Государственная поддержка туристского бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Социально-культурное строительство – сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначале некоторые общие замечания относительного характера, содержания и степени правовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурное строительство (термин «социально-культурное строительство» – условен, несмотря на то, что в течение длительного времени использовался в Конституции и укоренился в учебниках по административному праву).

Работа содержит 1 файл

19.docx

— 56.92 Кб (Скачать)

З.Управление в области культуры.

Понятие культуры включает в себя многие стороны  духовной сферы жизни людей. Важнейшие  направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «основах законодательства Российской Федерации о культуре»'~. Это:

а выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

а художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;

а архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

  • самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;
  • книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной  задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие  налоговые льготы инвесторам в сферу  культуры; действие средств обеспечения  сохранности и безопасности госу- дарственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства  относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий  для развития и воспроизводства  творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Важное  значение для управления в области  культуры имеют Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»", Феде- ральные законы от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»~, от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», постановление Правительства от 25 марта 1999 г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» ' и другие нормативные правовые акты.

Управленческая  деятельность в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти.

Правительство обеспечивает государственную поддержку  культуры и сохранения как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Компетенцию на определенных участках культурного  строительства реализуют такие  федеральные органы исполнительной власти, как: Министерство культуры, Министерство по делам печати, телевидения и  средств массовых коммуникаций, Государственный  комитет по ки- нематографии, Федеральная архивная служба. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.

Соответствующие органы исполнительной власти создаются  в субь- ектах Федерации. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры. В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997 г. «О мерах по оздоровлению государственных финансов»'~ в ведение субъектов Федерации переданы десятки объектов культуры федерального подчинения.

Объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи  и т.д.

Министерство  культуры Российской Федерации (Минкультуры  Рос- сии), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 6 июня 1997 г., является федеральным органом ис- 17 полнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

Минкультуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.

Свою  компетенцию оно реализует в  основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых (например, Российской государственной библиотеки, Государственного историко-культурного Музея-заповедника  «Московский Кремль») определяется, как правило, Правительством РФ 18

Основными задачами Министерства являются: а осуществление в сфере культуры государственной политики, обес- печивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;

а содействие развитию национальных культур народов  России;  

  • а определение  целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного  и библиотечного дела, народного  творчества, образования и науки  в сфере культуры;
  • разработка и реализация в соответствии с международными обяза- тельствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на куль- турные ценности;
  • осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализа- ции предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэко- номической деятельности в отношении культурных ценностей;
  • управление деятельностью подведомственных организаций.

Рад важных задач выполняет Министерство в  связи с принятием 15 апреля 1998 г. Федерального закона «О культурных ценностях, пере- мещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находя- щихся на территории Российской Федерации». Основными его целями являются защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы страны, а также неправомерной передачи кому бы то ни было; создание необходимых условий для реального обращения этих ценностей на частичную компенсацию ущерба, причинённого культурному достоянию России в результате разграбления и уничтожения, ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны; обеспечение интересов России при регулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности; предоставление возможности для ознакомления с этими ценностями гражданам России иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки; и культуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.

Правовой  базой сохранения и развития библиотечного  дела служит Федеральный закон от 29 декабря 1994 r. который устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на сво- бодный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г~~ определяет особенности правового положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера. Постановлением Правительства от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» ' установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях страны.

Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декабря 1998 г.", является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного, фонда Российской Федерации.

Политические  и социально-экономические преобразования, происходившие в 1991 — 2000 гг. в России, обусловили необходимость реформирования архивного дела на федеральном и  местном уровнях. Важным содержанием  проведенных реформ явилось создание необходимой законодательной базы и выработка новых подходов в  решении основных задач архивной отрасли — комплектования, обеспечения  сохранности и использования  документов Архивного фонда Российской Федерации 

В настоящее  время в России насчитывается  всего 2 267 государственных архивов  и центров документации, в т. ч. 16

федерального  уровня, 32 — республиканских в  составе Российской Федерации, 12 —  краевых, 134 — областных 2 060 — городских  и районных, а также 78 органов  управления ими 

В систему  Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие непосредственно подчиненные организации, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подчиненные им учреждения.

Основными задачами Рос архива являются: организация и обеспечение формирования сохранности и использования Архивного фонда РФ; анализ состояния архивного дела, изучение тенденций и закономерностей, определение концепции и стратегии его развития с учетом региональных особенностей; развитие и совершенствование совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации архивного дела и делопроизводства; координация деятельности подчиненных федеральных государственных архивов, научных и других организаций, обеспечение их функционирования; контроль за соблюдением законодательства в области архивного дела и другие задачи и функции, указанные в Положении.

4.Управление  в области труда  и социального  развития.

Современная парадигма социальной политики предполагает, что государство должно выполнять  «функцию оценивающего и преобразующего фактора и гаранта, целью которого является обеспечение для каждого  члена общества достойного человека существования, уменьшение различий в  уровне благосостояния, ликвидация отношений  зависимости и установление соответствующего контроля»~'. Основными направлениями  социальной политики являются регулирование  доходов, занятости, создание эффективной  системы социальной защиты

Согласно  ст. 7 Конституции в Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Для реализации этих конституционных положений  в стране создана система управления с учетом установленного законом  деления тру- доспособных граждан на занятых и не занятых трудом (безработных) а также граждан, не способных к труду или оказавшихся в трудной жизненной ситуации и потому нуждающихся в социальном обслуживании со стороны общества и государства.

В условиях перехода к рыночной экономике и  массовых сокращений работников, особенно управленческого аппарата и Вооруженных  Сил, вопросы управления в области  труда и социального развития приобретают исключительно важное значение. Многие из них новыми для нашего права.

Правовые, экономические и организационные  основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе  гарантии государства по реализации конституционных прав россиян на труд и социальную защиту от безработицы, предусмотрены Федеральным законом  «О занятости населения в Российской Федерации». Закон устанавливает, какие  граждане считаются занятыми, а какие  безработными, права граждан в  области занятости, определяет регулирование  и организацию занятости, социальные гарантии и компенсации безработным, а также полномочия органов государственной  власти в области содействия занятости  населения.

В постановлении  Правительства от 22 июня 1999 г. перед  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнитель- ной власти субъектов Федерации поставлена задача ежегодно разраба- тывать и реализовывать отраслевые и территориальные программы развития общественных работ, предусматривая меры их финансового обеспечения прежде всего за счет средств соответствующих бюджетов

Информация о работе Государственная поддержка туристского бизнеса в России