Транспортная задача

Автор: Евгений Степанов, 22 Ноября 2010 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Линейные транспортные задачи составляют особый класс задач линейного
программирования. Задача заключается в отыскании такого плана перевозок
продукции с “m “ складов в пункт назначения “n” который, потребовал бы
минимальных затрат.

Содержание

Введение 3
1. Реальная постановка задачи 4
2. Математическая модель задачи 5
3. Определение опорных планов 6
4.Определение оптимальных планов 13
5.Охрана труда 30
Список литературы 32
Приложение 33

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 406.50 Кб (Скачать)

                                                                

                                                                                                                 Таблица 2

       
Пункты  отправления        Пункты  назначения 
       
Запасы
       В1        В2        В3        В4        В5
       А1 -6 -7 -8 -1 0 15
                             15
       А2 -12 -13 -14 -8 0 47
                      13            34                  
       А3 -8 -9 -4 -3 0 71
           18              16             23        14
       А4 -4 -6 -8 -9 0 28
                    28         
       А5 -2 -1 -3 -1 0 33
                             33
Потребности 18 29 34 51 62         

                   

       Найдём  опорный план данной задачи методом  Двойного Предпочтения.

 Рассматриваются отдельно столбцы и строки и отмечают клетку с минимальным тарифом по столбцу и по строке. В результате часть клеток имеет две отметки, часть одну отметку и часть не одной. При просмотре таблицы сначала заполняют клетки с двумя отметками, потом с одной отметкой и потом клетки без отметок.  

 В результате просмотра таблицы 3: клетки X23, X44 имеют по две отметки, клетки X13, X21, X22, X32, X53 имеют по одной отметке, остальные клетки не имеют ни одной отметки.

       Сначала заполняем клетки с двумя отметками. Первая клетка с минимальным тарифом  и двумя отметками это клетка X23  сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X23={34,47}=34, остались запасы A2 равные 13, так как потребности B3 равны 0, то значения клеток X13, X33, X43, X53 равны нулю. Вторая клетка с минимальным тарифом и двумя отметками это клетка X44  сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X44={51,28}=28, остались потребности B4 равные 23, так как запасы A4 равны 0, то значения клеток X41, X42, X43, X45 равны нулю.  Клеток с двумя отметками больше не осталось. Первая клетка с минимальным тарифом и с одной отметкой это клетка X22  сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X22={29,13}=13, остались потребности B2 равные 16, так как запасы A2 равны 0, то значения клеток X21, X24, X25 равны нулю. Вторая клетка с минимальным тарифом и с одной отметкой это клетка X32, сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X32={16,71}=16, остались запасы A3 равные 55, так как потребности B2 равны 0, то значения клеток X12, X42, X52 равны нулю. Клеток с одной отметкой больше не осталось. Первая клетка с минимальным тарифом без отметок это клетка X31  сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X31={18,55}=18, остались запасы A3 равные 37, так как потребности B1 равны 0, то значения клеток X11, X51 равны нулю. Вторая клетка с минимальным тарифом и без отметок это клетка X34  сравниваем запасы и потребности на пересечение этой клетки X34={23,37}=23, остались запасы A3 равные 14, так как потребности B4 равны 0, то значения клеток X14, X15 равны нулю. Оставшиеся запасы и потребности разлаживаем по оставшимся клеткам так, чтобы сумма тарифов не превышала количество запасов и потребностей: значение клетки  X15 равна 15,  значение клетки  X35 равна 14, значение клетки  X55  равна 33.

         Постоим матрицу перевозок xij  (6)  и посчитаем целевую функцию.

         (6) 

       

        ед. 

 
Пункты  отправления        Пункты  назначения 
       
Запасы
       В1        В2        В3        В4        В5
       А1 -6 -7 -8 -1 0 15
                             15
       А2 -12 -13 -14 -8 0 47
                      13            34                  
       А3 -8 -9 -4 -3 0 71
           18              16             23        14
       А4 -4 -6 -8 -9 0 28
                    28         
       А5 -2 -1 -3 -1 0 33
                             33
Потребности 18 29 34 51 62         
 

       Таблица 3 

       Опорный план данной задачи решённый методом Северо-Западного угла является наиболее эффективным чем методом Двойного Предпочтения и метод Минимального Элемента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО  ПЛАНА

       Метод потенциалов позволяет найти  оптимальный план транспортной задачи. Поиск оптимального плана начинают с нахождения какого-либо опорного плана,  затем его улучшают количество планов max (m+n-1). 

       Теорема оптимальности.

       Если  для некоторого опорного плана х* существуют такие числа , , что при хij > 0,  при xij = 0, то план х* является оптимальным, а числа и называются потенциалами (разность потенциалов равна тарифу для занятых клеток) (разность потенциалов меньше тарифов для целых клеток).  

       Алгоритм  методов потенциалов.

    1. Находим опорный план любым методом (число занятых клеток должно быть  m+n-1).
    2. Находим потенциалы
    3. Для каждой свободной клетки определяют величину
    4. Если среди чисел j нет положительных, то план оптимален, если положительные числа есть, то план нужно улучшить, для этого среди чисел j выбирают max.Для клетки, в которой стоит максимальное, строят цикл пересчета.

       Цикл  пересчета называется ломаная линия  вершины, которых расположены в  занятых клетках, а звенья вдоль  строк и столбцов.

         Производят сдвиг по построенному  циклу пересчета. 

       Правило сдвига- в каждой клетки, которая  находится в вершине цикла, приписывают знак «+» или « - » причем свободной «+», а остальным поочередно. Определяют минимальную перевозку отмеченную « - »  для получения нового опорного плана найденную перевозку прибавляем к числам в клетках «+» и вычитают из чисел в клетках « - ». Полученный план проверяют на оптимальность. 

       Возьмем опорный план найденный методом  Севера – Западного угла и определим, является ли данный опорный план оптимальным, и улучшим опорный план, если он не является оптимальным. Опорный план, рассчитанный методом Севера – Западного угла представлен в таблице 4.

Таблица 4
Пункты  отправления        Пункты  назначения 
       
Запасы
       В1        В2        В3        В4        В5
       А1 -6 -7 -8 -1 0 15
15                             
       А2 -12 -13 -14 -8 0 47
       3 29 15                  
       А3 -8 -9 -4 -3 0 71
                 19        511        1
       А4 -4 -6 -8 -9 0 28
                             28
       А5 -2 -1 -3 -1 0 33
                             33
Потребности 18 29 34 51 62         

Информация о работе Транспортная задача