Шпаргалка по туризму

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к экзамену по курсу «Экономика социально-культурной сферы»

Работа содержит 1 файл

economicackc.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Частная собственность  близка по содержанию с индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице или юридическом лице. Но частная  собственность, как особая форма, отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а положение первых — экономической зависимостью. В промежуточном положении находится управляющий (менеджер), поскольку, как отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства, не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует определить как индивидуальную (или частно-трудовую). она отличается тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у гос. института публичной, политической и экономической власти. Государство является верховным распорядителем имущества (условиями производства). Управляют производством назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна.

Развитие процессов  обобществления в индустриальном производстве ведет к нарастанию процесса анонимности  собственности и в специальных органах разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому некоторые черты государственной собственности как объективно необходимой формы обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В области экологии и иных национально значимых сферах они приобретают практическую значимость и институциональный механизм реализации экологических, социальных и иных программ.

Гос. собственность реализуется  еще в одном направлении. Обладая  экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их.

Наряду с государственной  муниципальная собственность является разновидностью публичной собственности. Верховным распорядителем имущества муниципальных предприятий являются органы местной власти (городские, районные и др.). Управление муниципальными предприятиями осуществляется либо непосредственно муниципальными органами, либо через назначенных руководителей (или менеджеров). Созданный доход может распределяться муниципальными органами, руководителями самостоятельно или с участием трудовых коллективов.

Современная экономика характеризуется  динамизмом, многообразием изменений  экономических отношений, форм и  институтов. Применительно к собственности происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Внутри отдельных форм соединяются черты разных форм собственности. Например, внутри государственных предприятий могут образоваться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера, и в рамках государственных предприятий образуются черты различных форм собственности. Например, различные медицинские центры в государственных медицинских учреждениях функционируют на частных или кооперативных началах. Аналогичные структуры имеются и в государственных высших учебных заведениях. Или, например, колхозы и совхозы преобразованы в акционерные общества, но продолжают функционировать на кооперативных началах, вновь объединив выделенные работникам паи.

 

7. Организационно-правовые формы предприятий  СКС

Гражданский кодекс Российской Федерации допускает существование  целого спектра форм предприятий:

  • Хозяйственные товарищества и общества: Полное товарищество; Товарищество на вере; Общество с ограниченной ответственностью; Общество с дополнительной ответственностью; Акционерное общество; Открытое акционерное общество; Закрытое акционерное общество; Дочерние и зависимые общества.
  • Производственные кооперативы
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  • Некоммерческие организации; Потребительский кооператив; Общественные и религиозные организации (объединения); Фонды.

Именно акционерное  общество является единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного комплекса, т.е. материально-вещественных, информационных и интеллектуальных ценностей. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами. В случае прекращения деятельности общества они вправе рассчитывать также на ликвидационную квоту - часть стоимости продаваемого имущества. Прямого вещного права на собственную часть имущества акционерного предприятия акционер не имеет.

Таким образом, объекты  права собственности акционеров и акционерного общества не совпадают. Для акционеров в качестве таких объектов выступает стоимость капитала акционерного общества в виде денежной стоимости своей доли, тогда как все общество обладает правом собственности на физическую, вещную сущность всех ценностей, принадлежащих ему. Акционер вправе распоряжаться сам своей акцией как ценной бумагой. Имуществом же распоряжается только общество в лице его представительских органов управления.

Производственные кооперативы существующие в нашей стране, по своей сущности и организационно-правовой основе фактически близки к ООО.

Различия между кооперативами  и обществами состоят в следующем:

• при управлении кооперативом, в ходе работы его высшего органа управления (общего собрания) каждый член кооператива имеет один голос  независимо от размера его имущественного взноса. Решающие голоса в обществе с ограниченной ответственностью распределяются между его членами пропорционально внесенным паям;

• для кооперативов не устанавливается зависимость дохода его членов от величины паевых взносов. Индивидуальные заработки членов кооператива определяются их трудовым вкладом и размером той части валового дохода, которая направляется на оплату труда. В то же время доход членов общества с ограниченной ответственностью напрямую связан с их паевыми взносами;

• состав учредительных  документов для кооператива и  общества различен.

Унитарное предприятие (УП) — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В УП имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

УП имеют особенности, которые отличают их от других коммерческих организаций. Они, во-первых, создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности — государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект федерации) или муниципальное образование. В данном случае невозможно возникновение юридического лица и смешанной формы собственности. Во-вторых, собственник имущества, создавая УП и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает, в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов, прав на него. УП в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по существу, принадлежит другому субъекту.

Имущество, закрепленное собственником за УП, формирует его уставный фонд, размер которого, источники и порядок создания отражаются в учредительном документе; для УП это устав. В нем должны быть зафиксированы предмет, цели деятельности, фирменное название УП, указывающее собственника и определяющее принадлежность к государственному или муниципальному предприятию. Имущество может принадлежать УП на правах либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления.

 

8. Влияние малого и среднего бизнеса в СКС на экономическое положение рынка.

Значение малого бизнеса  в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика  ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия  и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в  Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта.

Главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального

производства оказывают  неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Еще  один очень важный фактор негативного  воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к  тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается  в не состоянии приступить к реальному  производству продукции.

 

9. Коммерческие и некоммерческие предприятия в СКС, их классификация

Основными субъектами на рынке, осуществляющими производство и реализацию услуг, выступают отдельные  предприниматели – физические лица и предприятия – юридические  лица. Согласно статье 23 ГК РФ гражданин  вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Юридическим лицом  признается организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и т.д.

Юр лицами могут  быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Индивидуальным предпринимательством называют бизнес, владельцем которого является один человек. Особенностью является то, здесь не проводится различия между капиталом (имуществом, которое приносит доход) и имуществом, используемым предпринимателем для личных нужд.

Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий. Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия. Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных  учреждений — совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций. Госвмешательство в ход экономической жизни, направляемой рынком, предполагает наличие некоторых ресурсов. В конечном счете, главный инструмент, находящийся в распоряжении государства, — это узаконенная власть, прежде всего, способность устанавливать, охранять и изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Если, например, государство берет на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, оно должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения услуг, и организовывать их эффективное использование.

 

 

10. Финансовое планирование деятельности предприятий СКС (финансовый план)

Социально-экономический  механизм финансовой сферы (СЭМ ФС) представляет собой систему элементов и взаимосвязей, обеспечивающих функционирование и развитие финансовой сферы общества. Основной функцией этого механизма является  регулирование взаимодействия хозяйственных агентов в финансовой сфере. Субъектами выступают социальные группы, типы поведения которых могут служить основой для выделения рыночного сегмента.

Система критериев  выделения (обособления)  элементов  СЭМ ФС связана с наличием  у социальной группы характерных  и присущих только ей черт:

Информация о работе Шпаргалка по туризму