Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:09, дипломная работа
В первой главе дипломной работы рассмотрены понятия туристско-экскурсионной деятельности, методика разработки экскурсионных маршрутов, а также «Джипинг», как вид экстремального туризма.
Во второй главе дипломной работы дана характеристика экскурсионной фирмы «Элита», осуществляющего свою экскурсионную деятельность, технология предоставления экскурсионных услуг и финансовая деятельность фирмы.
В третьей главе дана оценка природно-ресурсного потенциала поселка Дедеркой и предгорной его територии, а также предложена разработка экскурсии на внедорожном транспорте по уникальным памятникам природы дедеркойского ущелья.
В заключительной части указывается на то, что современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной работы, рождения новых экскурсионных маршрутов, нового взгляда на экскурсионное обслуживание.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты туристско-экскурсионной деятельности
1.1 Понятие туристско-экскурсионной деятельности
1.2 Джипинг как вид экстремального экскурсионного туризма
1.3 Методика разработки экскурсионных маршрутов
Глава 2. Анализ деятельности туристско-экскурсионной фирмы «Элита»
2.1 Общая характеристика предприятия.
2.2 Структура и технология предоставления экскурсионных услуг.
2.3 Финансовая деятельность экскурсионной фирмы «Элита»
Глава 3. Предложения по разработке туристско-экскурсионного экстремального маршрута в горно-предгорных территориях посёлка Дедеркой
3.1 Оценка природно-ресурсного потенциала поселка Дедеркой.
3.2 Предложения по обеспечению безопасности при организации экскурсий в горно-предгорных территориях поселка Дедеркой
3.3 Разработка экстремального вида экскурсии «Дедеркойское ущелье – уникальный памятник природы »
3.4 Методические предложения по разработке экстремального экскурсионного маршрута «Дедеркойское ущелье – уникальный памятник природы»
Заключение
Список литературы
Приложения
З. По месту проведения экскурсии подразделяют: на городские, загородные, производственные, музейные. Место проведения определяет вид экскурсии.
4. По способу передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, транспортные и комбинированные. В качестве транспортных средств применяют: автобусы, городской транспорт, поезда, теплоходы и другие виды.
5. По форме проведения экскурсии могут быть различными:
-экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке и т.д.;
-экскурсия-лекция
(рассказ преобладает над
-экскурсия-концерт - посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;
-экскурсия-спектакль
- форма проведения литературно-
-экскурсия-урок
- представляет собой форму
-учебная экскурсия - является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
-пробная
экскурсия (представляет собой
завершающий этап
По цикличности проведения экскурсии - единичные и тематические объединенные общим названием.
Классификация
экскурсий имеет большое
Создание и реализация экскурсии как услуги регламентируется несколькими технологическими документами. Технологическая карта экскурсии определяет содержание программы и условия Обслуживания экскурсантов на конкретном маршруте и включает в себя пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, место расположение остановок, точек обзора и т.д.), а также основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе. Контрольный лист экскурсии включает научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов. «Портфель экскурсовода» представляет собой комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем и т.д.), используемых экскурсоводом в ходе экскурсии. При проведении транспортной экскурсии также разрабатывается схема трассы маршрута экскурсии.
Перечисленные
технологические документы
1. Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
2. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
3. Заключительная стадия - прием (защита экскурсии) на маршруте.
Утверждение новой экскурсии руководителем • экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
Таким образом, экскурсия представляет собой сложный процесс работы специалиста-экскурсовода с группой туристов, нацеленный па донесение последним определенного объема информации. С другой стороны, туристско-экскурсионное обслуживание является результатом взаимодействия лиц и предприятий, непосредственно организующих и проводящих экскурсию (экскурсионное бюро или компания), и объектов культурно-исторического наследия, природного или антропогенного характера, также чаще всего являющихся субъектами предпринимательской деятельности.
В настоящее время внимание к экскурсионной работе существенно снизилось, в том числе и со стороны государства. В некоторой степени это можно объяснить выраженным идеологическим акцентом большинства экскурсионных программ, что привело к падению спроса со стороны туристов в результате пресыщения односторонней подачей информации. Тем не менее, Россия обладает колоссальным экскурсионным потенциалом, прежде всего историко-культурным, что не может не привлекать внимание представителей индустрии туризма, желающих разнообразить спектр предлагаемых ими услуг. После разрушения системы профсоюзов экскурсионное обслуживание фактически не имеет централизованной организационной структуры, органов управления, нормативных и программных документов. При создании новых органов управления туризмом в 1990-х годах экскурсии не вошли в число интересов, определенных, например. Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и туризму от 27 апреля 1995 г., Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 25 января 2001 г. или ныне действующим Положением о Департаменте туризма при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Современный состав услуг, подразумеваемый под экскурсионным обслуживанием как видом экономической деятельности, определяется Общероссийским классификатором услуг населению, разделом 6 «Туристские и экскурсионные услуги». В данном разделе выделяется подраздел Экскурсионные услуги, имеющий следующую структуру:
Экскурсионные услуги:
1
Реализация услуг бюро
-бронирование услуг;
-доставка
экскурсионных билетов
-услуги
рекламно-экскурсионного бюро
-организация
экскурсий (групповых,
2.
Экскурсии: обзорные экскурсии;
Таким
образом, туристско-экскурсионное обслуживание
можно охарактеризовать как неотъемлемую
часть индустрии туризма, одну из наиболее
массовых рано возникших составляющих.
Экскурсионная деятельность имеет достаточно
сложную структуру, как и весь туризм в
целом, подразделяется по нескольким классификационным
признакам и имеет возможности предложить
свои услуги разнообразным группам потребителей.
Сложность объясняется многообразием
форм и методов работы, необходимостью
и возможностями взаимодействия при оказании
туристско-экскурсионных услуг с другими
предприятиями и объектами. В настоящее
время развитие туристско-экскурсионной
деятельности напрямую зависит от развития
туризма в данном регионе в целом, поскольку
именно туристы являются основными потребителями
экскурсионных услуг (на местном уровне
представляется возможной работа главным
образом с образовательными учреждениями).
С другой стороны, именно развитие туристско-экскурсионной
деятельности и расширение числа объектов
показа позволяет разнообразить пребывание
туриста и влияет на его впечатление от
поездки, что, в свою очередь повышает
привлекательность и конкурентоспособность
региона на рынке туристских услуг в целом.
1.2
Джипинг как вид
экстремального экскурсионного
туризма
Джипинг
– это непродолжительные
Джипинг - распространенный вид туризма за рубежом — в России еще не приобрел достаточной популярности, несмотря на то, что отдых в движении имеет ряд несомненных преимуществ, в числе которых — путешествие небольшой компанией, отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж. При этом атмосфера странствий и приключений и даже азарт являются неотъемлемыми атрибутами внедорожных путешествий независимо оттого, основан ли джипинг на созерцании красивых видов, или это трофи-рейд, включающий строительство переправ через реки и вытягивание машин из грязи.
Темп движения, как и сам маршрут, во многом зависит от предварительных договоренностей с турфирмой. Продолжительность поездки может составлять от нескольких часов до нескольких дней, а то и недель. Движение осуществляется в светлое время суток, ночуют путешественники в палатках или гостевых домах. Впрочем, туристы, выбирающие джипинг, за комфортом не гонятся, они охотятся скорее за впечатлениями, за адреналином. Едут в Россию и иностранцы, для них российский джипинг - абсолютный экстрим.
Вообще же экстремальный туризм один из самых перспективных видов туризма, который привлекает к себе все больше людей. Появляются новые места для активного отдыха, как искусственные, например горнолыжные курорты, так места созданные природой о которых люди раньше и не знали, например пещеры. А то, что этот вид туризма активно развивается видно из того, что появляются все новые и новые его виды.
Внедорожное
движение в России развивается с
каждым годом все больше и больше.
Признанными центрами Российского
внедорожного движения являются Москва,
Санкт-Петербург, Екатеринбург. В этих
городах проводится наибольшее количество
внедорожных соревнований и мероприятий.
Практически во всех крупных городах
страны есть внедорожные клубы, которые
проводят различного рода мероприятия:
соревнования, экспедиции, «покатушки».
Но в силу того, что территориально
многие города располагаются на большом
расстоянии друг от друга, почти все
мероприятия проходят изолированно.
Джиперы Европейской части
Автотуризм - один из самых массовых видов туризма. Автотуризм популярен по многим причинам. Автотуризм - это, прежде всего, независимость в маршруте и во времени. Для тех путешествий, про которые рассказывает сайт, подойдет не любой автомобиль, только внедорожник. Поэтому для нас автотуризм - это джип-туры. Джипинг и джип-туры, в чем отличие? Условимся называть джипингом непродолжительные путешествия, 'покатушки', цель которых почувствовать все преимущества езды на внедорожнике. Джип-туры - это путешествия 'со смыслом', когда внедорожник является средством достижения определенной, скажем так познавательной, цели. Ярким тому примером является джип-тур 'Осударева дорога'. Джипинг и джип-туры в России.
Необъятные
российские просторы, немногочисленные
асфальтированные дороги, обрываемые,
как правило, бездорожьем, уникальные
природные и культурные памятники
— все это как нельзя более
располагает к организации
Джипинг - распространенный вид туризма за рубежом — в России еще не приобрел достаточной популярности, несмотря на то, что отдых в движении имеет ряд несомненных преимуществ, в числе которых — путешествие небольшой компанией, отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж.
При этом атмосфера странствий и приключений и даже азарт являются неотъемлемыми атрибутами внедорожных путешествий независимо оттого, основан ли джип-тур на созерцании красивых видов, или это трофи-рейд, включающий строительство переправ через реки и вытягивание машин из грязи.
Темп движения, как и сам маршрут, во многом зависит от предварительных договоренностей с турфирмой. Продолжительность поездки может составлять от нескольких часов до нескольких дней, а то и недель. Движение осуществляется в светлое время суток, ночуют путешественники в палатках или гостевых домах. Впрочем, туристы, выбирающие джип-туры, за комфортом не гонятся, они охотятся скорее за впечатлениями, за адреналином. Едут в Россию и иностранцы, для них российский джипинг - абсолютный экстрим.
Период проведения большинства джип-туров — с конца весны до середины осени. Однако есть и зимние джип-туры, которые представляют собой ограниченный по времени маршрут, исключающий возможность удалиться от теплого жилья более чем на один день. В большинстве случаев джипинг зимой — это поездки по кольцевому, заранее подготовленному и хорошо освоенному пути.
Автомобили,
выставляемые турфирмами на маршруты,
как правило, УАЗы и «Нивы». В Сибири
и на Дальнем Востоке для
Если
рассматривать географию
В Краснодарском крае популярна поездка к Хмелевским озерам. Маршрут начинается в Красной Поляне, однако за дополнительную плату водитель готов подогнать машину прямо к дому отдыха на побережье. Сами озера расположены на высоте примерно 2000 м среди альпийских лугов. Местность здесь чрезвычайно живописна. Перед началом спуска туристы имеют возможность побывать на «кругозоре» - площадке, откуда открывается вид на горы, от которого замирает сердце. Впрочем, дух захватывает во время всей экскурсии, пока УАЗ взбирается на вершину Ачишхо по глинистому серпантину.