Экологический туризм и экологические походы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:01, доклад

Описание работы

В предыдущих лекциях нами упоминалась одна из форм активного, рекреационно-познавательного туризма – экологические походы по сохраненным, «диким» природным территориям. В данной лекции мы более подробно остановимся на понятии экологического туризма, как активно развивающегося современного направления туристской деятельности и экологического похода, как эффективной формы осуществления экологического туризма.

Работа содержит 1 файл

экологич.туризм.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Какие разновидности  экологических походов используются на практике? Ответ на данный вопрос Вам, собственно говоря, уже известен. Это разновидности походов по средствам передвижения. Наиболее приемлемыми для выполнения целей экологического просвещения следует признать пеший поход (треккинг), водный поход на гребных судах и велосипедный поход.  Способ передвижения диктуется, в том числе, стоящими перед походом конкретными задачами. Например, если речь идет о знакомстве с экосистемами болот, то наиболее приемлемым является пеший поход. Знакомство с разнообразием ландшафтов, растительных сообществ и т.д. на больших по площади территориях целесообразно вести или в рамках пешего, или велосипедного похода. Лыжный поход, является наименее применимой разновидностью экологических походов. Условия зимы сами по себе не способствуют эффективному выполнению познавательных задач: растения не цветут, птицы не поют, из носа капает… Кроме того, материальное обеспечение лыжного похода и обеспечение безопасности для его участников требуют существенных материальных затрат. В экологическом туризме активно используются и иные средства передвижения с минимальным негативным воздействием на природные комплексы: вьючные животные, парусные суда. Однако в данном случае речь следует вести, все-таки, не о разновидностях экологических походов, а о разновидностях экологических путешествий.

Естественно правильным будет выделять разновидности экологических походов  на основании их конкретных познавательных объектов. Тогда можно говорить о ботанических, зоологических, геологических, эколого-этнографических, ландшафтно-географических, эколого-культурных, спелеологических и прочих походах.

Каковы особенности  маршрута экологического похода? Ранее, при анализе маршрутов спортивных и оздоровительных походов, мы подчеркивали, что маршрут разрабатывается в полном соответствии с поставленной целью похода и является залогом ее достижения. В рассматриваемом нами случае речь идет об эколого-культурном просвещении туристов и их полноценном отдыхе (рекреации). Это означает что кроме известных Вам требований к наличию рекреационных объектов и ресурсов, на маршруте похода должны присутствовать и целевые познавательные объекты. К таким экологическим объектам на маршруте можно отнести в частности:

·                   разнообразные и эстетически привлекательные природные ландшафты;

·                   участки с уникальной (или, напротив, характерной для данного района) флорой и фауной, участки с наличием реликтовых и эндемичных видов живых организмов.

·                   Уникальные или характерные экосистемы, памятники природы.

·                   Культурные (сельские) ландшафты; музеи народного творчества, ремесел и т.д.

На участках маршрута, содержащих такие познавательные объекты, должны быть соответствующим образом подготовлены экологические экскурсии (они осуществляются опытным гидом-экологом в контексте похода).

Достижению главных  целей похода должны соответствовать  и иные известные Вам характеристики маршрута: его тактическая схема, протяженность (в том числе протяженность отдельных дневных переходов), продолжительность, места расположения биваков и т.д. В условиях похода по национальному парку наиболее применима кольцевая схема пешего похода с началом движения и возвращением на «центральную усадьбу» с гостиничным комплексом, пунктом проката снаряжения и пр. При этом на маршруте могут активно использоваться радиальные выходы на участках, содержащих целевые познавательные и рекреационные объекты (например, экскурсия по экологической тропе, посещение сел с демонстрацией традиционных ремесел и пр., лежащих в стороне от основного маршрута). Протяженность маршрута  и продолжительность экологического похода, разумеется, не оговариваются какими либо специальными требованиями. Данные параметры подбираются в приложении к конкретным условиям района похода и к намеченному контингенту туристов (по возрасту, полу). Протяженность маршрута и продолжительность похода, конечно, зависят от расположения на местности познавательных и рекреационных объектов и от характера местности (горная, пересеченная, равнинная, легко или трудно проходимая и пр.). В то же время данные параметры должны соответствовать необходимому уровню оздоровительных физических нагрузок для участников, и не быть избыточными. Для выполнения эколого-образовательных целей вполне достаточен, например, пеший поход продолжительностью от двух до пяти дней при средней протяженности дневных переходов не превышающих 15км. 

При составлении маршрута экологического похода важно правильно  выбрать собственно путь (трассу) движения группы к намеченным целевым объектам. В экологическом походе трасса движения, по определению, должна быть максимально «щадящей» для природной среды. Например, вряд ли стоит без необходимости применять азимутальные переходы по бездорожью (читай, по ненарушенным участкам природы) – ведь туристы тем самым «прокладывают» новые тропы, негативно воздействуют на почву, растительный покров и пр. Значительно более правильно использовать для проложения маршрута уже существующие в районе лесные дороги и тропы. При этом не наносится дополнительный ущерб окружающей среде; не превышается оздоровительный уровень физической нагрузки для участников; участники похода не подвергаются ненужной опасности, вследствие преодоления естественных препятствий на местности. Трассу движения рационально прокладывать по участкам с эстетически привлекательными природными и культурными ландшафтами. Только в гармоничном сочетании оздоровительных физических нагрузок с эстетическим наслаждением от красоты окружающего мира кроется ключ к решению рекреационно-познавательных задач экологического похода.

Что мы подразумеваем под маркированным маршрутом экологического похода? Всем требованиям, предъявляемым к маршруту экологического похода, наибольшим образом соответствует т.н. маркированный маршрут. Маркированный маршрут экологического похода разрабатывается как маршрут «многоразового использования». Трасса маршрута фиксирована (в том числе может быть отмечена  (маркирована) на местности) и достаточно жестко соблюдается гидом-проводником, ведущим туристскую группу. Маркированный маршрут является заранее и целенаправленно обустроенным. На нем заранее определены и оборудованы для обзора, экскурсий, отдыха познавательные и рекреационные объекты посещения. Например, экологические тропы обозначены  на местности и оборудованы обзорными площадками, информационными наглядными материалами. Так же определены и подготовлены на местности места туристских стоянок и биваков (оборудованы кострища, заготовлены дрова, сделаны постоянные площадки под палатки, установлены туалеты и пр.).

Маркированный маршрут  построен таким образом, чтобы наиболее полно и при этом ненавязчиво выполнить поставленные цели отдыха и экологического просвещения (принцип максимального усвоения информации). Маршрут прокладывают, как уже нами отмечалось, с включением эстетически привлекательных участков местности. Экологические объекты посещения подбирают с учетом тематики похода, определяют их логичную последовательность; их сочетание и очередность с рекреационными объектами. Намеченные дневные переходы должны позволить выдержать необходимый график движения, отдыха и экскурсий. Экскурсионная деятельность при этом осуществляется без фона утомления у туристов, с эффективным восприятием информации. Для маркированного маршрута определяется, кроме обычных параметров, максимальная рекреационная нагрузка (объем и массовость посещений), которую он в состоянии «вынести» без негативных последствий для природных комплексов и снижения привлекательности для самих туристов.

Все вышесказанное позволяет  нам сформулировать определение  маркированного маршрута как обозначенного на местности маршрута многоразового использования, со специально оборудованными для выполнения поставленных целей похода объектами посещения и местами ночлега и отдыха туристов. В данной лекции, в связи с ее ограниченным информационным объемом, мы не рассматриваем иные особенности организации экологического похода (кроме разработки маршрута). Принципиально содержание плана-графика похода, нагрузочный режим и режим движения; принципы выбора снаряжения и организации питания мало отличаются от таковых в случае подготовки и проведения рекреационных походов. Особенности вышеназванных категорий в случае экологического похода определяются самими принципами осуществления экотуристской деятельности. Например, снаряжение подбирается с учетом минимизации негативных воздействий на природную среду (берут газовые горелки, а не бензиновые; костровые сетки, позволяющие не устраивать кострища на почве). Для питания используются «экологически чистые», желательно местные продукты и т.д.

Литература по теме лекции

 

1.                 А.В. Дроздов Основы экологического туризма. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. – 271с.

2.                 А.В. Дроздов Как развивать туризм в национальных парках России. Рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2000.

3.                 А.Б. Косолапов (автор и составитель), С.А. Лозовская, Н.Г. Мизь. Экологический туризм  в Приморском крае и работа гида на маршруте. Методические рекомендации. Владивосток, 2002. 27 с.

4.                 А.И. Тарасенок Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси: Учебно-методическое пособие. Мн.: ЕГУ, 2003. – 120с.

5.                 Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. – Тула: Гриф и К, 2002. – 284с. Редакторы составители: Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов.

 

 

 

 

А.С. Кусков, Е.И. Арсеньева  
Проблемы социального управления: Межвузовский сборник научных трудов  
Вып. 4. – Саратов: СГСЭУ, 2005. – С. 7-19.

Особенности российской практики организации  экологических и эколого-культурных туров

Среди разновидностей туризма в  последние годы внимание привлечено к такому его виду как экологический  туризм. Несмотря на отсутствие четкого  и общепризнанного понимания его сущности, принципов, на которых он должен строиться, экологический туризм в России следует признать реальностью. Причем реальностью, ощущаемой все более зримо, так как масштабы вовлечения людей в него, хотя и постепенно, но неуклонно нарастают.  
 
Экологический туризм бурно развивается в современном мире, и туроператоры России активно участвуют в этом процессе. Однако, по оценке менеджеров туристских фирм нашей страны, различные виды экологических туров, проходящие по территории России, достаточной популярностью у туристов не пользуются, ввиду существования ряда негативных факторов, одним из которых является отсутствие мотива совершить такого рода поездку.  
 
Приведем некоторые определения экотуризма, предложенные международными организациями.    
 
Эксперты ВТО определяют экотуризм, как деловые поездки в места с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием. Организация таких поездок при этом не должна оказывать негативное воздействие на природу, среду обитания и причинять ущерб культурной среде. Следовательно, организация экологических туров требует большого профессионализма на всех уровнях формирования туристского продукта [1].  
 
Эксперты ВТО определили и некоторые условия функционирования экотуризма: обеспечение транспортом доступных экотуристских объектов; наличие уникальных и привлекательных объектов не только для узкоспециализированных специалистов, но и обычных временных посетителей; проведение различной ценовой политики; комфортная организация поездок.  
 
Международный Союз охраны природы (МСОП): «экологический туризм или экотуризм – путешествие с ответственностью перед окружающей средой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности» [2].  
 
Общество экотуризма (The Ecotourism Society): «экотуризм – это ответственное путешествие в природные территории, которое содействует охране природы и улучшает благосостояние местного населения».  
 
Всемирный Фонд дикой природы (WWF): «экотуризм – туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения» [3].  
 
На основании этих определений выделяются следующие отличительные особенности экотуризма, которые сформулированы как набор принципов:  
 
1) стимулирование и удовлетворение желания общаться с природой и путешествия в природу, причем главное содержание таких путешествий – знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и культурой;  
2) предотвращение негативного воздействия на природу и культуру, и сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды;  
3) содействие охране природы и местной социокультурной среды; экологическое образование и просвещение;  
4) участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы, а также экономическая эффективность и обеспечение социально-экономического развития территорий, содействие устойчивому развитию посещаемых регионов.  
 
Современное понимание экотуризма, ориентация на достижение устойчивости как конечного результата во многом заставляют пересмотреть традиционные представления о том, какие виды путешествий являются экотуризмом? При этом традиционные критерии – мотивация путешествующих и объемы туристских потоков – безусловно важны, но сами по себе не играют определяющей роли. Основной вопрос, который должны задать себе организаторы путешествий в природу: какое воздействие на природную и культурную среду оказывают эти путешествия, к каким последствиям они приводят?  
 
Очевидно, экотуристскими не могут считаться такие путешествия, при которых выполняются лишь отдельные принципы экотуризма, и непосредственным результатом которых не является улучшение охраны природной среды. Многие путешествия по заповедникам и национальным паркам России, изначально планируемые как экотуристские, также имеют ряд серьезных промахов и недостатков. Образовательный аспект в российском экотуризме развит пока еще слабо – чаще экскурсия или тур оказываются нацелены только на демонстрацию достопримечательностей, экзотических «чудес» и «красот» природы, а не на постижение экологических проблем и активное участие в их решении. В целом, «абсолютно положительных» примеров развития экотуризма не так много в мире. Скорее, можно говорить об успешной реализации  тех  или  иных конкретных принципов экотуризма  [3].  
 
А.В. Дроздов – один из наиболее авторитетных специалистов в области экотуризма – разработал систему критериев экологичности туристского продукта. Так, программа или тур экологичны, если:  
 
- программа не планируется очень жестко и допускает варианты и изменения по желанию туристов; рассчитаны программы, как правило, на небольшие группы участников, а также на индивидуальные поездки; поспешность, кратковременность посещений не характерны для мягкого, экологически ориентированного тура;  
- целью мягкого, экологического тура является не посещение обязательных, стандартных «достопримечательностей», а приобретение глубоких впечатлений и знаний, поэтому туристы заранее готовятся к путешествию, изучая природу и культуру страны; маршруты туристов и квалифицированные гиды ведут их в интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты;  
- в программу тура включаются посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и, непременно, ознакомление с местными экологическими проблемами; в программе тура знакомство с сугубо природными объектами и "девственной" природой сочетается с эколого-культурными сюжетами, предусматривающими изучение традиционных, аборигенных форм природопользования;  
- транспорт, которым пользуются туристы, экологичен (автомобильный туризм, например, никоим образом не относится к экологичным формам туризма);  
- пища туристов экологически чиста и полезна, при этом в рационе туристов присутствуют местные продукты; мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку, собирается специальным образом и поступает затем на экотехнологичную переработку, а организаторы экологичных туров отдают предпочтение многоразовым упаковкам продуктов;  
- привалы, бивуаки и особенно костры устраиваются только в специально оборудованных местах; грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только тогда и там, где это разрешено; охотничьи туры антиэкологичны;  
- отели, кемпинги, приюты и хижины, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не нарушают нормальное, экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта и не обезображивают его облик; эти отели и кемпинги построены из экологически безвредных материалов, их обитатели не расходуют чрезмерно энергию и воду, при этом стоки и выбросы очищаются, иные отходы утилизируются;  
- местные жители вовлекаются в туристский бизнес и получают возможность развивать свои традиционные формы хозяйства; туристы, в свою очередь, с уважением относятся к местным культурным традициям, стремятся изучить и понять их; доступными им способами участвуют в решении местных экологических проблем;  
- доходы от тура не изымаются целиком из местного бюджета, а наоборот, способствуют его наполнению [4].  
 
К видам экологического и связанных с ним других типов туризма (при условии адекватного планирования, организации и управления) относят широкий спектр деятельности – от длительных научных экспедиций до кратковременного отдыха на природе в выходные дни.  
 
В англоязычных странах по специфике занятий условно выделяют научный, познавательный и рекреационный туризм.  
 
К научному экотуризму относят экспедиции ученых, летние полевые практики студентов, иные путешествия, включающие сбор научной информации о посещаемом регионе. Научный туризм обычно составляет относительно небольшую долю в общем экотуристском потоке, однако роль его может быть достаточно велика. Многие российские заповедники считают научный туризм одним из наиболее предпочтительных для них (и наиболее простых в организации) видов международного экотуризма.    
 
Познавательный экотуризм – это «экотуризм в классическом понимании». Его разновидностями можно считать туры по наблюдению птиц, китов или экзотических бабочек, ботанические экскурсии, археологические, этнографические и палеонтологические путешествия, экосафари, туры для любителей видео- и фотосъемки.  
 
Основной целью рекреационного экотуризма является отдых на природе, который может быть активным (являясь разновидностью приключенческого туризма) и пассивным. К его активным формам нередко относят пешие, конные и лыжные походы, альпинизм, спелеотуризм, многие виды горных и водных путешествий (сплав на катамаранах и плотах, байдарки, каноэ). Пассивными формами рекреационного экотуризма могут, например, считаться: отдых в палаточных лагерях, ближние походы и прогулки, пикники. К категории пассивного рекреационного экотуризма можно также отнести рыбалку и сбор даров природы, осуществляемые на принципах экологической устойчивости.  
 
В целом, для развития экотуризма в последние годы характерны несколько тенденций. С одной стороны, экотуризм становится все более разнообразным, постоянно возникают его новые виды. С другой, возрастает его интеграция с иными отраслями туристской индустрии. Приверженцы классически-природоохранного экотуризма в его узкой трактовке, обеспокоенные возросшим негативным влиянием значительных потоков экотуристов, призывают к выходу экотуризма за пределы охраняемых территорий, на пространство культурных ландшафтов и, в свою очередь, в массовых видах курортного или экскурсионного туризма появляются элементы туризма экологического, например, кратковременные посещения национальных парков и других природных территорий. Все эти тенденции, несомненно, приводят к некоторому «размыву» границ экотуристской деятельности.  
 
Наиболее существенными для проведения классификации экотуристской деятельности считаются два видовых признака – цель и объект экотура. По основной цели тура можно различать следующие виды экотуров: наблюдение и изучение «дикой» или «окультуренной» природы (с элементами экологического образования и воспитания); отдых в окружении природы с эмоциональными, эстетическими целями; лечение природными факторами; туры со спортивными и приключенческими целями.  
 
По основному объекту, в значительной мере определяющему содержание программы тура и отчасти форму его организации, выделяются виды экотуров: ботанические, зоологические и геологические туры; эколого-этнографические или археологические, эколого-культурные туры; агроэкотуры; спелеологические, водные, горные туры и т. п.  
 
Выделяются четыре категории участников экотуров, исходя из их целей и характера их деятельности:  
 
- «Высокоспециализированные»: ученые или участники специализированных туров (эколого-образовательных и научных – орнитологических, ботанических, этнографических, археологических и др.);  
- «Увлеченные»: туристы, которые целенаправленно приезжают на охраняемые территории с целью познания местной природы и культуры;  
- «Основной поток»: туристы, главной целью которых является просто «необычное путешествие»;  
- «Случайные»: туристы, для которых посещение природных уголков является случайной частью более обширного тура [3].  
 
Несомненным является тот факт, что практика организации экологических и эколого-культурных туров в России – удел особо охраняемых природных территорий и, прежде всего, заповедников и национальных парков, которых в стране на начало 2004 г. насчитывалось 100 и 35 соответственно.  
 
Обустроенные или находящиеся в процессе обустройства и оборудования экотропы на территории заповедника, его охранной зоны, подконтрольных ему заказников и памятников природы или на сопредельной территории имеют 22 заповедника (24%), а в 1999 году туристские группы посетили 64 заповедника (67%), в том числе иностранные тургруппы – 47 заповедников (49%). Общее число посетителей заповедников составило свыше 140 тыс., в том числе иностранцев – свыше 5 тыс. Это означает, то Россия со своей богатейшей природной базой имеет опыт организации экологических туров на территориях заповедников и национальных парков (преимущество отдается именно им) [5].  
 
Например, основными видами туристских услуг и товаров для национальных парков могут являться: разработанные, обустроенные и контролируемые парком постоянные маршруты; образовательные и консультационные услуги самых разных типов; организация спортивного, приключенческого, зеленого сельского, лечебного и реабилитационного туризма; специальные экологические и эколого-культурные туры; экскурсионные услуги, в том числе экскурсии по окрестностям парка; проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, аукционов, фестивалей); контролируемая заготовка туристами «даров природы» экотехнологичные услуги размещения и транспортные услуги; продажа экологически чистых местных продуктов питания; продажа товарных знаков с экологической символикой парка; прокат туристского снаряжения.  
 
Одним из успешных решений проблемы организации экотуристской деятельности является более грамотное создание и оформление экологических троп в российских заповедниках и национальных парках.  
 
Для начала, необходимо отметить, что же собой представляет экологическая тропа, и какие задачи она выполняет. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный природоведческий ликбез, то есть расширение у посетителей элементарного объема знаний об объектах, процессах, явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача проводников – научить своих слушателей замечать различные проявления воздействия антропогенного фактора, которые можно наблюдать в окрестностях тропы, и уметь комплексно их оценивать. Третья, и, в конечном итоге, главная задача учебных троп – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека. Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха, экотропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регуляторами потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам заповедников, рекреационным зонам национальных парков, ландшафтным заказникам.  
 
Экотропы можно характеризовать по разным критериям, прежде всего по длине маршрута или его продолжительности. Можно различать тропы по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации. Как и туристские маршруты, экотропы могут быть линейными, радиальными, кольцевыми и полукольцевыми. Однако основным критерием классификации экологических троп все-таки является их назначение – познавательно-прогулочные (4-8 км), познавательно-туристские (от нескольких десятков до нескольких сотен км) и собственно учебные (не более 2 км) [6, 7].  
 
Итак, для того, чтобы привлекать туристов при создании экологических троп на ООПТ следует учитывать 3 важных составляющих: привлекательность, доступность и информативность. Привлекательность троп – это красота природы + ее своеобразие + ее разнообразие. Каждая тропа должна быть непохожа на другие. В создании определенного своеобразия тропы могут участвовать и антропогенные объекты, в частности детали ее оформления, если таковые предусмотрены. К ним относятся маркировочный знак тропы, стоянки, мостики-переходы, другие малые архитектурные формы. Любая тропа, где бы она ни проходила, не должна быть монотонной.  
 
Доступность для посетителей – одно из главных требований при проектировании тропы. Оно влияет, прежде всего, на выбор трассы. Необходимо, чтобы начало тропы находилось сравнительно недалеко от входного (въездного) центра заповедника или национального парка или чтобы к нему вели хорошие подъездные пути. Сама трасса не должна быть слишком сложной для прохождения. Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и тому подобных проблем, – это то, что отличает тропу от обычного туристского маршрута.  
 
Кроме того, для более эффективного использования экотуристского потенциала ООПТ заповедникам и национальным паркам необходима также организация музейного дела, визит-центров на их территории. Главный экоцентр (или визит-центр) обычно создается при въезде (входе) в ООПТ. Экоцентр организует походы – экскурсии в границах ООПТ. Продолжительность их может быть самой разной – от 1-2 часов до нескольких дней. Здесь же можно получить дополнительную информацию об объектах и явлениях, труднодоступных для наблюдения на маршруте. Кроме того, визит-центр проводит игры, викторины, фестивали, готовит выставки по природным и культурным ресурсам ООПТ. При 15 заповедниках (15%) для посетителей организованы визит-центры, еще в 38 заповедниках (40%) созданы информационные пункты других форм (экоцентры, "уголки" и др.).  
 
Организация любого экологического тура требует, прежде всего, выявления необходимых предпосылок для формирования приемлемого и привлекательного для туристов продукта. Эффективное и безопасное планирование и эколого-туристское освоение любой территории невозможно без подробной и достоверной информации о самых разнообразных характеристиках интересующего региона.  
 
1. Характеристика эколого-рекреационных ресурсов: наличие привлекательных природных объектов, национальных парков, заповедников, заказников, резерватов, памятников природы, акваторий, ботанических и зоологических садов, естественно-исторических музеев, дворцово-парковых ансамблей, океанариумов; наличие благоприятных биоклиматических условий, минеральных вод, лечебных грязей, лечебных растений, лесного микроклимата; животный и растительный мир, возможности рыбной ловли, наличие плодовых насаждений, ягод, орехов, грибов.  
2. Характеристика санитарно-эпидемиологической обстановки: санитарно-гигиеническое состояние атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, источников питьевого водоснабжения, почвы; сведения о природно-очаговых заболеваниях, эндемических болезнях, об опасных для человека насекомых, млекопитающих, змеях, ядовитых рыбах, растениях, грибах.  
3. Вероятность стихийных природных явлений: внезапных перемен погоды, перепадов атмосферного давления, магнитных бурь, ураганов, смерчей, извержений вулканов, землетрясений, наводнений, лавин, селей, лесных пожаров и др.  
4. Наличие в регионе и прилегающих территориях факторов потенциальной антропогенной опасности: свалок, захоронений бытовых и промышленных отходов; агропроизводств, использующих пестициды, минеральные и органические удобрения; животноводческих хозяйств; промышленных предприятий (химических, нефтехимических, микробиологических, горнодобывающих); ТЭЦ, АЭС и др.  
5. Характеристика инфраструктуры медицинской и спасательной служб: наличие, травматологических пунктов, специализированных медучреждений, больниц; квалификация врачей и среднего персонала; возможность оказания экстренной медицинской помощи; наличие служб противопожарных и аварийно-спасательных работ; поисково-спасательной, горноспасательной и др.  
6. Характеристика средств осуществления тура: качество и экологичность транспортных средств, мест размещения туристов (гостиниц, мотелей, кемпингов, санаториев, пансионатов, визит-центров и пр.), продуктов питания, наличие квалифицированных гидов-экологов, проводников-натуралистов различной специализации, переводчиков, специалистов-фотографов, инструкторов; возможность предоставления индивидуальных средств передвижения (велосипедов, верховых лошадей и др.), оборудования и снаряжения и пр.  
7. Дополнительная информация:: о природоохранной деятельности в регионе, допустимой рекреационной нагрузке на природные комплексы, политической и социальной стабильности, наличии проблем военного характера и прочих характеристиках интересующего региона [8].  
 
Необходима полноценная информация о направленности и тематике просветительских программ, в соответствии с которыми следует формировать целевые группы. Численность групп должна быть ограничена, чтобы свести к минимуму их воздействие на природу (не более 10-12 человек). Туроператор должен предоставить набор информационных листов с общими сведениями о путешествии, маршруте, необходимом снаряжении, с обзорами фактов естественнонаучного характера и другими сведениями, традиционными для туров любого вида туризма.  
 
Построение тура или экскурсии (разработка маршрута, программы, содержание дополнительных услуг и мероприятий) должно проводиться в соответствии с критериями, определяющими экологичность турпродукта [9]. Стоимость тура определяется с учетом его экологических компонентов. При этом следует учитывать, что экологический туризм, особенно посещение зарубежных национальных парков и заповедников, пока является отдыхом для достаточно состоятельных людей.  
 
Приведем еще пример некоторых рекомендации по организации экотуристских и эколого-культурных маршрутов и туров.  
 
Наиболее типичный и сравнительно легко формируемый турпродукт национальных парков это многодневные экологические маршруты и непродолжительные экскурсии по постоянным экологическим тропам. Однако далеко не всегда предлагаемые парками маршруты оказываются достаточно интересными и содержательными. Поэтому ниже предлагаются некоторые самые общие рекомендации по построению эколого-туристских экскурсий.  
 
На начальном этапе необходимо специально выделить основную тему каждой экскурсии, рассказать о конкретных экологических проблемах посещаемой территории, их причинах и обязательно о возможных способах решения этих проблем.  
 
Рекомендуется вписывать в ткань экскурсий в умеренных дозах (избегая навязчивости и используя конкретный предъявляемый материал) «смежные» сюжеты, например: о связях города с его пригородами, сельской местностью, с «девственными» ландшафтами; об истории отношения людей к среде их жизни, к ландшафту, об исторических формах природопользования; о динамике ландшафта и его вероятном будущем, которое уже предопределено действиями людей; о доступных ныне способах влиять на судьбу ландшафта, а тем самым и судьбу нашего общества, о возможном личном участии и простейших экологических правилах поведения (не забывайте о проблеме экологического эгоизма!); о типах особо охраняемых природных территорий (заповедниках, национальных и природных парках) и их назначении; о роли экотуризма в формировании мировоззрения туристов, в охране природы и в улучшении жизни местного населения.  
 
Требования к построению и содержанию экологической тропы:  
 
- Строить описание на ландшафтной основе, включая в рассказ сведения о рельефе, почвах и материнских породах, о водах и микроклимате, о взаимосвязях этих компонентов природы, не ограничиваясь, как это часто бывает, исключительно ботаническими характеристиками.  
- Объяснять причины, обусловливающие экосистемное разнообразие, переход одного типа леса в другой и т. п.  
- Показывать динамику экосистем, в том числе естественные сукцессии и изменения, вызванные деятельностью людей.  
- Разъяснять экологические функции основных экосистем (например, леса и луга), значение рек (особенно, малых) и речных пойм, демонстрировать конкретные проявления экологических проблем.  
- Рассказывать о природоохранной работе, выполняющейся в заповеднике или парке, и по возможности показывать ее результаты.  
- Учить правилам посещения охраняемых территорий и вообще правилам поведения в природе.  
 
Итак, особое внимание в развитии экологического туризма следует обратить на синтез экологических и культурных сюжетов в единых турах и проектах, причем отнюдь не только на охраняемых территориях. Важно также содействовать международному сотрудничеству туроператоров и экологов. Нередко крупные национальные и международные природоохранные союзы и фонды направляют свои усилия и средства исключительно на охрану «дикой» природы, не уделяя должного внимания охране эколого-культурного разнообразия и такому важному инструменту экологического менеджмента, каким является экотуризм. Поэтому эколого-культурный синтез, выход за пределы охраняемых территорий на пространство культурного ландшафта, экологизация местной экономики – таковыми могут и должны стать элементы обновленной стратегии экотуризма [4].  
 
Россия с ее богатейшими природным и культурным наследием, региональным разнообразием традиционных форм природопользования, опытом так называемого «самодеятельного» (клубного) туристского движения в предстоящем тысячелетии сможет сталь одной из наиболее привлекательных стран мира, реализующей обновленную стратегию экотуризма. Стратегию, способствующую переходу к экологически ориентированной политике природопользования и экологически устойчивому региональному развитию.

Литература

1. Теряева Т.С. Виды и формы  экологических туров, предлагаемые  туроператорами выездного туризма  в России. Конаково, 2003. Доступно  через Интернет.  
2. Кусков А.С., Арсеньева Е.И., Феоктистова Н.В. Экотуристские ресурсы территорий: проблемы концептуального анализа, оценки и использования./В межвуз. сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Современный город: социокультурные и экономические перспективы». Саратов, 2004.  
3. Бочкарева Т.В. Экотуризм: анализ существующего международного опыта. Доклад. М., 2003.  
4. Дроздов А.В. Как развивать туризм в национальных парках России. Рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков. М., ЭкоЦентр «Заповедники», 2000.  
5. Кекушев В.П., Сергеев В.П., Степаницкий В.Б. Основы менеджмента экологического туризма. М., 2001.    
6. Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса. М., 2003.  
7. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные  
тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989.  
8. Эйтингон А.И. Экологический туризм. Курс лекций. М., 2001.  
9. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт./Ред.-сост. Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов. Тула, 2002.  
10. Моралева Н.В., Ледовских Е.Ю. Опыт развития экологического туризма на российских охраняемых территориях./Сила тяготения, № 3, Воронеж, 2000.  
11. Сергеева Т.К. Экологический туризм. М., 2004.


Информация о работе Экологический туризм и экологические походы