8
2.1 Железнодорожный транспорт 8
2.2 Автомобильный транспорт 17
2.3 Водный транспорт 22
2.4 Авиационный транспорт 24
3. Лицензирование автотранспортной деятельности 26
Заключение 35
Список используемой литературы 38

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ОКТ!!!.docx

— 607.86 Кб (Скачать)

голубой с синей диагональю – перевозка собственных опасных грузов в пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);

голубой с зеленой диагональю – перевозка опасных грузов в международном сообщении (стандартная международная лицензия).

В соответствии с положениями о  лицензировании для получения стандартной  лицензии заявитель представляет в  лицензионный орган следующие документы:

– заявление о выдаче лицензии по форме, утвержденной приказом Минтранса России от 22.06.98 № 74 «О частичном изменении приказа Минтранса России от 25.04.97 № 41»;

– копию учредительных документов юридического лица в зависимости от его организационно-правовой формы – устав или учредительный договор и устав, или только учредительный договор (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригинала);

– копию свидетельства о государственной регистрации (если она не заверена нотариусом – с предъявлением оригинала);

– документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

– справку налогового органа о постановке на учет юридического лица или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа;

– данные об имеющихся автотранспортных средствах, в том числе находящихся в эксплуатации по доверенности или договору аренды.

Для получения лицензии на осуществление  деятельности по перевозке опасных  грузов заявитель представляет в  лицензионный орган, кроме вышеуказанных  документов, копии свидетельств о  непрерывном стаже работы водителей  автотранспортных средств данной категории (не менее 3 лет) и о прохождении  ими специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также  документы, свидетельствующие о  технической возможности транспортных средств осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов (с предъявлением подлинников этих документов).

Лицензия на перевозку опасного груза выдается на срок, указанный  в заявлении, а лицензионная карточка на автомобиль, осуществляющий эту  перевозку, – на срок действия свидетельства о допуске этого транспортного средства к перевозке опасного груза данного класса.

В лицензии на перевозку опасного груза и лицензионной карточке автотранспортного  средства указывается класс опасного груза и его аббревиатура, что  должно соответствовать записи в  свидетельстве о допуске транспортного  средства к перевозке опасных  грузов.

Лицензия выдается на срок не менее  чем 3 года, однако по заявлению обратившегося – на любой срок до 3–х лет. Целесообразность выдачи лицензии на срок более 3–х лет, как правило, рассматривается лицензионным органом в зависимости от конкретных условий развития рынка транспортных услуг, экономической ситуации в регионе, наличия замечаний государственных инспекционных органов по автотранспортной деятельности в предыдущий период, выполнения предписаний, технической оснащенности, жалоб клиентуры.

Положениями о лицензировании перевозок  предусмотрено разовое продление  срока действия лицензии, которое  производится по ходатайству и в  порядке, установленном для получения  лицензии. Срок продления не ограничивается положением.

Действующим законодательством не запрещается хозяйствующему субъекту иметь лицензии на несколько видов  лицензируемой деятельности, если на это нет каких–либо ограничений, установленных в учредительных документах.

В обычных случаях лицензионная карточка выдается на год (по сроку  действия оплаты), однако, при использовании  автотранспортного средства по договору аренды, доверенности, свидетельству  о допуске автомобиля к перевозке  опасных грузов, разрешению о временном  ввозе автотранспортного средства на территорию Российской Федерации на срок менее года, лицензионная карточка оформляется на срок действия этих документов.

Лицензия на перевозку опасных  грузов выдается только на грузы, указанные  в поданном заявлении. При подаче заявления на перевозку другого  опасного груза – оформляется новая лицензия в установленном Положением порядке.

По истечению срока действия лицензионных карточек заявителю необходимо обратиться в лицензионный орган  с ходатайством об их оформлении. При  этом используется ходатайство в  произвольной форме или по форме  разработанной лицензионным органом.

Переоформление лицензии осуществляется в случае реорганизации, изменения  адреса или наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии.

В случае утраты лицензионной карточки или изменения регистрационного знака автотранспортного средства выдача ее дубликата или замена на новую, с прежним регистрационным  текущим номером, производится по заявлению  владельца лицензии с оплатой  стоимости бланка лицензионной карточки.

Причинами для отказа в выдаче лицензии являются:

на перевозочную деятельность:

– наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

– отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления лицензируемого вида деятельности, и условиям безопасности;

– несоответствие автотранспортных средств заявленному виду деятельности, а на транспортно-экспедиционную деятельность, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств еще и:

– несоответствие профессиональной подготовки руководителя установленным требованиям;

– производственная база заявителя не отвечает экологическим требованиям или не обеспечивает поддержания транспортных средств в исправном состоянии;

– не выполняются иные условия, необходимые для осуществления этой деятельности.

Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при выдаче лицензий, может проводиться независимая  экспертиза.

Решения и действия лицензионных органов  могут быть обжалованы в установленном  порядке в суде.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Размеры этой платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из затрат на ведение  лицензионной деятельности.

Владелец лицензии обязан:

– обеспечить соблюдение условий, указанных в лицензии;

– обеспечить наличие лицензионной карточки у водителя на каждом автотранспортном средстве при работе на линии;

– представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности;

– выполнять установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Владельцу лицензии запрещается передача лицензии или лицензионной карточки другому юридическому или физическому лицу.

Соблюдение условий, указанных  в лицензии, включает в себя выполнение Устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, а также особые условия  обеспечивающие защиту интересов потребителей автотранспортных услуг, которые вносятся в лицензию лицензионным органом  по согласованию с заявителем.

К основным формам государственного контроля, осуществляемого транспортной инспекцией относятся: проверка исполнения, надзор, инспектирование, ревизия.

Проверка исполнения – наиболее распространенная форма контроля. Используется всеми контрольными органами. Является необходимым элементом оперативного руководства и связана с выработкой практических рекомендаций и предложений по своевременному и точному выполнению решений [13].

Инспектирование – контроль за соблюдением установленных государством правил, стандартов в отдельных сферах деятельности, отраслях экономики. Сопровождается, как правило, инструктажем проверяемых работников.

Ревизия – контроль за соблюдением установленных государством правил хозяйствования. Осуществляется только с точки зрения соответствия поведения подконтрольных объектов существующим правилам и инструкциям.

Надзор – форма контроля, наиболее тяготеющая к государственному правовому регулированию. Используется прежде всего для осуществления контроля за соблюдением законов, установленных государством норм, правил, стандартов. В отличие от инспектирования субъекты надзора вправе при соответствующих обстоятельствах применять к объектам надзора меры административного принуждения.

Контроль за выполнением лицензионных условий осуществляет только тот лицензионный орган, который выдал или зарегистрировал лицензию хозяйствующего субъекта. Такой контроль лицензионным органом осуществляется как самостоятельно, так и совместно с другими органами государственного надзора и контроля.

Форма контроля избирается лицензионным органом. До начала проверки руководителю юридического лица, индивидуальному  предпринимателю предъявляются  служебные удостоверения проверяющих и задание на проверку, напечатанное на бланке лицензионного органа, подписанное руководителем и заверенное гербовой печатью этого органа. В задании указывается перечень проверяемых вопросов, сроки проверки, кто проверяет и их должности.

Результаты контроля оформляются  актом, один экземпляр которого передается проверяемому (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю). В случае несогласия с выводами по акту, проверяемый вправе свои обоснованные возражения направить в лицензионный орган, руководитель которого в 2–х недельный срок со дня регистрации акта проверки обязан принять решение и довести его до сведения руководителя проверенного юридического лица или индивидуального предпринимателя [16].

Лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено в  случае:

– представления лицензиатом соответствующего заявления;

– обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

– нарушения лицензиатом условий действия лицензии и настоящего Положения;

– невыполнения Лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

– ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя;

– поступления представлений главных государственных автомобильных инспекторов о нарушении норм, правил, стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведя исследование, можно сделать следующие выводы.

Роль транспорта в экономике  России огромна. Транспорт оказывает  всестороннее воздействие на экономическое  развитие страны. Там, где правильно  понимают роль транспорта, государство  успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к  замедлению развития государства. Транспортная система должна постоянно развиваться  адекватно растущим потребностям.       Недооценка и хроническое отставание транспорта в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения транспорта как особой отрасли народного хозяйства. Уникальность транспорта состоит в том, что, выступая в роли сферы материального производства, он одновременно выполняет вспомогательную функцию обслуживающей инфраструктуры. Часто роль транспорта недооценивают, умалчивая его важнейшую роль в области экономики.

Транспортный фактор обязательно  учитывается при размещении производства в то или ином регионе. Транспортный фактор является одним из важнейших.

Народное хозяйство страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных  видов транспорта, а особенно между  уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных  дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.

Транспорт по территории нашей  страны располагается неравномерно из-за структуры расселения населения  нашей страны. Основные транспортные магистрали располагаются именно в  европейской части страны. Здесь  происходит наибольший товарообмен  между соседним государствами.

Транспортное хозяйство, как и все отрасли экономики  нашей страны требуют привлечение инвестиций, но эта проблема по-прежнему не решается из-за того, что зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за ее непредсказуемости. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя, продукция которых отстает от западных аналогов на много лет из-за отсутствия разработок и воплощения этих проектов в жизнь.

Информация о работе Структура и роль транспорта в современной экономике