Туристский потенциал сибирского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Туризм - один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов.
Для развития въездного туризма в России существуют объективные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал. Это привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок.
В настоящее время сфера туризма является одной из наиболее перспективных отраслей экономики. В этой связи особенно актуальным становится исследование развития туризма краев, областей, отдельных территорий с целью обобщения опыта работы туристских организаций, выявления основных направлений и особенностей развития туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИБИРСКОГО РЕГИОНА…………………………...4
1.1.Общая географическая характеристика Сибирского региона……………..4
1.2. Обско-Алтайский район……………………………………………………...6
1.3. Енисейский район…………………………………………………………….8
1.4. Прибайкальский район………………………………………………..…….10
1.5. Дальневосточный район………………………………………………...…..12
2. ПОТЕНЦИАЛ СИБИРСКОГО РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………..16
2.1.Нынишние состояние въездного туризма Сибири………………………..16
2.2.Основные направления туризма и отдыха в Сибири……………………..20
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ………………………………………………………………………...29
3.1Проблемы развития туризма в Сибири……………………………………..29
3.2Перспективы развития туризма в Сибири ………………………………....33
3.3.Туристский маршрут «По теченью Сибири»………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Wordкурсовая (3).docx

— 97.12 Кб (Скачать)

   Биоклимат Сахалина умеренный,  муссонный, близок к приморскому, но имеет ряд особенностей: в нем проявляются черты морского климата. Зима продолжительная и снежная. Снег лежит с ноября по апрель-май. Высота его достигает 1,5–2,5 м. На юге Сахалина зима более мягкая, чем на тех же широтах в Приморье (температура января – 15°). Это благоприятствует лыжному туризму. Турбаза «Горный воздух» зимой действует как горнолыжный курорт.

   Благоприятный летний период  более продолжительный (с середины  мая до конца октября на  юге, на севере – июнь—сентябрь). Лето теплое (+19°). Однако купальный  сезон на море ограничен всего  30 днями. Холодные воды Охотского  моря только в августе прогреваются  до +17°.

   На Курилах климат преимущественно  сухой. Сахалин и Курилы больше, чем Приморье страдают от тайфунов: через Сахалин ежегодно проходит  до семи тайфунов, большая часть  их приходится на конец лета  – начало осени, они обладают  здесь очень большой разрушительной  силой. К неблагоприятным явлениям, свойственным этой территории, относятся  цунами, лавины, сели, наводнения и  частые туманы и дожди.

   Гидроминеральные ресурсы исследованы  в основном на Сахалине, где  распространены углекислые хлоридно-годрокарбонатные и натриевые воды с высокой минерализацией и высоким содержанием и высококачественные морские иловые сульфидные грязи, добываемые со дна залива Изменчивый. На их базе функционирует курорт «Синегорские минеральные воды», санаторий «Сахалин», «Горняк» и «Чайка».

   Рекреационная сеть сконцентрирована  в южной части Сахалина и  представлена указанными выше  санаториями, турбазой «Горный  воздух», гостиницей «Турист». По  югу Сахалина проложен всероссийский  туристский маршрут. 
 
 
 
 

2. ПОТЕНЦИАЛ СИБИРСКОГО РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1.НЫНИШНИЕ СОСТОЯНИЕ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ.

 
Территория Сибири обладает уникальными  природными ресурсами и культурно-историческими  памятниками, позволяющими региону занять достойное место на российском и международном туристских рынках.  
В последние годы туризм становится заметной составляющей экономики Сибири и Дальнего Востока России, выступая своеобразным катализатором социально-экономического развития территории положительно влияющим на рост занятости населения, стимулирующим развитие смежных отраслей экономики, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионах.  
В связи с выработанной стратегией развития туризма в странах Северо - Восточной Азии, утвержденной на состоявшемся в сентябре 2006 года турист-ском Форуме стран СВА (г. Ниигата, Япония), у регионов Сибири и Дальнего Востока России открываются широкие перспективы развития трансграничных обменов, что послужит развитию въездного туризма в регион и Российскую Федерацию в целом. 
Международный массовый туризм во всем мире строится на привлекательных брендах. Сибирь не является исключением: здесь есть такие всемирно известные бренды, как Транссиб, Байкал, Алтай. Именно они дают основания рассчитывать на то, что наш регион рано или поздно станет территорией массового въездного туризма.  
Иркутская область, Республика Алтай и отчасти Бурятия и Алтайский край являются лидерами по приему туристов в Сибири. Так, за летний сезон только Республику Алтай официально посещают до 400 тыс. туристов, а количество «диких» отдыхающих практически не поддается учету. Другие регионы заметны на туристском небосклоне намного меньше. Промышленные столицы Западной Сибири, такие как Омск, Кемерово или Новосибирск, можно отнести, скорее, к центрам выездного туризма и транзитным пунктам, нежели к объектам, интересным для путешественников. Тыва, которая могла бы стать настоящим раем для любителей экзотики, остро страдает от нехватки средств размещения. На всю республику насчитывается полдесятка гостиниц советского образца, да и те сосредоточены в столичном Кызыле. Большинство же турбаз и домов отдыха эпохи СССР пребывают в разрушенном состоянии, несмотря   на потрясающе красивую природу, вокруг и прекрасные возможности для активного отдыха.  
Есть в Сибири и пока не очень известные за границей, но хорошо раскрученные в России локальные бренды. К таковым можно отнести, например, красноярский заповедник «Столбы», Телецкое озеро в Алтайском крае, плато Путорана на Таймыре или реку Лену (ее, кстати, знают в Германии благодаря круизам, организуемым немецкими компаниями для своих клиентов). Даже тунгусский метеорит ежегодно привлекает сотни туристов на далекую Подкаменную Тунгуску.  
Именно вокруг этих и других брендов строится работа туристических компаний. Вопрос только в том, насколько эффективно российский бизнес может использовать дарованное природой и трудом предыдущих поколений. Кроме того, Сибирь имеет устойчивый имидж региона, словно специально предназначенного для активного отдыха: сплавов по горным рекам, походов, охоты, рыбалки. На рыбные сибирские реки и в богатую дичью тайгу каждый год приезжают тысячи клиентов, среди которых с каждым годом становится все больше иностранцев.  
В глазах туриста из-за рубежа «Великий Сибирский железнодорожный путь» (именно так называют Транссибирскую магистраль в западных туристических каталогах) не менее привлекателен, чем, к примеру, африканская гора Килиманджаро или Йеллоустонский национальный парк в США. Если для любого россиянина передвижение по Транссибу — это несколько дней тряски по жаре или холоду, то для путешественника из Европы такая поездка — желанный вояж, о котором он, может быть, мечтал всю жизнь. Этот имидж самой большой железной дороги в мире некоторые бизнесмены от туризма научились успешно эксплуатировать.  
Собственно говоря, первые туристические поезда для иностранцев появились в Сибири еще при Советской власти. Но тогда развитию этого бизнеса мешали многие обстоятельства. Например, ряд крупных сибирских и дальневосточных городов был закрыт для посещения иностранцев. Включая, например, Красноярск и Владивосток — конечную станцию Транссиба. Теперь таких ограничений нет, и интерес к поездкам по Транссибирской магистрали стабильно растет. Большинство туристов, например, в Красноярск, приезжает в город на один-два дня и успевает посетить главные достопримечательности, включая Красноярскую ГЭС и родину писателя Виктора Астафьева — деревню Овсянку на Енисее. По такой же схеме иностранцы посещают и другие города магистрали: максимум два дня экскурсий, и двигаются дальше. Сейчас на Транссибе оперируют несколько компаний, в управлении которых находятся туристические составы, в том числе оформленные в стиле «Восточного экспресса». Вместе с тем все больше иностранцев путешествуют на обычных поездах, ведь основные фирменные составы с каждым годом становятся все комфортнее. Лучшие из них оснащены биотуалетами, телевизорами, детскими игровыми комнатами и душевыми кабинками, что сводит неудобства путешествия по российским железным дорогам к минимуму.  
Главный пункт остановки на Транссибе, конечно, Байкал. Кроме того что Байкальский регион сам по себе привлекает тысячи отдыхающих, он остается важнейшим транзитным коридором для зарубежных туристов. Подавляющее число путешественников-иностранцев, посещающих знаменитое озеро, едут дальше — в Монголию, Китай и Японию — либо направляются в европейскую часть России, главным образом в Москву. Роль этого коридора по мере развития трансграничного туризма будет только усиливаться: восточные соседи инвестируют громадные средства в привлечение интуристов. Только в Монголии каждый год открываются десятки новых кемпингов, рассчитанных на прием иностранцев. Многие из приезжих хотели бы продолжить свое путешествие в России.  
Но не всегда ожидания туристов в полной мере оправдываются. В 2006 году особенно явно проявились сильные и слабые стороны сибирского туризма. С одной стороны, значительно вырос интерес туристов к природным красотам региона. Как иностранцы, так и обеспеченные россияне с появлением новых мест размещения и расширением   
 
спектра услуг стали все чаще проводить свой отпуск в Сибири. Их уже не пугают дальние перелеты, тем более что благодаря усилившейся конкуренции между авиаперевозчиками полеты в Сибирь стали более доступны. Например, только в Иркутск и Новосибирск из Москвы летают несколько крупных авиакомпаний, усиленно соревнующихся между собой. Кроме того, в последний год очень активно развиваются прямые международные перелеты в Сибирь.  
Однако есть и обратная сторона. Сегодня сибирский туристический рынок уже не всегда может продемонстрировать готовность к столь возросшему интересу со стороны любителей путешествий. По заявлениям байкальских туроператоров, в Иркутске уже сейчас забронированы все гостиничные номера вплоть до середины осени, а заявки на прием новых групп продолжают поступать. Причем значительная часть брони приходится на гостей из других регионов России. Впрочем, иностранцев тоже становится все больше. Не исключено, что свою роль сыграл фактор отложенного спроса, ведь в прошлом году многие туристы отказались от запланированных поездок по Китаю, Монголии и Сибири из-за опасности атипичной пневмонии.  
Рост интереса к Байкалу вызвал строительный бум на берегах озера. Главная тенденция сезона: вводятся в строй не просто летние деревянные домики, а турбазы, претендующие на круглогодичное использование. Как правило, в новых турбазах часть мест предназначена для летнего размещения, а несколько домов предполагается эксплуатировать и зимой. Аналогичная ситуация на Алтае: там появляется все больше турбаз и гостевых коттеджей, рассчитанных на прием в любое время года. А строительство частных гостиниц приобрело массовый характер: в деревнях на берегу Катуни нередко можно увидеть большие гостевые коттеджи на участках, где еще недавно росли картошка и капуста.  
Одна из главных трудностей развития сибирского турбизнеса — его ярко выраженная сезонность. Базы отдыха в любом месте Сибири заполняются лишь два-три месяца в году. Все остальное время они стоят пустые и в лучшем случае заселяются на выходные и праздники. Сибирский климат делает серьезные вложения в турбизнес низкорентабельными и даже убыточными. Прибыльность может гарантировать только устойчивый приток клиентов в течение всего года. А для этого надо создавать стимулы. Поэтому многие турбазы и гостиницы взялись за экскурсионную и развлекательную составляющую. Например, турбаза «Прибайкальская» (Иркутская область), одна из крупнейших в регионе, построила собственную горнолыжную трассу и ледодром. Таким способом хозяева базы намерены привлечь туристов в холодное время года. Другие владельцы гостиниц на берегу Байкала предлагают сафари на снегоходах, походы по льду Байкала и даже поездки на собачьих упряжках. Самой известной инициативой иркутян стало проведение «Зимниады» — цикла мероприятий в провальные для турбизнеса зимние и весенние месяцы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМА И ОТДЫХА В СИБИРИ.

На мировом  и российском рынке туризма и  отдыха существует большая конкуренция, и отвоевать свою нишу здесь очень  сложно.

Территория  нашей страны богата уникальными  природными ландшафтами и заповедными  зонами. Увы, большинство интересных объектов такого рода расположено в  далеких от европейской части  России районах Сибири и Дальнего Востока. Из-за своей труднодоступности, эти регионы могут похвастаться практически нетронутыми островками дикой природы, которые привлекают любителей природы, искателей приключений  и фотографов со всего мира.

В настоящее  время в России и в ее регионах прилагаются большие усилия по развитию сферы туризма. Более того, идет процесс  интеграции разных сфер экономики для  создания совместного туристского  продукта, в котором могли бы наиболее полно быть реализованы туристские ресурсы.

Большое значение для туризма имеет активное включение в эту сферу деятельности администрации регионов Сибири, без  их поддержки турфирмам не решить глобальных задач отрасли: увеличить  поток туристов в свой край, достойно представить регион на выставках-ярмарках, развить инфраструктуру.

По потенциалу развития туризма Красноярский край входит в лидирующую группу среди российских регионов. Однако пока область между Алтаем и Байкалом практически не воспринимается как место для отдыха, необходимо отойти от восприятия Красноярского края как промышленного, индустриального центра. Поэтому одним из основных пунктов реализации концепции развития туризма является формирование имиджа края как региона, привлекательного для туристов.

Для увеличения потока туристов предполагается выработать генеральную идею, которая стала  бы для них привлекательной, т.е. потенциальные туристы должны четко  знать, ради чего стоит проделывать  путь в тысячи километров в центр  России. Поэтому, на увеличение потока туристов может повлиять некая целостная  форма (легенда), присущая лишь этому  региону. Например, можно попробовать  распространить сказку о рождении в  Енисейске внука Деда Мороза. К  этой легенде необходимо «подтянуть»  и другие проекты, так как продавать  их по одному весьма сложно.

Развитие  въездного туризма предполагает использование природных ресурсов, поэтому именно на них должен быть сделан упор при определении важнейших  направлений региональной туристской политики. К примеру, Красноярский край проигрывает Алтаю, Иркутской области  по степени известности природных  комплексов.

Развивать въездной туризм на территории Красноярского  края необходимо вместе с Хакасией и Тувой. Эти республики знамениты  древними археологическими памятниками (курганами) и имеют более значимый этнографический потенциал. Однако для того, чтобы связать культурно-историческое наследие регионов в единое целое, нужны  инвестиции. Например, туристический  маршрут «Саянское кольцо» пользуется у отдыхающих особой популярностью. Однако проект требует доработки. Основная проблема - это отсутствие информации. Помощь властей может заключаться  в предоставлении гарантий инвесторам за счет средств бюджета.

Привлекательность Красноярского края как объекта  туризма определяется, прежде всего, следующими факторами: историческое и  культурное развитие региона, которое  неразрывно связано с историей и  культурой всей России; географическое положение, позволяющее сделать  край отправной точкой туристских маршрутов  по Сибири, Дальнему Востоку, а также  странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, в регионе регулярно  проводятся международные соревнования по различным видам спорта. Наиболее перспективными являются города: Красноярск, Дивногорск, Минусинск, Енисейск; районы: Шушенский, Ермаковский, Березовский.

Приоритетными в политике этой отрасли в настоящее  время признаны пять направлений: «Красноярск - центр туризма России»; «Саянское  кольцо»; «Енисейск - духовная столица  Сибири»; «Минусинск ждет гостей». Планируется  создание научно-информационного центра, развитие экологического туризма на базе заповедника «Столбы», и конечно же открытие горнолыжного центра в Бобровом логу.

Предполагается  развивать различные виды туризма: культурно-исторический, экологический, этнографический, спортивный.

Для Манского и Курагинского районов, например, в стадии разработки находится проект под названием «Русская деревня». Он отразит быт старинных сибирских поселений.

В будущем  Красноярский край планирует занять первое место в Сибирском федеральном  округе по объему внутреннего туризма. Согласно концепции развития туризма  до 2010 года, принятой администрацией Красноярского  края, власти региона намерены активно  развивать направления во внутреннем туризме: сплавы по реке Мана, конные маршруты в Шушенском районе, восхождения на горы в Ермаковском районе.

Уже по итогам туристического сезона 2006 года природный парк Ергаки в Ермаковском районе пользовался особой популярностью у туристов: за лето там побывали 15 тысяч человек. В основном, гости парка предпочли не ограничивать себя отдыхом на благоустроенных базах: они выбирали туристические походы с палатками в горы.

А для  любителей такого отдыха как сплав  по реке Мана были оборудованы две стоянки, отсыпан один из самых сложных участков автодороги «Маганск-Береть».

На озере  Тагарское в Минусинском районе определены границы пляжей для «диких» туристов и туристов, отдыхающих в санатории «Сосновый бор».

На пляже  озера Большое в Шарыповском районе этим летом были установлены пожарные щиты, туалетные кабинки, мусорные контейнеры, работали летние кафе. Прибрежную территорию охраняли милиционеры, а на воде дежурили спасатели.

В районах  края специалисты местных администраций  разрабатывали программу развития туристической отрасли в муниципальных  образованиях. Эти проекты войдут в краевую консолидированную  программу развития въездного и  внутреннего туризма. Итогом проделанной  работы стала подготовка проекта  краевого закона «О туристической деятельности на территории Красноярского края». Планируется, что в конце октября 2007 года закон внесут на рассмотрение в Законодательное собрание края. Если этот закон будет принят, он заметно облегчит работу по развитию туризма в регионе.

Первые  шаги в этом направлении уже сделаны: по распоряжению губернатора края следить  за порядком и благоустраивать зону отдыха от зоопарка «Роев ручей» до залива Шумиха на Красноярском море теперь будут краевые власти.

Отличный  мир отдыха, туризма и приключений  ждет туристов в Хакасии. На сегодняшний день в Хакасии, благодаря её географическому положению, разнообразному природному ландшафту и богатому историко-культурному наследию, предлагается широкий комплекс туристских услуг.

Гости и жители Хакасии отдают свое предпочтение различным видам туризма. Наиболее популярными видами туризма у  российских посетителей в Хакасии  является горнолыжный туризм - 25%, отдых  в Хакасии - 23%, культурно-познавательный туризм - 18%, охотничьи и рыболовные туры- 15%.

Хакасия известна во всем мире своими древними историко-археологическими памятниками. Это настоящая археологическая  Мекка Сибири, музей под открытым небом. На ее территории насчитывается  около 30 тыс. памятников древней истории: наскальные рисунки, руины древних  городов, оборонительные укрепления, горные плавильни и святилища, тысячи древних  могильников и захоронений.

Хакасская степь - это соленые озера - здесь  расположены многочисленные базы отдыха и курорты. Самое известное озеро - Шира, где находится одноименный курорт федерального значения. В 8 км севернее озера Шира расположено другое озеро - Беле. Это самый большой минеральный водоем края и всей Восточной Сибири.

Хакасия не менее интересный регион и с  точки зрения экологического туризма. Путешественников особенно привлекает, в рамках тура «Великое Саянское кольцо», археологический заповедник «Казановка»  с юрточным комплексом «Ахтас», где туристы изучают наскальные рисунки, возраст которых составляет 3-5 тыс. лет, посещают места действующих археологических раскопок.

«Саянское кольцо» планирует запустить новый семидневный специализированный археологический тур по заповеднику и Аскизскому району с поездками на Большой Салбыкский курган (4-3 вв. до н. э.) и в степную долину Читы-Хыс. Программа особенно интересна, потому что включает посещение национального праздника Тум-пайрам. Он проводится в степных районах Хакасии после перекочевки скотоводов с зимних пастбищ на летние - перезимовавший скот поправляется на первом зеленом корме, появляется первое «большое молоко». Помимо ритуальных действ, в программу праздника входят спортивные состязания: конные скачки, соревнования в силе и ловкости, конкурс национальной кухни.

Большой интерес для путешественников представляет Саяно-Шушенский биосферный заповедник. Его географическое положение на стыке сибирской горной тайги с сухими каменистыми степями Центральной Азии, разнообразие ландшафтов, климата и рельефа определяют богатство и уникальность растительного и животного мира. По соседству с северным оленем, белой куропаткой, типичными для Заполярья, здесь можно встретить представителей центрально-азиатской и монгольской фауны - алтайского улара, сибирского горного козла, длиннохвостого хомячка, снежного барса, а также соболя, бурого медведя, кабарги, которые характерны для сибирской тайги. В целом здесь более 300 видов птиц, более 50 видов млекопитающих, 18 видов рыб, 5 видов пресмыкающихся и 2 вида земноводных. Из них около сотни видов являются редкими, исчезающими и включенными в Красную книгу.

Настоящей жемчужиной Тувы называют знаменитый на весь мир биосферный заповедник «Убсунурская котловина», который в 2003 году был включен в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Знамениты туры Закаменского и Джидинского районов: сплавы по рекам Темник, Снежная Джида и тренинг по хребту Хамар-Дабан.

Новый эзотерический тур «Путь шамана»  приглашает туристов в культовые  места Тувы, познакомиться с ритуалами  и обрядами шаманизма, методами самолечения, посетить буддистский монастырь, услышать проповедь настоящего ламы, послушать  традиционное тувинское горловое пение.

Информация о работе Туристский потенциал сибирского региона