Трансмиссия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

Крутящий момент к главным передачам ведущих мостов передаётся через межосевой дифференциал, установленный в среднем мосту. Картеры мостов сварены из стальных штампованных балок, к которым приварены крышки картеров, фланцы для крепления главных передачи суппортов тормозных механизмов, цапфы ступиц колёс, кронштейны для крепления реактивных тяг и опоры рессор.

Работа содержит 1 файл

дипл.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

.

 

1. Устройство. Описание конструкции

 

Крутящий момент к главным передачам ведущих  мостов передаётся через межосевой  дифференциал, установленный в среднем  мосту. Картеры мостов сварены из стальных штампованных балок, к которым  приварены крышки картеров, фланцы для крепления главных передачи суппортов тормозных механизмов, цапфы ступиц колёс, кронштейны для крепления реактивных тяг и опоры рессор.

Двойные главные  передачи

Двойные главные передачи могут  быть одноступенчатыми и двухступенчатыми, т.е. с двумя переключаемыми передачами с разными передаточными числами.

Общее передаточное число двухступенчатых  главных передач определяется произведением  передаточных чисел конических и  цилиндрических пар.

На автомобилях КамАЗ главная  передача двухступенчатая с проходным валом. Основными ее частями является картер редуктора, пара спиральных конических зубчатых колес и пара косозубых цилиндрических зубчатых колес.

Главная передача устанавливается  на картер моста через уплотнительную паронитовую прокладку толщиной 0,8 мм и крепится с помощью одиннадцати болтов и двух шпилек. Одиннадцать болтов и шпильки установлены снаружи, а два болта - на полости комических шестерен. Доступ к внутренним болтам возможен только после снятия боковой крышки. Под наружные болты и гайки шпилек установлены пружинные шайбы. Внутренние болты зашплинтованы проволокой.

1. Назначение  двойной главной передачи

Главная передача автомобиля предназначена  для постоянного увеличения подводимого  от двигателя крутящего момента  и передачи его под прямым углом к ведущим колесам.

Постоянное увеличение крутящего  момента характеризуется передаточным числом главной передачи.

Применение двойных передач  обусловлено тем, что приходиться  передавать значительный крутящий момент, поэтому для уменьшения удельной нагрузки на зубья применяют две пары шестерен – коническую и цилиндрическую.

Рис.1. Двойная главная передача

1 – ведущая коническая шестерня; 2 – ведомая коническая шестерня; 3 – ведущая цилиндрическая шестерня; 4 – ведомая цилиндрическая шестерня

В двойной главной передаче (рис.1) крутящий момент передается от ведущей конической шестерни 1 к ведомой 2, установленной на одном валу с малой (ведущей) цилиндрической шестерней 3, от которой крутящий момент передается на большую (ведомую) цилиндрическую шестерню 4.

В двойной главной передаче можно  получить большое передаточное число  при сравнительно небольших размерах передачи. Двойную передачу применяют  на грузовых автомобилях средней  и большой грузоподъемности.

Двойные главные передачи могут  быть одноступенчатыми и двухступенчатыми, т.е. с двумя переключаемыми передачами с разными передаточными числами.

На автомобилях КамАЗ в зависимости  от назначения передаточное число главной  передачи равно 5,43; 5,94; 6,53; 7,22. На автомобиле Урал-4320 оно равно 7,32. На модификациях автомобилей, предназначенных для использования в качестве седельных тягачи, передаточные числа главной передачи увеличены.

На автомобиле КамАЗ-5320 применены  двойные главные передачи, состоящие  из двух зубчатых пар, пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями. Такая схема позволяет получить большое передаточное число при достаточном дорожном просвете подкартером главной передачи.

2. Устройство  и работа двойных главных передач  КамАЗ-5320

2.1. Устройства и работа двойной главной передачи среднего ведущего моста автомобиля КамАЗ-5320

Двойная главная передача среднего ведущего моста автомобиля КамАЗ-5320 (рис.2) выполнена с проходным валом  для привода главной передачи заднего моста. Ведущая коническая шестерня 20 установлена в горловине картера главной передачи на двух роликовых конических подшипниках 24, 2в, между внутренними обоймами которых имеются распорная втулка и регулировочные шайбы 25. Шлифованный конец ступицы этой шестерни соединен с конической шестерней межосевого дифференциала, а внутри ступицы проходит вал 21 привода, одним концом соединенный с конической шестерней межосевого дифференциала, а другим при помощи карданной передачи с ведущим валом главной передачи заднего моста.

Промежуточный вал опирается одним концом на два конических роликовых подшипника 7, между внутренними обоймами которых имеются регулировочные шайбы 4, а другим на роликовый подшипник, установленный в расточке перегородки картера главной передачи. Конические роликовые подшипники 7 фиксируют промежуточный вал от смещения в осевом направлении. Заодно с промежуточным валом выполнена ведущая цилиндрическая шестерня 3 с косыми зубьями. Ведомая коническая шестерня 1 напрессована на конец промежуточного ведомую цилиндрическую шестерню 16. Крутящий момент от корпуса межколесного дифференциала, к которому прикреплена ведомая цилиндрическая шестерня 16 главной передачи, передается на крестовину 15, а от нее через сателлиты на шестерни полуосей. Сателлиты, действуя с одинаковой силой на правую и левую шестерни полуосей, создают на них равные крутящие моменты.

 

 

При этом благодаря незначительному  внутреннему трению равенство моментов практически сохраняется как  при неподвижных сателлитах, так  и при их вращении.

Поворачиваясь на шипах крестовины, сателлиты обеспечивают возможность вращения правой и левой полуосей, а следовательно, и колес с разными частотами.

Ведущие мосты КамАЗ

Часть 1

Крутящий момент к главным передачам ведущих  мостов передается через межосевой дифференциал, установленный в среднем мосту. Картеры мостов (рис. 67) сварены из стальных штампованных балок, к которым приварены крышки картеров, фланцы для крепления главных передач и суппортов тормозных механизмов, цапфы ступиц колес, кронштейны для крепления реактивных штанг и опоры рессор.

 
Рис. 67. Задний (средний) мост КамАЗ: 1 — картер главной передачи; 2, 27 — гайки; 3 и 29 — разжимные втулки; 4 — шпилька крепления картера главной передачи; 5 — прокладка; 6 — фланец; 7 — правая полуось; 8 — картер заднего моста; 9 — пробка; 10 — магнитная пробка; 11 — левая полуось; 12 — опора рессоры; 13 — кронштейн реактивной штанги; 14 — тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором; 15 — суппорт с тормозным механизмом в сборе; 16 — сальник ступицы; 17 — кольцо сальника; 18 и 19 — конические роликоподшипники; 20 — гайка крепления подшипников; 21 — набивка сальника; 22 — корпус сальника; 23 — прокладка полуоси; 24 — замковая шайба; 25 — контргайка; 26 — шпилька крепления полуоси; 28 — пружинная шайба; 30 — ступица; 31 — гайка крепления колеса; 32 — прижим; 33 — проставочное кольцо; 34 — тормозной барабан; 35 — щиток; 36 — сапун

Передаточные  числа 7,22 и 6,53 характерны для автомобилей, работающих в составе автопоезда, и седельных тягачей, а передаточные числа 5,94 и 5,43 — для одиночных автомобилей.

Изменение передаточного  числа главной передачи достигается  установкой различных пар цилиндрических шестерен

Ведущие конические шестерни среднего и заднего мостов отличаются хвостовиками (рис. 69, 70 и 71). Ведомые конические шестерни одинаковы.

Ведущая коническая шестерня 37 (см. рис. 70) главной передачи заднего моста установлена на шлицах ведущего вала 38. Ведомая коническая шестерня 3 расположена на валу ведущей цилиндрической шестерни 5 и передает ему вращение через прямоугольную шпонку 4. Ведущая цилиндрическая шестерня 5 выполнена как одно целое с валом. К зубчатому венцу ведомой цилиндрической шестерни 23 болтами прикреплены чашки 17 колесного дифференциала.

 
Рис. 69. Узлы ведущих конических шестерен главных передач мостов КамАЗ: а — среднего: 1 — шайба замковая; 2 — гайка; 3 — шайба подшипника; 4 — гайка подшипника 5 — штифт стопорный; б — заднего: 1 — шайба регулировочная

В чашках установлены  две конические полуосевые шестерни 21, находящиеся в зацеплении с четырьмя сидящими на шипах крестовины 20 дифференциала сателлитами 18. В них запрессованы бронзовые втулки 25. Под торцы полуосевых шестерен и сателлитов подложены опорные шайбы. В шлицевые отверстия конических шестерен входят шлицы полуосей, фланцы которых прикреплены гайками к шпилькам ступиц колес.

Дифференциал в сборе с коническими подшипниками 16 размещены в гнездах картера главной передачи. После монтажа дифференциала на наружные обоймы подшипников устанавливают крышки 42 и крепят их болтами. Предварительный натяг подшипников осуществляют упорными гайками 15, ввернутыми в гнезда подшипников. Этими же гайками регулируют положение ведомой цилиндрической шестерни 23 относительно ведущей 5.

Ведущий вал 28 вращается в двух конических роликоподшипниках 34 и 36, размещенных на хвостовике ведущей конической шестерни 37, и в одном цилиндрическом роликоподшипнике 40, находящемся в гнезде картера главной передачи. Наружный конический подшипник 34 находится в стакане 32. Попаданию грязи и пыли в передний подшипниковый узел и вытеканию смазки из него препятствует крышка 30 с двухкромочным сальником 29. Задний цилиндрический подшипник закрыт глухой крышкой 41 с прокладкой 39.

Рис. 70. Главная передача заднего моста КамАЗ: 1 — картер главной передачи; 2 — заливная пробка; 3 — ведомая коническая шестерня; 4 — прямоугольная шпонка; 5 — ведущая цилиндрическая шестерня; 6,9 и 16 — конические роликоподшипники; 7 и 32 — стаканы подшипников; 5 — крышка стакана; 10 и 46 — опорные шайбы; 11 — гайка подшипников; 12 и 35 — регулировочные шайбы; 13 и 33 — регулировочные прокладки; 14 — прокладка крышки; 15 — регулировочная гайка подшипника дифференциала; 17 — чашка дифференциала; 18 — сателлиты; 19 — опорная шайба сателлита; 20 — крестовина; 21 — полуосевая шестерня; 22 — болт крепления чашек дифференциала; 23 — ведомая цилиндрическая шестерня; 24 — опорная шайба полуосей шестерни; 25 — бронзовая втулка сателлита; 26 и 40 — цилиндрические роликоподшипники; 27 — фланец ведущей шестерни; 28 — маслоотражатель; 29 — сальник; 30 — крышка стакана; 31 и 39 — прокладки крышек; 34 — передний конический роликоподшипник; 36 — задний конический роликоподшипник; 37 — ведущая коническая шестерня; 38 — ведущий вал; 41 — крышка подшипника; 42 — крышка подшипника дифференциала; 43 — стопор гайки подшипника дифференциала; 44 — пластина стопорная; 45 — распорная втулка; 47 — шайба; 48 — гайка крепления фланца


Вал ведущей  цилиндрической шестерни 5 вращается в двух конических роликовых подшипниках 6 и 9 и в одном цилиндрическом 26, размещенном в гнезде картера главной передачи. Наружные обоймы конических подшипников установленььв стакане 7. Подшипниковый узел защищен от попадания грязи и пыли глухой крышкой 8 с прокладкой 14.

Предварительный натяг подшипников конической пары обеспечивают подбором толщины пакета шайб 35, находящихся между внутренними обоймами конических подшипников. Зацепление (пятно контакта) конических шестерен регулируют подбором толщины пакетов регулировочных прокладок 13 и 33, помещенных под фланцами стаканов 7 и 32 конических подшипников. Для смазки подшипниковых узлов в картере главной передачи имеются маслосборники, из которых масло по сверлениям в стенках картера поступает к подшипникам.

Для равномерного распределения крутящего момента  между ведущими мостами в трансмиссию  автомобиля введен, симметричный межосевой  дифференциал.

 

Межосевой дифференциал КамАЗ (рис. 72) с механизмом блокировки собран в отдельном картере 27, прикрепленном болтами к фланцу стакана 28 подшипников ведущей конической шестерни и состоит из передней 8 и задней 23 чашек, внутри которых установлены конические шестерни 25 и 22 приводов соответственно заднего и среднего мостов. Чашки обрабатывают совместно, поэтому при сборке их нужно ставить чтобы совпадали места клеймения комплекта, выбитые на торце отверстия под шип крестовины. Конические шестерни дифференциала находятся в зацеплении с четырьмя сателлитами 9, сидящими на шипах крестовины 24. В чашках и конических шестернях имеются отверстия для подвода смазки к рабочим поверхностям шестерен. Под торцы конических шестерен и сателлитов подложены опорные шайбы 7 и 10. Чашки дифференциала соединены между собой болтами.

 
Рис. 72. Межосевой дифференциал КамАЗ: 1 — гайка крепления фланца; 2 — шайба, 3 — фланец; 4 — сальник; 5 — болт; 6 — картер межосевого дифференциала; 7 — опорная шайба полуосевой шестерни; 8 — передняя чашка межосевого дифференциала; 9 — сателлит с бронзовой втулкой; 10 — опорная шайба сателлита; 11 — заглушка; 12 — выключатель; 13 — установочный винт; 14 — заливная пробка; 15 — прокладка; 16 — механизм блокировки дифференциала; 17 — вилка муфты; 18 — стопорное кольцо; 19 — внутренняя зубчатая муфта; 20 — муфта блокировки; 21 — сливная пробка; 22 — коническая шестерня привода среднего моста; 23 — задняя чашка дифференциала; 24 — крестовина; 25 — коническая шестерня привода заднего моста; 26 — самостопорящийся болт крепления чашек дифференциала; 27 — опорная шайба конической шестерни; 28 — прокладка крышки; 29 — шарикоподшипник; 30 — крышка подшипника

Задний  вал 31 (см. рис. 71) и хвостовик ведущей конической шестерни 30 соединены с коническими шестернями межосевого дифференциала шлицевыми соединениями. Задний вал 31 свободно установлен внутри хвостовика ведущей конической шестерни 30 и вращается в двух шарикоподшипниках.

Наружная  обойма переднего подшипника 29 (см. рис. 72) запрессована в выточку картера межосевого дифференциала, а во внутренней обойме установлен хвостовик передней чашки 8 дифференциала, внутри которой размещены коническая шестерня 25 и передний торец заднего вала. Задний шарикоподшипник 32 (см. рис. 71) расположен в выточке картера главной передачи среднего моста.

На шлицах хвостовика передней чашки дифференциала и  заднего вала имеются фланцы для  крепления карданных валов. От грязи  и пыли шарикоподшипники защищены крышками с прокладками и сальниками.

Информация о работе Трансмиссия