Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривался как туризм Республики Беларусь в целом, так и его подвид – событийный туризм.
Кроме того, был описан ряд мер, необходимых для лучшего функционирования структуры управления туризмом и для дальнейшего развития событийного туризма в Республике.
Также приведены примеры мероприятий, не так давно проводимых в стране, и наиболее популярных программ новогодних и рождественских каникул.

Содержание

Введение 3
Глава I. Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие 4
Управление туризмом 4
Стратегия развития туризма в Беларуси 7
Глава II. Событийный туризм, его разновидности и воплощения 13
Глава III. Событийный туризм в действии 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

Туризм РБ.docx

— 127.87 Кб (Скачать)

Однако вся  беда в том, что мы реализуем далеко не все наше туристское достояние. Сегодня  для туристско-экскурсионного показа используется менее 10% историко-культурных памятников. Многие исторические объекты  нуждаются в реставрации, благоустройстве  прилегающих территорий. По экспертным оценкам, в познавательно-экскурсионных  целях можно использовать около 2 тыс. объектов, в большинстве сохранившихся, но частично нуждающихся в реставрации  фондов или благоустройстве прилегающих  территорий.

Помимо этого  есть и другие изъяны в нашей организации  туристско-рекреационного дела. У нас  еще мало рекреационных ландшафтов, в первую очередь парков в городах; оборудование и уровень благоустройства  их не соответствуют современным  требованиям; недостаточно разнообразны места отдыха в пригородных зонах. Загородные рекреационные ландшафты  не имеют удобных транспортных связей с жилыми районами городов; отсутствие благоустройства в местах массового  отдыха населения ведет к деградации ценных природных территорий.

При развитии рекреационной инфраструктуры недостаточно учитываются рекреационные потребности  различных групп населения.

Практически не применялся метод комплексной  застройки туристско-рекреационных  зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных и пляжных  территорий, созданием эффективной  инженерной и социальной инфраструктуры.

Территории  отдельных туристско-рекреационных  образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную систему.

Отсутствует система контроля за состоянием природных  территорий повышенного туристского  спроса, уровнем нагрузок на территории вокруг объектов экскурсионного показа – охранных зон памятников, границы  для большинства которых не определены и по сей день.

Крайне не развита инфраструктура обслуживания туристов на значительных по протяженности  транспортных туристских маршрутах.

Наконец, банальное  загрязнение окружающей среды в  крупных городах и на прилегающих  к ним территориях.

И главное  – отсутствует законодательная  база, определяющая статус, условия  развития и осуществления контроля за содержанием курортно-рекреационных  зон и территорий.

Планомерно  устраняя эти недостатки, развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться все-таки на тех его  видах и формах, которые позволяют  наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники  архитектуры, истории, самобытные достояния  культуры, включая традиционные фестивали, народные праздники и обряды.

В этой связи  завершенная Схема предлагает опорный  каркас национальной туристско-рекреационной  системы Беларуси, который образуют основные (главные) туристские трассы (маршруты) – трансъевропейские  коридоры: № 2 Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва; № 9 Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–Витебск–Санкт-Петербург; № 9А Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные в систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи  Беларуси с соседними странами и  внутри страны: Южные регионы России–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Брест–Варшава; Москва–Смоленск–Витебск–Полоцк–Рига; Вильнюс–Глубокое–Полоцк–Великие  Луки–Санкт-Петербург; Варшава–Белосток–Гродно–Вильнюс–Санкт-Петербург; Минск–Орша–Мстиславль–Костюковичи; Москва–Рославль–Кричев–Рогачев–Бобруйск; Белосток–Волковыск–Барановичи.

В этом каркасе  выделяются центры национальной туристско-рекреационной  системы, которые развиваются как  многофункциональные поселения. В  них предусмотрено сосредоточение объектов обслуживания туристов –  расселение, питание, медицинское и  бытовое обслуживание, транспортные услуги, объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы. Здесь сосредоточивается преимущественное большинство туристских фирм и предприятий, торгующих туристским продуктом  и осуществляющих экскурсионное  обслуживание. Главные и второстепенные туристские трассы национального значения Беларуси образуют радиальные связи  больших городов – туристских центров между собой и с  основными туристскими регионами  страны, и имеют выходы на международные  связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. В дополнение к ним  предусмотрено формирование системы  туристских трасс регионального  значения, позволяющих создать кольцевые  маршруты и включить в систему  туризма Беларуси территории с ценным туристско-рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главных  транспортных магистралей страны.

Приоритетными зонами развития туризма на национальном уровне являются Брестско-Каменецкая, Барановичско-Слонимская, Гродненская, Новогрудско-Несвижская, Минско-Молодечненская, Нарочанско-Поставская, Полоцко-Ушачско-Лепельская, Витебско-Оршанская, Бобруйско-Могилевская  и Туровско-Мозырская туристско-рекреационные  зоны. Благоприятными предпосылками  их развития является то, что практически  все они находятся в ареале влияния или на пересечении действующих  и перспективных трансъевропейских  коммуникационных коридоров и концентрируются  вокруг основных центров туристской инфраструктуры.

Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался устойчиво, нам необходимо иметь  соответствующую стратегию. Принципиальное звено этой стратегии – завершенная  Схема комплексной территориальной  организации туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагает следующие  перманентные операции:

  • оценку существующего туристского рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз туристско-рекреационных потоков;
  • разработку предложений по организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа к ним;
  • определение источников инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих развитию туристской деятельности в регионе и республике.

Теперь назовем  исходные проблемы, без разрешения которых стратегия обречена. Они  обусловлены отсутствием у нас  многих базисных компонентов эффективной  системы туризма, а именно:

  • индустрии туризма как самостоятельной отрасли народного хозяйства;
  • единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;
  • должного по международным стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо больших ценах за него;
  • государственных и частных инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности отечественных и зарубежных инвесторов;
  • единой системы научного и рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

И это все  при росте конкуренции на туристских рынках сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.

Важнейшие направления  мероприятий, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма  на региональном уровне:

  • реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей–пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);
  • расширение (модернизация) сферы туристских услуг;
  • стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;
  • реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;
  • организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;
  • определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);
  • подготовка региональных кадров для туристской отрасли;
  • разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых.

 

Глава II.

Событийный туризм, его  разновидности и воплощения

 

Туризм –  одно из наиболее динамичных явлений  современного мира. В последнее время  он приобрел колоссальные темпы роста  и масштабы влияния на уровень  развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой  отраслью экономики.

Развитие  внешнего туризма в Республике в  настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и  предпосылки к его росту. Все  больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые предлагают широкий выбор услуг своим  клиентам. Можно предположить, что  через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей  стране, ведь условия для внутреннего  туризма достаточно благоприятные.

Мы говорим  о въездном туризме Беларуси, подразумевая то, что нам есть что показать. А в это время горит замок  в Несвиже, погибают руины кревского  замка, гольшанской и Ружанской  резиденций Сапегов, заколочены многие костёлы и церкви и т.д. Что  показывать?

Замок Радзивиллов  сожгли 24 декабря 2002 года. Несвижский замок уже год находился на реставрации, а потому в здании не было ценных экспонатов. Однако сам замок представляет собой значительную историческую ценность. Строительство Несвижского замка было начато еще в XVI веке по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони. Во многом благодаря замку Несвиж в свое время стал одним из центров европейской культуры. В библиотеке замка хранилась часть архивов Великого княжества Литовского. С приходом советской власти законные владельцы архитектурной жемчужины покинули территорию Беларуси, а замок на долгое время стал санаторием. И только в 2000 году было принято долгожданное решение о реставрации уникального памятника зодчества, а также подготовлено решение включить его в список памятников мировой культуры ЮНЕСКО.

Спортивный и событийный туризм – это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.

Событийный  туризм – это выставки, ярмарки, фестивали, концерты, спортивные и культурные мероприятия.


Беларусь, обладая  богатым природным и культурным потенциалом, по-прежнему занимает довольно скромное место на международном  туристском рынке. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, обозначить проблемы и возможности полноценного развития туризма в обозримом  будущем, проанализируем тенденции  развития въездного и внутреннего  туризма в нашей стране. Статистика гласит, что за последние 5 лет продолжительность  пребывания иностранных туристов в  Республике Беларусь сократилась до 1–2 дней; уменьшилось количество комбинированных  туров, таких, как Вильнюс–Минск, Смоленск–Витебск, Псков–Полоцк и т.д.; сократились  до минимума туристско-экскурсионные  поездки по республике среди взрослого  населения. Отдых приобрел ярко выраженный сезонный характер. Остро ощущается  дефицит мест для проведения комфортного  и разнообразного 2–3-дневного отдыха. Посещение культурно-исторических достопримечательностей может длиться  не более одного дня. Если они расположены  не в областных центрах, продолжительность  уменьшается до 3–4 часов максимум. Одна из причин тому – крайне низкие темпы развития инфраструктуры вокруг объектов туристского показа, что  делает последние менее привлекательными и малоэффективными с экономической  точки зрения. (Мировая практика свидетельствует, что осмотр объектов туристского показа занимает не более  половины времени путешествия, а  основной экономический эффект от организации  отдыха достигается за счет оказания дополнительных туристских услуг.) Большинство  возможных объектов туристского  показа нуждаются в восстановлении, реконструкции, обустройстве подъездных путей, смотровых площадок и т.д. Проблема состоит не в том, что  памятник истории плохо сохранился или полуразрушен (в Греции, например, именно это и интересно туристам), а в отсутствии «изюминки», которая  может привлечь туриста. Ведь его интересуют не только памятники истории и архитектуры, но и само место, где происходили события. И поэтому очень важно правильно ввести данный туристский объект в логические цепочки и на их основе разработать туристские маршруты, которые включали бы в себя все необходимое: от средства размещения до сувенирного киоска.


Территория  Республики Беларусь разбита на шесть  областей, каждая из которых делится  на районы, города и иные территориально-административные единицы. Областными центрами в Республике Беларусь являются города: Минск, Гомель, Витебск, Могилев, Гродно, Брест.

Сегодня практически  все регионы Беларуси с точки  зрения развития туризма находятся  в одинаково сложных условиях. Исправить положение в одночасье  невозможно. Выход может быть один: акцентирование внимания на развитии в каждой области 2—3 наиболее привлекательных  для туристов ключевых туристских территорий, подчеркивающих отличие региона  от других мест. Например, в Минске такой  территорией может быть Троицкое предместье, Верхний город; в Минской  области – Несвиж и Мядельский район; в Витебской – Полоцк и  Браславский район и т.д. Такой  подход позволит объединить в единый комплекс туристские объекты, находящиеся  в удобной транспортной доступности  от мест проживания туристов, обеспечить рациональное использование туристских ресурсов и привлекательность территорий через комплексное управление и  маркетинг, а также даст импульс  к развитию исторически сложившихся  этнотерриториальных регионов Беларуси и поможет преодолеть ряд негативных тенденций в белорусском туризме.

Рассмотрим  реализацию данной модели на примере  создания туристско-культурной территории на базе замковых комплексов «Мир»  и «Несвиж».

В пределах часовой езды от Мира и Несвижа  туристам можно предложить разнообразную  экскурсионную программу, основанную на исторических фактах, связанных  с жизнью выдающихся личностей (И. Дамейки, Я.Брыля, А. Мицкевича, Я. Чачота, Я. Коласа), познакомить с такими достопримечательностями, как Новогрудский замок (пример оборонительного  зодчества XIII–XVI вв.), Борисоглебская церковь (1517 г.), костел францисканцев (XVIII в.), фарный костел (1712 г.) и др.), усадьба Хрептовичей  в д. Щорсы, Свято-Петропавловская  церковь и краеведческий музей  в г.п. Кореличи. Туристам может быть также предложен отдых на озере  Свитязь и многое другое.

Мировая практика показывает, что туристские территории такого уровня за рубежом развиваются  по «клубному методу». Это означает, что турист может провести здесь  минимум 2—3 дня, получив при этом все желаемые услуги (проживание, питание, обширную экскурсионную программу, комплекс развлечений).

Что необходимо сделать, чтобы создать на базе данных замковых комплексов конкурентоспособный  туристический продукт, отвечающий мировым стандартам? Кроме конструктивного  решения организационно-финансовых вопросов, на основе имеющегося туристского  потенциала сформировать пакет туристско-экскурсионных  маршрутов, отвечающих интересам различных  категорий туристов (школьников, студентов, взрослых, пенсионеров, иностранных  туристов и др.). Задача заключается  в дифференцированном подходе к  формированию туристского продукта. При этом следует учесть, что восприятие современного туриста больше ориентировано  на активное участие, а не на пассивное  созерцание. Поэтому в каждом предлагаемом турпродукте должен присутствовать этнический акцент, аутентичность, он должен отвечать высоким экологическим  требованиям. К тому же следует иметь  полную свободу выбора маршрута и  возможность мобильного изменения  программы.

Информация о работе Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие