Томас Кук — основоположник туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:27, реферат

Описание работы

Кук родился в уникальную эпоху истории человечества и нашей цивилизации, которая характеризуется бурным развитием экономики, начал капитализма и становления предпринимательства, формирования новых общественных отношений в сфере труда, мощного развития начал технического прогресса, средств перевозок, иных средств науки и техники. Это все в совокупности создало благоприятные условия для формирования принципов, начал и становления масштабного бизнеса в сфере туризма, которому может сегодня позавидовать любая туристская фирма.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Инфраструктура туризма.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

Введение 

  «Закажем билеты в конторе Кука». Для многих поколений европейцев, и прочих жителей планеты, именно с этой фразы начиналось увлекательное и обязательно комфортное путешествие. Томас Кук — основоположник туризма и основатель всемирной туристской империи, имя его хорошо известно в профессиональных кругах. Лишь в одной стране мира - в России — Кук уникальная всенародно известная личность. Имя его знает каждый, практически без исключения, человек, будь то взрослый или ребенок, причем даже сам того не подозревая. Имя Кука и его туристское агентство прославил заслуженно любимый в России детский писатель Самуил Маршак в своем бессмертном стихотворении. Априори можно утверждать, что в России эти стихи и, следовательно, имя Кука знакомо всем, имена Великих знают все, но не многие могут достаточно уверенно описать созданное им обширное наследие (Кук — туристский агент, Кук — издатель, Кук — финансист и экономист и т. д.).

  Кук родился в уникальную эпоху истории человечества и нашей цивилизации, которая характеризуется бурным развитием экономики, начал капитализма и становления предпринимательства, формирования новых общественных отношений в сфере труда, мощного развития начал технического прогресса, средств перевозок, иных средств науки и техники. Это все в совокупности создало благоприятные условия для формирования принципов, начал и становления масштабного бизнеса в сфере туризма, которому может сегодня позавидовать любая туристская фирма.

   История жизненного пути Томаса Кука поучительна, ее следует внимательно изучать, находить рациональное. Она дает пищу для размышлений и осмысления путей и форм развития туризма, прошедшие за 150 лет. Многие из его свершений методически сегодня просто недоступны для повторения. Своим талантом и упорным трудом Кук добился знаний, положения в обществе и стал не просто богатым человеком и оставил в наследство деньги, а стал основателем гигантской империи туризма, которая, успешно используя его идеи и методы, существует и поныне, приумножая его славу и богатство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Томас Кук — основоположник туризма 

  Томас Кук (22.10.1808 — 18.07.1892) — выходец из бедной английской семьи. Родители Кука жили в Британии в местечке Мелборн в центральной части острова, недалеко от города Ноттингем в средней Англии. Семья Кука занималась фермерством. Через несколько лет после рождения Томаса глава семьи Джон скончался и, уйдя в мир иной, оставил жену Элизабет с малолетним сыном в крайней бедности. Спустя время мать Томаса вышла замуж за Джеймса Смитхарда. Отчим, не долго размышляя, отправил пасынка учиться в школу при ближайшем монастыре — продолжать семейные традиции (дед Тома по материнской линии был пастором).

   В феврале 1826 г. по достижению семнадцати лет Томас Кук стал членом баптистской общины. Он сменил местожительство и переехал с семьей из Мелборна в Лафборо, где в свободное от молитв время писать статьи для местного баптистского журнала. Журнал этот он поручил своей матери продавать в овощной лавке местным покупателям. По прошествию времени он возжелал наставлять на путь истинный жителей деревень местной округи и стал проповедником. За 1829 г. с миссионерскими проповедями (всего за год) он свершил путешествие длиной около 2700 миль, из них более двух третей — пешком.69 Его поддерживала финансами местная баптистская община Лафборо. Молодой энергичный проповедник завоевал симпатии и уважение верующих и его стали приглашать в дома за советом по житейским вопросам. Эта деятельность приносила Томасу Куку не только удовлетворение духа, но и 10 шиллингов в неделю в качестве дохода. Проповедничество его, как основной вид деятельности, продолжалось недолго. На занятиях в воскресной школе он познакомился с Мэриан Мэйсон, дочкой местного фермера, и спустя некоторое время женился. В 1830 г. финансовые дела церковной общины пошатнулись, и Кук лишился основной поддержки. Чтобы добыть деньги на пропитание семьи, он был вынужден заняться плотницким делом и арендовал небольшую столярную мастерскую в соседнем городке Харбери. Несмотря на хлопоты и занятость в столярной мастерской, Кук продолжал проповедничество среди местного населения. Кук от природы был хорошим оратором и обладал силой убеждения, его проповеди и лекции благодатно воспринимались слушателями.

  Поскольку он работал сам и сталкивался с другими работниками, то видел наяву образ жизни работного люда. Проблема злоупотребления спиртным была актуальна, пили повсеместно и в те времена. Местные законы не препятствовали самогоноварению на дому, в городах и деревнях пили дешёвый джин. Кук как хозяин мастерской сталкивался с проблемой пьянства рабочих воочию и обратился к теме борьбы с «зеленым змием». Он встал на позицию активной борьбы с пьянством в проповедях, затем и личным примером. Энтузиазм противника алкоголя возымел действие на общественное мнение и в 1836 г. Томаса Кука избрали секретарем «Общества трезвенников» в г. Харбери.

  Оказалось, что Кук имел способности не только к проповедничеству, но и к практической деятельности, был неплохим и трудолюбивым работником и предпринимателем. Через пять лет его столярная мастерская стала давать неплохой доход, появилась возможность расширить производство, нанять подручных и учеников. Поручив строгать доски работникам, он стал больше участвовать в общественной деятельности и продолжил борьбу за здоровый образ жизни. Его пример жития в трезвости нашел множество последователей. В 1839 г. он расширяет ареал деятельности и становится издателем журнала «Ежемесячный вестник трезвости». Через год Кук основал первый в Англии детский журнал, проповедующий принципы и стиль жизни в воздержании от алкоголя. Таким образом, к тридцати годам он уже в совершенстве освоил профессии проповедника, столяра, хозяина мастерской, овладел навыками работодателя, стал писателем и издателем. Это дало неплохую закалку менеджера, а общение с большим количеством населения позволили неплохо узнать и изучить настроения, привычки и стиль жизни, помыслы и желания различных слоев общества. Будучи издателем, Кук внимательно следил за новинками газет и журналов, изучал общественное мнение. Религиозная деятельность дала ему сведения об истории, паломничестве, географии и путешествиях. Сформировались и первоначальные цели массовых путешествий.

  В 1840 г. была открыта железнодорожная ветка, связавшая местечки Дерби и Рагби, было организовано регулярное пассажирское сообщение. Узнав о состоявшемся открытии железнодорожного сообщения, Томас Кук решил расширить пропаганду трезвого образа жизни посредством организации массовых публичных мероприятий. Одной общины ему было мало. Он решил увеличить численность единовременно участвующих в мероприятии и организовал прибытие участников в порядке экскурсии из другого города с перевозкой по железной дороге. Путешествие было не слишком далеким — всего одиннадцать миль. Но подвигнуть свою общину в полтысячи человек пройти пешком такое расстояние туда и обратно, чтобы послушать проповедь в другом городе, было не реально. Кук нанял поезд в несколько пассажирских вагонов третьего класса, чтобы отвезти на нем «друзей трезвости» из Лестера в Лафборо на квартальный съезд ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии. В прежние времена такое путешествие заняло бы много времени, а «железка» перевозил большое количество пассажиров на это расстояние за пару часов!

  Кук обратился в правление железных дорог и, будучи человеком известным в округе, получил кредит на это необычное, по тем временам, мероприятие. Кук успешно договорился о культурной программе и питании участников массового мероприятия в Лафборо, напечатал и распространил рекламные плакаты и пригласительные билеты по близлежащим городам. Все мероприятия по подготовке поездки заняли около двух недель.

    5 июля 1841 г. под звуки оркестра  и приветственные крики толпы  570 человек организованно отбыли  в Лафборо. Именно так Томас Кук организовал и возглавил первую железнодорожную экскурсию в истории Англии и человечества. Таким образом, организовывалось яркое и необычное зрелище, посредством которого осуществлялось продвижение нового (туристского) продукта в широкие массы. Эту дату можно, смело считать днем рождения туризма. В восторге от путешествия были и первые в мире туристы, и владельцы железнодорожной компании, которые получили отличную рекламу. Но больше всех был доволен Томас Кук, который, возможно, еще даже не прозревал открывающиеся перед ним возможности.

   Отдав много сил на борьбу с пьянством, Томас Кук решил расширить ареал своей деятельности и стал бороться с курением. Осенью 1841 г. он переехал на жительство в Лестер и открыл издательство, в котором печатал книги о здоровом образе жизни. Одновременно он с семьей открыл гостиницу, где хозяйкой стала его жена. Это был этап освоения индустрии гостеприимства. В этой гостинице, следуя жестким принципам хозяина, гостям не подавалось спиртных напитков, а только соки и прохладительные напитки, в помещениях гостиницы не разрешалось курить. Гостям предлагался журнал «Противник курения», на страницах которого любителям курева вместо табака предлагались путешествия и экскурсии в обществе людей, отказавшихся от алкоголя.

   Важно отметить, что успеху Томаса Кука содействовала его известность в округе и популярность как личности. Его знали «в лицо», ему доверяли, его уважали, его побуждения были благочестивые, и такой человек не мог призывать к чему-либо плохому. Эти принципы неплохо позаимствовать в работе по продвижению туристского продукта — надо продвигать не только сам продукт, но и личность лидера компании. 
 
 
 
 

    Развитие  индустрии Томаса Кука 

   Популярность туристского агентства добропорядочного преподобного Кука постоянно возрастала, количество клиентов увеличивалось. Кук стал продвигать не только религиозные постулаты и принципы трезвой жизни без курения, но и технические и организационные новшества, в том числе новшества перевозок. Успех в использовании железных дорог для массовой перевозки экскурсантов привлек внимание владельцев дороги и управление железных дорог заключило контракт с Куком на «регулярную поставку пассажиров».

   Он, пропагандируя свои экскурсии  и туры, осуществил рекламу железных  дорог и придумал слоган «Железные  дороги — для миллионов!». Реклама  размещалась в витринах магазинов,  расклеивалась на заборах и  фонарных столбах. Железные дороги, заинтересованные в массовом клиенте, за поставку групп пассажиров стали предоставлять Куку существенные скидки в цене перевозки именно для туристских групп. Эти скидки минимизировали расходы на транспорт и позволяли организовывать развлекательные поездки и для людей с самыми ограниченными финансовыми возможностями. Поэтому клиентов были не сотни, а тысячи. Его экскурсии и путешествия основывались на очень действенном принципе, который нашел свое выражение в другом гениальном слогане, хотя и не принадлежащем Куку, но точно отражавшем принципы работы с большими потоками туристов -  «Лучше меньше (в стоимости услуги) - да больше (в количестве потребителей-клиентов)». Значение этого слогана непонятно непосвященным. Однако с тех пор стали формироваться принципы агентской работы, и при больших туристских потоках агентский процент всегда понижался. Так, если на небольших группах агентский процент достигал 10-12 %, то на массовых потоках он составлял до 2-3 %. Массовый турист всегда на этапе приобретения тура готов экономить даже доллар.

    В летний сезон 1845 г. Томас Кук организовал первый развлекательный тур - без каких-либо проповедей и воздержаний. Поездка была осуществлена на специальном заказном поезде из Лестера в Ливерпуль и обратно, при этом, учитывая состав туристов, было принято решение генерации услуг высокой комфортности для путешественников. Если ранее на массовых мероприятиях использовались вагоны неудобные, но дешевые, вагоны третьего класса и многие были вынуждены ехать стоя, то в данном туре были использованы комфортные классные вагоны (первого класса).

   Работая над созданием тура для 700 состоятельных туристов, Томас Кук был вынужден решать много новых и сложных задач. Если ранее работа была по организации однодневных экскурсий, то теперь потребовалось создать туристский продукт более сложный и разнообразный — включая размещение в хороших отелях, хорошее благородное питание, а также и возможность приобретения состоятельными туристами других услуг и товаров. Он сам был владельцем гостиницы и досконально понимал существо работы.

     Ему пришлось заключить договоры с владельцами многих гостиниц. Он лично проехал весь маршрут, осмотрел все гостиницы и рестораны, в которых планировал предоставление туристских услуг, и выбирал лучшие. Кроме неукоснительной обязательности предоставления забронированных размещения и питания, он договаривался о качестве обслуживания. Услуги его клиентам должны были быть хорошими, а отношение к туристам - уважительное. Учитывая опыт работы с железной дорогой, Куку удалось получить у хозяев гостиниц и ресторанов скидки за плановость и одновременное размещение групп туристов. Это стало важной вехой в становлении практики групповых скидок за туристское обслуживание.

    Осматривая гостиницы и рестораны, Кук всегда брал на заметку свои впечатления и данные, затем впоследствии стал выпускать путеводители. Так, путеводитель по Европе, изданный агентством Кука, включал предложения по 8000 гостиниц в различных городах и странах. Собственно путеводители для путешественников были известны в Европе, как метод, ранее. Но они описывали либо город, либо путешествие по определенному маршруту. Так, было известно описание Санкт-Петербурга, путешествия из Лондона в Париж. Кук усовершенствовал и систематизировал способ представления информации, приспособив его для профессиональной работы туристского агентства и расширения возможности выбора размещения для клиента.

    В 1846 году Кук отправился в Шотландию, чтобы разработать маршрут для любителей творчества Вальтера Скотта и Роберта Бернса. Их читал и цитировал в Англии каждый. Расчет безошибочный: фанатичный читатель обязательно захочет «потрогать руками» волшебный мир любимых произведений. Кук был первым, кто это понял, и претворил в жизнь одну из самых кассовых идей будущего туристского бизнеса. После издания путеводителя по Шотландии он в первом же поезде отвез туда 350 человек.

Однажды, в 1847 г. огромное судно Great Britain (крупнейшее в мире на то время) было выкинуто в сильный шторм на скалы близ берега в заливе Дундрум, Кук немедленно организовал туда толпы жаждущих увидеть этот необычный объект — чудовищных размеров судно. Халфборо, где проживал Кук и начинал свою деятельность, было достаточно далеко от берега и такое яркое зрелище морской катастрофы было привлекательным и необычным для многих. Тысячи местных жителей согласились на такую, разумеется, платную, экскурсию.

Информация о работе Томас Кук — основоположник туризма