Анализ региональных особенностей деятельности туристских фирм (на примере Санкт-Петербурга)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является развитие теоретических подходов к туризму как особенному виду предпринимательской деятельности, организации системы государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
изучить аппарат понятий и категорий предпринимательства в туризме;
выявить особенности функционирования предприятий туризма;
изучить механизмы государственной поддержки туризма;
проанализировать предпринимательскую деятельность сферы въездного туризма в Санкт-Петербурге;
предложить возможные мероприятия по развитию въездного туризма в Санкт-Петербурге.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 915.50 Кб (Скачать)

 

Анализ региональных особенностей деятельности туристских фирм (на примере Санкт-Петербурга)

 

 

 

 

Введение

 

Формирование рыночной экономики  в России усилило интерес к  формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной индустрии ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений1. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект.

В работе использованы исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития и регулирования  туризма в условиях рынка: ВВ.Г. Гуляева2, Н.И. Ильиной3, Г.А. Карповой4, В.А. Квартальнова5, Ф. Котлера6, А.Г. Папиряна7,  Н.И. Саченковой8, и других.

В последние годы и в России стали  уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Однако, практика показывает, что при  наличии Федеральных и региональных программ по развитию туризма, программ поддержки малого предпринимательства, развитие въездного туризма и в России в целом и в Санкт-Петербурге в частности, не то что не достигает запланированных уровней, а, наоборот, снижается. Программы по развитию въездного туризма не проработаны до уровня конкретного предпринимателя. Не проработанность вопросов поддержки предпринимательства во въездном туризме придают исследованию актуальность.

Целью настоящей курсовой работы является развитие теоретических подходов к туризму как особенному виду предпринимательской деятельности, организации системы государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Достижение этой цели потребовало  решения следующих основных задач:

  • изучить аппарат понятий и категорий предпринимательства в туризме;
  • выявить особенности функционирования предприятий туризма;
  • изучить механизмы государственной поддержки туризма;
  • проанализировать предпринимательскую деятельность сферы въездного туризма в Санкт-Петербурге;
  • предложить возможные мероприятия по развитию въездного туризма в Санкт-Петербурге.

Предметом исследования является предпринимательство в сфере туризма, закономерности и тенденции развития туризма в России.

Объектом исследования выступают проблемы, перспективы, направления развития предпринимательства в сфере въездного туризма в Санкт-Петербурге.

Цели и задачи курсовой работы предопределили ее структуру. В первой главе проанализирована специфика туристических услуг и фирм, их оказывающих, вторая глава посвящена специфике туристической отрасли Санкт-Петербурга и разработке рекомендаций по ее развитию.

Глава 1. Туристские  услуги как  результат экономической деятельности туристских компаний

    1. Понятие и виды туристских услуг

 

Существует, по крайней мере, четыре взгляда на туризм как явление  современного мира. Чаще всего эти  взгляды предстают перед нами в виде сложившихся штампов, отличия  между которыми трудно заметить.

Туризм как отрасль хозяйства - это наиболее распространенное утверждение о туризме, особенно руководителей регионов, экономистов, среди немногих не согласных с этим взглядом на туризм наиболее распространено мнение, что туризм - это межотраслевой комплекс, или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт.  В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» туризм подается как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов. Между тем сами туристы твердо уверены, что туризм - это их (туристов) деятельность во время отдыха. Это значит, что в современном мире туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем.

Туризм - это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные виды предпринимательства. В области туристского обслуживания находят свое применение многие предприятия, организации и фирмы. С точки зрения статистики туристских предприятий виды предпринимательства в туризме можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1.1.).

           По мнению специалистов, наибольшее влияние на развитие туризма оказывают: гостиничный бизнес, транспорт, туристские агентства, туроперейтинг и глобальные компьютерные системы бронирования и резервирования (ГКС). 

Гостиничные предприятия являются базой любого туристского продукта. Размещение всегда входит в пакет (набор) услуг, какими бы ни были путешествие  или отдых. Наличие гостиничных  предприятий в том или ином регионе, туристском центре значительно влияет на возможности приема туристов. Кроме того, уровень и стандарты гостиничного обслуживания в значительной степени оказывают влияние на стандарты обслуживания туристов в целом. 

 

                                      

Рисунок 1.1. Система предпринимательства  в туризме9

 

Транспорт также является неотъемлемой частью любого путешествия, так как  оно подразумевает перемещение  в пространстве. Транспорт значительно  облегчает и помогает этим перемещениям. Современный транспорт дает огромные возможности туристам перемещаться во время путешествия на любые, даже самые дальние расстояния, в довольно короткие сроки. Транспорт необходим и для экскурсионных целей, и для трансфера. Возможности транспорта как по доступности регионов, так и по частоте рейсов, уровню и качеству обслуживания оказывают влияние на развитие туристских потоков. 

Туроперейтинг собственно туристское предприятие, ставящее своей целью  формирование туристского продукта и продвижение его к потребителям. Возможности оптового туроперейтинга оказывают влияние на распространение туристского предложения, на возможности его выбора, на конкурентные стандарты качества обслуживания туристов. 

Туристские агентства - предприятия  по продаже туристских продуктов, туристские магазины. От их возможностей, компетентности и надежности в значительной степени зависят выбор потребителей.

ГКС - глобальные компьютерные сети (системы  бронирования и резервирования) стали  внедряться на туристский рынок в  массовом порядке с начала 90-х гг. XX в. Они в значительной степени могут стать альтернативным каналом продаж туристского продукта. Уже имеются исследования специалистов по туризму, прогнозирующие завоевание такими сетями значительной части рынка туроператоров и турагентов. Однако те же специалисты считают, что туроператоры и турагенты найдут свою нишу и останутся на рынке в качестве специализированных предприятий и консультационных пунктов продаж. При этом уже сейчас несомненным вкладом компьютерных систем в туризм являются ускорение информационных потоков и расширение возможностей выбора и бронирования.

Иногда туристский продукт ассоциируют  с понятием «туристский пакет» - основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии  по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер (рис. 1.2). 

Рисунок 1.2. Структура туристского  пакета10

 

Туристский центр - место отдыха туриста, включающее все его рекреационные  возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные. Этот элемент относится  к обязательным, поскольку без  объекта интереса невозможно организовать путешествие. Его нужно обязательно выбрать. Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных ресурсов. Когда один человек приходит в туристское бюро и говорит, что он хотел бы поехать во Францию, другой - в Крым, а третий - в Пушкинские горы, то независимо от масштаба территории каждый турист выбирает свой объект. Для одного - это страна, для другого - регион, а для третьего - конкретное место. Независимо от индивидуального масштаба потребителя, туроператор обязан свести его к единичному варианту - туристскому центру. Это связано с тем, что он обязан доставить туриста в конкретное место отдыха, потому что именно гуда будет заказан транспорт, именно там будет заказана гостиница. При этом будем помнить, что даже в одном городе, например в Санкт-Петербурге, есть несколько туристских центров, поскольку проживание в самом центре города, или в районе Петергофа, или на Гражданке - это разный комплекс туристических возможностей, которые нельзя перенести в любое другое место.

Транспорт - средство передвижения, с  помощью которого можно добраться  до туристского центра. Наиболее широко используется в качестве средства передвижения, без сомнения, самолет. На короткие расстояния  поезд, туристский автобус, автомобиль. Большую часть затрат, обусловливающую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. В отношении скоростных видов транспорта необходимо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению с другими видами, они также используются на короткие расстояния, так как позволяют экономить время туристов для рекреационных целей. 

Услуги размещения - это конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях различаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, отели, кемпинги и т. д. Услуги питания не включаются отдельным элементом в туристский пакет, поскольку в туризме они составляют часть услуг размещения. Принятые в туризме комбинации размещения и питания: 

ВВ - размещение + завтрак;

НВ - полупансион: размещение + завтрак + ужин;

FP - полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин.

Обычно турист имеет возможность  выбрать и заказать любую из этих комбинаций, при этом, заказывая  ВВ как вариант обслуживания, турист выбирает его отнюдь не из-за соображений  экономии. Действительно, туроператор получает значительные скидки при пакетировании услуг размещения и питания, поскольку гарантирует загрузку отелей и ресторанов. При этом «пакетные цены» могут быть в три-четыре раза ниже розничных. Что же приобретает турист, выкупая комбинацию ВВ или НВ? Прежде всего свободу выбора, поскольку в этом случае он может сам моделировать программу пребывания в туристском центре, по собственному усмотрению выбирая ресторан, или может отправиться на экскурсию, в которой обычно предусмотрен обед. 

Трансфер - доставка туриста от места  прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где  он будет проживать, и обратно. Трансферы  осуществляются с использованием автобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или затребованы туристом.

Строго говоря, трансфер - это любая  перевозка туриста в границах туристского центра. Поэтому сюда относят также поездки из отеля  в театр и обратно, в музей  и т. п. Но эти трансферы обычно не включаются в туристский пакет, поскольку клиенты их не всегда воспринимают как обязательную услугу.

Этот пакет обязательности туристских услуг и отличает туристский пакет  от туристского продукта. Действительно, приобретая пакет, включающий четыре обязательных базовых элемента, вы не только имеете значительные скидки от туроператора, поскольку приобрели серийный туристский продукт туристской компании, но всегда можете попросить туроператора расширить его за счет включения других услуг или сможете это сделать самостоятельно  непосредственно в туристском центре.

После заключения Шенгенской конвенции (1995г.) вопросы унификации требований к туристскому продукту стали  особенно актуальны. Дело в том, что  тур, приобретенный в одном месте, потребляется в другом, и только полное согласование позиций туроператора, туристского агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Согласно Международной конвенции по туристским контрактам (Брюссель, 1970 г.) такое согласование осуществляется на контрактной основе в форме ваучера, который подписывают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист.

Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными организациями.

Информация о работе Анализ региональных особенностей деятельности туристских фирм (на примере Санкт-Петербурга)