Договорные отношения в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 16:12, лекция

Описание работы

Отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.
Установление взаимовыгодных деловых отношений невозможно без достоверной информации о надежности потенциального поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.

Работа содержит 1 файл

договорные отношения в туризме.docx

— 43.68 Кб (Скачать)
    • варианты экскурсий и их тематику;
    • количество экскурсантов в группе;
    • цены на экскурсии;
    • скидки на групповое посещение музея;
    • сроки подачи заявок на проведение экскурсий;
    • сроки отмены заявок;
    • материальную ответственность за срыв музейной экскурсии по вине одного из партнеров и др.

    Не  следует забывать и о дополнительных услугах, т.е. не включенных в пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за Дополнительную плату. Обычно это специфические экскурсии, шоу, морские, горные или речные прогулки, посещение аква-парков, национальных парков и заповедников, сафари по горам и пустыням, охота, рыбалка и многое другое. С предприятиями, предоставляющими подобные услуги, составляются отдельные договоры с целью обеспечения такими услугами туристов и получения льготных цен за счет выкупа билетов при групповом посещении. 
 

    6. Договорные отношения  между рецептивный  и инициативным  туроператорами 

    Договорные  отношения между инициативным и рецептивным туроператорами во многом сходны с аналогичными взаимоотношениями между туроператором и турагентом, если речь не идет об агентском соглашении.

    Рассмотрим  некоторые позиции договорных взаимоотношений, вытекающих из условий взаимодействия инициативного туроператора с зарубежным принимающим партнером (в данном случае — рецептивным туроператором).

    В договоре между ними должны быть отражены:

    а) при организации  пэкидж-тура:

    • маршрут, программа тура и пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам во время путешествия;
    • даты прибытия и отъезда;
    • перечень и последовательность посещения городов;
    • вид транспорта;
    • количество дней пребывания в каждом городе; » перечень экскурсий;

    б) при организации  индивидуального  тура:

    • даты прибытия и отъезда туристов;
    • перечень услуг и их классность.

    При обсуждении маршрута или стационарного  пребывания! туристов в месте отдыха необходимо четко выяснить продолжительность  пребывания туристов в месте размещения по количеству ночевок, так как все расчеты по обслуживанию в гостиницах ведутся именно на этой основе. Однако при определенном количестве ночевок дней пребывания может быть на один больше (заезд утром первого дня пребывания, отъезд вечером последнего дня). Поэтому для четкости толкования понятия «продолжительность путешествия» принято обозначать его двумя показателями — количеством дней и количеством ночевок. Например, тур 7 дней/6 ночей; тур 14 дней/13 ночей и т.д.

    Следует также иметь в виду, что почти  во всех гостиницах действует так  называемый расчетный час, т.е. фиксированное  время суток, с которого отсчитывается  количество прожитых в гостинице  дней. В большинстве случаев этим часом является 12. ч дня. Поэтому  в день окончания тура или переезда из города в город по маршруту туристам приходится освобождать гостиничные номера к этому времени. В противном случае с них будет взыскиваться доплата за половину суток или за полные сутки. Иногда по договоренности с принимающей фирмой или гостиницей туристской группе могут быть выделены один-два дежурных номера без доплаты за хранение багажа на время после освобождения занимаемых ими номеров и до отъезда из гостиницы. В некоторых гостиницах для данных целей созданы бесплатные камеры хранения. Все это должно быть оговорено с принимающим партнером и внесено в договор.

    При обсуждении вопроса о размещении туристов в гостиничном предприятии необходимо согласовать с фирмой его классность, тип и место расположения. Эти параметры зависят от социального состава предполагаемых туристов и цели путешествия. Обязательно должна быть согласована категория номеров.

    Поскольку в любой группе могут быть непарные мужчина и женщина, необходимо оговорить  с фирмой предоставление Для каждой группы хотя бы двух одноместных номеров  без увеличения цены. Следует также предусмотреть, чтобы двухместные номера по возможности были с двумя односпальными кроватями (а не с одной двухспальной, что встречается в гостиницах Для размещения супружеских пар): ведь нельзя заранее гарантировать, что в поездку отправятся только семейные туристы.

        При необходимости в контракте оговаривается возможная доплата (дифференциация цен) дополнительных комфортных условий (вид из окна, наличие в номере телевизора и пр.).

    В договоре утверждаются и возможные  варианты питания туристов: полный пансион, полупансион, завтрак или без питания. Имеют место также различия в форме обслуживания («а ля карт», «табльдот», шведский стол, комбинированные варианты и пр.).

    Во  время питания (обеда и ужина) алкогольные и безалкогольные напитки в меню не включаются, если это специально не оговорено в договоре. Исключение составляют жаркие страны, где принято подавать воду со льдом или прохладительные напитки. Эти варианты должны быть заранее оговорены с принимающей стороной.

    Возможность организации диетического питания  также фиксируется в договоре. При обсуждении вопроса питания на основе полного пансиона или полупансиона нужно обязательно уточнить, каким питанием (завтраком, обедом или ужином) начинается и заканчивается обслуживание туристской поездки. Например, питание начинается с ужина в день прибытия и заканчивается завтраком в день отъезда.

    Иногда  при продолжительной однодневной  экскурсии или переезде из города в город, если нет возможности  организовать по дороге питание в  ресторане, туристам выдается «сухой паек» (в некоторых странах называется «пикник» или «ланч пакет»). Этот вопрос должен быть обсужден с принимающей  фирмой.

    Обязательно также подробно оговорить условия  встречи и доставки туристов и их багажа из аэропорта (вокзала) в гостиницу, и наоборот.

    В контракте должны быть четко оговорены  плановые и дополнительные экскурсии и другие посещения объектов показа. Необходимо также согласовать язык проведения экскурсий.

    При переговорах с иностранной фирмой о пакете услуг для туристов, направляющихся на отдых, следует договориться о создании для них наиболее благоприятных условий: например, право бесплатного и неограниченного пользования пляжем, бассейном, пляжными лежаками, стульями, душем, зонтами и др. Если гостиница находится в отдалении от пляжной зоны, следует организовать в установленные часы «челночные» перевозки туристов к ней на автобусе.

    Разнообразят  отдых дополнительные услуги оздоровительно-бальнеологического характера: сауны, фитнес-центры, массаж, тренажерно-спортивные залы и др. Туристам могут быть предложены и разнообразные экскурсии, не включенные в пакет тура, что также является предметом договора между операторами по обслуживанию туристов.

    С принимающей фирмой необходимо согласовать  вид транспорта для перевозки туристов по маршруту. Бронирование мест и организация перевозки туристов целиком возлагаются на принимающую фирму. Для большинства европейских стран наиболее удобным видом транспорта для перевозки туристских групп являются автобусы. В таких странах, как США, Канада, Индия, Китай, где расстояния между городами по маршруту могут быть достаточно протяженными, часто используются железнодорожные и авиаперевозки.

    Чаевые, местные налоги и  сборы. В связи с действующими в различных странах обычаями и правилами оплаты чаевых, туристских налогов и сборов необходимо заранее договориться с принимающей фирмой о том, чтобы она взяла на себя все расчеты по их оплате (включив их стоимость в пакет услуг). Если этот вопрос не будет оговорен, может получиться, что с туристов потребуют дополнительную плату, что противоречит условиям пэкидж-тура.

    Сопровождающий  гид. Поездки туристских групп нередко организуются в сопровождении сотрудника направляющей туристской фирмы. В таких случаях необходимо получить от иностранной фирмы согласие на предоставление сопровождающим групп бесплатно таких же услуг, как и всем туристам. Это — установившаяся практика в деловых отношениях между туристскими фирмами, поэтому иностранный партнер не будет против такого условия. Требуется только согласовать с ним минимальное число туристов, при котором направляется сопровождающий. Нормой является один бесплатный сопровождающий на 20 туристов в группе.

    Для продажи индивидуальных заказных туров  оговариваются ассортимент, вариантность, цены и уровень услуг, сроки и порядок их бронирования, а также возможность изменений в заказе или его аннуляции.

    При переговорах с принимающей фирмой рекомендуется попросить ее подготовить для каждого члена туристской группы или индивидуала небольшой комплект рекламных материалов (проспектов, брошюр, буклетов), касающихся туристского образа посещаемой страны или местности, ее отдельных туристских центров, достопримечательностей, а также местных возможностей отдыха и развлечений. Большую пользу туристам оказывают планы городов, которые они посещают по маршруту,

    При оформлении сделки купли-продажи туров  существенными условиями договора являются:

    • обязанность рецептивного туроператора передать инициативному туроператору право собственности на товар (пакеты туров или отдельные виды туристских услуг набором);
    • соответствие предоставляемого товара (пакетов туров или отдельных видов туристских услуг) требованиям покупателя;
    • обязанность инициативного туроператора выплатить причитающуюся рецептивному туроператору сумму за весь объем приобретаемого товара в обусловленные сделкой сроки;
    • ответственность туроператора по отправке за отказ от реализации туров и туристских услуг и оплаты их по причинам, не являющимся обоснованными;
    • ответственность рецептивного туроператора за выполнение полного объема реализованных туров или туристских услуг с соответствующей материальной компенсацией за непредоставленные услуги, а также за моральный ущерб туристам;
    • ответственность сторон по железнодорожным, воздушным и иным перевозкам;
    • ответственность по обязательствам из-за причинения вреда;
    • установление даты вступления в силу документа о заключении сделки и даты истечения обязательств по договору.

    При оформлении договора о туристском обмене к договору о приеме групп туристов в обязательном порядке прикладываются:

    • график заезда групп туристов с указанием дат прибытия и отправления;
    • калькуляции (расчеты стоимости) паритетных цен туров как с одной, так и с другой стороны. При работе с зарубежными партнерами на условиях безвалютного обмена необходимо прикладывать к договору расчет валютных платежей или сводную ведомость туродней (включающую оговоренную к выдаче туристам сумму наличными страны пребывания на карманные расходы);
    • описание условий приема с указанием класса и типа гостиничного предприятия для размещения туристов, вместимости и категории предоставляемых номеров, величины пансиона по питанию, наименования экскурсий, стоимость которых включена в цену тура, и других особенностей обслуживания (предоставление трансфера, специального снаряжения или возможность его аренды на месте и др.);
    • программа пребывания и обслуживания групп туристов в месте отдыха.

    В договоре должны быть отражены предельно  возможные сроки отмены заездов  групп туристов как с одной, так  и с другой стороны, после чего с виновной стороны взимаются  штрафные санкции. Размер последних  также оговаривается в соглашении. Обычно он составляет от 5 до 35 % стоимости  несостоявшегося тура при сообщении  о снятии туристской группы с маршрута соответственно не позднее 5—1 суток до заезда.

    К факультативным условиям, без которых  сделка между рецептивным и инициативным туроператороми будет иметь юридическую силу, но включение которых в эту сделку все-таки обязательно, относятся:

    • форс-мажорная оговорка;
    • порядок рассмотрения сторонами претензий, вытекающих из договора;
    • порядок и условия внесения изменений в обязательства сторон по договорам.

    Кроме того, в договор включается пункт  о снабжении рецептивными туроператорами на приеме своих партнеров различными буклетными изданиями рекламно-информационного содержания, каталогами, схемами маршрутов для туристов.

    Большое количество туристских фирм и предприятий  самостоятельно выходит на международный рынок. Важно с самого начала обратить внимание на законность и взаимовыгодность сделок (контрактов), заключаемых с иностранными партнерами.

    При заключении таких контрактов необходимо учитывать нормативные акты, регулирующие внешнеэкономические сделки, чтобы в случае необходимости обоснованно отстаивать свои права, тем более что мировая практика выработала общепринятые условия договорных отношений, следование которым позволяет достигнуть взаимоприемлемых условий договора.

    В договоре необходимо определить язык переписки, претензионно-исковой документации и судопроизводства (желательно на русском языке), чтобы избежать двоякого толкования.

    Сделки  с отечественными и зарубежными  туристскими предприятиями составляются и подписываются в двух экземплярах. Если договор подписывается с зарубежным партнером, то каждый из экземпляров составляется на русском языке и языке иностранного партнера либо на русском и любом другом языке по согласованию сторон (например, на английском).

    Права и обязанности сторон по внешнеторговой сделке определяются по законам места ее совершения, если иное не установлено соглашением сторон.

Информация о работе Договорные отношения в туризме