Технология разработки экологических туров

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности и проанализировать технологию разработки экологических туров.
Объект исследования: разработка экологического тура по «Томской Писаницы».

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы разработки экологических туров 5
1.1. Общая характеристика экологического туризма 5
1.1.1. Определение и базовые принципы экологического туризма 6
1.1.2. Виды экотуризма 8
1.1.3. Маркетинговый профиль экотуриста 11
1.2. Организационные особенности экологического туризма 12
1.2.1. Организация размещения экотуристов 13
1.2.2. Организация питания в экологических турах 14
1.2.3. Разработка программы обслуживания туристов 17
1.3. Современное состояние, проблемы и прогноз развития экологического туризма 20
1.3.1. Основные дестинации экологического туризма 22
1.3.2. Перспективы развития экологического туризма 25
1.4. Проблемы развития экологического туризма в Кемеровской области 28
1.4.1. Современное состояние природно-ориентированного туризма в Кемеровской области 28
1.4.2. Перспективы развития экологического туризма в регионе 30
2. Разработка экологического тура по территории Кемеровской области «Томская Писаница» 33
2.1. Основные характеристики тура 33
2.1.1. Краткое описание тура 37
2.2. Документационное обслуживание тура 39
2.2.1. Информационный листок к путевке туристского путешествия 39
2.2.2. Проект договоров с поставщиками услуг. Лист бронирования. Турпутевка формы ТУР-1. Бланк договора с клиентом. 40
2.2.3. Калькуляция тура 44
Заключение 45
Список литературы 46
Приложение 48

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

В то же время приключенческий туризм включает виды путешествий без активных способов передвижения. Например, джипинг - путешествия по пересеченной местности на автомобилях повышенной проходимости, или BASE - прыжки со специальным парашютом с летательных аппаратов, отвесных скал, высоких антропогенных объектов (арочных мостов, телебашен и т.д.) или глубоководные погружения.

В настоящее время на мировом  рынке приключенческий туризм (adventure tourism) - это не просто путешествия с приключениями, а туры с элементами чего-то необычного, исключительного для туристов. Один и тот же туроператор на данном сегменте рынка может предлагать широкий спектр услуг: от банальной пешей прогулки по лесу до экспедиции в Антарктиду.

4. Путешествия в природные резерваты, ООПТ. Высокая аттрактивность уникальных и экзотичных природных объектов и явлений, находящихся на ООПТ, привлекают множество туристов. Например, 48% туристов, прибывающих в Латинскую Америку, имеют целью путешествие в природные резерваты. Руководство многих национальных парков, заповедников превращают экологические экскурсии в настоящее шоу. Примером может служить Йеллостоунский национальный парк в США, где продолжительность экскурсий рассчитана по минутам и связана с периодами активности гейзеров. Очень часто показ природных объектов, особенно в пещерах, сопровождается цветовой подсветкой, музыкой, театрализованными представлениями, демонстрирующими сцены из жизни аборигенов. Этот вид экотуризма наиболее развит в Австралии, поэтому его отождествляют с «австралийской моделью развития экотуризма».

1.1.3. Маркетинговый профиль  экотуриста

Как известно, определение маркетингового профиля потребителя туруслуг позволяет  выделить характерные психологические, поведенческие и мотивационные аспекты выбора тура. Это дает возможность четко определить маркетинговую стратегию турфирмы по пяти составляющим: продукт, цена, место, продвижение, связи с общественностью.

Исследование маркетингового профиля международного экотуриста осуществлялось американскими консалинговыми фирмами «HLA&ARA» по заказу Международного общества экотуризма (TIES). В результате были получены следующие данные, характеризующие экотуриста:

- возраст - 35-54 года, хотя имеются различные отклонения от среднего показателя;

- половая структура потребителей - 50% женщины и 50% мужчины;

- образование - как минимум колледж;

- предпочитаемое для путешествия  общество - 60% путешествуют вдвоем, 15% - с семьей, 13% - в одиночку;

- предпочитаемая продолжительность  тура - 8-14 дней;

- наличие аттрактивных элементов  тура - дикая природа; изучение  живой природы; пешие прогулки, трекинг; изучение культуры, истории  местных жителей - все это вызывает  наибольший интерес у опытных  экотуристов; мотивы, побуждающие отправиться в путешествие - наслаждение пейзажем, природой; тяга к новым местам, познанию.

Дальнейшие исследования позволили  выделить три наиболее важных элемента экотура, определяющих выбор клиента:

1. уникальность района будущего путешествия;

2. наличие и профессионализм  гидов;

3. возможность активного отдыха (прогулки, пешие и конные переходы, занятия спортивным туризмом  и т.д.).

Для экотуристов, интересующихся местной  культурой, добавляется возможность  посетить древние руины, музеи, встретиться с местными жителями. Более 10% опытных экотуристов назвали профессионализм гидов важнейшей составляющей выбора. Это связано с тем, что большое количество клиентов турфирм жалуются на недостаток информации о природе, культуре и истории мест, которые они посещают.

Любопытно, что рекреационные потребности  экотуристов меняются особенно быстро: только 45% проводят следующее путешествие, как и предыдущее. Остальные стремятся  к поиску нового, в том числе  и приключений. Поэтому туроператоры должны чутко реагировать на опыт клиентов, разрабатывая новые туры и предлагая отлаженные программы для новичков.

Опытные экотуристы, как правило, сочетают несколько видов активного отдыха в одном туре (трекинг, конные переходы, рафтинг и каноэнг, каньонинг и т.д.), уделяя большое внимание путешествиям по воде. Что касается выбора средств размещения, то 40% экотуристов предпочитают останавливаться в деревнях; 27% - в палаточных лагерях; 21% - в комфортабельных отелях; 33% - в других отелях.

1.2. Организационные особенности экологического туризма

К организационным особенностям экологического туризма следует отнести следующие  показатели:

- сектор размещения и питания  туристов в туре;

- сектор визового обслуживание и страхования. Особенности транспортной доставки туристов;

- Организацию разработки программы  обслуживания туристов.

1.2.1. Организация размещения  экотуристов

ВТО определяет средство размещения как любой объект, который регулярно  или эпизодически предоставляет  туристам места для ночевки. Средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные. Отличие коллективных средств размещения состоит в том, что число мест о них должно превышать определенный минимум, объект должен иметь единое руководство, а управление должно строиться на коммерческой основе.

Общие требования к коллективным средствам  размещения, в том числе специализированным содержатся и ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

Гостиницы - основной классический тип  размещения обычных туристов, но не в случае с экотуристами.

Отличие горных, тематических отелей - в архитектуре здания, наборе дополнительных услуг. Например, туристы, путешествующие по Нидерландам, могут почувствовать седую старину в Лелистаде, скоротав время в сельском дворе бронзового века, а в Ансене провести ночь в торфяных хижинах, в Ирландии некоторые отели расположены в старинных замках, а в заполярной Швеции, в городке Юккасъярви, ежегодно возводится гостиничный комплекс изо льда н снега «Арктик Холл» с рестораном, часовней, кинотеатром и выставочным залом.

Специализированные средства размещении отличаются от гостиниц минимальным  набором предоставляемых обязательных и дополнительных услуг, небольшим  комфортом номеров и коттеджей, а также обслуживанием преимущественно  определенных категорий туристов (рыбаков, oxoтников, альпинистов, «водных» туристов, исследователей природы и культуры местного населения и т.д.). Перечень предоставляемых услуг напрямую связан с нуждами указанных лип. Для альпинистов - описания горных маршрутов и прокат снаряжения, для рыбаков и охотников - приспособления для разделывания добычи, содержания охотничьих собак, покупки патронов, ремонта снастей и т.д.

Туристские базы (турбазы) - предприятия  гостиничного типа, предоставляющие  группам туристов ночлег, питание  и обеспечивающие их туристско-экскурсионным, культурно-бытовым и физкультурно-оздоровительным обслуживанием. Для турбаз характерно в отличие от гостиницы, размещение в нескольких зданиях, а также наличие сезонных жилых помещений. Некоторые турбазы имеют на маршрутах свои туристские приюты. Средняя вместимость туристских баз колеблется от 200 до 1500 чел. В Российской Федерации турбазы - наиболее распространенный вид коллективного размещения внутренних экотуристов.

Альпинистский лагерь (альплагерь) - спортивная база, предназначенная для обучения альпинистов и совершенствования их мастерства. В настоящее время они ориентированы и на обслуживание обычных туристов - индивидуалов, детских туристских групп, спортсменов (борцов, легкоатлетов и т.д.), проходящих подготовку в условиях среднегорья. Как правило, в альплагере имеются летние домики, капитальные сооружения (административный и жилой корпуса), методические и врачебные кабинеты, пункт прокат альпинистского и горнолыжтюго снаряжения, спасательный отряд, место для палаточного лагеря. В нем предусмотрено размещение и питание туристов, их культурно-массовое и бытовое обслуживание, выполнение альпинистами учебно-тренировочных и спортивных планов. Большинство альплагерей (сезонных и круглогодичных) ранее принадлежали профсоюзам, небольшая ЧАСТЬ - различным ведомствам и организациям.

Стоянка - место размещения туристской группы для ночлега, отдыха. В приключенческом  туризме различают несколько  видов стоянок - бивак, ночевки, базовый  и промежуточный лагеря. На стоянках, как правило, используются палатки и спальные мешки, отводятся места для туалета, приготовления пищи. Основное требование к выбору места стоянки - безопасность туристов, комфортность отдыха (наличие воды, в лесной зоне - дров, ровная площадка под палатки, укрытие от ветра). Необходимо помнить, что мусор со стоянки должен быть эвакуирован силами туристской группы для дальнейшей его утилизации или захоронения в специально отведенных местах.

Бивак (от нем. biwac, фр. bivouac) - место размещения туристской группы на маршруте для ночлега или отдыха. Зимой в высокогорье бивак иногда организуют путем сооружения снежных пещер, хижин, ям. Во время сложных стенных восхождений там, где обычную палатку поставить невозможно (нет горизонтальных площадок), используют специальные подвесные палатки на платформах.

1.2.2. Организация питания  в экологических турах

Организация питания в приключенческом  и экологическом туризме складывается из:

1) определения энергетических затрат  туристов и расчета калорийности  питания;

2) определения вкусовых предпочтений туристов;

3) разработки режима питания;

4) разработки типового меню;

5) расчета необходимого количества  продуктов (раскладки);

6) расчета необходимого количества  кухонного снаряжения (кухонная  посуда, топливо и печи, емкости  для отходов, моющие средства), столового белья и посуды.

Следует помнить, что качественное питание - залог не только качества обслуживания в целом, но и безопасности туристов. Например, характерное для  активного передвижения по пересеченной местности обильное потоотделение приводит к потере микроэлементов с потом. В ледниковой воде, которую пьют туристы из горных рек, практически отсутствуют микроэлементы, поэтому организм испытывает недостаток кальция, который, в свою очередь, ведет к истончению костей, эмали зубов и т.д. Поэтому при значительных нагрузках (например, спуске по горному склону, тропе) риск перелома ног возрастает многократно.

При определении энергетических затрат туристов и расчета калорийности питания необходимо руководствоваться  рекомендациями Медицинской комиссии УИАА (Международной федерации альпинизма) и спортивных диетологов.

При составлении режима питания  и меню необходимо следовать следующим  правилам, рекомендуемым Медицинской  комиссией УИАА:

- как можно больше разнообразия  в дневном рационе;

- старайтесь не готовить из  пищевых концентратов и употреблять  однообразную пищу (например, исключительно  вегетарианскую);

- перед утренним выходом рекомендуется  легкий завтрак с достаточным  количеством жидкости;

- во время ходовой работы  каждые 2 ч устраивайте короткий отдых, во время которого туристы могут немного поесть и попить. Никакого алкоголя!

- после окончания ходового дня  незамедлительно накормите туристов  легкой закуской с преобладанием  углеводов и побольше жидкости, так как это самый важный  прием пищи (перекус).

Наиболее правильным режимом питания  в путешествии, рекомендуемым Институтом питания АМН РФ, является четырехразовое питание с интервалами между приемом пищи 4-5 ч. Очевидно, что в условиях путешествия по дикой природе нелегко придерживаться такого режима, поэтому горячее питание организуется 2-3 раза в день, а остальные приемы пищи проводятся на больших привалах (каждые 2-3 ходовых ч). Для этого перед выходом на дневной маршрут туристам раздают ланч-пакеты, включающие продукты, богатые углеводами (шоколад, конфеты, энергетические батончики, сухофрукты и т.д.), и наполняют индивидуальные термосы туристов чаем, кофе, кипяченой водой и т.д.

Типовое меню составляется в начале туристского сезона, с учетом программы  туристского обслуживания каждой группы, на недельный срок с разбивкой по дням. В случае продолжительности путешествия более 7 дней типовое меню повторяется.

1.2.3. Разработка программы  обслуживания туристов

Выполнение программы обслуживания во многом зависит от общей внутренней установки персонала на работу с гостями. Именно персонал, а не погодные условия ответствен за выполнение договора на туристское обслуживание.

Как правило, бездушное следование программе обслуживания, без учета  физического и эмоционального состояния  туристов приводит к неудовлетворенности последних.

Справедливо мнение, что обслуживающий персонал во многом ответствен за качественное выполнение программы обслуживания и удовлетворение клиента. В туристическом агентстве «КЕМТУР» говорят: «Мы обычно превосходим ожидания клиентов, стараясь обеспечить для них лучший отдых в их жизни. Мы достигаем этого, относясь к ним как к членам семьи и так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам. Такая политика безошибочна».

Персональный подход всегда вызывает восторг у туристов. В туристической компании «Ависента» делятся опытом: «Наш тур во многом отличается от других: клиент не ожидает быть избалованным в туре по дикой природе. Мы показываем реку, водопады, наши клиенты лазают по скалам, посещают пещеры, про которые не знают даже местные жители. В конце тура каждый из клиентов получает сувенир как напоминание о путешествии»3.

Бесплатное включение в программу  обслуживания дополнительных услуг  и мероприятий, которые становятся для туристов сюрпризом, - еще один шаг к восторженным отзывам последних. Например, вечер знакомств в день прибытия туристов, экскурсия вдень отдыха, помощь в шопинге, обмен сувенирами и памятными подарками и др.

Но в любом случае все туроператоры сходятся в одном: не обещайте клиентам того, чего не сможете сделать. В «Ависенте» это комментируют так: «Мы никогда не обещаем невыполнимого. Когда люди хотят увидеть северное сияние, мы предупреждаем их, что им могут помешать погодные условия. Если они его увидели, то рады, а если нет, то не разочарованы. А еще мы обеспечиваем их отличной едой и качественным оборудованием».

Таким образом, легко прийти к убеждению, что при выполнении программы  обслуживания необходимо превосходить ожидания туристов, а не просто исполнять  обещанное.

Экотуризм, в мире, не является «топовым» направлением отдыха. В этой сфере скорее работают истинные энтузиасты. Программы туров разрабатываются индивидуально, в них всегда остаётся возможность для неожиданности — ведь это нестоящее приключение.

Информация о работе Технология разработки экологических туров