Договор о сотрудничестве туроператора и турагентства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Вот почему так важно разобраться и усвоить понятие и виды агентских соглашений, их содержание, порядок заключения, изменения и расторжения, другие связанные с ними вопросы.
Задачи данной контрольной работы:
выявить сущность и содержание деятельности турагента и туроператора, как основных участников договорных отношений;
определить виды агентских соглашений, в соответствии с их основаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Роль туроператора и турагенства на туристком рынке…………..……….…4
2. Договор о сотрудничестве между туроператором и турагенством.…….…..6
Заключение………………………………………………………………….……18
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

правовое обеспечение.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

-     номер, дата и срок действия договора финобеспечения, наименование, место нахождения и почтовый адрес организации, предоставившей его туроператору. Все эти данные Вы должны будете сообщить туристу.

Хотелось бы обратить внимание, что  единый реестр туроператоров имеет  скорее информационное предназначение, чем разрешительное. Поэтому если данные реестра (имеются ввиду только размер финобеспечения, сфера деятельности и реквизиты договора или банковской гарантии) и данные договора не совпадают, а туроператор настаивает, что именно в договоре указаны правильные сведения о его финобеспечении, то Вам ничего не останется делать, как попросить туроператора прислать Вам надлежащим образом заверенную копию его договора страхования или банковской гарантии. Как говорится, лучше один раз увидеть.

В качестве совета туроператорам: поскольку Ваш реестровый номер и сведения о финобеспечении время от времени изменяются, есть смысл вынести эти данные из текста договора в отдельное приложение к нему. В самом же договоре целесообразно предусмотреть условие, по которому изменение этих данных не будет являться поводом для утраты договором силы, поскольку они являются общедоступными (в т.ч. - на сайте Ростуризма). Разумеется, в этом случае Вы должны взять на себя труд своевременно оповестить своих турагентов об изменении этих данных. Например, путём опубликования информации на своём сайте и/или в электронной рассылке. Даже если кто-либо из турагентов всё-таки сочтёт необходимым переоформить с Вами отношения в связи с изменением реестрового номера или финобеспечения, то Вам необходимо будет перезаключить не весь договор, а только соответствующее приложение к нему. Кроме того, если Вы предлагаете на реализацию турагентам не только турпродукты, самостоятельно сформированные Вами, как туроператором, но и турпродукты других туроператоров России, то следует позаботиться и о порядке передачи турагентам информации об этих туроператорах.

Второе, на что нужно обратить внимание при заключении договора между туроператором  и турагентом - вид обязательств по нему. В зависимости от вида сделки с туроператором турагент должен потом выбрать вид сделки с туристом.

Законодательством предусмотрено  только два профессиональных участника  рынка туризма: туроператор и  турагент. Другие участники (турист и  иной заказчик) не могут считаться  профессиональными. Чтобы стать туроператором, необходимо, как было сказано выше, иметь соответствующее финобеспечение. Чтобы стать турагентом, необходимо иметь агентскийдоговор с туроператором. Это установлено законодательно. Если Вы являетесь туроператором или турагентом, то Ваши обязанности, права и мера ответственности перед туристом в значительной степени прописаны в одном законодательном акте: Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Даже добавив к нему некоторые положения ГК РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей», получим не такой уж большой список. Но как только Вы перестаёте быть турагентом (в силу выбранного Вами вида сделки) - добро пожаловать на просторы гражданского права в полной его мере. Разумеется, это не катастрофа. Но задайте себе вопрос: в состоянии ли Вы сами разобраться в хитросплетениях этой правовой сферы? И, если нет, то следующий вопрос: есть ли у Вас юрист, способный качественно представить Ваши интересы в суде против недовольного туриста?

Итак, какие же виды сделок обычно предлагают туроператоры своим дилерам? Попробуем разобрать их:

-     агентский договор. Это стандартный вариант, предусмотренный Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В рамках этого вида сделки турагент обязуется за вознаграждение совершать по поручению туроператора юридические и иные действия (продвижение и реализацию туристского продукта) от своего имени, но за счет туроператора либо от имени и за счет туроператора. На этом виде отношений мы остановимся более подробно ниже.

-     договор возмездного оказания услуг. Некоторые до сих пор ошибочно называют его договором купли-продажи. В этой связи нужно иметь ввиду, что купле-продаже (за некоторыми исключениями) может быть подвергнут либо товар, либо имущественное право6. В то время как туристский продукт чётко определён законодательством, как комплекс услуг. Но поскольку термин «купля-продажа» прочно закрепился в туризме со времён первой редакции Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можно считать его жаргонным, не забывая при этом, что суд работает на языке закона, а не жаргона. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги8. Подобные договоры часто предлагают своим дилерам туроператоры, обладающие значительной долей рынка и, как следствие, имеющие возможность навязать дилерам любые, даже самые невыгодные, условия сотрудничества. Обратите внимание, что по этому договору туроператор является исполнителем, а его дилер - заказчиком, а не турагентом. Т.е. дилер перестаёт быть профессиональным участником туристического рынка. Для туроператора это означает, что в его договоре с дилером все нюансы туруслуг должны быть освещены максимально подробно. Дилер, как непрофессиональный участник рынка, не обязан знать, например, эпидемиологическую обстановку в том или ином регионе, правила безопасности и другие особенности путешествия; их должен сообщить ему профессионал. При чем - сообщить так, чтобы потом это можно было подтвердить документально. Фактически должно получиться ни что иное, как договор о реализации туристского продукта. Точно такой же, как заключается с обычным туристом. При этом достаточно нелепо выглядят попытки отдельных туроператоров указать в договоре, кому и как должен дилер впоследствии реализовать турпродукт. Впрочем, надо отдать должное туроператорам, предлагающим своим дилерам договоры услуг: многие из них вместе с этим договором сразу предлагает дилеру образец его, дилера, договора с туристом. Хочется верить, что этот образец проработан юристами туроператора так же хорошо, как и свой собственный. Но во что нельзя поверить точно, так это в то, что он учитывает всё многообразие особенностей работы всех турфирм-дилеров, которые, к тому же, являются дилерами не у одного туроператора, а у многих.

У турфирмы-дилера при  работе по договору оказания услуг  возникают гораздо более серьёзные  проблемы, чем у туроператора. Она  уже не сможет заключить с туристом договор о реализации турпродукта, поскольку этот вид договоров имеют право заключать только туроператоры и турагенты. Формулировка Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» такова, что формально дилер вообще не может реализовать приобретённый им у туроператора комплекс услуг как турпродукт. Следовательно, ему придётся осуществлять реализацию туристу некого комплекса туруслуг (не турпродукта). Это значит, что дилер, а не туроператор, будет непосредственно отвечать перед туристом за надлежащее оказание этих услуг. Правда потом он сможет предъявить свои претензии туроператору, но сколько сил придётся на это потратить. Это также значит, что турист, например, может потребовать указать в договоре с ним отдельно стоимость каждой туруслуги (ведь это уже не турпродукт, целостность стоимости которого защищена законом).

Помимо сказанного, следует  учитывать, что многие турфирмы-дилеры применяют упрощённую систему налогообложения. Чтобы не потерять право на её применение, их доходы не должны превышать установленного законодательством лимита. В случае работы таких дилеров по турагентским договорам, их доходом в целях налогообложения считается только агентское вознаграждение и дополнительная выгода (если она есть). А вот в случае работы и с туроператором, и с туристом по договору возмездного оказания услуг, доходом дилера будет вся сумма, полученная им от туриста в оплату тура. А ведь это на порядок большее число!

Понятно, что туроператор  в данном случае работает вполне в  русле закона: он не обязан иметь турагентов. И вряд ли ущемлением прав турфирм-дилеров заинтересуется Федеральная антимонопольная служба - не тот размах отрасли. Повлиять на решение туроператора не иметь агентов (например, путём бойкота его услуг) теоретически могли бы, конечно, общественные объединения турагентов (различные союзы, ассоциации), но на практике встречаться с этим не приходилось. Каков же выход из ситуации для дилера?

Он есть, хоть и не свободен от недостатков. Дилер должен стать  агентом не у туроператора, а у  самого туриста. Для этого договор с туристом должен предусматривать, что дилер по поручению туриста за вознаграждение, уплачиваемое этим туристом, приобретает для него турпродукт у туроператора. Время от времени приходится встречать разновидность этих отношений: договор оказания дилером туристу услуг по бронированию тура. По сути, это - то же самое. Недостатком такого вида отношений является то, что дилер по-прежнему не является профессиональным участником рынка туризма. Кроме того, дилеру придётся либо иметь два типовых договора с туристами (отдельно для случая агентского договора с туроператором и отдельно для случая договора «купли-продажи»), либо заключать договоры услуг со всеми туроператорами, вообще переставая быть турагентом. Это связано с невозможностью быть агентом одновременно у обеих сторон сделки (туроператора и туриста). В случае нарушения этого запрета, обе сделки (и с туроператором, и с туристом) могут быть признаны недействительными. Если через дилера в день проходит только пара-тройка туристов, то можно завести и два типовых договора с ними, не опасаясь путаницы в их оформлении. Но если дилер имеет большой поток туристов, а система заключения договоров налажена не очень хорошо, риск ошибки возрастает многократно. Из собственного опыта хотелось бы добавить к недостаткам таких отношений с туристом и то, что при рассмотрении споров суды не одобряют работы дилеров туризма в каком-либо ином качестве, чем турагентов.

Как уже было сказано  выше, работа с туроператором по договору возмездного оказания услуг  выводит на широкие просторы гражданского права, поэтому воздержусь от дальнейшего описания её многочисленных особенностей и далее буду рассматривать только «классику жанра» - договор между туроператором и турагентом.

Однако в завершении следует отметить, что вид сделки определяется не терминами, используемыми в договоре, а сутью отношений. Даже если Вы назовёте в договоре дилера турагентом, а не заказчиком, это ещё совсем не значит, что у Вас - агентский договор. Подобная игра терминами (то ли от плохого знания законодательства, то ли, наоборот - от очень хорошего знания психологии турагентов) достаточно часто встречается. Как правило, суть отношений между туроператором и дилером можно понять из предмета договора. Если из этого раздела документа суть отношений всё же не ясна, Вам придётся тщательно изучить весь договор. Надеюсь, ясно, что игра стоит свеч. Постарайтесь определить, что от Вас хочет туроператор: чтобы Вы реализовали его турпродукт (за вознаграждение) или чтобы Вы приобрели турпродуктв свою собственность (пусть даже и для дальнейшей реализации кому-либо).

Третьим важным моментом при заключении агентского договора между туроператором и турагентом является размер и условия выплаты  агентского вознаграждения. Некоторые  ошибочно считают, что агентское  вознаграждение может быть выражено только как процент от стоимости реализованного турпродукта. Это не так. Кроме указанного способа можно определить вознаграждение, как фиксированную сумму за один реализованный тур или, например, за месяц. Можно определить его и как разницу между ценой турпродукта, установленной туроператором, и той ценой, за которую его продал туристу турагент (разумеется, если последняя выше первой).

При этом нельзя путать вознаграждение агента с компенсацией его затрат, связанных с исполнением поручения  туроператора. Гражданский кодекс обязывает принципала (которым в данном случае является туроператор) компенсировать расходы агента, связанные с исполнением поручения. Сумма расходов и их связь с данным конкретным поручением должны быть подтверждены агентом документально и указаны в отчёте агента. Эта практика не прижилась в туризме, поскольку турагенту практически невозможно обосновать подобные расходы. С другой стороны, любой туроператор совершенно справедливо не желает ставить свой доход в зависимость от эффективности хозяйственной деятельности своих турагентов, тем более - брать на себя труд (и соответствующие затраты) по проверке обоснованности их расходов. Но закон есть закон! Часть туроператоров включают в свой типовой агентский договор положение о том, что они не производят возмещение расходов агента, связанных с исполнением им поручения. В лучшем случае это положение является ничтожным, а в худшем может повлечь переквалификацию договора из агентского в договор оказания услуг, поскольку агент всегда действует только за счёт принципала. Более мягкий выход из ситуации нашло юридическое агентство «Персона Грата». В разработанном им договоре предложена следующая формулировка: возмещение всех расходов турагента, связанных с исполнением поручения туроператора, производится не сверх, а в рамках вознаграждения, причитающегося турагенту. Однако это положение тоже может быть признано недействительным. Где же выход для туроператора? Он заключается только в том, чтобы внимательно просматривать отчёты агентов и своевременно отклонять указанные в них накладные расходы за их необоснованностью. Логическим продолжением этой мысли является включение туроператором в договор пункта, согласно которому расходы, совершаемые агентом за счет принципала, должны быть предварительно согласованы с ним.

Если турагент реализовал турпродукт по цене, превышающей цену, назначенную туроператором, то возникает дополнительная выгода. Если иное не установлено договором, она должна распределяться поровну между туроператором и турагентом. Обычно туроператор в договоре предусматривает условие, согласно которому дополнительная выгода остаётся в распоряжении турагента в полном объёме. Однако турагент должен убедиться в этом, найдя соответствующий пункт договора. Более того, ряд туроператоров, назначая минимальное фиксированное вознаграждение за реализацию их туров (например, в сумме 30 руб.), снижают их цену, подразумевая, что основной доход турагент получит не в качестве агентского вознаграждения, а как раз в качестве дополнительной выгоды (цена, установленная туроператором агенту, ниже рыночной цены тура). При таком размере вознаграждения турагенту ещё более важно удостовериться, что вся дополнительная выгода остаётся у него. Кроме того, в этом случае агенту просто жизненно необходимо убедиться, что договор не запрещает ему реализовывать тур по цене, превышающей цену, установленную туроператором (в противном случае работа с этим туроператором не имеет для агента никакого экономического смысла).

Порядок расчетов туроператора и турагента по вознаграждению и  дополнительной выгоде тоже имеет большое значение. Есть несколько вариантов осуществления расчетов:

-     агент перечисляет туроператору сразу всю сумму, полученную за тур от туриста, а после того, как агент пришлёт отчёт об исполнении поручения, туроператор возвращает ему вознаграждение и дополнительную выгоду. Этот вариант гарантирует добросовестность агента в документарных вопросах: отчёт и счёт-фактура на вознаграждение будут присланы и точно в срок. В противном случае турагент просто не получит вознаграждения. Одновременно такой вариант расчетов отвлекает оборотные средства агента: некоторое время (до полутора месяцев) его средства в размере вознаграждения и дополнительной выгоды находятся на счетах туроператора. Для последнего это, разумеется, более выгодно.

-     агент перечисляет туроператору не всю сумму, полученную от туриста за тур, а за вычетом своего вознаграждения и дополнительной выгоды. По опыту, добрая половина агентов при таком варианте расчетов просто забывают прислать отчёт и счёт-фактуру на вознаграждение, что неприемлемо для туроператора: без этих документов ему невозможно принять в состав затрат для целей налогообложения агентское вознаграждение и зачесть «входящий» НДС с него.

Каков же выход? Некоторые  туроператоры, заботящиеся о привлечении  агентов, включают в договор условие, по которому в случае отсутствия документов в определённый срок считают турпродукт реализованным непосредственно турагенту, а не туристу. При чём - по цене «нетто», т.е. по цене, равной сумме, полученной от агента. Указанный способ не представляется верным: агентский договор совсем не эквивалентен договору о реализации турпродукта. Поэтому такое условие вполне может быть признано ничтожным.

Информация о работе Договор о сотрудничестве туроператора и турагентства