Договорные отношения в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 16:12, лекция

Описание работы

Отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.
Установление взаимовыгодных деловых отношений невозможно без достоверной информации о надежности потенциального поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.

Работа содержит 1 файл

договорные отношения в туризме.docx

— 43.68 Кб (Скачать)

    Водители  автобуса (их квалификация) должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора или требованиям обычной практики, так как они являются работниками арендодателя и подчиняются распоряжениям АТП, касающимся управления и технической эксплуатации, а также распоряжениям туристского предприятия, касающимся коммерческой эксплуатации автобуса. Как правило, расходы по оплате услуг водителей, а также расходы на их содержание несет АТП.

    Если  иное не предусмотрено договором  аренды автобуса с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и ответственность за ущерб им или третьим лицам в связи с эксплуатацией автобуса возлагается на АТП в случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездок необходимы оформление специальной страховки (зеленой карты) и страхование ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам. В договоре с АТП следует оговорить обязательное наличие такой страховки на автобус.

    Если  иное не предусмотрено договором  аренды автобуса с экипажем, туристское предприятие обычно несет расходы, возникающие в связи с эксплуатацией  транспортного средства, в том  числе на оплату топлива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, а также сборов (дорожных, стояночных и пр.). Кроме того, в договоре с автотранспортным предприятием необходимо оговорить следующее:

    • марки автотранспортных средств, выделяемых для обслуживания туристов (автомашин, автобусов);
    • цены и тарифы;
    • графики и сроки работы автотранспорта;
    • маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт; » сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;
    • сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций;
    • материальную ответственность АТП за срыв подачи автотранспорта на обслуживание туристов;
    • материальную ответственность туристского предприятия за нарушение использования автотранспорта;
    • максимальные сроки ожидания автотранспорта при опоздании туристов;
    • максимальные сроки ожидания туристов при опоздании (неподаче) автотранспорта;
    • основные права и обязанности туристов, гидов, экскурсоводов при пользовании автотранспортными средствами;
    • скидки и льготы (возможные варианты).

    В международном и отечественном  туризме принимаются меры по обеспечению  безопасности туристов на автобусных турах и обеспечению стандартов обслуживания. Так, во многих странах существует лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.

    Решением  Европейской транспортной комиссии введено требование по обязательному оснащению всех туристских автобусов с количеством мест 9 и более, включая место водителя, специальным контрольным прибором — тахографом. Это аналог «черного ящика» на самолетах — прибор, контролирующий работу автобуса и водителя на маршруте и записывающий всю информацию на та-хограммы. Пункт о наличии в туристском автобусе тахографа также включается в контракт с автотранспортным предприятием. Данное условие, а также наличие путевых листов должны быть оговорены в контракте с АТП при организации европейских маршрутов.

    Правила авиаперевозок регулируются воздушными кодексами отдельных стран, а также международными соглашениями, одним из которых является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», с изменениями, принятыми в 1959 г. (Гамбургские правила).

    Договоры  с авиакомпаниями могут быть трех видов: а) договор на квоту мест на регулярных авиарейсах; б) агентское соглашение; в) чартер (аренда самолета).

    Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах должен учитывать, что она может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора, так и на специальные льготы и скидки. При жесткой квоте мест вся ответственность за их нереализа-цию независимо от причины ложится на туристскую фирму. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристской фирмы от квоты или ее части по причине нереализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее агентами. Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:

    • график функционирования туров в направлении «туда» и «обратно» с указанием мест назначения;
    • количество туристов в каждой группе (квота мест);
    • сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;
    • сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов  (мягкий блок);
    • виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;
    • скидки и льготы на квоту мест;
    • порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).

    Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение — это работа по реализации авиабилетов, т.е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т.е. выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании.

    В этом случае авиакомпания в лице данной туристской фирмы имеет дополнительный пункт продажи. Одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании.

    В агентском соглашении с авиакомпанией  оговариваются и следующие моменты:

    • кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудования для оформления авиабилетов и их бланков;
    • вопросы о подготовке кадров для обслуживания этого оборудования;
    • объемы продаж (чаще всего устанавливаются индивидуально) — по количеству билетов в месяц или выручке от продаж;
    • пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);
    • по чьей цене продаются авиабилеты — авиакомпании или турагентства;
    • цены и тарифы продаж авиабилетов;
    • условия оплаты авиабилетов: предоплата или оплата по мере продажи;
    • размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов (до 9 % от проданного тарифа);
    • сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация; » размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) (от 20 тыс. дол. США);

    членство  в IATA.

    При организации чартерных авиаперевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.

    Затем заключается специальный чартерный  договор, в котором оговариваются:

    • вид (марка) самолета;
    • число мес.т, подлежащих продаже;
    • стоимость аренды самолета;
    • маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;
    • срок действия договора (сезон, год и т.д.);
    • регулярность совершения авиарейсов;
    • возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие санкции.

    Отношения с авиакомпаниями при аренде воздушного судна предусматривают его оплату с обязательным подведением баланса после каждого полета.

    Чартерные рейсы не должны противоречить, требованиям  Варшавской международной конвенции  об обязанностях перевозчика перед пассажиром. Практика чартерных программ показывает, что браться за их организацию имеет смысл только тогда, когда за 4—5 месяцев возможно проведение как минимум 15—17 сдвоенных рейсов (туда и обратно). Последние обычно выполняются 1—2 раза в неделю и совсем редко — с периодичностью в 10 или 14 дней.

    Заметна тенденция, когда туроператоры формируют  и эксплуатируют собственные  чартерные авиарейсы преимущественно  для обеспечения собственных  туристов.

    Достаточно  часто в роли инициатора чартерной  программы выступает несколько  туроператоров. При этом они заранее  оговаривают условия организации  полетов. Главным вопросом для туроператора, впервые организующего собственный  чартер, остается выбор авиакомпании. В понятие «надежность авиакомпании», по мнению туроператоров, входят прежде всего репутация и имя на мировом рынке авиаперевозок, отработанность технологической цепочки полетов на конкретном направлении, величина и номенклатура летного парка, возможность наземной представительской поддержки. Безусловно, не последнюю роль при организации чартеров играет и цена перевозки.

    Подписывая  договор об организации чартера, авиакомпания практически всегда ставит перед туроператором жесткие  условия. Прежде всего от фирмы требуется предоплата. Каков бы ни был ее максимальный размер, авиакомпания всегда настаивает, чтобы заранее были оплачены первый и последний рейсы чартерного цикла. Таким образом она страхует себя и ранее завезенных туристов от возможных неплатежей. Оплата рейсов оговаривается заранее и производится, как правило, за 7—10 дней до начала полета. Согласно договору, в случае несвоевременной оплаты компания вправе выставить заказчику штрафные санкции или прервать с ним имеющиеся договорные отношения.

    Договор о выделении мест в графиковых поездах при осуществлении железнодорожных перевозок заключается по правилам, аналогичным соглашениям с авиакомпаниями на квоту мест, или по текущему бронированию. Особенности имеет договор на аренду специализированного туристстко-экскурсионного поезда. В данный документ включается следующая информация:

    • маршрут поездки с указанием всех пунктов остановки;
    • стоимость аренды вагонов и вагонов-ресторанов;
    • сроки путешествия с указанием дат и продолжительности остановок в каждом пункте маршрута;
    • количество вагонов и мест в них, стоимость аренды вагонов;
    • количество вагонов-ресторанов;
    • количество смен постельного белья на одного человека;
    • расстояние (километраж) маршрута и стоимость проезда;
    • сроки отказа от путешествия (не позже чем за 20 суток до отправления);
    • услуги в поезде (чай, чайная продукция, завтраки в купе и т.д.).

    Организация туристско-экскурсионных поездов  в странах СНГ имеет свои традиции. Еще в советское время из каждого  областного города, располагающего железной дорогой, выходило на маршрут ежегодно от 10 до 120 специализированных туристских поездов. Комфортабельность их была такой же, как у обычных пассажирских, что недостаточно для туристского путешествия. Вероятно, именно поэтому в настоящее время массовая организация путешествий на турпоездах в странах СНГ отсутствует. Однако в России функционирует компания «Русь-Рейл», которая организует для иностранных клиентов поездки по России на специализированных турпоездах VIP-класса. 

    Договор с экскурсионной  фирмой включает следующие пункты:

    • наименование и продолжительность экскурсий, способ передвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоходные и пр.);
    • сроки подачи заявок на проведение экскурсий;
    • сроки отмены заявок;
    • цены на экскурсии;
    • количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии;
    • материальная ответственность за срыв экскурсии (по вине экскурсионной фирмы или туроператора).

    Договор с музеем включает:

Информация о работе Договорные отношения в туризме