Транспортная задача

Автор: Евгений Степанов, 22 Ноября 2010 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Линейные транспортные задачи составляют особый класс задач линейного
программирования. Задача заключается в отыскании такого плана перевозок
продукции с “m “ складов в пункт назначения “n” который, потребовал бы
минимальных затрат.

Содержание

Введение 3
1. Реальная постановка задачи 4
2. Математическая модель задачи 5
3. Определение опорных планов 6
4.Определение оптимальных планов 13
5.Охрана труда 30
Список литературы 32
Приложение 33

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 406.50 Кб (Скачать)
 

                                     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Реальная постановка  задачи 4

2. Математическая  модель задачи  5

3. Определение  опорных планов 6 

4.Определение  оптимальных планов 13

5.Охрана труда 30

Список литературы 32

Приложение 33  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Линейные транспортные задачи  составляют особый класс  задач   линейного

программирования. Задача заключается  в  отыскании  такого  плана  перевозок

продукции  с  “m “ складов  в  пункт  назначения   “n”  который,  потребовал  бы

минимальных затрат. Если  потребитель “ j”   получает  единицу  продукции  (по

прямой  дороге) со склада “i”, то возникают  издержки Сij.  Предполагается,  что

транспортные  расходы  пропорциональны  перевозимому  количеству  продукции,

т.е. перевозка  “k” единиц продукции вызывает расходы  “k” С i j.

      Замечание.

      1. Если сумма  запасов   в   пунктах   отправления   превышает   сумму

поданных  заявок то количество  продукции, остается  на складах.  В  этом  случае  мы  введем  "фиктивного"  потребителя  (n  +1) с потребностью [pic] и положим транспортные расходы “pi”, (n+1) равными 0 для  всех “i”.

      2. Если сумма  поданных  заявок  превышает  наличные   запасы  [pic]то

потребность не может  быть  покрыта.  Эту  задачу  можно  свести  к  обычной

транспортной задаче с правильным  балансом,  если  ввести   фиктивный  пункт

отправления (m + 1) с  запасом  [pic] и  стоимость  перевозок  из   фиктивного

пункта  отправления  во  все  пункты  назначения  принять  равным  нулю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 РЕАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

         На строительство двухэтажного  особняка было выделено пять  групп лиц приехавших из нескольких  стран СНГ (15 человек из Молдовы, 47 человек из Украины, 71 человек  из Азербайджана, 28 человек из  Таджикистана, 33 человека из Узбекистана), которые выполняют четыре категории работ (укладка плитки, покраска стен, земельные работы, оштукатуривание стен, отделочные работы). Необходимо определить, сколько лиц, из какой группы, и на какую категорию работ назначить, чтобы суммарная производительность была максимальной. Известна производительность лиц стран СНГ при выполнении своей категории работ.

Матрица производительности: 

  Cij=      

       i – группа лиц

       j – категория работ

         Cij – производительность человека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

       Составим  математическую модель. Обозначим x11 – количество строителей назначенных на первую категорию работ из первой группы, xij – количество строителей назначенных на j разновидности работ из i группы лиц.

       Запишем целевую функцию:

  (1)

          При ограничениях: 

                          (2)                                         

    Xij ≥ 0                                                                         (3)                                                                                                                                                               

         Формулировка задачи.

       Найдем  max функции F(1) при выполнении условий(2) и (3). Для того, чтобы решить задачу как транспортную введем функцию (y) равную (– F)

       Найдем  минимум функции (у) при выполнении условий (2) и (3). 
 
 

    3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПОРНОГО  ПЛАНА

       По  теореме разрешимости задача имеет  решение, если задача закрытая. Для  поверки задачи на разрешимость нужно найти сумму потребностей и сравнить её с суммой запасов, они должны быть равны друг другу.

       

       

       Так как ∑aij < ∑bij задача является открытой. Для того чтобы перейти к закрытой задаче нужно добавить фиктивный пункт назначения  B5 с потребностями . Матрица планирования, содержащая фиктивную строку B5, представлена в таблице 1.

       Найдем  опорный план транспортной задачи методом  Севера – Западного угла.

       На  каждом шаге заполняем одну клетку и считаем её занятой. Заполнение начинаем с клетки А1В1, при этом сравниваем величину запасов пункта отправления А1 и величину потребностей  пункта назначения В1 Наименьшее из них считаем перевозкой х11= min (а1, b1) и записывают в клетку. Затем переходят к соседней клетки вправо или вниз, это зависит от того, полностью удовлетворены потребности или вывезены запасы, если полностью удовлетворены потребности и запасы, то переходим по диагонали, и так далее пока не дойдём до правой нижней клетки, при этом  остатки должны будут равны.

         На первом шаге мы сравниваем  потребности (В1) и запасы (А1) и присваиваем минимальное значение клетке х11={18,15}=15,остались потребности (B1) равные 3 переходим на нижнюю клетку, так как запасы (A1) равны 0,  значения клеток х12, х13, х14, х15 равны нулю. На втором шаге сравниваем потребности (В1) и запасы (А2), присваиваем минимальное значение клетке х21={3,47}=3, остались запасы (A2) равные 44 переходим вправо, так как потребностей в пункте B1 равны 0, то значения клеток х131415 равны нулю. На третьем шаге сравниваем потребности В2 и запасы А2 присваиваем минимальное значение клетке х22={29,44}=29, остались запасы в пункте А2 равные 15 переходим вправо, так как потребности в пункте В2 равны 0, то значения  клеток х324252 равны нулю. На четвертом шаге сравниваем потребности В3 и запасы А2 присваиваем минимальное значение клетке х23={34,15}=15, остались потребности в пункте В3 равные 19 переходим к нижней клетке, так как запасы в пункте А2 равны 0, то значения клеток х2425 равны нулю. На пятом шаге сравниваем потребности В3 и запасы А3 присваиваем минимальное значение клетке х33={19,71}=19, остались запасы в пункте A3 равные 52, переходим вправо, так как потребности в пункте B3 равны 0, то значения клеток х4353 равны нулю. На шестом шаге сравниваем потребности В4 и запасы А3 присваиваем минимальное значение клетке х34={51,52}=51, остались запасы в пункте А3 равные 1, переходим вправо, так как потребности в пункте В4  равны 0, то значение клеток x44, х54 равно нулю. На седьмом шаге сравниваем потребности В5 и запасы А3 присваиваем минимальное значение клетке х35={62,1}=1, остались потребности В5 равные 61,  переходим вниз, так как запасы в пункте А3 равны 0. На восьмом шаге сравниваем потребности В5 и запасы А4, присваиваем минимальное значение клетке х45={61,28}=28, остались потребности B5 равны 33 переходим вниз. На девятом шаге сравниваем потребности В5 и запасы А5 присваиваем минимальное значение клетке х55={33,33}=33, мы дошли до правой нижней клетки, запасы и потребности закончились.

         Постоим матрицу перевозок xij  (4)  и посчитаем целевую функцию.

         (4) 

       

        ед.

 

       

                                                                                                                    Таблица 1

       
Пункты  отправления        Пункты  назначения 
       
Запасы
       В1        В2        В3        В4        В5
       А1 -6 -7 -8 -1 0 15
15                             
       А2 -12 -13 -14 -8 0 47
       3 29 15                  
       А3 -8 -9 -4 -3 0 71
                  19        511        1
       А4 -4 -6 -8 -9 0 28
                             28
       А5 -2 -1 -3 -1 0 33
                             33
Потребности 18 29 34 51 62         
 

       Найдём  опорный план данной задачи методом  Минимального Элемента.

Заполнение  клеток начинается с клетки с минимальным  тарифом, сравнивают запасы и потребности  на пересечение которых находится  клетка и переходят к клетке со следующем по величине тарифом.

       Для нахождения клетки с минимальным  тарифом создаём цикл прохождения  по клеткам таблицы 2. Первая клетка с минимальным тарифом это  клетка X23  сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X23={34,47}=34, остались запасы A2 равные 13, так как потребности B3 равны 0, то значения клеток X13, X33, X43, X53 равны нулю. Вторая клетка  с минимальным тарифом это клетка X22,  сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X22={29,13}=13, остались потребности B3 равные 16, так как запасы A2 равны 0, то значения клеток X21, X24, X25 равны нулю. Третья клетка с минимальным тарифом это клетка X42,  сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X32={16,71}=55, остались запасы A3 равные 55, так как потребности B2 равны 0, то значения клеток X12, X42, X52 равны нулю. Четвёртая клетка с минимальным тарифом это клетка X44,  сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X44={51,28}=28, остались потребности B4 равные 23, так как запасы A4 равны 0, то значения клеток X41, X42, X43, X45 равны нулю. Пятая клетка с минимальным тарифом это клетка X31,  сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X31={18,55}=18, остались запасы A3 равные 37, так как потребности B1 равны 0, то значения клеток X11, X15 равны нулю.  Шестая клетка с минимальным тарифом это клетка X34,  сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X34={23,37}=23, остались запасы A3 равные 14, так как потребности B4 равны 0, то значения клеток X14, X54 равны нулю. Оставшиеся запасы и потребности разлаживаем по оставшимся клеткам так, чтобы сумма тарифов не превышала количество запасов и потребностей: значение клетки  X15 равна 15,  значение клетки  X35 равна 14, значение клетки  X55  равна 33.

         Постоим матрицу перевозок xij  (5)  и посчитаем целевую функцию.

         (5) 

       

        ед. 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Транспортная задача