Виды и средства перевозок в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. В настоящее время транспорт является одним из самых важных компонентов экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической и социальной базой.

Работа содержит 1 файл

Виды и средства перевозок в туризме.docx

— 22.79 Кб (Скачать)

Введение:

Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. В  настоящее время транспорт является одним из самых важных компонентов  экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической  и социальной базой. Перевозки занимают одно из центральных мест в составе  практически любого туристского  продукта, являются неотъемлемым этапом путешествий и туристских поездок. Правильность выбора вида перевозки  во многом определяет эффективность  путешествия и достижения цели. Индустрия  перевозок является определяющей в  генерации туристской деятельности и туризма как высокодоходной отрасли экономики. Развитие туризма и транспорта -- взаимно связанный и взаимно обусловленный процесс. Однако, как правило, при исследовании связей в системе “туризм -- транспорт” в научной литературе преобладающее место отводится роли и значению транспорта как фактора развития туризма. Это естественно и логично, так как туризм представляет собой сравнительно новое социально-экономическое явление, и в значительной степени стал следствием рождения и развития транспорта. Если принять во внимание, однако, непрерывно увеличивающиеся масштабы этого явления и его возрастающее значение в системе экономических отношений в мировом масштабе, станет ясно, что необходимо уделять большее внимание и обратным связям и зависимостям в системе “туризм -- транспорт”. Эта роль особенно возросла в годы после второй мировой войны, когда произойти значительные количественные и качественные изменения в объеме, динамике и структуре туристского потока как в национальном, так и международном масштабе. Некоторые из этих изменений приобрели характер прогрессивно развивающихся процессов и явлений и непосредственно определяют влияние туризма на развитие транспорта. В связи с этим необходимо отметить наиболее важные из них.

Во-первых, наблюдается  высокий темп роста количества туристских путешествий как в международном масштабе, так и в рамках отдельных стран. Если в недавнем времени . в мире было предпринято 25,3 млн. зарубежных туристских путешествий, то в наше время их число возросло более чем в 213 млн., т.е. увеличилось в 8 раз. В Европе за этот же период число туристских путешествий возросло с 16,9 до 152 млн., или в 9 раз. Ряд исследований показывают, что темпы роста числа туристских путешествий в национальных масштабах (внутренний туризм) значительно большие. 

Во-вторых, количество туристских путешествий растет более  высокими темпами, чем число путешествий  с нетуристскими целями. Сказанное  особенно характерно для стран с  развитым внутренним и международным  туризмом. К этому можно добавить, что в рамках общего количества путешествий  почти по всем видам транспорта высока (а в некоторых случаях преобладает) доля путешествий с чисто туристской целью. Так, 45% путешествий на воздушном  транспорте в мире предпринимаются  в туристских целях. 

В-третьих, постоянно  увеличивается доля путешествий  в общей продолжительности туристских поездок. Это связано с возрастающим стремлением людей к увеличению объема впечатлений, к активному  потреблению различных туристских благ за относительно короткий период времени. В научной литературе ряд  авторов выделяет как самостоятельный  вид туризма -- миграционный, странствующий, транспортный туризм, чем подчеркивается возрастающая роль движения при осуществлении туристского путешествия. В связи с этим отметим постоянный рост среднего расстояния путешествия одного туриста (с 1965 по 1975 г. -- на 150 км). Укажем и на непрерывное увеличение доходов, полученных при продаже туристских услуг и товаров, которые имеют прямое отношение к развитию транспорта. Это обусловлено тем, что транспортные затраты при туристских путешествиях по некоторым данным составляют около 1/4 общих расходов туриста, а в некоторых случаях (при межконтинентальных путешествиях) -- почти половину этих расходов. 

Влияние туризма  на развитие транспорта весьма широко и многосторонне. Оно требует  развития материально-технической  базы, совершенствования организации  и управления на транспорте, системы  транспортного обслуживания, а также  проведения соответствующей политики транспортных тарифов.Виды и средства перевозок в туризме

1. Классификация путешествий

Транспортные путешествия  рассматриваются как самостоятельный  вид туризма. Транспортные путешествия  – это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам  с использованием различных транспортных средств. Они классифицируются по ряду основных признаков:

способу передвижения на маршруте (железнодорожный, морской, автобусный, речной, авиационный, прочие виды, комбинированный)

виду используемого  транспорта (поезда, самолеты, автобусы, теплоходы, паромы, яхты, лодки, байдарки, плоты, подводные лодки и другие плавсредства, мотоциклы, велосипеды, воздушные шары, дельтапланы)

построения трассы маршрута (линейная, кольцевая, радиальная, комбинированная)

продолжительности путешествия (кратковременные, типа «Уикэнд», многодневные)

сезонности (круглогодичные, сезонные, разовые) 

Наибольшей популярностью  пользуются автобусные авиационные  и железнодорожные путешествия (около 88% от общего объема транспортных путешествий).  

Транспортное туристское путешествие, как правило, реализуется  несколькими видами транспорта: железнодорожный + автобусный (легковой автомобиль), авиационный + автобусный и т. д. 

Наиболее мобильный  вид транспорта – автобус и  легковой автомобиль используются как  на самостоятельном маршруте, так  и виде трансферного транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.  

2.Мотивация выбора  средства передвижения.

При планировании своего  путешествия турист учитывает такие  факторы:

скорость доставки до цели поездки

комфорт путешествия

стоимость

возможность перевозки  багажа и его вес

возможность остановки  в пути следования

условия питания

уровень шума, вибраций

условия для сна  и отдыха

возможность широкого обзора во время поездки

наличие неблагоприятных  экологических факторов

безопасность 

По приоритетам  эти требования распределяются в  такой последовательности:

безопасность путешествия

стоимость и наличие  различных льгот

комфортабельность

скорость доставки

прочие факторы 

Чем больше набор  положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований. 
 

3.Виды и средства  перевозок.

По видам и разновидностям услуги перевозки можно разделить  на: 

а) наземные виды перевозок: 

перемещение и перевозки  с помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши); 

с помощью животных (вьючные, тягловые, под седлом); 

механические средства: 

автомобильный транспорт (колесный, шнековый, гусеничный и иной); 

рельсовый транспорт -- железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги; 

средства транспорта на воздушной подушке; 

б) воздушные виды перевозок: 

воздушные шары и  дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты; 

вертолеты; 

самолеты малой  авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры; 

космические аппараты; 

в) перевозки водным речным и морским транспортом: 

плоты и гребные  лодки; 

парусные суда; 

лодки и суда маломерного  флота с механическим приводом; 

речные и морские  суда; 

суда на воздушной  подушке; 

подводные суда. 

Все виды и подвиды  перевозок имеют множественные  варианты их использова-ния и технические средства реализации. 

Сравнение эффективности  различных видов перевозок. 
 

Объёмы перевозок 

Каждый из видов  перевозок имеет свою историю, этапы  становления и разви-тия способов, методов, конструкций аппаратов и средств. Вид и средство перевоз-ки выбирается и применяется по необходимости и рациональности -- сообразно особенности условий среды, рельефа местности, климатических условий, целей и назначения, скорости и пассажировместимости средств перемещений и перево-зок, а также и уровня платежеспособности потребителя. 

По состоянию на 2000 г. туристских и пассажирских перевозок  в мире с доста-точной степень приближения можно дать следующую оценку распределения транспортных потоков перевозок механическими средствами: 

автомобильные перевозки 41% 

воздушные перевозки 44% 

железнодорожные перевозки 7% 

морские и речные перевозки 8% 

Важное значение имеет удаленность места назначения путешествия. Россия имеет огромные просторы территорий, протяженностью до 11 тыс. км. И хотя су-ществует возможность путешествия от Москвы до Владивостока поездом (пример-но семь суток), но все деловые путешественники, исключая железнодорожные ту-ры, выбирают авиационный транспорт. При равных возможностях выбора вида перемещения эффективность выбора способа передвижения весьма различна. Значение имеют скорость перемещения и время, необходимое для достижения це-ли путешествия, что не одно и то же. Путешествие на различных видах транспор-та из Москвы в Санкт-Петербург при дальности маршрута 740 км занимает: 

15 мин на реактивном  самолете 

40 мин на турбореактивном  пассажирском самолете 

4 часа на скоростном  железнодорожном экспрессе ЭР-200

8 часов на скором  поезде 

12-16 часов на пассажирском  поезде 

16-17 часов на пригородных  электричках 

8 часов на легковой  автомашине 

12-13 часов на автобусе 

5 дней на велосипеде

1,5-2 недели на телеге 

10 дней на лыжах  (зимой при наличии снежного  покрова) 

две недели пешком 

Наиболее оптимальный  вариант -- путешествие по железной дороге. При этом пассажир садится в поезд на вокзале в центре одного города и прибывает на вок-зал в центре другого. При железнодорожных вокзалах имеются станции метро, трамвая и такси, позволяющие быстро добраться в любой район назначения. Мож-но выбрать вариант путешествия на самолете. Скорость движения самолета несрав-ненно более высокая и полет (с учетом времени взлета-посадки и рулёжки) зани-мает 45 минут. Но наземная составляющая трансфера в Санкт-Петербурге аэропорт «Пулково- II» (от станции метро Московская 20 мин на автобусе-экспрессе и 30 мин «Пулково- I») и из аэропорта Шереметьево в Москву (автобусом-экспрессом до 2-3 часов с учетом возможной автомобильной пробки на дороге), а также процедура посадки и высадки пассажиров в аэропортах, включая регистрацию и ожи-дание, занимают несколько часов. Выигрыш во времени незначительный, но стоимость воздушной перевозки в несколько раз выше. С введением каждодневном го скоростного 4-часового железнодорожного маршрута дважды в сутки с декабря. 2000 г. -- создается весьма ощутимая конкуренция авиаперевозкам. 

Аналогичная ситуация возникает при выборе вида перемещения  из Парижа в Лондон. Суперскоростной железнодорожный экспресс EuroStar следующий через Евротоннель под проливом Ла-Манш, составляет серьезную конкуренцию воз-душной перевозке на этом маршруте. При этом время путешествия по железной дороге на поезде EuroStar составляет всего 3 часа. 

На близкие расстояния выгодно перемещаться либо пешком, либо на велосипе-дах. На расстояния от 5 до 500 км рационально использовать автомобильные ви-ды транспорта, от 30 до 1500 км -- железнодорожный транспорт, а авиация нерен-табельна на расстояниях менее 500 км.  

Однако при рассуждениях в оценке эффективности и разумности выбора вида перевозки следует придерживаться принципа -- «смотря где, когда, зачем и за сколько». В некоторых местностях нет альтернативы выбору вида транспортных средств. Во многих приполярных пространствах дорог нет, водный транспорт ис-пользовать невозможно по условиям ледовой обстановки и навигации, тогда ис-пользуются либо вертолет, либо средства малой авиации, а местное перемещение -- на оленях или собаках, если местность позволяет -- то вездеход или транспорт-ное средство на воздушной подушке. 

Информация о работе Виды и средства перевозок в туризме