Договор о сотрудничестве туроператора и турагентства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Вот почему так важно разобраться и усвоить понятие и виды агентских соглашений, их содержание, порядок заключения, изменения и расторжения, другие связанные с ними вопросы.
Задачи данной контрольной работы:
выявить сущность и содержание деятельности турагента и туроператора, как основных участников договорных отношений;
определить виды агентских соглашений, в соответствии с их основаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Роль туроператора и турагенства на туристком рынке…………..……….…4
2. Договор о сотрудничестве между туроператором и турагенством.…….…..6
Заключение………………………………………………………………….……18
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

правовое обеспечение.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Более интересным, на мой  взгляд, является вариант, когда туроператор  назначает небольшое фиксированное вознаграждение за тур (30 руб., 1 доллар и т.п.), снижая при этом цену турпродукта для агента на величину планируемого дохода последнего. Одновременно туроператор разрешает турагенту сразу оставить себе дополнительную выгоду, но требует перечислить ему вознаграждение вместе с остальной суммой. Возврат вознаграждения агенту осуществляется после получения от него необходимых документов. Если этих документов не будет в установленный срок, агент штрафуется на сумму вознаграждения. В этом случае туроператор и фактически не отвлекает оборотные средства агентов, и создаёт, пусть и минимальный, но стимул для своевременного представления агентами документов, и на два порядка уменьшает сумму своих потерь в случае, если эти документы всё же не будут представлены в срок. Слабым местом такой схемы является тот факт, что формально в учете туроператора в сумме реализации должна быть отражена в т.ч. и сумма дополнительной выгоды, оставшаяся у агента. В случае отсутствия документов турагента установить её будет невозможно. Однако вряд ли налоговые органы будут проверять эти суммы, поскольку ущерба государству (при прочих равных) не наносится. В крайнем случае, Вам укажут на ошибку и попросят больше так не делать.

В некоторых договорах  встречается также вариант, когда  турист самостоятельно оплачивает турпродукт непосредственно туроператору. Либо оплачивает туроператору часть стоимости турпродукта (за вычетом вознаграждения агента и дополнительной выгоды), а остальную часть - турагенту. Думается, этот вариант не лучший для турагента, поскольку он становится заложником добропорядочности туриста (в наш век платёжные документы легко подделываются средствами офисной техники) и его прозорливости в вопросах выбора банка или другого платёжного посредника. А в случае частичной оплаты - турист ещё и посвящается в экономику отношений туроператора с турагентом, что вполне может навести его на мысль попросить скидку в размере, близком к доходу турагента по данному туру.

Ряд туроператоров требуют  от турагентов подтверждения перечисления средств в оплату тура. По их мнению, таким подтверждением является платёжное поручение, направленное турагентом туроператору по факсу или электронной почтой. Выше уже говорилось о возможностях современной офисной техники... На практике не раз приходилось сталкиваться с подделкой платёжек. Поэтому, это требование представляется излишним. Помимо прочего, оно ещё и свидетельствует о неразберихе в финансах туроператора, не способного даже отследить поступление денег к себе на счёт.

При заключении агентского договора между туроператором и турагентом также следует обратить внимание на то, от чьего имени уполномочен действовать турагент: от своего собственного или от имени туроператора. Абсолютное большинство договоров предоставляют турагенту право действовать от собственного имени. Но встречаются и исключения. Почему это важно? Если турагент действует от имени туроператора, а не от своего собственного, то, во-первых, у него, помимо договора, обязательно должна быть ещё и доверенность туроператора. В ней должны быть указаны действия, которые агент вправе совершать от имени принципала. Во-вторых, в этом случае заключается договор о реализации турпродукта не между туристом и турагентом, а между туристом и туроператором в лице его турагента, действующего в рамках агентского договора на основании доверенности туроператора. В-третьих, почти все претензии турист в этом случае предъявляет не турагенту, а туроператору.

Обратите внимание и  на то, что же именно туроператор  предлагает реализовывать турагенту. Не всякий набор туруслуг является турпродуктом. Следует на уровне терминов предусмотреть реализацию и таких услуг (не турпродуктов), если она действительно планируется. Например, если в комплекс услуг не входит перевозка или проживание, то формально это уже не турпродукт. Соответственно, в договоре агента с туристом эти услуги тоже не будут считаться турпродуктом.

Если турагент имеет  собственную агентскую сеть (субагентов) и планирует реализовывать турпродукт с её помощью, то ему необходимо убедиться, что в договоре между ним и  туроператором нет запрета на заключение субагентских договоров.

Документом, подтверждающим выполнение турагентом возложенного на него поручения реализовать турпродукт, является отчёт турагента. Если у туроператора есть возражения по отчёту, он должен сообщить их турагенту в течение срока, установленного договором. В случае отсутствия в договоре такого срока, он составляет 30 дней. Отсутствие возражений туроператора в установленный срок даёт турагенту право считать поручение исполненным. Именно в это время у него возникает право собственности на агентское вознаграждение и дополнительную выгоду. Это важно при исполнении обязанностей налогоплательщика, в т.ч. и для турфирм, применяющих для учёта доходов кассовый метод. Обычно в договоре туроператор предусматривает и срок представления ему турагентом отчёта. В зависимости от выбранной туроператором учётной политики он, как правило, составляет от 5 до 15 дней от даты исполнения турагентом поручения или от начала месяца, следующего за месяцем, в котором поручение было исполнено. При этом различные туроператоры принимают в качестве даты исполнения поручения:

-     дату начала тура,

-     дату завершения тура,

-     дату заключения договора с туристом,

-     дату оплаты тура турагентом туроператору,

-     дату оплаты тура туристом турагенту и т.д.

Всё это имеет существенное значение для бухгалтерского и налогового учета турагента, особенно когда  он работает со многими туроператорами, использующими различные системы  датировки исполнения поручения. В  последнем случае у турагента два выхода: либо глубоко продуманная автоматизация процессов, либо увеличение штата работников. Первый выход представляется более правильным, но и более сложным.

Необходимо отметить, что многие туроператоры в своём  типовом договоре с турагентом требуют от него, помимо отчёта агента, ещё и акт оказанных услуг (выполненных работ). Во-первых, такой документ не предусмотрен законом при отношениях «принципал-агент». Во-вторых, при проверке компетентными органами наличие такого акта может привести к переквалификации ими агентского договора в договор возмездного оказания услуг (со всеми вытекающими последствиями). В-третьих, наличие акта значительно усложняет документооборот между туроператором и турагентом. Ведь акт - не односторонний, а двухсторонний документ: его должны подписать обе стороны сделки. Отчёт же, как говорилось выше, может быть подписан только одним турагентом.

Зачастую туроператор  предусматривает в договоре с  турагентом жёсткие неустойки при  отказе туриста от турпродукта или  изменении туристом турпродукта. При этом туроператор совершенно не учитывает характер сделки с турагентом, а также тот факт, что конечным потребителем его турпродукта, как правило, являются физические лица. Законом определено, что неустойка (пеня, штраф) является способом обеспечения исполнения турагентом своих обязательств по договору с туроператором. Если обязательства по реализации турпродукта исполнены турагентом надлежащим образом, то никакая неустойка к нему применена быть не может. Более того, она не может быть применена и к туристу, поскольку тот находится под защитой Закона «О защите прав потребителей». Поэтому максимум, на что законно может рассчитывать туроператор - невыплата турагенту вознаграждения и удержание с туриста фактически понесённых туроператором затрат. Проблема заключается в том, что турист обращается с требованием о возврате средств чаще всего не к туроператору, а к турагенту. При этом суды обязывают турагента вернуть туристу все полученные от него в оплату тура деньги, за исключением подтвержденных затрат турагента, к которым не относят неустойку туроператора. В итоге страдает агент. Каков же выход для него? Их два: либо оплачивать неустойку туроператора за свой счёт, либо потребовать от него возврата необоснованно удержанных средств (вплоть до подачи судебного иска). На практике не приходилось встречать турагентов, воспользовавшихся вторым выходом. Однако хочется верить, что прецедент рано или поздно все-таки будет создан, поскольку имеет все шансы на успех.

Если турагент не практикует оформление туристских путёвок на собственных бланках, ему также необходимо убедиться в том, что в договоре туроператор не поручает ему оформлять туристам такие путёвки. Не вдаваясь здесь в рассуждения о необходимости оформления туристской путёвки вообще, думается, что и туроператору не следует включать это поручение в свой типовой договор. Вполне достаточно будет указать, что отношения его агента с туристом должны соответствовать законодательству о туризме и о защите прав потребителя.

Кроме перечисленного, существует ещё несколько формальных вещей, на которые следует обратить внимание при заключении любого договора. Договор подписывается кем-то из должностных лиц контрагента. Необходимо удостовериться, что лицо, подписавшее договор, имеет на это право. Если договор подписывает генеральный директор, действующий на основании устава организации можно затребовать у контрагента заверенную им выписку из его устава, где речь идёт о полномочиях генерального директора и о порядке его избрания (назначения). Вместе с выпиской необходимо получить заверенную копию документа об избрании (назначении) генеральным директором именно того человека, который подписывает договор. Если же договор подписывает лицо, действующее на основании доверенности, а не устава, то в дополнении к указанным документам необходимо получить и заверенную копию этой доверенности. В ней следует обратить внимание на срок её действия и на полномочия поверенного. Напомню, что доверенность без указания даты её совершения ничтожна, а без указания срока действия действует в течение 1 года.

Не будет лишним также  взять у партнёра заверенные им копии  свидетельства о внесении его  в единый государственный реестр юридических лиц (или индивидуальных предпринимателей) и свидетельства  о постановке на учёт в качестве налогоплательщика. И уж если Вы захотите удостовериться в партнёре совсем точно, то можно заказать (у него или в налоговом органе) выписку из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Напомню, что такая выписка предоставляется налоговиками только за плату.

Вообще-то, работа с индивидуальными  предпринимателями всегда требует  известной осторожности: следует  чётко понимать, действует индивидуальный предприниматель в настоящий  момент как хозяйствующий субъект  или как потребитель. Но это - тема отдельного разговора. Напомню только, что закон не предусматривает ведение туроператорской деятельности индивидуальным предпринимателем.

В заключение следует  также сказать, что любые обязательства  сторон, предусмотренные договором, которые не подкреплены санкциями за их невыполнение или ненадлежащее выполнение, в большинстве случаев остаются лишь пустым звуком. Это следует помнить и туроператору, и турагенту. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня основными субъектами туристического рынка являются туристические операторы и туристические агенты

Роль посредника между  организациями-производителями туруслуг и потребителем осуществляет туроператор, в функции которого входит закупка  в больших объемах туруслуг у  производителей (гостиниц, транспортных компаний и т.д.), формирование на их основе турпродуктов и их реализация либо самостоятельно, либо через посредников.

В настоящее время  крупные турфирмы при осуществлении  сбытовой политики используют следующие  каналы сбыта своей продукции:

- открытие собственных представительств, агентств в различных районах города или в других городах страны, а также за рубежом;

- заключение франчайзингового  или агентского соглашения с  независимым турагентством. 

 Документами, регулирующими  взаимоотношения туркомпаний с гостиничными предприятиями, являются: «Международные гостиничные правила», одобренные Советом Международной гостиничной ассоциации (02.11.1981), При организации туров на территории Украины и во взаимоотношениях с отечественными гостиничными предприятиями следует руководствоваться также Законом Украины «О туризме». Следует отметить, что законодательно установленной формы агентского договора в Украине не существует, для заключения соглашений на размещение и прием туристов используется типовая форма агентского договора, которую надо использовать с применением конкретных технологий сотрудничества.

В любом варианте договоров  следует предусматривать (оговаривать) следующие условия:

стоимость номеров и  бронирования;

тип номеров и их число;

продолжительность (сезоны) обслуживания;

свободные периоды;

графики заезда туристов;

сроки и продолжительность  разового обслуживания;

набор входящих услуг;

количество и форму  организации питания - варианты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полу пансион, полный пансион, шведский стол и т.д.);

сроки подтверждения  заезда туристов (бронирования);

сроки снятия заездов  без предъявления штрафных санкций;

штрафные санкции по величине и срокам отказа;

скидки на большой  заезд или на постоянную загрузку;

Информация о работе Договор о сотрудничестве туроператора и турагентства