Доход как элемент конкурентоспособности тур предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — рассмотреть управление доходами туристского предприятия как элемента стратегии его конкурентоспособности.
Для достижения цели в ходе курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и источники формирования доходов туристического предприятия;
рассмотреть стратегии формирования доходов туристического предприятия;
дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
проанализировать источники и структуру доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
определить возможные пути решения основных проблем по увеличению доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» и рассчитать их экономический эффект.

Работа содержит 1 файл

оСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 2.49 Мб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время на рынке туристских услуг существует большая конкуренция. Поэтому для выживания в трудных условиях каждое предприятие ищет пути эффективной деятельности. Эффективная деятельность любого туристического предприятия складывается из многих составляющих, одной из которых является прибыль предприятия. Важнейшим фактором, влияющим на сумму всех видов прибыли предприятия, является размер доходов, формируемых им в процессе деятельности.

Основной целью любого предприятия, в том числе и туристического, является максимизация возможностей увеличения его доходов. В период перехода к рыночной экономике это становится важной задачей. Другими словами, важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. Поэтому в настоящее время невозможно обойтись без разработки программы перспективных мероприятий по формированию доходов каждым предприятием.

Так, в современных условиях тема дохода как элемента конкурентоспособности предприятия имеет решающее значение в эффективности деятельности субъекта рыночных отношений, так как задача каждого предприятия — добиться максимального роста доходов.

Цель  курсовой работы — рассмотреть управление доходами туристского предприятия как элемента стратегии его конкурентоспособности.

Для достижения цели в ходе курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность и источники формирования доходов туристического предприятия;
  • рассмотреть стратегии формирования доходов туристического предприятия;
  • дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
  • проанализировать источники и структуру доходов ОАО «Автобусный парк г. Барановичи»;
  • определить возможные пути решения  основных  проблем  по  увеличению  доходов  ОАО «Автобусный парк г. Барановичи» и рассчитать их экономический эффект.

Объект  исследования — туристическая деятельность ОАО «Автобусный парк г. Барановичи».

Предмет исследования — управление доходами туристического предприятия.

Исследования  системы управления доходами предприятия проводилось на основании различного рода информационных источников: учебников и учебных пособий таких авторов, как Горбылева З.М., Виханский О.С., Молокович А.Д., Головочев А.С и других, а также интернет-источников. Информационную базу для подготовки данной курсовой работы составили данные финансовой и статистической отчетности ОАО «Автобусный парк г. Барановичи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ДОХОД ПРЕДПРИЯТИЯ  – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность  и формирование доходов туристического  предприятия

В результате производства и реализации товаров (услуг) формируются  финансовые ресурсы предприятия, обеспечивающие кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения по завоеванию ниши рынка или выхода на мировой рынок, впоследствии рассчитывая на получения доходов. При анализе финансовой деятельности предприятия большее внимание уделяется рассмотрению структуры получаемых доходов, а так же динамику формирования прибыли. Это связано с тем, что прибыль является основным оценочным показателем деятельности фирмы, а так же является источником поступления доходов в бюджет государства, через систему налогообложения.

Важнейшим фактором, влияющим на сумму всех видов прибыли предприятия, является размер доходов, формируемых  им в процессе деятельности.

Существуют различные  определения понятия «доход». Так, например, в бухгалтерском учете  доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить [16].

С экономической точки зрения, доход – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств или иного имущества) и погашение обязательств, приводящее к увеличению источников собственных средств, за исключением вкладов учредителей (собственников имущества) [9].

Деятельность любого предприятия, в том числе и туристического, в первую очередь направлена на получение экономической выгоды, которая представляет собой способность имущества содействовать притоку в организацию денежных средств или иных активов, формирующих ее доходы.

Так, можно сделать вывод, что результатом экономической  выгоды выступают доходы, проявляющиеся  в самых различных формах.

В зависимости от характера, условий получения и направления деятельности организации доходы подразделяются на:

  • доходы от видов деятельности организации;
  • операционные доходы;
  • внереализационные доходы.

Доходами от видов деятельности организации является выручка от реализации, то есть сумма денежных средств либо иное имущество в денежном выражении, полученные либо подлежащие получению в результате реализации товара (работ, услуг) по ценам и тарифам в соответствии с договором за определенный период времени (объем продаж).

Применительно к туристическим организациям, это продукция (работы, услуги), которая формирует стоимость путевки с учетом приобретенных услуг (проживание, питание и т.д.) в местах проживания и транспортных услуг по отправке и возвращению туристов. То есть это сумма превышения средств, полученных от туристов для оплаты оказываемых туристских услуг, над средствами, перечисленными третьим лицам за оказанные туристам услуги.

Выручкой от реализации туристской организации являются доходы от основной деятельности, которые носят регулярный характер: производство и реализация туристского продукта; реализация дополнительных услуг [5, с 111].

Выручка от реализации признается таковой, если:

  • организация в соответствии с договором или иным основанием имеет право на ее получение;
  • сумма выручки определена принятой в организации учетной политикой;
  • расходы, включенные в фактическую себестоимость товаров (услуг), соответствуют полученной или подлежащей получению выручке.

При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий  доходы признаются не как выручка, а как внереализационные. В зависимости от учетной политики туристской организации выручка от реализации определяется либо по мере оплаты продукции (работ, услуг) (дата зачисления денежных средств на расчетный счет), либо по мере отпуска и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (метод зачисления) [20, с.204].

Операционными являются доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности туристской организации, таких как:

  • участие в уставных фондах других организаций;
  • продажа и выбытие основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг, иных активов;
  • пользование активами, денежными средствами организации и др.

К внереализационным доходам  относятся:

  • доходы от сдачи в аренду (лизинг) имущества;
  • проценты, полученные за пользование денежными средствами другими организациями и банком;
  • суммы штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение условий договора;
  • поступления в счет возмещения убытков организации;
  • стоимость безвозмездно полученных товаров (услуг);
  • принятое к учету имущество, оказавшееся в излишке по результатам
  • инвентаризации;
  • суммы кредиторской задолженности;
  • положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;
  • плата за участие в торгах (тендерах) и другое [17, с. 174-175].

Часть чистого дохода предприятия, образующегося после вычета из него косвенных налогов и текущих  затрат, называется прибылью. Прибыль является главной целью предпринимательской деятельности предприятия.

Прибыль, как экономический показатель, является стоимостным, который характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия как итог превышения доходов над расходами предприятия [19, с. 64].

В первую очередь, прибыль представляет собой  главную цель предпринимательской  деятельности  предприятий в сфере  туризма. Но это не означает, что требование достижения прибыли является абсолютным, предприятия сферы услуг могут иметь и социальное предназначение, в которых прибыль не выступает как главная экономическая цель. Другими словами, достижение прибыли не является определяющим в их деятельности. Однако для большинства предприятий сферы услуг прибыль – это главный движущий механизм и экономическая база их существования и развития. Поэтому, важным условием повышения конкурентоспособности туристического предприятия является разработка стратегии по увеличению его прибыли.

 

1.2 Стратегии  формирования доходов туристического предприятия

Формируя  стратегию предприятия по достижению определенных размеров прибыли, необходимо рассматривать ее не как пассивно полученные доходы, а как результат завоевания.

Осуществление стратегии дохода в туризме представляет собой растянутый во времени процесс  реализации базовой экономической  стратегии развития предприятия. При  этом учитываются сильные стороны  предприятия, которые могут играть решающую роль при выборе стратегии  наращивания доходов. Важно также  изыскать возможности расширения деятельности в новых для туристического предприятия  условиях, которые имеют резервы для роста дохода [12].

Стратегия валового дохода должна охватывать программу  целеустремленных действий предпринимателей по формированию стойких и эффективных  источников получения доходов, а также по разработке рациональных направлений их использования [3, с.78].

Стратегия валового дохода выступает тем инструментом экономического механизма предприятий, который предусматривает как обоснование целевых установок относительно формирования и использования доходов, так и систему мероприятий по их достижению.

Под стратегией валовых доходов туристического предприятия следует понимать систему долгосрочных целевых установок, направленных на формирование такого объема доходов, который позволит оплатить налоги и обязательные сборы, покрыть расходы, а также обеспечить получение прибыли, достаточной не только для вознаграждения владельцев капитала и работников, но и для саморазвития предприятий.

Стратегическому прогнозированию валового дохода должна предшествовать разработка базовой  стратегии предприятия, которая  в кризисной ситуации основывается на рентабельности (убыточности). В  зависимости от этого фактора  выделяют три вида базовых стратегий: выживание, стабилизацию и развитие [8, с.276].

Стратегия выживания является защитной. Она  пригодна для предприятий с хронической  убыточностью. Стабилизационная стратегия  может приниматься в условиях, когда результаты предпринимательской  деятельности колеблются от убыточности  к рентабельности, и наоборот. Стратегия развития является наступательной. Она основывается на целевой прибыли. Все стратегии должны предусматривать мероприятия, которые обеспечат их осуществление. Главными среди них является доходность туристической деятельности.

Этапы разработки стратегии доходов на основе выше указанных базовых стратегий показаны на схеме (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 – Главные этапы разработки стратегии формирования доходов субъекта рыночных отношений.

Примечание  – Источник: [ 10, с. 57].

 

Как видно  из схемы, начальным моментом разработки стратегии формирования доходов предприятий является мониторинг. Действительно, разработка стратегии валового дохода невозможна без полной, точной, систематизированной информации о практике его формирования, деления и использования. Такую информацию дает мониторинг.

Под экономическим  мониторингом понимается наблюдение, контроль и анализ финансово-хозяйственных процессов с целью их прогнозирования. Исходя из этого, мониторинг валового дохода – это механизм наблюдения, анализа и подготовки информации для коррекции действующей стратегии или обоснования новой как программы выхода предприятий из экономического кризиса и развития на собственной доходной основе [12].

Изучение  практики экономической деятельности предприятий показало, что в современных  условиях мониторинг валовых доходов может проводиться пока еще только экспериментально на основе сбора и обработки данных налогового и бухгалтерского видов учета, в которых хоть и по-разному, но отображается его величина. Без проведения мониторинга хотя бы экспериментально не может быть высокого уровня обоснования стратегии и тактики формирования и деления валового дохода.

При применении мониторинга следует выделять три  этапа.

  1. Первый этап – это наблюдение, изучение и контроль выполнения стратегии образования и направлений использования валовых доходов.
  2. Второй этап охватывает всесторонний анализ, поиск резервов и оценку перспектив повышения доходности.
  3. Третий этап предусматривает подготовку и систематизацию информации для принятия управленческих решений относительно использования действующей стратегии или замены ее новой.

Информация о работе Доход как элемент конкурентоспособности тур предприятия