Государственное регулирование внутреннего туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

В этой связи, перенос центра экономической ответственности в решении проблемы развития туризма на региональный и, особенно на муниципальный уровень, требует предоставления соответствующих прав в формировании принципов, в выборе методов и функций управления, способных обеспечить реальную экономическую устойчивость на местах. Однако в настоящее время, местные органы власти не располагают для этого достаточной научно-методической базой и не имеют практических механизмов управления, в том числе развитием малого предпринимательства в туризме.

Содержание

Введение
1. Глава 1. Планирование и развитие внутреннего туризма………………..5
1.1 Планирование и координация…………………………………………….5
1.2 Законодательные функции………………………………………………..5
1.3 Маркетинг………………………………………………………………….7
1.4 Финансирование…………………………………………………………...9
2. Глава 2.Государственное регулирование внутреннего туризма…………12
2.1 Классификация целевых программ развития туризма………………….12
2.2 Обоснование необходимости государственного регулирования
Туризма…………………………………………………………………………...15
2.3 Процесс государственного регулирования и организации внутреннего туризма…………………………………………………………………………...16
2.4 Основные функции, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма ………………………………………………17
2.5 Формирование государственной политики планирования туризма …19
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

2.2 Обоснование необходимости государственного регулирования туризма   

        Туризм, являясь социально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития туризма строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны.  
    Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.  
         Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное регулирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий.  

2.3 Процесс государственного регулирования и организации внутреннего туризма. 

     Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:  
- координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;  
- согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);  
- согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.  
          Управление рыночной моделью с элементами государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях, в условиях экономического кризиса начала XXI века, осуществляется через два основных механизма: во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, через введение определенных механизмов государственного управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.  
           Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это -сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения .

     Специфическое отличие современной рыночной модели с элементами государственного регулирования  развития туризма от других отраслей народного хозяйства является то, что в регулировании отрасли  участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями.  
          Содержание государственного регулирования развития туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство при проведении этой политики. Следует также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса и т.д. Однако при таком подходе неизбежно теряется целевая направленность регулирования развития туризма.
 

2.4 Основные функции, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма  

  
            Применительно к сфере туризма нами был конкретизирован и расширен набор функций и методов реализации государственной политики регулирования развития туризма (табл. 1)
 
 

Таблица 1.

Функции и методы государственного регулирования  туризма 

Функции Методы
1 Общая организация и правовая  регламентация туристской деятельности - введение единых  понятий, определений, -процедура  заключения сделок, договоров, -получение  виз, -порядок прохождения границы  и провоза товара 
2 Планирование развития туризма    -разработка  общих стратегий и концепций  развития туризма, -регулирование пространственного размещения объектов туризма, -планирование развития инфраструктуры
3 Регулирование отдельных видов  деятельности  - лицензирование, -стандартизация, -сертификация 
4 Обеспечение безопасности туризма  -лицензирование, -стандартизация , -сертификация, -издание памяток туриста, -страхование
5 Кадровое обеспечение туризма  -создание стандартных  государственных программ для  системы непрерывной подготовки  кадров для сферы туризма, - содействия  организации повышения квалификации работников турпредприятий
6 Обеспечение научных исследования  туристского рынка   -маркетинговые  исследования на туррынке, -создание  национальных центров изучения  туризма, -информационное обеспечение  турпредприятий 
7 Поддержка внешнеэкономической деятельности турфирм - создание представительств  и филиалов за границей, -заключение  международных договоров, -участие  в разрешении конфликтов, реклама  национальных турпродуктов 
8 Обеспечения   охраны окружающей   среды   и исторических памятников -создание правил, законов, условий экономического стимулирования   по охране и восстановлению природных ресурсов, реставрации исторических памятников, - распределение туристской ренты, -финансирование учреждений культуры
9 Создания благоприятного имиджа  страны, региона -маркетинг, -реклама, информационно-аналитическая пропаганда (издание карт, видеофильмов и т д ), -налогообложение, -инвестирование
10 Контроль и надзор  -текущий контроль, -аудит, -мониторинг международной  конкурентоспособности, национальных турпродуктов
 
 

2.5 Формирование государственной политики планирования туризма  

  
          Государственное планирование развития туризма представляет собой основу для управления туризмом. Исследованный нами отечественный и зарубежный опыт государственной политики регулирования развития туризма показывает необходимость решения проблем туризма в общем контексте социально-экономического развития страны по ряду причин.  
 
          Во-первых, несмотря на относительно высокие экономические показатели, туристские предприятия являются неотъемлемой частью хозяйственной и социальной системы региона и страны в целом. На развитие экономики туризма оказывают заметное воздействие состояние кредитно-денежной системы, уровень развития смежных народно-хозяйственных отраслей, сферы услуг в целом, налоговое и валютное законодательство.  
           Во-вторых, развитие туриндустрии требует концентрации значительных финансовых средств и во многих случаях предполагает, в связи с этим, наличие большого количества участников как на стадии формирования инвестиционного портфеля, строительства, реконструкции, так и на стадии функционирования предприятия.  
         В-третьих, как показывает практика, наиболее высокие результаты в плане окупаемости вложенного капитала достигаются при возможности формирования конкурентоспособного комплексного туристского продукта, что предполагает наличие развитой сопутствующей инфраструктуры и специализацию на всех стадиях производства и реализации туристских услуг.  
           Проблемы развития туризма и создания современного туристского комплекса могут быть решены, при условии осуществления государственной политики реформ и будут включены в средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития России.  
           По прогнозам ВТО, Россия относится к числу государств, в которых в начале XXI в. прогнозируются наивысшие темпы развития туризма, при государственной поддержке данной отрасли. Согласно этим прогнозам, к 2020 году Россия войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн. чел. в год, что составляет 2,9% - доли в мировом потоке туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (30,5 млн. чел., 1,9% - доля в мировом потоке туристов)'. Причем указанные цифры не включают объемов внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной обороты.  
 
         Планирование развития туризма может вестись на международном, национальном и региональном уровнях. На международном уровне планирование - хотя и в ограниченных объемах ведут, к примеру, Всемирная туристская организация, ЕС, региональные туристские организации. Этот уровень в структуре планирования отличается от других отсутствием системы контроля и принуждения. На национальном уровне планирование в туризме включает планы развития туризма для страны в целом, однако, они должны учитывать специфику отдельных регионов. На региональном уровне планы развития туризма более детализированы и специфичны, чем общенациональные, и существенно отличаются от региона к региону.  
           В сегодняшних условиях разделения на федеральные округа и активного формирования организационных структур управления этими округами, региональные планы целесообразно разрабатывать не только на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, но и на уровне федеральных округов. Дополнительный эффект от координации туристской деятельности на уровне федеральных округов будет достигаться в результате совместного использования туристских ресурсов, находящихся на территории соседних субъектов Российской Федерации (например, рек для организации круизных маршрутов).  
             Государственное планирование развитие туризма является лишь одним из компонентов системы макроэкономического и регионального планирования. Следовательно, государственная политика регулирования развития туризма (государственная туристская политика) должна быть направлена на реализацию целей всего народного хозяйства, государства и общества в целом, на обеспечение согласованности общественных и частных интересов (блок 1). Поэтому политика в области туризма должна учитывать цели социально-экономической политики, определяющей направление реформ в стране. Обоснование целей туристской политики осложняется тем, что целеполагание всегда было узким местом в теории и практике отечественного планирования.

           Уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает Россия, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается функциональной реконструкции. Первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры туризма в России должны быть сосредоточены на регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу.

             Стратегическое планирование на уровне макрорегиона представляет собой основу для регионального планирования. Поэтому, для успешного решения этой проблемы необходимо сформировать действенную программу развития туризма в масштабах государства, четко разграничив основные уровни:

Государственный уровень:

создание  единой системы эффективного управления туристской отраслью;

создание  научно-методического и кадрового обеспечения 
функционирования системы планирования;

формирование  генеральных планов развития регионов и городов с целью 
туристско-рекреационного освоения;

разработка  механизмов и стимулов для инвестирования туристской 
инфраструктуры;

решение проблемы комфортной транспортной доступности региональных 
туристских центров и курортов;

решение вопросов землепользования и экологической  безопасности;

формирование  информационного обеспечения.

Отраслевой  уровень:

формирование  эффективной системы стандартизации и сертификации в 
туристско-рекреационной деятельности;

реализация  многопрофильного подхода в организации  туристской 
деятельности (развитие и поддержка различных видов туризма и его 
специализаций);

строительство гостиниц туристского класса (национальные российские 
сети);

формирование  эффективной системы подготовки кадров для туристско- 
рекреационной сферы.

Региональный  уровень:

разработка  региональных программ (концепции, стратегические программы, 
подпрограммы, мероприятия, карты-схемы, атласы, паспорта);

формирование  регионального рынка туристских и курортных услуг;

координация и кооперация регионов в масштабе страны;

создание  туристских систем, объединяющих различные  территориальные 
туристские зоны региона на основе внутрирегиональных и межрегиональных 
связей;

разработка  организационно-экономических механизмов для формирования 
объединенных туристских продуктов региона;

формирование  инновационно-инвестиционных пакетов;

формирование  единых информационных туристских систем;

создание  эффективной системы охраны природного и культурно- 
исторического наследия региона;

создание  региональных научно-методических и  маркетинговых центров по 
вопросам развития туризма.
 
 
 

Заключение 

     Обосновано  значение муниципальной, экономически относительно замкнутой системы, как специфического объекта изучения, оценена роль местных органов власти в управлении, проходящими на этой территории, экономическими процессами.

          Обосновывается, что как всякий нерегулируемый рынок, нерегулируемый рынок туристских услуг может вызвать весьма неблагоприятные и для общества в целом, и для территориальных общностей последствия. В частности существенным препятствием в обеспечении развития туризма является проявление следующих отрицательных аспектов:

• экологический - это тот уровень посещаемости, превышение которого связано с наступлением неприемлемых экологических последствий, либо в результате действий самих  туристов, либо как следствие функционирования обслуживающей инфраструктуры;

 •  туристский социальный - уровень,  превышение которого ведет к  ухудшению впечатлений от поездки  в результате чрезмерного наплыва  туристов;

 •  местный социальный - это тот уровень,  превышение которого приводит  к негативным последствиям для  местной культуры и взаимоотношений с туристами.

            Это приводит к необходимости определения точного порогового уровня в кругообороте туристских услуг, что также обуславливает необходимость равного доступа к соответствующей информации.

Информация о работе Государственное регулирование внутреннего туризма