Туристическая деятельность как фактор глобализационных процессов современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Интернационализация производства – это международное обобществление производства. Сначала процесс обобществления производства развивался внутри отдельных государств. Он представлял не что иное, как развитие общественного характера труда, т. е. развитие совместной производственной деятельности многих людей, работавших на одном или на разных предприятиях.

Содержание

1. Понятие интернационализации экономической жизни…………………3
2. Международный туризм как фактор глобализации……………………..5
3. Международные миграции как фактор и результат глобализации…….9
Список используемой литературы…………………………………………….12

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Украины.docx

— 35.39 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Харьковский национальный университет имени  В.Н. Каразина 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему

Туристическая деятельность как  фактор глобализационных процессов современности 
 
 

                                                         Выполнила:

                                                         студ. 5 курса 

                                                         гр. УТ-51

                                                         Чабак Н.А. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Харьков – 2011

Содержание

  1. Понятие интернационализации экономической жизни…………………3
  2. Международный туризм как фактор глобализации……………………..5
  3. Международные миграции как фактор и результат глобализации…….9

Список используемой  литературы…………………………………………….12

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие интернационализации  экономической жизни.
 

     Интернационализация производства – это международное  обобществление производства. Сначала  процесс обобществления производства развивался внутри отдельных государств. Он представлял не что иное, как  развитие общественного характера  труда, т. е. развитие совместной производственной деятельности многих людей, работавших на одном или на разных предприятиях.

     Обобществление  производства не ограничивается рамками  отдельных стран, выходит за их пределы  и приобретает международный  характер. В отличии от внутригосударственного обобществление производства в международном масштабе представляет собой развитие общественного характера труда на международном уровне, т.е. становление совместной производственной деятельности двух или множества стран, слияние ранее разрозненных производственных процессов различных стран в один международный взаимосвязанный процесс.

     Обобществление  производства – это сложный процесс, выражающий отношение людей как к силам природы, так и связи между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

     Какими  же путями идет процесс международного обобществления производства? История  развития всех стран показывает, что  хозяйственная связь между производителями  всегда осуществляется по двум основным направлениям.

     Во-первых, рост общественного характера труда происходит путем совершенствования отдельных производственных единиц. По мере развития производительных сил индивидуальные производственные единицы, основанные на использовании труда собственников, уступают место кооперации. Размеры которой постоянно возрастают. Вместе с тем умножается и число людей, тесно связанных между собой совместной деятельностью в пределах увеличивающихся производственных предприятий.

     Во-вторых, усиление общественного характера производства происходит под воздействием разделения труда, которое обеспечивает становление связей между производителями, способствует формированию их совместной трудовой деятельности в масштабах общества, сплачивает многочисленных производителей в одно целое.

     Кооперация  и разделение труда как направления  развития общественного характера  производства не только не исключают, а, напротив, предполагают друг друга. В каждой стране кооперация в своем  развитии проходит несколько ступеней. Все ее виды, помимо простой, основаны на развитии разделения труда внутри предприятия. Чем более дробным и специализированным становится труд на предприятиях, тем больше растут масштабы обобществления труда в рамках предприятий, тем больше становятся сами предприятия. С другой стороны, развитие кооперации от мануфактуры до многозаводских предприятий придает разделению труда более массовый и прочный характер, расширяет локальные границы разделения труда в рамках общества сначала до уровня национального, а затем и интернационального.

     Кооперация  и разделение труда являются основными  направлениями обобществления производства и на международной арене. Но в  международном масштабе в настоящее  время разделение труда – один из наиболее важных путей интернационализации  производства. Первенствующая роль МРТ  определяется прежде всего тем обстоятельством, что разные ступени кооперации как специфические пути международного обобществления производства так или иначе связаны с ним. Например, формирование международных капиталистических корпораций очень часто предполагает предварительное обособленное существование разнородных предприятий, наладивших прочные экономические отношения.

     Что касается концентрации производства, то она не представляет собой самостоятельного направления обобществления производства. Коротко говоря, концентрация производства это расширение производства на основе накопления. Это увеличение масштабов  производства в рамках отдельных  предприятий. Но увеличение размеров предприятия, в частности, рост выпуска продукции  на нем может произойти как  за счет повышения доли оборудования и численности рабочей силы, так  и посредством применения более  совершенных машин и роста  производительности труда занятых  рабочих. Но все эти изменения  происходят в рамках предприятия, т.е. в пределах производственной кооперации. Следовательно, концентрация производства не является самостоятельным направлением обобществления производства, а лишь обслуживает развитие кооперации.

     Самым банальным примером являются корпорации, ТНК, которые размещают своё производство в других странах, к таким компаниям относятся NIKE, SONY, Hyndai, и т.д. Тем самым эти международные отношения фирм, подталкивают нас к термину «глобализация».

     Таким образом, глобализация —  это объективный процесс в современных международных отношениях, высшая стадия интернационализации или  взаимодействие национальных хозяйств на мировом рынке.

  1. Международный туризм как фактор глобализации.

Сначала о глобализации. Человечество объективно продвигается к все более тесному  и всестороннему единству. Этот процесс  проходит крайне противоречиво. Но даже в экстремальных проявлениях, таких, как навязывание мировому сообществу однополярного мира и установление "нового мирового порядка", или  стремление к религиозной монополии, выражаются крайние, но центростремительные тенденции одного процесса -  глобализации.  
     Объективность процесса отнюдь не значит, что он всегда является позитивным. Действительно, и "коллективные" бомбардировки Югославии, Ирана и Ирака, и террор в Америке — факты глобального масштаба, по-своему характеризующие современный процесс глобализации.  
     Становится очевидным, что человечество до сих пор не выработало единой глобальной модели развития, которая бы устроила все движущие силы этого процесса. Поэтому реальный процесс глобализации протекает в крайне противоречивых формах, и лишь умножает глобальные противоречия. В либеральной прессе не устают критиковать Карла Маркса за формационный редукционизм его модели глобализации. Но разве свободна либерально-демократическая модель от монетарного редукционизма? Иными словами, ни одна из предложенных на Западе моделей глобализации не соответствует системе общечеловеческих ценностей. Можно даже предположить, что таких ценностей до сих пор не существует, но очевидно, что их необходимо сначала сформировать. Полагать, что они уже сформированы на либеральной доктрине — столь же опрометчиво, если бы сегодня их формировать на концессионной религиозной основе. Это скорее дифференцирующие начала глобализации, которые необходимо учитывать в единой доктрине только как подсистемы в модели глобализации.  
     В этих условиях нам предстоит еще только сформировать понятную для всех и соответствующую системам ценностей всех существующих цивилизаций модель глобализации, которая была бы способна развивать мировое сообщество во всем его многообразии в направлении его единства. Как отметил в своей работе, посвященной проблемам глобализации, Г. А. Зюганов: "Именно здесь, на почве этих самых общих и глубоких философских вопросов, и разворачивается мировая социально-экономическая, политическая и духовная борьба".  
     Современный туризм столь же противоречив, что и процессы глобализации, идущие в мире. Но именно в XXI веке туризм должен стать одним из эффективнейших способов формирования системы общечеловеческих ценностей. Туризм может способствовать формированию единства многообразия мира, в котором "свободное развитие всех есть условие развития каждого".

    Доходы от международного туризма скоро достигнут триллиона долларов. Он стал второй отраслью хозяйства (после нефтепереработки), и каждый восьмой человек на земном шаре трудится в туристском бизнесе. В условиях глобализации стремительно развивается международный туризм, число туристов достигает до 500 млн. человек в год.

    В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% на остальные регионы. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти также в статистическом сборнике Yеаr Bоок оf Тourism Statistics , издаваемом Всемирной туристской организацией (ВТО).

    Основными факторами, влияющими на развитие выездного  туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.

    К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

    Развитие  международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить  приток иностранной валюты и создать  новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

    Согласно  данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.

    Под поступлениями от международного туризма  понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.

    Международные туристические расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей. Доходы от международного туризма в 1990 г. составили 255 006 млн. дол. Наибольшие доходы получили США (40 579 млн. дол.).

    Расходы американских туристов за рубежом также  оказались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. до.].), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония ( - 21 350 млн. дол.) и Германия (—19 153 млн. дол.) (см. табл.1).

    Обычно  считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22%.

    В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики' на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.

    Хотя  первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.

      Велико значение туризма и  для рынка рабочей силы. По  данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.

Информация о работе Туристическая деятельность как фактор глобализационных процессов современности