Характеристика туристских ресурсов Тульской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 02:10, курсовая работа

Описание работы

Тульская область имеет все предпосылки для того, чтобы сфера туризма стала одной из значимых составляющих социально-экономического комплекса области, существенным источником пополнения регионального бюджета. Благодаря особому географическому расположению (в центре России, вблизи Москвы, на линиях важнейших российских коммуникаций) и универсальному комплексу культурно-исторических и природных достопримечательностей, область представляет значительный интерес для туристских посещений российских и иностранных граждан.

Работа содержит 1 файл

Реферат Тула.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Основная огневая  мощь кремля была сосредоточена в  его башнях, выступающих за линией стен и обеспечивавших благодаря  этому не только фронтального, но и  флангового огня.

Каждая башня была разделена дубовыми настилами на 3-4 боевых яруса, в которых стояли тяжелые пищали, установленные на станках. Даже в конце XVII века, когда  Тульский кремль частично утратил свое оборонное значение, писцовые книги  упоминали о 50 в общей сложности "медных и железных пищалях московского и немецкого литья", стоявших в башнях. Нижние ярусы некоторых из них служили складом боевых пищалей.

Для сообщения между  первым и вторым ярусами в глухих башнях существуют проходы, устроенные в толще примыкающих стен. На третий ярус можно войти с крепостной стены. Третий и четвертый ярусы соединяются между собой внутренними лестницами.

Большинство достижений строителей было устройство наверху  башен, кроме обычных бойниц в  зубах, еще и дополнительных - для  ведения навесного и косого огня. Из них защитники кремля могли стрелять не только вниз, но и поливать штурмующего неприятеля горячей смолой.

Проездные башни отличались от глухих лишь устройством в нижнем ярусе проезда, закрывающегося мощными  дубовыми вратами и опускавшимися железными решетками, так называемыми "герсами". Пазы, по которым скользили края поднимаемой герсы, а также арочная ниша, в которую она при подъеме заходила, сохранилась до наших дней во всех проездных башнях - в Одоевской, Пятницкой, Водяных ворот и Ивановской.

Внутреннее открытое пространство проездных башен на уровне боевого хода стен окружали обходные галереи, устроенные в толщине  башенных стен и имеющие бойницы  не только в сторону поля, но и  вовнутрь башни. Из этих галерей, соединенных проходом с боевым ходом стен, защитники могли обстреливать врага, если бы ему удалось ворваться в башню, пробив дубовые ворота и сломав герсы.

Сейчас Тульский кремль является исторической и архитектурной  достопримечательностью. В нем собираются множество туристов и просто отдыхающей молодежи.

С 16 века Тула - кузница  русского оружия. С тех самых пор  тульские оружейники стали вооружать  русскую армию пушками, ружьями, саблями, пистолями и т.п. Под старинными сводами Богоявленского собора на территории Тульского Кремля экспонируются и хранятся уникальные коллекции оружия. Музей оружия в Туле - один из старейших в стране. Началом сбора образцов оружия стал Указ Петра I. В декабре 1775 года Екатерина II распорядилась создать Палату редкого и образцового оружия в Туле.

В отличие от Эрмитажа, Оружейной палаты и Исторического  музея, где тульское оружие в основном представлено образцами с художественной отделкой, Тульский музей располагает  собранием оружия от петровских времен до наших дней. Изделия тульских оружейников отличаются большим мастерством художественной обработки металла, дерева, а также качеством исполнения оружия. Большую ценность представляет восточное оружие, дающее представление о художественном направлении развития оружейного производства в Турции, Иране, Японии. Значительное место занимает западноевропейское огнестрельное оружие из Бельгии, Германии, Франции, Англии, Италии. Оружие этих стран интересно своеобразием типов механизмов и систем. Значительную группу памятников составляют образцы оружия, изготовленные тульскими мастерами в честь посещения оружейного завода царствующими особами и Великими князьями.

Традиции тульского  мастерства сохранились и приумножились  в наши дни: очень интересны современные  образцы высокохудожественного  холодного и огнестрельного охотничьего оружия, поражают своими формами образцы профессионального спортивного оружия. В экспозиции музея использован картографический материал, также интересны "контактные зоны", где посетители ощущают непосредственную связь с предметами, которые экспонируются открыто, и, конечно, незабываемое впечатление оставляет выставка "Царского оружия" из фондов музея.

Тула является не только кузницей русского оружия, но и родиной  самовара, пряника и, даже, Российского  велоспорта. Здесь расположен старейший в России велотрек, в 1997 году которому исполнилось 100 лет.

Музей "Тульский пряник" ознакомит своих посетителей  с историей пряничного производства в России и Туле. Туристы увидят пряничную продукцию, продегустируют только что испеченный Тульский пряник и выпьют чашечку ароматного чая из Тульского самовара.

Издавна говорят, что  в Тулу со своим самоваром не ездят. В этом всех попытается убедить "Тульский музей самоваров", где можно  познакомиться с историей самоваров, увидеть уникальную коллекцию самоваров различных времен и форм: цилиндра, шара, рюмки, вазы, богато украшенных. Среди мемориальных памятников, связанных с культурой России 19-20 веков, особая роль по своей значимости и сохранности отведена Ясной Поляне. В Ясной Поляне прошла большая часть жизни великого творца - Льва Николаевича Толстого. Здесь в своем родовом имении он прожил свыше пятидесяти лет. Здесь он родился, написал свои лучшие книги, здесь и похоронен на склоне поросшего лесом оврага. В Ясной Поляне задумано и написано около 200 произведений, такие как, "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье" и др. Фонды музея насчитывают более 32 тысяч экспонатов. Дом Толстого поддерживается и сохраняется в соответствии с интерьером 1910 года - последнего года жизни писателя. В настоящее время вновь хозяином усадьбы стал Толстой. Праправнук великого писателя Владимир Толстой является директором музея-усадьбы "Ясная Поляна". В сентябре 1998 года была отмечена 170 годовщина со дня рождения Л.Н.Толстого. После завершения этого грандиозного праздника, отмечавшегося в Ясной Поляне, Туле, Москве, Санкт-Петербурге, на который только в Ясную Поляну съехались почти все ныне живущие потомки писателя, отмечен небывалый рост посетителей музея-усадьбы. Едут из всех уголков России, много гостей из Европейских стран, особый интерес проявлен японскими специалистами в области образования. Многолетнее сотрудничество музея с Японским Толстовским обществом, возглавляемым профессором Хитоми, взаимно обогатило культуры наших стран.

Невозможно представить  себе город, стоящий на земле не год и не два, а долгие столетия, без храмов, без колокольного благовеста, без тревожного набата. Все это хорошо знакомо старой Туле, где основная застройка была деревянной, малоэтажной и на ее фоне, выделялись белокаменные храмы. До Октябрьской революции в Туле было 66 церквей (включая те, что были при учебных заведениях, детских приютах и богадельнях), многие из которых отличались высокими художественными достоинствами. Однако в 20 - 30-е годы часть храмов была полностью разрушена, часть, потеряв свой первоначальный облик, использовались под мастерские, склады, овощехранилища и постепенно ветшали. Самым старым из сохранившихся до наших дней каменных зданий Тулы (исключая Кремль) считается храм Благовещения Пресвятой Богородицы, освященный в 1692 году. Строгая красота этой церкви, вобравшая в себя традиции московского храмового зодчества, за четыре столетия почти не претерпела изменений. Успенский собор в Тульском кремле был выстроен в удивительно короткий срок - 1762 - 1764 г. г. Строился храм в ту пору, когда господствующий в Европе стиль барокко шел на убыль. Успенский собор стал величественным аккордом в этой издававшей завершающей звуки симфонии великолепного стиля. Выдающуюся художественную ценность имеет прекрасный интерьер собора, стены и своды которого покрыты сплошным многокрасочным ковром изумительно красивых фресок, созданных артелью ярославских мастеров, возглавляемой Афанасием Шустовым (к сожалению, в большей степени утраченных). Значительную художественную ценность представляют также резной позолоченный иконостас и вставленные в него иконы работы тульских и калужских живописцев.

Поскольку Успенский  собор был летним, то есть зимой  не отапливался, решено было построить  на территории Кремля и зимний, отапливаемый. Задумывался он как храм-памятник героям 1812 года. Строительство Богоявленского собора затянулось и было закончено  только во второй половине XIX века. Архитектор тульского оружейного завода М. Михайлов, заканчивавший строительство, включил в проект многие эффектные мотивы "Нарышкинского барокко". В советское время собор был кардинально перестроен, утратил колокольню и пятиглавое завершение кровли. Сейчас здесь находится Государственный музей оружия.

Региональные  праздники

Многие фольклорнопесенные, театрализованные и литературные праздники  стали традиционными: «Тургеневское лето» на Бежином лугу, «Яснополянская осень», праздники, посвященные В. А. Жуковскому, А. С. Хомякову, А. Т. Болотову, годовщинам исторической битвы на Куликовом поле. Возрождение исконнорусских традиций, таких как массовые народные гуляния в Ясной Поляне, праздник крапивы в с. Крапивна Щекинского района или Епифанская ярмарка «Казачий круг» привлекают туристов не только изТульской и соседних областей, но и гостей из дальнего зарубежья. 
 
 
 
 

    Народные  художественные промыслы

Тульские народные промыслы имеют глубокую историческую традицию, восходящую к языческим временам славянского племени вятичей. В своем развитии они испытали могучее влияние христианской культуры. Определенное воздействие на них оказало местное сырье и другие природные факторы. Решающую роль в формировании своеобразных художественных традиций сыграли даровитые мастера, прославивщие произведения народных промыслов Тульского края как в России, так и во многих странах мира. Так, на базе тульской металлургии родилось художественное фасонное литье, а также производство художественного оружия, которое развивалось само стоятельно, на своей национальной основе.

Мировую известность  получили тульские самовары. Сувенирные и щтучные самовары - произведения высочайшего мастерства и подлинного художественного творчества.

Славится Тула и  своими гармониями. Именно в Туле была создана первая в мире гармоника с полной хроматической гаммой, которая и явилась прообразом баяна.

Широкой известностью в России и за рубежом пользуется тульский пряник - сохраняющий память о Тульском пряничном промысле.

В центре многих народных промыслов, которыми славится Тульская земля кружевоплетение и изготовление глиняной игрушки.

Возникновение и развитие кружевоплетения в Тульском крае происхо дило двояким способом. В  одних местностях (г.Белев, Крестовоздвиженский  девичий монастырь) он существовал издавна, время его создания теряется в XVI-XVII вв., сохранялся он в силу народных традиций отдельными масте рицами, а затем в Белеве получил бурное развитие с середины 40-х годов и особенно в 70-80-е годы XIX в.

В других местностях (слобода Челюскино, г.Одоев, д.Кокурино) его образование напрямую связано с деятельностью отдельных личностей (помещик Соковнин, П.А. Дронова) и датируется соответственно рубежом 20- 
30-х, концом 50-х годов XIX в., 1862 годом.

Орудия и инструменты  для кружевоплетения во всех центрах промыс ла были одинаковы; единственным исключением было Челюскино, где при менялась не круглая, а четырехугольная подушка, что ни в коей мере не ска зывалось на качестве кружева. Сырье мастерицы приобретали или через тор говок или в лавках и магазинах. Это были: бумага разных размеров, черный и беловатожелтый шелк, нитки белые суровые серые и суровые желтоватые; в начале XX в. меньше стали применяться хлопчатобумажные нитки.

Промысел носил  домашний характер, наемная рабочая  сила не исполь зовалась вовсе; в Крестовоздвиженском монастыре плели только монашенки.

Девочек обучению ремеслу  начинали с 7-8-летнего возраста, что  закрывало им путь к получению  школьного образования. Трудились  кружевницы зимой по 17-19 часов в  сутки, весной и летом значительно меньше, отдавая должное сельскохозяйственным работам; монахинь отвлекала от плетения церковные службы и монастырские работы. Такой труд в значительной степени сказы вался на здоровье плетельщиц.

Филимоновский игрушечный промысел развивался стихийно, как кол лективное творчество на почве местной культурной традиции. Причины его появления крылись в недостаточности развития земледелия из-за скудных почв, дававших низкий плохой урожай. Развитие побочного промысла было необходимо для поддержания существования крестьянского населения. В то же время богатые запасы хорошей глины послужили основой возникновения гончарного и игрушечного промыслов. Предание связывает появление пер вых игрушек с крестьянином Филимоном, переселенным в Тульские края во времена Ивана Грозного. Однако промысел сложился, по-видимому в середине XIX в. Большое влияние на него оказали как языческие верования древ них славян, так и повседневная жизнь русского крестьянина.

Игрушечный промысел носил чисто семейный характер и  являлся уде лом женщин. Лепили свистульки в свободное от сельских работ время. Свой расцвет филимоновский промысел пережил с середины XIX в. до конца 20-х годов XX в. Его разрушили социалистическая индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и создание административно командной системы. Во время Великий Отечественной войны игрушку в Фи лимонове не лепили. Отдельные мастерицы приступили к ее изготовлению в послевоенные годы. В 60-70-х годах предпринимаются попытки возродить старинный промысел. На базе Крапивенского обозного завода и Щекинского завода "Кислотоупор". Однако отрыв от корней, механическое перенесение традиций мастерства на чужую почву закончились провалом.

В настоящее время  старых мастериц в Филимонове не осталось. Изготовлением игрушки занимаются энтузиасты в Одоеве, Туле и Новомосков ске.

Филимоновский промысел является творческой, школой со своими особенностями и сформировавшимися  традициями, носителями которых является народный мастер. Филимоновская игрушка  сохраняет черты архаичности, имеет цельность обобщенной формы, изящна и самобытна.

Все флимоновские, игрушки, независимо от сюжета, - "свистульки".

Причем, свистульки почти  утратили свою игровую роль, став самостоятельными произведениями малой декоративной формы.

Информация о работе Характеристика туристских ресурсов Тульской области