Туризм как вид сервисной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие туризма, как вид услуги. В ходе курсовой работы исследовались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие индустрия туризма.
2. Рассмотреть туристские потребности и мотивации.
3. Рассмотреть туристские услуги.

Содержание

1.Введение
2.Индустрия туризма.
2.1 понятие туризм.
2.2 Понятия туризма как сферы деятельности
2.3понятие туристская индустрия
3.Туристские потребности и мотивации.
3.1 Туристские потребности.
3.2 Туристские мотивации.
4.туристские услуги.
4.1 понятие услуги.
4.2 понятие туристские услуги
4.3 Основные туристские услуги
4.4 Дополнительные туристские услуги

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 245.25 Кб (Скачать)

1. Туристы - это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.

2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыть посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.

Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.

Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.

Для того чтобы сформулировать полное определение понятия "туризм", необходимо рассмотреть многоаспектность туризма и его взаимодействие с другими видами деятельности. Отсутствие единых определений затрудняет изучение туризма как учебной дисциплины.

Изучение туризма с научной точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития.

Международные организации постоянно обращаются к теме толкования терминологии, в основном с целью согласования принципов международной статистики. Так, в 1937 г. определение "международный турист" было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 г. International Union of  Official  Travel  Organization (IUOTO) - Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 г. во Всемирную туристскую организацию (ВТО), уточнил определение "турист", введя новые понятия: "экскурсант" И "транзитный путешественник".13 При этом было дано четкое разграничение этих категорий от категории "турист".

Определенные групповые и экономические интересы стран существенно влияют на толкование понятий, принимаемых за основу в национальных нормативных актах, регулирующих определенные отношения в сфере туризма.

 

2.3 понятие индустрии туризма

Инду́стри́я  (лат. industria — деятельность, усердие) — сфера деятельности, сектор экономики, включая производство, сбыт товаров какого-то рода (в том числе и услуг как товара), сопряжённые секторы и потребительская аудитория. Нередко слово «индустрия» всё ещё используется как синоним слова промышленность. Однако сегодня это уже не вполне корректно.
В XIX и в первой половине XX века промышленность составляла единственное содержание понятия индустрии, потому что процесс индустриализации сначала охватил те секторы экономики, в которых объединение рабочих усилий и централизация управления являлись наиболее необходимыми. В первую очередь это касается машиноёмких производств.

Однако к началу XXI века понятие «индустрия» в равной степени применимо как к металлургии, так и к туризму, как к производству продуктов питания  или тканей, так и к кинематографу.

Туризм зародился в начале XIX века в Англии. Спустя столетие туризм превратился в общественное явление огромного масштаба. Усовершенствование производственных сил в обществе привело к появлению большего количества свободного времени, а новые динамические условия жизни общества привели к возрастанию рекреационных потребностей населения. К 60-м годам XX века на территории Западной Европы, и в особенности США начала складываться особая социально-экономическая система, которая к началу 80-х годов стала приобретать международный характер - индустрия туризма. Система взглядов на это явление в мировой научной общественности постоянно менялась. И в настоящее время структура системы индустрии туризма, определение отдельных компонентов, входящих в нее, и даже само определение дефиниции "индустрия туризма" остается спорным. Актуальность  определения четкой позиции  по этому вопросу заключается в том, что в зависимости от полноты и ясности определения границ системы индустрии туризма, выявления структурных компонентов, входящих в нее, главных и вспомогательных отраслей, производящих рекреационные услуги,  можно установить и прогнозировать закономерности развития этой системы, иметь четкие представления о ее границах, и как следствие этого рассчитать реальный экономический эффект от этой отрасли экономики и ее влияния на развитие определенной территории.

Индустрия туризма – совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально- технической базы туризма.2 Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:

- организаторов туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

-предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.);

- предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);

- транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.);

- экскурсионное бюро;

- производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);

-предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);

- предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);

- учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы);

- органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации);

- учебные, научные, проектные учреждения.

              Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.

Исходя из этих предпосылок. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств  транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Развитие индустрии туризма (строительство дорог, гостиничных
и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных террито­
рий) требует больших капитальных вложений и финансируется из раз­
ных источников (государственные структуры, частные организации
(отечественные и зарубежные), международные организации и т.д.)3 Рост объемов производства в индустрии туризма передается дру­
гим отраслям экономики, где разворачивается инвестиционная дея­
тельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый обо­
рот и, следовательно, увеличивается прибыль. Часть полученных
доходов поступает государству в виде налогов. Собранные таким об­
разом средства могут быть направлены на дальнейшее финансирова­
ние инфраструктуры индустрии туризма, оказание материальной по­
мощи социально незащищенным группам населения, на развитие
системы подготовки персонала для сферы туристских услуг.
Индустрия туризма должна рассматриваться как экономическая
категория, выражающая совокупность взаимосвязанных отраслей
и производств национальной экономики, единой функциональной
задачей которых является деятельность, направленная на удовлетво­
рение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в раз­
личных видах отдыха и путешествий в свободное время при рацио­нальном использовании всех имеющихся туристских ресурсов.
 

 

3.Туристские потребности и мотивации.

   3.1 Туристские потребности.

Потребности туриста, очередность и мера их удовлетворения в значительной степени отличаются от постоянных жизненных потребностей человека. Желание переместиться в новое место, сменить свое обычное местонахождение вызвано, прежде всего, нематериальными потребностями. Нужда в приобретении новых знаний о ранее незнакомых местах и посещении полюбившихся мест – это одна из основных потребностей туриста.

Потребность в своеобразном отдыхе или оздоровлении в процессе перемещения или смены обычного местонахождения. Удовлетворение религиозно-культовых потребностей в специфических местах или в местах нахождения религиозных святынь побуждает к перемещению в указанные места. Деловые встречи, приобретение товарной продукции на удаленных рынках становится целью бизнес-поездок. Желание пообщаться с новыми людьми, познакомиться, завязать дружбу и сформировать семейные отношения, повстречать старых друзей могут в определенное время обостриться настолько, что человек готов оставить обычное занятие, постоянное место и поехать, пойти пешком навстречу своим желаниям, как бы далеко эти встречи не происходили. Он становится  туристом.

Таким образом, потребности в туристской услуге формируются состоянием индивидуума, сообществом людей, окружающей средой и зависит от состояния человека, его характера, здоровья, возраста, финансовых возможностей, окружающего сообщества, уровня общей, религиозной, экономической, физической и других видов культуры.

Потребности побуждают мотивы к их удовлетворению, которое может произойти только путем реального перемещения в некаждодневные места пребывания.

Отсюда потребность туриста – это нужда в культурном, познавательном, социальном, моральном или физиологическом благе, которую испытывает человек или группа людей и которая может быть удовлетворена только в результате реального, комфортного перемещения в места некаждодневного пребывания или проживания.

 

 

Известный американский ученый-психолог Маслоу считает, что в разное время людьми движут разные потребности. Эти потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных:

физиологические потребности и потребности самосохранения;

социальные потребности (встречи, дружба, любовь);

потребности в уважении;

потребности в самоутверждении.

Эта теория помогает маркетологам понимать потребности покупателей и способы продвижения товаров: кому и что предлагать, как это производить. Все это в равной степени относится и к туристскому продукту. В идеале туристский продукт должен одинаково удовлетворять все уровни потребностей. Поэтому туристское предприятие должно поддерживать это множественное удовлетворение через создание качественного продукта, ориентированного на потребности туристов.

Изучением потребностей туристов занимается туристский маркетинг. Маркетинговое изучение рынка туристских услуг состоит из:

А) анализа рекреационных условий, материальной базы и инфраструктуры отдыха

Б) изучения направлений развития спроса потребителей;

В) проработки соответствия между возможными предложением и имеющимся спросом.

Туристские потребности развиваются в соответствии с законом возрастания и возвышения потребностей. Содержание этого закона нам представляется в форме объективной, прямой и устойчивой причинно-следственной связи между уровнем развития личности (или общества) и потребностями в туристских услугах. Чем более развита индивидуальность, выше уровень ее культурного, интеллектуального, образовательного развития тем непреодолимее нужда к новым познаниям, путешествиям, к новым знакомствам и общению. Потребности эти удовлетворяются в значительной мере через туризм.

 

Аналогичная взаимосвязь между уровнем развития общества, прежде всего, экономического и масштабом туристских поездок граждан данной страны. Яркий пример тому Япония. За последние десятилетия страна достигла значительных экономических показателей. Одновременно, как утверждает статистика, японцы стали самой путешествующей нацией.

 

Классификация туристских потребностей принципиально отличается от известной «пирамиды» обычных потребностей. Здесь нет устойчивых первичных и наиболее важных материальных потребностей, как в пирамиде Маслоу. Приоритетность зависит от субъективных качеств туриста и может поменяться даже в процессе потребления  туристской услуги. 5

 

3.2 Туристские мотивации.

Туристическую мотивацию можно определить как побуждение к путешествию. Но что же побуждает человека отправиться в пу­тешествие? Мотивы, которыми руководствуется турист, многообразны. Мотивы прежде всего определяются целями путешествия. Цели путешествия могут быть самыми различными: отдых, досуг, раз­влечение, познание, спорт, лечение, паломничество, деловые це­ли и т.д. .

Можно выделить следующие мотивы путешествий. .

Забота о сохранении здоровья. В данном случае поездка связана с лечением, пляжным отдыхом, занятием оздоровительными видами спорта. Во время таких поездок появляется возможность занимать­ся регулярно теми видами спорта, которые лишь эпизодически дос- тупны в течение года, а также систематически получать медицин­ские процедуры. Образовательные цели. Практикуются туры с целью изучения иностранных языков, получения бизнес-образования (менеджмент, маркетинг и др.); распространенными становятся обучающие туры по интересам (кулинария, искусство, экология и др.). .

Информация о работе Туризм как вид сервисной деятельности