Экономика в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой включает в себя: основы экономики туризма, туризм как явление национальной экономики, тур как экономическая категория, экономика регионального туризма, экономические аспекты аграрного туризма, экономические аспекты международного туризма, экономика и страховая защита социального туризма. Подробно остановимся на следующих темах: предмет и задачи экономики социально-культурного сервиса и туризма, предмет экономики туризма и история развития туризма, понятие, виды и функции туризма, организационно-экономические основы туризма, туризм как экономическая система, экономический механизм функционирования туризма, воздействие туризма на сферу экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Предмет и задачи экономики социально-культурного сервиса и туризма……………………………………………………………………………....5
1.1 Предмет экономики туризма и история развития туризма …...………..5
1.2 Понятие, виды и функции туризма …………...………………………….8
1.3 Организационно-экономические основы туризма …..………………...11
2. Туризм как экономическая система …………...…………………………18
2.1 Экономический механизм функционирования туризма ...…………….18
2.2 Воздействие туризма на сферу экономики ………………..…………...21
3. Функционирование туристской организации ……………...……………28
3.1 Механизм функционирования туристской организации в современных экономических условиях ………………………….……………………………...28
Заключение ……………...……………………………………………………31
Список использованных источников ………………...…………………….33
Приложения ………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 158.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

    Введение………………………………………………………………………..3

    1. Предмет и задачи экономики социально-культурного сервиса и туризма……………………………………………………………………………....5

    1.1 Предмет экономики туризма и история развития туризма …...………..5

    1.2 Понятие, виды и функции туризма …………...………………………….8

    1.3 Организационно-экономические основы туризма …..………………...11

    2. Туризм как экономическая система …………...…………………………18

    2.1 Экономический механизм функционирования туризма ...…………….18

    2.2 Воздействие туризма на сферу экономики ………………..…………...21

    3. Функционирование туристской организации ……………...……………28

    3.1 Механизм функционирования туристской организации в современных экономических условиях ………………………….……………………………...28

    Заключение ……………...……………………………………………………31

    Список  использованных источников ………………...…………………….33

    Приложения ………………………………………………………………….34 

 

    Введение 
 

    Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы  роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

    Как известно, данная отрасль хозяйства  является фундаментальной основой  многих развитых и развивающихся  стран мира. И по данным все той  же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается в 3,5 трлн. долл. (данные 1998 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл.

    Все это полностью объясняет то, что  туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой  экономике и является в настоящее  время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому  вопросы о будущем данной отрасли  мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.

    В наши дни передвижение людей в  туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому  контакты между людьми из разных стран  стали повседневной реальностью. В результате - туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

    Естественно, что для высокой эффективности  этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем  людей требуются, прежде всего, компетентность и глубокое понимание международного туризма в целом.

    Поэтому данная курсовая работа посвящена изучению экономического пространства туризма.

    Тема  данной курсовой включает в себя: основы экономики туризма, туризм как явление  национальной экономики, тур как  экономическая категория, экономика  регионального туризма, экономические аспекты аграрного туризма, экономические аспекты международного туризма, экономика и страховая защита социального туризма. Подробно остановимся на следующих темах: предмет и задачи экономики социально-культурного сервиса и туризма, предмет экономики туризма и история развития туризма, понятие, виды и функции туризма, организационно-экономические основы туризма, туризм как экономическая система, экономический механизм функционирования туризма, воздействие туризма на сферу экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Предмет и задачи экономики  социально-культурного сервиса и  туризма

    1.1 Предмет экономики туризма и история развития туризма 
 

    В переводе с французского туризм (tour) - это прогулка, поездка.

    Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в туристских услугах.

    Узловыми  вопросами предмета экономики туризма  являются следующие:  
- объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;  
- содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям;  
- экономическое поведение людей, потребляющих туристский продукт, и их (туристов) интересы;  
- экономические особенности процессов производства туристского продукта, анализ туристской индустрии и трудового потенциала сферы туризма;  
- экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации туристского продукта в условиях современного, как внутреннего, так и внешнего, рынка;  
- специфика экономического и финансового механизмов функционирования туризма как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли;  
- экономическая и социальная эффективность туризма как на микроуровне, так и на макроуровне.

    Одна  из особенностей экономики туризма  состоит в том, что она по своему характеру динамична, изменчива  и, следовательно, исторична. Она развивалась  вместе с развитием общества, путешествий  и туризма.

    Туризм экономически и социально изменялся вместе с теми преобразованиями, которые происходили в национальном и мировом хозяйстве в целом.

    На  ранних стадиях экономика туризма  сводилась к изучению путешественниками  обычаев, нравов, уровней и характера  развития других стран и народов. Уже в эпоху Римской империи возникли первые экономические ресурсы древнего туризма – постоялые дворы, которые имели и государственный, и частный характер.

    В средние века в связи с развитием  христианства и торговли появляются путешествующие служители церкви и купечество. Первые преследуют цель распространения христианства, вторые – цель обогащения. Туристские ресурсы принимают облик монастырей, новое развитие получают и постоялые дворы.

    В эпоху Великих географических открытий экономические цели путешественников, мореплавателей и первопроходцев – захват и освоение новых территорий.

    Путешествия и экскурсии принимают экономически новые формы – формы туризма. Так, в 1908 г. в России создается Комиссия образовательных экскурсий при  Учебном отделе общества распространения технических знаний с целью ознакомления образованных людей с культурой Запада и Востока. Эта комиссия пользовалась поддержкой целого ряда министерств и ведомств. Финансовый доклад казначея этой комиссии в 1909-1910 гг. показывает, что основными источниками образовательных экскурсий были взносы лиц, подавших заявления о своем желании участвовать в поездках, а также пожертвования.

    В эпоху промышленного переворота появляются принципиально новые транспортные средства – материальная основа для развития туризма, как внутреннего, так и международного.

    Туризм  становится одним из реальных факторов человеческого бытия. Организованные экскурсии входят в образ жизни  значительной части населения. В  СССР туризм получил высокие темпы  развития, обрел новые социальные формы. В 90-х гг. XX в. широкое развитие получает и международный туризм.

    Экономика туризма (и внутреннего, и международного) обрела современные черты: появились  оптовые туристские фирмы, розничные  турагентства и туроператоры, всемирные, национальные и региональные туристские организации самых различных видов и форм.  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Понятие, виды и функции туризма 

    Туризм – временные выезды (путешествие) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания (Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ).

    Это определение основывается на терминах Международной конфедерации туризма (МКТ) и Организации объединенных наций (ООН).

    Термин  МКТ: «турист – человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой деятельностью с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, отдыха, образования, религии, спорта, по семейным и деловым обстоятельствам».

    ООН     определила   туризма      как миграции,     которые    не связаны  с  переменой постоянного    места    жительства, т.е.   туризм – это   поездки,   которые     заканчиваются возвращением к месту начала путешествия.  
К функциям туризма относятся:  
 
- оздоровительная;  
- познавательная;  
- просветительная;  
- коммуникабельная;  
- удовлетворение потребностей в смене впечатлений;  
- удовлетворение потребностей в смене места пребывания;  
- предоставление экономических благ и услуг в соответствии с требованиями туриста и др.  
 
Функции туризма порождают некоторые его виды. К ним следует отнести:  
 
1. Рекреационный туризм, включающий: зрелищно-развлекательные программы, туристическо-оздоровительные программы, занятия по интересам.  
2. Спортивный туризм, включающий водный, лыжный, горный.  
3. Лечебно-оздоровительный туризм, к которому следует отнести не просто потребность в лечении, но и сочетание ее с некоторыми другими функциями туризма.  
4. Культурно-познавательный туризм, основанный на потребности в расширении знаний по различным направлениям.  
5. Ностальгический туризм, в основе которого лежит потребность в посещении мест, связанных с событиями индивидуальной биографии человека и его семьи.  
6. Приключенческий (экстремальный) туризм, предполагающий удовлетворение потребностей человека в испытании своих возможностей в различных острых ситуациях.  
7. Религиозный туризм (включающий паломничество), основанный на религиозных потребностях людей самых различных конфессий.  
8. Миссионерский туризм, вызванный потребностью человека наиболее полно реализовать свое духовное назначение распространением тех или иных духовных ценностей. По нашему мнению, такая деятельность может быть названа туристической только в том случае, если она не связана с получением определенного вознаграждения.  
9. Событийный туризм предполагает удовлетворение потребности человека в посещении какого-либо конкретного мероприятия.  
10. Коммуникационный туризм, удовлетворяющий потребности человека в межличностных контактах (поиски спутника жизни, партнера по коллекционированию и т.д.).  
11. Экологический туризм – основан на посещении заповедных территорий, участии в природоохранной деятельности.

    В перечне видов не назван деловой  туризм (рекламный, образовательный). Поездки  только с целью установления или  поддержания деловых конкурентов  обычно осуществляются как оплачиваемая деятельность, что противоречит Закону о туризме.  
Можно выделить и такие виды туризма:  
а) активный и пассивный;  
б) внутренний, въездной, выездной;  
в) индивидуальный и групповой;  
г) деловой, детский, зрелый;  
д) кратковременный, постоянный, продолжительный, сезонный;  
е) культурный, международный, молодежный, познавательный, научный, рекреационный;  
ж) неорганизованный, организованный, самодеятельный;  
з) передвижной и стационарный;  
и) по безвалютному и валютному обмену;

к) с использованием личного или общественного транспорта;  
л) социальный.
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Организационно-экономические основы туризма  

    Организационно-экономическое  развитие туризма характеризуется  впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично  развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет.

    Удельный  вес доходов от туризма в общей  сумме поступлений от экспорта товаров  и услуг уже в 1981 году составлял  в Испании 60%, Австрии - 40%.

    За  туризмом, как основой туристической  индустрии и туристического бизнеса, будущее. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов составили в мире 5,1%, увеличения валютных поступлений – 14%.

    Согласно  данным Всемирной туристической  организации (ВТО) в 1995 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов (без учета поступлений от международного транспорта). В целом, объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 1441 раз. Туризм стал ведущей экспортной отраслью в мире.

    По  мнению многих ученых-аналитиков в основе развития международного туризма лежат следующие факторы-возможности:  
 
1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема не только деловых поездок, но и поездок с познавательными целями.  
2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения.  
3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в экономически развитых странах и повышение их материального и культурного уровня повысили их стремление к духовным и познавательным ценностям.  
4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков предполагают необходимость более содержательного отдыха.  
5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей как между, так и внутри регионов.  
6. Развитие сферы услуг стимулировало технологический прогресс в области телекоммуникаций, увеличило заинтересованность в посещении различных стран и регионов.  
7. Ослабление ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей также стимулирует развитие туризма.

Информация о работе Экономика в туризме