Туризм. Основные понятия и сущьность туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Сфера туризма является важнейшей и составной частью экономики любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических преобразованиях, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.

Содержание

ВВДЕНИЕ 3

1. Сущность туризма и основные понятия

организации и управления в сфере туризма. 4

2. Управленческий труд в туризме.
2.1. Содержание и особенности управленческого труда в
туризме. 10
2.2. Особенности мотивации в туризме 12

2.3. Анализ результатов социологического исследования

туристской мотивации 29

3. Специфика организации и управления в сфере туризма. 41

Заключение 46

Список используемой литературы 47

Работа содержит 1 файл

Туризм.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

Содержание

ВВДЕНИЕ                                         3

1. Сущность  туризма и основные понятия

организации и управления в сфере туризма.                          4

2. Управленческий  труд в туризме.

2.1. Содержание  и особенности управленческого  труда в

 туризме.                      10

2.2. Особенности  мотивации в туризме                 12

2.3. Анализ  результатов социологического исследования 

туристской  мотивации          29

3. Специфика  организации и управления в  сфере туризма.    41

Заключение           46

Список  используемой литературы        47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Туризм  является одним из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовлетворение потребностей в отдыхе, которое является важной целью туризма, осуществляется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей общественного производства.

      В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел  из категории элитного продукта в  категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

      Сфера туризма является важнейшей и  составной частью экономики любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических преобразованиях, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.

      Вопросы организации и управления в сфере  туризма рассматриваются в работах таких авторов, как Кабушкин Н.И., Дурович А.П., Балабанов И.Т. и др.

 

      

      1. Сущность туризма и основные  понятия

      организации и управления в сфере туризма 

      Человечеству  на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т. п.

      Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни.

      Туризм  в первоначальном смысле понимался как передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако в процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали изменения и дополнения.

      В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

      Современная экономическая наука рассматривает  туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой – определить характер взаимодействия с внешней средой.

      В соответствии с определением, разработанным  Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

      В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя   К. Каспара, лежат две субсистемы:

      - субъект туризма, т. е. турист  – потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;

      - объект туризма, состоящий из  трех элементов: туристского региона,  туристского предприятия и туристских организаций.

      Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов.

      Выделяют  две формы туризма: внутренний и международный туризм.

      Внутренний  туризм – путешествия внутри своей  страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

      На  долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.

      Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без  занятия оплачиваемой деятельностью  в месте временного пребывания.

      В среднем около 65% всех международных  туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы.

      В последнее время наметилась тенденция  сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).

      Вид туризма связан со спецификой отражения  финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

      Приезд  иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег в страну или данный регион.

      Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм служит фактором вывоза денег в страну или данный регион.

      Туризм  по наиболее существенным признакам  делится на отдельные разновидности. Таковыми признаками являются: цель путешествия, способ передвижения, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, характер организации путешествия и т.п.

       В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.

      Рекреационный туризм характеризуется длительностью  путешествия, небольшим количеством  городов, входящих в маршрут, широким  использованием авиационного транспорта. Познавательный туризм выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на человека подразделяется на климато-, море-, грязелечение и т.д. Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и конференций. Сравнительно новым в международном бизнесе является научный туризм. Образовательные поездки за границу стали одним из установившихся сегментов российского турбизнеса.

      По  способу передвижения туристов различают: пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.

      Существуют  факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка.

      Внешние обстоятельства эффективности туризма  включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы.

      В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.

      Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь  именно эти условия. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо – отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.

      К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы.

      Демографические и социальные изменения ведут  к тому, что все больше людей будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать. К этим изменениям относятся следующие показатели:

  • увеличение продолжительности жизни;
  • формирование подвижного стереотипа жизни населения;
  • возрастание доли одиноких пожилых людей;
  • увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;
  • понижение возраста выхода на пенсию;
  • увеличение дохода на члена семьи
  • тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте;
  • возрастание числа бездетных пар.

      В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся следующие показатели:

  • экономическая ситуация в стране;
  • финансовая стабильность;
  • уровень доходов населения;
  • ускорение НТП в отрасли туризма;
  • цены на товары.

      Политическая  обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно способствуют расширению международных туристских связей следующие показатели:

  • внутриполитическая стабильность страны;
  • мирные, дружественные отношения между государствами;
  • соглашения по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и правительственном уровнях.

      Организация и управление в сфере туризма  тесно связаны с такими понятиями, как «туристская индустрия» и «туристская политика».

      Туристская  индустрия - это совокупность средств  размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

      Туристская  индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей  и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.

      Эффективное функционирование системы туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это обуславливает необходимость разработки и реализации туристской политики.

      Туристская  политика – это система методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительственными, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

Информация о работе Туризм. Основные понятия и сущьность туризма