Совершенствование туристско-экскурсионной деятельности в Туапсинском районе (на примере экскурсионной фирмы «Элита»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:09, дипломная работа

Описание работы

В первой главе дипломной работы рассмотрены понятия туристско-экскурсионной деятельности, методика разработки экскурсионных маршрутов, а также «Джипинг», как вид экстремального туризма.
Во второй главе дипломной работы дана характеристика экскурсионной фирмы «Элита», осуществляющего свою экскурсионную деятельность, технология предоставления экскурсионных услуг и финансовая деятельность фирмы.
В третьей главе дана оценка природно-ресурсного потенциала поселка Дедеркой и предгорной его територии, а также предложена разработка экскурсии на внедорожном транспорте по уникальным памятникам природы дедеркойского ущелья.
В заключительной части указывается на то, что современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной работы, рождения новых экскурсионных маршрутов, нового взгляда на экскурсионное обслуживание.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты туристско-экскурсионной деятельности
1.1 Понятие туристско-экскурсионной деятельности
1.2 Джипинг как вид экстремального экскурсионного туризма
1.3 Методика разработки экскурсионных маршрутов
Глава 2. Анализ деятельности туристско-экскурсионной фирмы «Элита»
2.1 Общая характеристика предприятия.
2.2 Структура и технология предоставления экскурсионных услуг.
2.3 Финансовая деятельность экскурсионной фирмы «Элита»
Глава 3. Предложения по разработке туристско-экскурсионного экстремального маршрута в горно-предгорных территориях посёлка Дедеркой
3.1 Оценка природно-ресурсного потенциала поселка Дедеркой.
3.2 Предложения по обеспечению безопасности при организации экскурсий в горно-предгорных территориях поселка Дедеркой
3.3 Разработка экстремального вида экскурсии «Дедеркойское ущелье – уникальный памятник природы »
3.4 Методические предложения по разработке экстремального экскурсионного маршрута «Дедеркойское ущелье – уникальный памятник природы»
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 158.67 Кб (Скачать)

     З. По месту проведения экскурсии подразделяют: на городские, загородные, производственные, музейные. Место проведения определяет вид экскурсии.

     4. По способу передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, транспортные и комбинированные. В качестве транспортных средств применяют: автобусы, городской транспорт, поезда, теплоходы и другие виды.

     5. По форме проведения экскурсии могут быть различными:

     -экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы  познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке и т.д.;

     -экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

     -экскурсия-концерт  - посвящается музыкальной теме  с прослушиванием музыкальных произведений;

     -экскурсия-спектакль  - форма проведения литературно-художественной  экскурсии, подготовленной на  основе конкретных произведений  художественной литературы и др.;

     -экскурсия-урок - представляет собой форму сообщения  знаний в соответствии с учебной  программой того или иного  учебного заведения;

     -учебная  экскурсия - является формой обучения  и повышения квалификации экскурсионных работников;

     -пробная  экскурсия (представляет собой  завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий) и др.

     По цикличности проведения экскурсии - единичные и тематические объединенные общим названием.

     Классификация экскурсий имеет большое значение для правильной организации работы туристско-экскурсионных учреждений профсоюзов, способствует специализации экскурсоводов и создает основу для деятельности методических секций бюро путешествий и экскурсий.

     Создание  и реализация экскурсии как услуги регламентируется несколькими технологическими документами. Технологическая карта  экскурсии определяет содержание программы и условия Обслуживания экскурсантов на конкретном маршруте и включает в себя пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, место расположение остановок, точек обзора и т.д.), а также основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе. Контрольный лист экскурсии включает научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов. «Портфель экскурсовода» представляет собой комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем и т.д.), используемых экскурсоводом в ходе экскурсии. При проведении транспортной экскурсии также разрабатывается схема трассы маршрута экскурсии.

     Перечисленные технологические документы разрабатываются  в результате проектирования экскурсии. В работе по проектированию новой  экскурсии необходимо принимать во внимание тематическую направленность, определить объекты осмотра, продолжительность экскурсии и объем предоставляемой информации, разработать формы и способы перемещения по маршруту. Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Подготовка новой экскурсии проходит три основных стадии.

     1. Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

     2. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

     3. Заключительная стадия - прием (защита экскурсии) на маршруте.

     Утверждение новой экскурсии руководителем  • экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

     Таким образом, экскурсия представляет собой  сложный процесс работы специалиста-экскурсовода с группой туристов, нацеленный па донесение последним определенного объема информации. С другой стороны, туристско-экскурсионное обслуживание является результатом взаимодействия лиц и предприятий, непосредственно организующих и проводящих экскурсию (экскурсионное бюро или компания), и объектов культурно-исторического наследия, природного или антропогенного характера, также чаще всего являющихся субъектами предпринимательской деятельности.

     В настоящее время внимание к экскурсионной  работе существенно снизилось, в том числе и со стороны государства. В некоторой степени это можно объяснить выраженным идеологическим акцентом большинства экскурсионных программ, что привело к падению спроса со стороны туристов в результате пресыщения односторонней подачей информации. Тем не менее, Россия обладает колоссальным экскурсионным потенциалом, прежде всего историко-культурным, что не может не привлекать внимание представителей индустрии туризма, желающих разнообразить спектр предлагаемых ими услуг. После разрушения системы профсоюзов экскурсионное обслуживание фактически не имеет централизованной организационной структуры, органов управления, нормативных и программных документов. При создании новых органов управления туризмом в 1990-х годах экскурсии не вошли в число интересов, определенных, например. Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и туризму от 27 апреля 1995 г., Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 25 января 2001 г. или ныне действующим Положением о Департаменте туризма при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Современный состав услуг, подразумеваемый под экскурсионным обслуживанием как видом экономической деятельности, определяется Общероссийским классификатором услуг населению, разделом 6 «Туристские и экскурсионные услуги». В данном разделе выделяется подраздел Экскурсионные услуги, имеющий следующую структуру:

     Экскурсионные услуги:

     1 Реализация услуг бюро экскурсий:

     -бронирование  услуг;

     -доставка  экскурсионных билетов заказчикам;

     -услуги  рекламно-экскурсионного бюро и  представительств;

     -организация  экскурсий (групповых, индивидуальных); -услуги экскурсовода.

     2. Экскурсии: обзорные экскурсии;  тематические экскурсии; музейные  экскурсии; пешеходные экскурсии;  экскурсии городские; экскурсии  загородные; экскурсии на маршрутах выходного дня; экскурсии с использованием транспортных средств теплоходные, авиационные (на самолетах, вертолетах), автобусные, другие.

     Таким образом, туристско-экскурсионное обслуживание можно охарактеризовать как неотъемлемую часть индустрии туризма, одну из наиболее массовых рано возникших составляющих. Экскурсионная деятельность имеет достаточно сложную структуру, как и весь туризм в целом, подразделяется по нескольким классификационным признакам и имеет возможности предложить свои услуги разнообразным группам потребителей. Сложность объясняется многообразием форм и методов работы, необходимостью и возможностями взаимодействия при оказании туристско-экскурсионных услуг с другими предприятиями и объектами. В настоящее время развитие туристско-экскурсионной деятельности напрямую зависит от развития туризма в данном регионе в целом, поскольку именно туристы являются основными потребителями экскурсионных услуг (на местном уровне представляется возможной работа главным образом с образовательными учреждениями). С другой стороны, именно развитие туристско-экскурсионной деятельности и расширение числа объектов показа позволяет разнообразить пребывание туриста и влияет на его впечатление от поездки, что, в свою очередь повышает привлекательность и конкурентоспособность региона на рынке туристских услуг в целом. 

     1.2 Джипинг как вид  экстремального экскурсионного туризма 

     Джипинг – это непродолжительные путешествия, 'покатушки', цель которых почувствовать  все преимущества езды на внедорожнике.

     Джипинг - распространенный вид туризма за рубежом — в России еще не приобрел достаточной популярности, несмотря на то, что отдых в движении имеет ряд несомненных преимуществ, в числе которых — путешествие небольшой компанией, отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж. При этом атмосфера странствий и приключений и даже азарт являются неотъемлемыми атрибутами внедорожных путешествий независимо оттого, основан ли джипинг на созерцании красивых видов, или это трофи-рейд, включающий строительство переправ через реки и вытягивание машин из грязи.

     Темп  движения, как и сам маршрут, во многом зависит от предварительных  договоренностей с турфирмой. Продолжительность  поездки может составлять от нескольких часов до нескольких дней, а то и  недель. Движение осуществляется в  светлое время суток, ночуют путешественники  в палатках или гостевых домах. Впрочем, туристы, выбирающие джипинг, за комфортом  не гонятся, они охотятся скорее за впечатлениями, за адреналином. Едут в  Россию и иностранцы, для них российский джипинг - абсолютный экстрим.

     Вообще  же экстремальный туризм один из самых  перспективных видов туризма, который  привлекает к себе все больше людей. Появляются новые места для активного  отдыха, как искусственные, например горнолыжные курорты, так места  созданные природой о которых  люди раньше и не знали, например пещеры. А то, что этот вид туризма активно  развивается видно из того, что  появляются все новые и новые  его виды.

     Внедорожное движение в России развивается с  каждым годом все больше и больше. Признанными центрами Российского  внедорожного движения являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В этих городах проводится наибольшее количество внедорожных соревнований и мероприятий. Практически во всех крупных городах  страны есть внедорожные клубы, которые  проводят различного рода мероприятия: соревнования, экспедиции, «покатушки». Но в силу того, что территориально многие города располагаются на большом  расстоянии друг от друга, почти все  мероприятия проходят изолированно. Джиперы Европейской части России соревнуются и общаются друг с  другом, на Урале каждый год проходит местный чемпионат по трофи-рейдам, любители внедорожников с Дальнего Востока тоже никуда не выезжают и  «варятся» в собственном соку.

     Автотуризм - один из самых массовых видов туризма. Автотуризм популярен по многим причинам. Автотуризм - это, прежде всего, независимость в маршруте и во времени. Для тех путешествий, про которые рассказывает сайт, подойдет не любой автомобиль, только внедорожник. Поэтому для нас автотуризм - это джип-туры. Джипинг и джип-туры, в чем отличие? Условимся называть джипингом непродолжительные путешествия, 'покатушки', цель которых почувствовать все преимущества езды на внедорожнике. Джип-туры - это путешествия 'со смыслом', когда внедорожник является средством достижения определенной, скажем так познавательной, цели. Ярким тому примером является джип-тур 'Осударева дорога'. Джипинг и джип-туры в России.

     Необъятные  российские просторы, немногочисленные асфальтированные дороги, обрываемые, как правило, бездорожьем, уникальные природные и культурные памятники  — все это как нельзя более  располагает к организации джип-туров в России.

     Джипинг - распространенный вид туризма за рубежом — в России еще не приобрел достаточной популярности, несмотря на то, что отдых в движении имеет ряд несомненных преимуществ, в числе которых — путешествие небольшой компанией, отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж.

     При этом атмосфера странствий и приключений  и даже азарт являются неотъемлемыми  атрибутами внедорожных путешествий  независимо оттого, основан ли джип-тур на созерцании красивых видов, или это трофи-рейд, включающий строительство переправ через реки и вытягивание машин из грязи.

     Темп  движения, как и сам маршрут, во многом зависит от предварительных  договоренностей с турфирмой. Продолжительность  поездки может составлять от нескольких часов до нескольких дней, а то и  недель. Движение осуществляется в  светлое время суток, ночуют путешественники  в палатках или гостевых домах. Впрочем, туристы, выбирающие джип-туры, за комфортом не гонятся, они охотятся скорее за впечатлениями, за адреналином. Едут в Россию и иностранцы, для них российский джипинг - абсолютный экстрим.

     Период  проведения большинства джип-туров — с конца весны до середины осени. Однако есть и зимние джип-туры, которые представляют собой ограниченный по времени маршрут, исключающий возможность удалиться от теплого жилья более чем на один день. В большинстве случаев джипинг зимой — это поездки по кольцевому, заранее подготовленному и хорошо освоенному пути.

     Автомобили, выставляемые турфирмами на маршруты, как правило, УАЗы и «Нивы». В Сибири и на Дальнем Востоке для путешествий  предлагают подержанные японские внедорожники.

     Если  рассматривать географию организации  внедорожных путешествий, то активно  джипинг развивается в Краснодарском  крае, в Ленинградской области. Джип-туры распространены в Карелии, на Алтае и Байкале, на Камчатке. Вместе с тем об изобилии маршрутов говорить не приходится.

     В Краснодарском крае популярна поездка к Хмелевским озерам. Маршрут начинается в Красной Поляне, однако за дополнительную плату водитель готов подогнать машину прямо к дому отдыха на побережье. Сами озера расположены на высоте примерно 2000 м среди альпийских лугов. Местность здесь чрезвычайно живописна. Перед началом спуска туристы имеют возможность побывать на «кругозоре» - площадке, откуда открывается вид на горы, от которого замирает сердце. Впрочем, дух захватывает во время всей экскурсии, пока УАЗ взбирается на вершину Ачишхо по глинистому серпантину.

Информация о работе Совершенствование туристско-экскурсионной деятельности в Туапсинском районе (на примере экскурсионной фирмы «Элита»)