Туризм как фактор социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – всестороннее изучение туризма с точи зрения таких факторов, как социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать социально-экономические факторы развития туризма;
2. рассмотреть культурный фактор развития общества;
3. описать международное сотрудничество в области туризма.

Содержание

Введение
Глава 1. Факторы развития туризма
1.1. Социально-экономические факторы развития туризма
1.2. Туризм как фактор культурного развития общества
1.3. Международное сотрудничество в области туризма
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Туризм как фактор социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

В число объектов культурного туризма входят культурно-историческое наследие (исторические территории, архитектурные сооружения, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, обряды, выступления фольклорных коллективов) и актуальная культура сегодняшнего дня.

К туристской деятельности применяются технологии социокультурного проектирования – это означает необходимость проектирования особой культурной среды, формирующей социально-значимый опыт освоения культурных ценностей в процессе туристского маршрута, проектирование культурно-семантического пространства.

Под культурной средой Д.А. Шевченко понимает набор социальных факторов: социальные институты, идеи, ценности, способствующие формированию и восприятию ценностей, вкусов, правил и норм поведения различных групп общества. Д.А Шевченко определяет, что технология социально-культурного проектирования – компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, выработка целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработка путей и средств достижения поставленных целей. Проект является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих сложившимся нормам.

Кирова М.С. рассматривает культурно-семантическое пространство как структуру, в которой индивид воспринимает, классифицирует, сравнивает, оценивает культурные объекты или их характеристики.[9]

Культурный туризм требует специально организованной культурологической подготовки человека перед выездом в путешествие и мотивации на исследование чужого опыта с целью освоения позитивных составляющих тура. Для более успешной подготовки используют виртуальный тур, позволяющий потребителям туристических услуг ознакомиться с любым туристическим маршрутом, пройти по маршруту виртуально.

Таким образом, культурный туризм – это уникальная возможность совершенствования образа жизни различных групп населения, повышения качества собственной жизни через изучение культурного опыта жителей различных мест, культурных достопримечательностей, культурных традиций и достижений.

 

1.3. Международное сотрудничество в области туризма

 

Туризм играет все более заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль бурно развивается. На сферу туризма приходится сегодня около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.[10]

В связи с тем, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город. Значение туризма для экономики разных стран связано, прежде всего, с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего – это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество – рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.

Правовое регулирование международного сотрудничества в сфере туризма очерчено в главе VIII Федерального закона от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

В статье 18 записано, что правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".[11]

Указанный Закон принят Государственной Думой 16 июня 1995г. и подписан Президентом РФ 15 июля 1995г. Он определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации. Эти вопросы в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Международные договоры наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью её правовой системы.

В статье 19 Закона о туристской деятельности говорится, о возможности создания федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма представительств за пределами Российской Федерации. Цель создания представительств – продвижение туристского продукта на мировом туристском рынке. Порядок создания деятельности и ликвидации представительств определяется Правительством РФ в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Рост массовости и доступности международного туризма, взаимосвязь международного туристского обмена с экономико-социальными, интеграционными процессами в обществе обусловили появление в мире множества правительственных и неправительственных организаций и агентств, связанных с развитием туристской индустрии в мировом сообществе. Для России перспективы международного сотрудничества в сфере туризма, можно сказать, безграничны. При этом такое сотрудничество наиболее эффективно реализуется в системе международных туристических организаций.

Базовое формирование международного сотрудничества в сфере туризма осуществляют региональные экономические комиссии, специальные учреждения и программы Организации Объединенных Наций.

Центральная и решающая роль в поддержании сотрудничества по развитию туризма принадлежит Всемирной туристской организации (ВТО), образованной как международная межправительственная организация в области туризма 2 января 1975г. при активном участии Организации Объединенных Наций. Основной целью ВТО, согласно её Уставу, является "содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религий".[12]

Всё это касается практики правового регулирования туристской деятельности со стороны государства. Но дело в том, что туризм, является сферой услуг и, соответственно попадает в сферу гражданско-правовую. При этом во многих случаях гражданско-правовые отношения в сфере туристических услуг осложнены иностранным элементом, т.е. находятся в сфере международного частного права. Значит, не менее важной частью практики правового регулирования является практика заключения договоров на предоставление туристических услуг.

В последние годы возросла активность в сфере туристского бизнеса России, которая предлагает поездки за рубеж. Создаются и привлекают многочисленных клиентов всевозможные туристские фирмы, занимающиеся не только организацией международного и внутреннего туризма, но и такими новыми видами оказания услуг, как приобретение собственности за границей – "тайм-шер", организация клубного отдыха и т.д.

Туристские фирмы проводят большие рекламные кампании, всевозможные розыгрыши призов, пропагандируют солнечные берега и богатство заморских стран. Между тем, сталкиваясь с той или иной рекламирующей себя фирмой, оценивая документы, предлагаемые для ознакомления и подписания с туристом, нередко убеждаешься, что многие из них не только далеки от совершенства, но зачастую рассчитаны на некомпетентность клиентов, а иногда содержат явные элементы авантюризма или мошенничества. Во многих случаях документы не соответствуют законодательству о защите прав потребителей, валютному и иному законодательству, ставят клиента в условия, исключающие или крайне затрудняющие защиту его прав.

Государство, осуществляя функцию контроля за деятельностью туристских компаний, занимающихся международным туризмом, установило для них довольно жесткие требования, предъявляемые к сертификации услуг и обеспечению безопасности туристов. Так, согласно п. 11 Положения о лицензировании международной туристской деятельности основанием для отказа в выдаче фирме лицензии может стать отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям безопасности. Условиями действия выданной фирме лицензии в соответствии с названным Положением в первую очередь будет доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве и других обстоятельствах, в том числе о наличии лицензии и сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации.

Губернатор области и Правительство области в пределах своей компетенции осуществляют межрегиональные и международные связи и сотрудничество в сфере туризма, заключают в этих целях соответствующие соглашения с органами государственной власти и уполномоченными организациями других регионов Российской Федерации и иностранных государств.

К полномочиям областной Думы в сфере туризма и туристской деятельности относятся:[13]

1) принятие нормативных правовых актов области по вопросам туризма и туристской деятельности;

2) утверждение областных целевых программ развития туризма и туристской деятельности;

3) контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, принятых областной Думой;

4) осуществление иных полномочий в сфере туризма и туристской деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

К полномочиям Правительства области в сфере туризма и туристской деятельности относятся:

1) принятие в пределах своей компетенции правовых актов области по вопросам туризма и туристской деятельности;

2) определение основных направлений развития туристской деятельности на территории области;

3) разработка и реализация областных целевых программ и проектов развития туризма и туристской деятельности;

4) создание органа исполнительной власти области в сфере туризма и утверждение положения о нём;

5) управление государственной собственностью области в сфере туристской индустрии;

6) установление порядка и обеспечение ведения реестра туристских ресурсов области;

7) установление порядка учёта и обеспечение ведения реестра субъектов туристской индустрии области;

8) организация единой системы информационного обеспечения туристской деятельности;

9) разработка и реализация мер, направленных на обеспечение безопасности туристов на территории области;

10) содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;

11) содействие развитию муниципальной системы туризма.

Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило необходимость его международно-правовой регламентации: выработки различных правовых институтов и создания специализированных международных туристских организаций. Рассмотрим их.

В 1969г., согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН, неправительственный Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО) преобразован в межправительственную организацию в системе ООН – Всемирную туристскую организацию (ВТО). Устав Всемирной туристской организации вступил в силу 2 января 1975г., что и считается юридической датой её создания. По существу ВТО является единственной специализированной международной организацией в области туризма. В настоящее время ВТО объединяет более 120 государств мира.

В соответствии с Уставом ВТО главная цель её деятельности заключается в поощрении и развитии туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.

Устав ВТО устанавливает, что её руководящими органами являются Генеральная ассамблея, Исполнительный совет и Секретариат.

Генеральная ассамблея – высший орган ВТО, состоящий из делегатов, представляющих действительных членов.

Характер работы Генеральной ассамблеи сессионный: очередные сессии созываются раз в два года, а чрезвычайные – когда этого требуют обстоятельства.

Генеральная ассамблея учредила шесть региональных комиссий для: Европы, Африки, Америки, Южной Азии, Ближнего Востока, Восточной Азии и района Тихого океана, а также международный высший учебный центр по туризму (СИЕСТ) в Мексике. Комиссии решают задачи по претворению в жизнь технических рекомендаций ассамблеи в соответствующих регионах.

Исполнительный совет ВТО состоит из действительных членов, избираемых Генеральной ассамблеей.

Срок полномочий членов совета – четыре года. Собирается он на свои очередные сессии обычно два раза в год. Совет работает в период между сессиями ассамблеи.

При совете учрежден ряд вспомогательных органов: комитет по упрощению туристских формальностей, бюджетно-финансовый комитет, комитет по окружающей среде, технический комитет по программе и координации.

Секретариат ВТО состоит из генерального секретаря и штата сотрудников. Генеральный секретарь назначается Генеральной ассамблеей ВТО сроком на четыре года.

Секретариат проводит важную работу, ежегодно публикуя официальную, признанную ООН, статистику международного туризма.

В статьях устава, которые определяют финансовую деятельность ВТО, записано, что бюджет организации складывается из взносов действительных, ассоциированных и присоединившихся членов. Пропорциональность взносов определяется на основе уровня экономического развития и значения туризма для каждой страны. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания).

Ряд международных туристских организаций носит региональный характер. Так, например, Арабский союз по туризму, созданный в 1954г., объединяет национальные туристические организации ряда арабских государств.

Отдельные международные организации имеют профессиональную направленность, как, например, Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), основанная в 1951г., Всемирная ассоциация по профессиональному образованию в туризме, основанная в 1969г. под эгидой ВТО.

Информация о работе Туризм как фактор социально-экономического, культурного развития общества и международного сотрудничества