Туристско рекреационный потенциал Словакии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Индустрия туризма становится сегодня важнейшей отраслью мировой экономики и хозяйственных комплексов многих стран мира.
Однако надо заметить, что развитие международного туризма географически весьма неоднородно. Это касается стран Центральной и Восточной Европы, которые в начале 90-х гг. прошедшего столетия вступили на путь развития рыночной экономики. Долгие годы (начиная со второй половины 50-х гг. ХХ в.) страны Центральной и Восточной Европы были замкнуты на туристском рынке стран социалистического лагеря. Эта замкнутость определенным образом сказывалась на географии туристских потоков, на инфраструктуре и индустрии туризма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы исследования туристских ресурсов……………5
1.1.Основные понятия, используемые при изучении туристских ресурсов 5
1.2.Особенности использования туристских ресурсов………………………14
2.Природно–культурные и культурно – исторические туристские ресурсы Словакии……………………………………………………………..18
2.1.Объекты всемирного культурного и природного наследия……………...19
2.2.Другие достопримечательности……………………………………………23
2.3.Курорты Словакии………………………………………………………….28
2.3.1.Лечебные курорты,………………………………………………………..28
2.3.2.Горнолыжные курорты…………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы……………………..........................................................49

Работа содержит 1 файл

лёха.doc

— 258.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Теоретические основы исследования туристских ресурсов……………5

1.1.Основные    понятия, используемые при изучении туристских ресурсов 5

1.2.Особенности использования туристских ресурсов………………………14

2.Природно–культурные и культурно – исторические туристские ресурсы Словакии……………………………………………………………..18

2.1.Объекты всемирного культурного и природного наследия……………...19

2.2.Другие достопримечательности……………………………………………23

2.3.Курорты Словакии………………………………………………………….28

2.3.1.Лечебные курорты,………………………………………………………..28

2.3.2.Горнолыжные курорты…………………………………………………...36

Заключение……………………………………………………………………..47

Список  литературы……………………..........................................................49                                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   Индустрия туризма становится сегодня важнейшей  отраслью мировой экономики и  хозяйственных комплексов многих стран  мира.

   Однако  надо заметить, что развитие международного туризма географически весьма неоднородно. Это касается стран Центральной и Восточной Европы,  которые  в начале 90-х гг. прошедшего столетия вступили на путь развития рыночной экономики. Долгие годы (начиная со второй половины 50-х гг. ХХ в.) страны Центральной и Восточной Европы были замкнуты на туристском рынке стран социалистического лагеря. Эта замкнутость определенным образом сказывалась на географии туристских потоков, на инфраструктуре и индустрии туризма.

   Переход в начале 90-х гг. ХХ в. Словакии на рыночную систему хозяйствования потребовал структурных изменений не только туристской отрасли этой страны , но и всей туристской политики, и, даже можно сказать, ее идеологии. В настоящий период роль Словакии в международном туризме незначительна, но страна уже сейчас имеет прекрасные возможности для развития этого сектора экономики. Изучение перспектив развития международного туризма в Словакии представляет интерес и с той точки зрения, что страна находится в непосредственной близости от России.

   Словакия страна небольшая, но располагающая интересными туристическими объектами и возможностями для проведения отдыха и оздоровления. Основу составляют здесь горы Татры с высотами примерно 3000 м., национальные парки и охраняемые территории.

   Цель  данной работы – выявить основные черты географии

туристских  ресурсов Словакии и их роль в развитии международного туризма.

   Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы исследования туристских ресурсов страны.
  2. Исследовать природно-культурные и культурно-исторические ресурсы страны.

   В работе использовались методы традиционные для экономико-географических исследований: методы математического моделирования, составление логических схем, методы экспертных оценок, методы визуального наблюдения, описания, исторический метод, метод картирования.

   Информационной  базой исследования послужили монографии известного эконом-географа И.В Маергойза, научные статьи, научно-популярная литература, материалы периодической  печати, ресурсы Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы исследования туристских ресурсов. 
 

    1.1.Основные  понятия, используемые  при изучении туристских  ресурсов. 
 

   Туризм  основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов.

Суть  туристских ресурсов - объекты туристского интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов - туризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.

   Туристские  ресурсы чаще всего создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует - совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы

собственности, если к тому нет наложенных в установленном  законом порядке ограничений.

   Туристские  ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое  благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом  плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

   Наиболее  часто употребляемые в научном  обиходе дефиниции туристских ресурсов:

   Туристские  ресурсы - природно-климатические, социально-культурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма.

   Туристские  ресурсы - природные, исторические и социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил (Закон РФ "Об основах туристской деятельности в РФ", 1996).

   Понятие туристские ресурсы сходно с понятием рекреационные ресурсы. Природные рекреационные ресурсы- это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма.

   Данное  определение по своей сути справедливо  и для культурно-исторических рекреационных  ресурсов (памятники архитектуры, истории, этнографии и др.). К тому же оно  не противоречит определению "туристские

ресурсы", приведенному в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

   По  мнению В.А. Квартального, рекреационные ресурсы - часть туристских ресурсов, представляющая собой природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей.

   Производство  туристского продукта базируется на целевом и рациональном использовании  туристских ресурсов. Основой этого  процесса являются туристский интерес  и туристские впечатления.

   Туристский  интерес- перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения его потребностей в конкретном туристском продукте, основанном на определенном комплексе туристских ресурсов, являющихся объектами туристского интереса.

   Объекты туристского интереса- места, привлекательные для туристов благодаря естественным или искусственно созданным чертам (природа, климатические условия, достопримечательности и т.д.). Основными характеристиками объектов туристского интереса являются:

· привлекательность (аттракция) для туристов;

· познавательная ценность (связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические интереса являются: достоинства);

  • рекреационная ценность (возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов);

· известность (популярность среди туристов);

· необычность (экзотичность);

· выразительность (взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой);

· сохранность (состояние объекта, его подготовленность к приему туристов);

· месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для передвижения автотранспорта, природная обстановка, определяющая объект).

   Объекты туристского интереса - достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребности туристских услуг и (или) туристского продукта и (или) тура, адекватно прямым или спутным целям тура.

   Чтобы объекты туристского интереса были использованы в целях туризма, необходимо развитие материально- технической  базы туристской индустрии и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих доведение до потенциального туриста необходимой и достаточной информации о данных объектах, комфортную и безопасную доставку туристов к ним, размещение, питание, развлечения.

   Важным  моментом при планировании использования туристских ресурсов является формирование инфраструктуры туризма, под которой понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, смежных туристской индустрии предприятий, обеспечивающих доступ туристов к туристским ресурсам и их рациональное использование в целях

туризма. К ней можно отнести и предприятия  фармацевтической и легкой промышленности, производящие сувениры, спортивные товары, одежду, фототовары, косметические  средства и т.п. Тенденции трансформации  инфраструктуры и прогнозы ее изменения необходимы для тщательного межрегионального, регионального и субрегионального планирования развития туризма, планирования развития инвестиций и, в конечном счете, занятости населения и доходов от туризма.

   Освоение  и использование туристских ресурсов требует соответствующей материально-технической базы, инфраструктуры туризма.

   Инфраструктура  туризма - комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам.

   Материально-техническая  база туризма - совокупность средств труда (здания, сооружения, транспорт, оборудование и т.п.), предназначенных для обслуживания туристов. Она является основой развития организованного туризма, так как создает необходимые условия для обеспечения туристов комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии, развлечения).

   В состав материально-технической базы туризма входят: гостиницы, транспортные организации, предприятия питания, торговли, развлечений, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря и т.д.

   Туристские  впечатления- комплекс эмоций, душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления им туристского продукта. Туристские впечатления о туристских ресурсах и туре в целом зависят от степени достижения цели путешествия.

   Туристские  ресурсы одно из основных понятий  географии международного туризма. По определению А.П. Дуровича и Н.И. Кабушкина туристские ресурсы - совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодные для использования в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы. К первым относятся природные и культурно- исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования собственно туристских ресурсов.

Информация о работе Туристско рекреационный потенциал Словакии