Анализ региональных особенностей деятельности туристских фирм (на примере Санкт-Петербурга)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является развитие теоретических подходов к туризму как особенному виду предпринимательской деятельности, организации системы государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
изучить аппарат понятий и категорий предпринимательства в туризме;
выявить особенности функционирования предприятий туризма;
изучить механизмы государственной поддержки туризма;
проанализировать предпринимательскую деятельность сферы въездного туризма в Санкт-Петербурге;
предложить возможные мероприятия по развитию въездного туризма в Санкт-Петербурге.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 915.50 Кб (Скачать)

На практике они могут называться по-разному: туристские бюро, бюро путешествий, турагентства и т. д. Но с точки зрения вида предпринимательства на туристском рынке их можно подразделить на туристские агентства и туристские операторы. 

Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности туристской фирмы или компании.

Туристский продукт формируется  из услуг предприятий, причастных к  обслуживанию людей на отдыхе и в  путешествии. Это транспортные фирмы  и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставки, парки аттракционов, досугово-развлекательные предприятия, шоу-, кино-, видео-бизнес, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации. Словом, все те, кто может оказать необходимые услуги. Комплектацией туристского продукта, т. е. формированием набора услуг под названием «тур», занимаются туроператоры. Туроператор (в некоторых странах его называют турорганизатором ) производит дифференцированные туристские продукты из составляющих услуг в соответствии с потребностями и пожеланиями клиентов.

Таким образом, туристическая услуга имеет свою специфику – она производится множеством производителей – отельеры предоставляют ночлег, рестораторы – обеды и ужины, транспортные компании – транспортные услуги. Все эти услуги превращаются в единую туристическую услугу туроператором. А турагентсво, выступая в роли розничного продавца, доводит ее до конечного потребителя – туриста. Поэтому в следующем главе рассмотрим более подробно роль конкретных производителей в создании услуг. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные производители туристских услуг: виды и специфика работы на рынке

 

Как было отмечено в предыдущем главе, турагент реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туры) или в виде свободного набора услуг (заказные туры).

Туроператор - это организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием  комплекса услуг для туристов.

Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством  взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам. 

Турагент - это организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров. Турагент приобретает туры у туроператора и реализует их потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно. Место обозначенных туристских организаций на туристском рынке показано на рис. 1.3.

Рисунок 1.3. Место турагента (ТА) и  туроператора (ТО)на туристском рынке (ГКС - глобальные компьютерные сети)11

 

Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами, порой сильно разобщенных как во времени, так и территориально. Это специфический туристский вид бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления. 

Основные функции туристских организаций:

- комплектующая;

- сервисная;

- гарантийная.

Комплектующая функция - это комплектация тура из отдельных услуг - для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров рецептивных - для инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг - для турагента. 

Сервисная функция - это обслуживание туристов на маршрутах, обслуживание туристов в офисе при продаже пакетов туров. 

Гарантийная функция - это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристским услугам в обусловленном  количестве и на обусловленном уровне. Согласно международному и российскому законодательствам перед туристом несет полную ответственность за обслуживание та организация, которая сформировала и

продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет  эти услуги или третье лицо (поставщик  услуг).

Обычно туроператор - это более крупная компания, чем тур-агент, имеющая головной туроператорский офис и несколько филиалов - агентскую сеть. Многие крупные туроператоры имеют агентские сети во многих странах мира.

При этом независимо от наличия собственной  агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров. Чем больше у туроператора партнеров-турагентов, чем в большем количестве стран и регионов они расположены, тем шире объемы продаж и соответственно больше туристов, выше прибыль, успешнее дела.

Турагенты и туроператоры могут  иметь разнообразные формы собственности. Они могут быть частными, государственными, акционерными обществами - суть предпринимательской  деятельности и рыночные функции  их от этого не меняются.

Главной рыночной задачей как турагента, так и туроператора являются обретение  устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли. Необходимо найти свою нишу, свой сегмент потребителей на основе дифференциации туристского рынка. 

Основные различия между туроператором и турагентом: 

1. По системе доходов: туроператор  покупает некоторый туристский  продукт, и его прибыль формируется  из разницы между ценой покупки  и ценой продажи; очень часто  туроператор приобретает отдельные  услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования. В то же время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта; турагент реализует туристский продукт (часто и отдельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг. 

2. По принадлежности туристского  продукта: Туроператор всегда имеет  запас туристского продукта для  продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент выражает покупательский интерес.

Таким образом, рассмотрев основные виды предпринимательской деятельности на туристическом рынке, можно сделать вывод, что развитие туризма способствует развитию предпринимательства. Если потребители предъявляют спрос на туристические продукты, то возникают туристические агентства и туроператоры. Если в страну и город приезжают туристы, то возникает необходимость в гостиничных номерах, средствах передвижения, экскурсионном обслуживании. И возникают новые гостиницы, новые автопредприятия, экскурсионные бюро и т.п.a

Например, на диаграмме 1 представлен рост числа туристов, въезжающих в Санкт-Петербург.

Диаграмма 1. Количество туристов, посетивших Санкт-Петербург12

 

Для размещения возрастающего потока приезжающих туристов необходимо было увеличить номерной фонд гостиниц. Результаты принятой в 2004 году Программы размещения объектов гостиничной инфраструктуры показывают эффективность выбранных форм поддержки инвестиционных проектов. В 2008-2010 годах зафиксированы рекордные темпы ввода в эксплуатацию гостиничных номеров. В 2008 году введены в эксплуатацию 1 295 номеров, в 2009 году - 1404 номеров, а в 2010 году - 20 гостиниц  на 1185 номеров. На начало 2011 года Номерной фонд Санкт-Петербурга составляет 27 083 номеров (631 гостиница).

С учетом возможности размещения в пансионатах и санаториях количество номеров составляет 32 501 номер (663 объекта).

Важно отметить и другую положительную тенденцию на рынке гостиничных услуг: не только растет номерной фонд города, но и повышается качество предоставляемых услуг.

Рост номерного фонда в 2006 – 2010 годах представлен на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Рост номерного фонда гостиниц Санкт-Петербурга13

Впечатление туриста от посещения формируется и на основе уровня комфорта окружающей городской среды. Развитие Инфраструктуры пребывания чрезвычайно важно для стимулирования повторного визита в Санкт-Петербург.

Одной из важнейших точек прибытия является аэропорт.

В прошлом году состоялась торжественная церемония заливки первой сваи нового пассажирского терминала, который откроет свои двери в 2013 году.

Пропускная способность I очереди нового пассажирского терминала в 2013 году составит 13 миллионов человек, а к 2039 году – 35 млн. пассажиров в год.

 

Глава 2. Исследование особенностей  туристской деятельности на региональном рынке

2.1. Динамики  развития туристского рынка Санкт-Петербурга

2.1.1. Тенденции выездного туризма

 

В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении  отдельной страны выделяются следующие типы туризма:

- внутренний  туризм - путешествия граждан в  пределах государственных границ  собственной страны;

- въездной туризм - путешествия нерезидентов в  пределах государственных границ  какой либо страны;

- выездной туризм - путешествия резидентов одной страны в какую либо иную страну.14

По данным Росстата, в прошлом году российские туристы  совершили 14495,9 тыс. поездок за границу – на 15% больше, чем в 2010. Результат положительный, но динамика роста заметно снизилась по сравнению с 2010 годом, когда увеличение турпотока составило 32%. Впрочем, показатель 2011 года соответствует среднему за последние 4-5 лет.15  

Из 48 представленных в таблице Приложения 1 стран отрицательная динамика лишь у шести. И если «минус» Японии (-49,8%), Египта (-34%), Туниса (-19,3%) особых пояснений не требует, да и Марокко (-75%) и Иорданию (-15,7%) можно пристегнуть к последствиям «арабской весны», то снижение почти на 19% турпотока в Литву надо, видимо, отнести к загадкам российской статистики. Особенно если учесть соответствующие данные национальной статистики. 

По составу  первая десятка направлений не изменилась, хотя внутри нее перестановки есть. Египет уступил вторую позицию Китаю  и переместился на третью. Но по сравнению с результатом 9 месяцев, когда снижение составляло 39,5%, он немного отыгрался. А по итогам IV квартала прошлого года Египет, приняв 547 тыс. туристов, все-таки занял свое традиционное для этого периода первое место, хоть и с показателем на 22% ниже, чем в последнем квартале 2010 года.

Таиланд (+68%) поднялся на 5 строчку, оттеснив на шестое место  Германию. Италия, даже показав рост 26,6%, опустилась на две позиции –  с 7-й на 9-ю. Ее место заняла Испания (+57%). Греция (+58,4%) с 9-й позиции поднялась на 8-ю. Не сдвинулись со своих мест в первой десятке только Турция (+13,3%), Финляндия (+28,6%) и ОАЭ (+37,5%). 

Лидеры по темпам роста в прошлом году тоже весьма неожиданные: Эстония (118,3%), Норвегия (100%), Швеция (99,2%), а к ним присоседилась еще и Сербия (75%). Эстонская статистика тоже показывает увеличение въезда из России, но абсолютные цифры дает гораздо более значительные. Норвежские фьорды и горнолыжные центры все активнее раскручиваются нашими туроператорами, они предлагают новые курорты, стимулируя спрос на этом направлении. Швеция тоже активизировалась в России, во второй половине 2010 года открыла у нас свой туристический офис и разработала программу поддержки туроператоров. На минувшие новогодние каникулы появились даже чартеры в Стокгольм.

Сербия в прошедшем  году объявила «перезагрузку» туризма, государство предоставило турбизнесу различные преференции, включая снижение налоговых ставок. Страна участвовала в российских туристических выставках, предлагая нашим согражданамоздоровительные, горнолыжные и экскурсионные туры.

Следом за лидерами роста идут «массовики» - Таиланд (68%), Доминикана (63%), Греция (58,4%), Испания (57%), Вьетнам (51%), Куба (50,8%). Заметим, что эти направления в прошлом году отличались избытком авиаперевозки и, соответственно, демпингом. Мы как раз с этой точки зрения недавно рассказывали и про Таиланд, и про Кубу, и про Доминикану.

И есть в числе лидеров роста направление, которое уже второй год показывает положительную динамику, оставаясь дороже своих латиноамериканских соседей. Это Мексика, куда турпоток из России в 2011 году увеличился на 60%. Интересно, что данные Росстата не на много отличаются от национальной статистики этой страны.

Всего в 2011 году из России за рубеж  с разными целями было совершено 43725,8 тыс. поездок – на 11% больше, чем в 2010. Данные о выездном туризме приведен в Приложении 1.16

Представители многих компаний Санкт-Петербурга, занимающихся выездным туризмом, согласны друг с другом: судя по ощущениями, объем заказываемых туров и количество туристов, выезжающих за рубеж, увеличились. Это подтверждается статистическими данными: например, с учетом взятых объемов мест на авиарейсах, паромах и автобусах, турфирма «НЕВА» отправила в сезоне 2011 г. за границу на 12% больше туристов, чем прошлым летом. В среднем, именно так туроператоры Северной столицы и характеризуют общий рост выездного турпотока: в диапазоне от 10% до 15%.

Однако параметры роста объема зависели в прошедшем сезоне во многом от приоритетных направлений, продаваемых  фирмами. Как отмечают специалисты, «рост был адекватен спросу, который формируется у людей, планирующих свой отдых в посткризисный период», и его нельзя было назвать «драматическим». Такая характеристика касается, в первую очередь, классических туров формата «солнце-море-пляж». В то же время компании, массово занимающиеся Европой, Скандинавией, Прибалтикой и круизным туризмом, зафиксировали весьма значительное увеличение продаж.

Информация о работе Анализ региональных особенностей деятельности туристских фирм (на примере Санкт-Петербурга)