Договорные отношения в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 16:12, лекция

Описание работы

Отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.
Установление взаимовыгодных деловых отношений невозможно без достоверной информации о надежности потенциального поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.

Работа содержит 1 файл

договорные отношения в туризме.docx

— 43.68 Кб (Скачать)

    5. Договорные отношения  между туроператором  и поставщиками 

    туристских  услуг

    Отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.

    Установление  взаимовыгодных деловых отношений  невозможно без достоверной информации о надежности потенциального поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.

    Правоспособность  — это наличие у туристского предприятия юридического основания на ведение туристской деятельности (такими документами признаются свидетельство о государственной регистрации предприятия, а также лицензии на осуществление туристской деятельности, международных перевозок и пр.).

    Кредитоспособность  подразумевает наличие у предприятия необходимых финансовых средств для обеспечения своевременных расчетов. Ее подтверждение может быть осуществлено двумя способами:

    путем анализа финансового состояния  предприятия (размеров уставного фонда, годового оборота, прибылей и убытков за предыдущие годы);

    предоставлением банковской гарантий, на основании  которой банк принимает на себя всю ответственность за действия предприятия.

    Критериями  дееспособности предприятия являются его эффективная деятельность, положение на рынке, репутация в деловом мире, квалификация персонала и т.д. Объективное представление о потенциальном поставщике возможно лишь на основе комплексного и динамичного анализа.

    Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость  от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры обычно подписывают долговременные контракты с отелями на определенное количество номеров или обеспечение полной загрузки отеля, что, с одной стороны, дает им низкие цены, но с другой — представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции). Риск существует и для туроператора (он теряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).

    Небольшие или специализированные туроператоры, реализуя особые, самостоятельные, инклюзивные туры, могут иметь соглашения с отелями о свободной продаже, в которых последние согласны гарантировать размещение для максимального числа туристов. Такие соглашения вполне пригодны для небольших туристских программ, но имеют один существенный недостаток: иногда владельцы отелей сохраняют за собой право «закрыть» определенную дату.

    Как известно, туроператоры подразделяются на инициативных (по отправке туристов) и рецептивных (по приему). Инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключает  договор с рецептивным туроператором, который обеспечивает инициативному туроператору весь комплекс услуг по приему туристов.

    Рассмотрим  особенности заключения договоров  рецептивного туроператора с поставщиками услуг, а также с инициативным туроператором.

    Договоры  с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора).

    Все взаимоотношения с партнерами —  поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются  заключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму следующих договоров: купли-продажи, комиссии, обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).

    Основные  положения договоров с поставщиками услуг аналогичны положениям типового договора и включают предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика услуг и туроператора, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты партнеров.

    Договор считается заключенным, когда между  сторонами в надлежащей форме  достигнуто соглашение по всем существенным условиям. К существенным условиям договора между peцептивным туроператором и поставщиком туристских услуг относятся:

    • информация о туроператоре;
    • информация о поставщике туристских услуг;
    • достоверная информация о свойствах туристских услуг;
    • график заездов групп;
    • розничная и оптовая цена услуг;
    • порядок встречи и проводов туристов;
    • права, обязанности и ответственность сторон;
    • условия изменения и расторжения договора;
    • порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон и др.

    Таким образом, стороны вправе устанавливать  условия договора по своему усмотрению, так как в каждом случае есть своя специфика, зависящая от особенностей предоставления услуг туристам и взаимоотношений договаривающихся сторон. Исключение составляют только те случаи, когда содержание соответствующего условия предписано (или запрещено) законодательством.

    В международной практике известны и  имеют широкое применение документы, регулирующие взаимоотношения гостиничных предприятий с турагентами и туроператорами. Один из них — Гостиничная конвенция 1970 г., разработанная под эгидой Международной гостиничной ассоциации и Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств. Конвенция определяет обязательства договаривающихся сторон, сферу ее применения, типы гостиничных контрактов, общие и особые правила их составления, величину комиссионных и порядок платежей, а также условия аннуляции договоров. В 1979 г. в Гостиничную конвенцию был внесен ряд поправок и она получила название «Международная гостиничная конвенция», а с 1993 г. стала называться Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами и использоваться при заключении гостиничных контрактов (приложение 19).

    Кодекс  обязывает гостиничное предприятие  давать точную информацию по категории и расположению отеля, а также по качеству предоставляемых услуг. В нем определяется, что турагент не имеет права устанавливать для своих клиентов цены выше тех, которые установлены по договору комиссии. Данное требование имеет отношение и к туроператору, работающему с гостиницей на тех же условиях. При этом ни турагент, ни туроператор, ни гостиница не должны раскрывать цену, которая оговорена в контракте. Документами, регулирующими взаимоотношения туристского бизнеса с гостиничными предприятиями, являются Международные гостиничные правила, одобренные в 1981 г. Советом Международной гостиничной ассоциации (приложение 22), и Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренная региональными комиссиями ВТО в 1989 г.

    Несмотря  на то что эти документы носят  рекомендательный характер и не являются обязательными, они содержат много  положений, прочно вошедших в международную практику взаимоотношений между гостиничными и туристскими предприятиями.

    Взаимоотношения с гостиничными предприятиями определяются в основном следующими соглашениями:

      о квоте мест с гарантией  заполнения 30—80 %. По такому договору туристское предприятие получает от гостиницы определенное количество мест, которые оно обязано в течение периода, оговоренного в контракте, заполнить туристами. При этом предприятие гарантирует оплату 30—80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использованы. Остальную часть квоты предприятие имеет право аннулировать в установленные сроки. По этому договору предприятие получает на гостиничные места цены более низкие, чем при обычных тарифах;

      о квоте мест без  гарантии заполнения. В этом случае туристское предприятие не берет на себя никакой гарантии заполнения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает обычное правило аннуляции мест, не использованных в установленные сроки. Туристское предприятие рассчитывается с гостиницей по обычным тарифам;

      о твердой закупке  мест с полной оплатой. По такому договору турпредпритие гарантирует гостинице полную оплату выделенной квоты мест независимо от их заполнения. При таких условиях оно выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице, чем обычно;

      о текущем бронировании. Это наиболее типичный договор для туристских фирм, особенно занимающихся организацией индивидуального туризма. По договору предприятие не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента оно направляет гостинице заявку на бронирование и только после получения от нее подтверждения производит продажу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

    В любом варианте договоров следует  предусматривать (оговаривать) следующие условия:

      стоимость номеров и бронирования;

      тип номеров и необходимое их количество;

      продолжительность (сезоны) обслуживания;

      свободные периоды;

      графики заездов туристов;

      сроки и продолжительность разового обслуживания;

      набор входящих услуг;

      количество  и форма организации питания  — варианты предоставления питания  в ресторане гостиницы (завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол и т.д.);

      время обслуживания туристов питанием;

      специальные удобства на отдыхе (например, для инвалидов, вегетарианцев; при пользовании  городским пляжем и т.д.);

      языки, которыми необходимо владеть персоналу; » сроки подтверждения заезда туристов (бронирования);

      сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций; » величина штрафных санкций в зависимости от сроков отказа;

      скидки  на большой заезд или постоянную загрузку;

      материальная  ответственность за неполный заезд (количественный), срыв заезда, отказ в размещении гостей и др.;

      другие  специфические вопросы (например, входит ли в стоимость номера пользование в гостинице сауной, бильярдом и др., время работы бассейна и пр.).

    Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые предоставляет поставщик  услуги (например, гарантирует ли гостиница обещанное размещение).

    Во  взаимоотношениях с поставщиками услуг  необходимо предусмотреть (зафиксировать в договоре) условие о невозможности повышения цен (цены можно повышать только на непроданные услуги) и отработать механизм исполнения этого условия.

    Если  питание организуется вне средства размещения туристов и не входит в контракт с гостиницей, туристское предприятие заключает соответствующий договор с отдельными предприятиями питания.

    В таком договоре должны быть отражены:

      количество  единовременно обслуживаемых туристов;

      регулярность  и величина заказов;

      вид питания;

      примерные варианты меню;

      примерные цены на различные рационы питания;

      скидки  на большое количество клиентов или  на постоянное обеспечение клиентуры;

      сроки подачи заявок на питание;

      предельные  сроки снятия заказа без предъявления штрафных санкций;

      материальная  ответственность за срыв питания  с одной или другой стороны с указанием сроков наступления материальной ответственности и др.

    Международные взаимоотношения по организации  автотранспортных перевозок туристов регулируются Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами, принятым в Дублине 26 мая 1982 г. В соответствии с этим документом при организации нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы должен использоваться специальный контрольный документ (лист поездок), который должен находиться на борту автобуса.

    Договорные  взаимоотношения с автотранспортными  предприятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями). По этому Документу арендодатель (АТП) предоставляет арендатору (туристскому предприятию) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами Услуги по управлению им и его технической эксплуатации.

Информация о работе Договорные отношения в туризме