Виды и формы туризма, их классификация и характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:02, реферат

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть виды и формы туризма, их классификацию и характеристику.
Соответственно для решения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить классификацию и охарактеризовать виды туризма;
2. классифицировать и дать характеристику формам туризма;
3. сделать соответствующий вывод.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Виды туризма…………………………………………………………5
2. Формы туризма………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы………………….……………………………………22

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ВВЕДЕНИЕ.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»

 

 

 

 

Кафедра экономической истории

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«ВИДЫ И ФОРМЫ ТУРИЗМА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса,                                                                        Гойнец М.С.

факультета ВШТ,

группы ДТТ-2

 

 

 

 

 

 

Проверил:                                                                                      Шаповал Г.Ф.

                                                                    

 

 

 

Минск

2009

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………...3

1.      Виды туризма…………………………………………………………5

2.      Формы туризма………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………..20

Список литературы………………….……………………………………22


ВВЕДЕНИЕ

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей ми­ровой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономи­ки, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным ка­тализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на раз­витие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.

По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010г. может достичь 1 млрд. туристских прибытий, из которых 546 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Бал­тии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом.

Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских ус­луг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менедж­мента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.

Но на первом этапе прежде всего необходимо знать классификацию туризма по видам и формам. Существует очень много классификаций туризма. Они различаются самим пониманием этого феномена, принципами построения, прикладными задачами классификации и пр.

Цель данной работы рассмотреть виды и формы туризма, их классификацию и характеристику.

Соответственно для решения цели были поставлены следующие задачи:

1.             изучить классификацию и охарактеризовать виды туризма;

2.             классифицировать и дать характеристику формам туризма;

3.             сделать соответствующий вывод.

Для написания работы был использован литературный материал и средства Internet. На основе материала, изложенного в учебном пособии А.Ю. Александровой «Международный туризм»  (Москва, 2001. – 464с.) был описан деловой туризм, который сегодня становится все более популярным. 

В учебнике под редакцией А.С. Кускова, Ю.А. Джаладяна «Основы туризма» (Москва, 2008. – 378 с.) популярно изложена информация про лечебный, транзитный, образовательный, сельский (агротуризм) виды туризма и формы туризма, которые выделяются в зависимости от количества участников, от его организации.

Из книги А.А. Романова  «География туризма» (Москва: Советский порт, 2002. – 460 с.) в главе под названием «Классификация видов туризма», был взят материал, касающийся экскурсионного туризма, научного туризма и хобби-туризма.

В учебном пособии А.Б. Здорова «Экономика туризма» (Москва: Финансы и статистика, 2007. – 267 с.) хорошо описывается рекреационный и развлекательный туризм, шоп-туры, путешествия для людей «третьего возраста».

 

 

 

 

 


1.     ВИДЫ ТУРИЗМА

В современной отечественной и зарубежной литературе выработано много подходов к определению понятия «туризм». Эти подходы базируются на различных признаках и могут быть объединены в несколько групп:

туризм как временные перемещения людей, их нахождение вне постоянной среды обитания и временное пребывание на объекте, вызывающем туристский интерес;

туризм как сложная социально-экономическая система, основу которой составляет многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией;

туризм как сегмент рыночной экономики, на котором взаимодействуют различные предприятия хозяйственного комплекса с целью предложения продукта, удовлетворяющего туристский интерес;

туризм как временные выезды граждан и лиц без гражданства в свободное время с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных, деловых, образовательных и иных целях на срок не менее 24 часов и не более 6 месяцев и без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. [11]

Наряду с этими группами определений туризма, существует много классификаций туризма. Они различаются самим пониманием этого феномена, принципами построения, прикладными задачами и т.д. [1, с. 15]

Есть укрупненная и детализированная классификация объектов. При этом укрупненные способы классификации, как правило, образуют формы организации исследуемых объектов, а детализированные способы классификации составляют отдельные виды и разновидности этих объектов.

В туристической деятельности по укрупненной оценке выделяют внутренний, или отечественный, туризм и международный, состоящий из въездного и выездного туризма. Кроме того, укрупненной оценке могут подлежать социальный (субсидируемый из госбюджета или профсоюзов) и городской туризм. Детализировано каждый форма туризма может быть представлена соответствующими видами. По своей структуре каждая из форм содержит примерно одинаковый набор туристских услуг.[4, с. 70 – 71]

Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма:

   рекреационный туризм ( отдых и лечение );

   поездки с целью лечения ( бальнеологический туризм );

  экскурсионный, или познавательный, туризм; 

  деловой туризм;

   этнический туризм; 

  религиозный ( паломнический ) туризм;

   развлекательный туризм;

   приключенческий туризм;

   шоп – туры;

   обучающие туры;

   хобби – туры;

  экологический туризм;

   транзитный туризм;

   сельский  туризм (агротуризм );

   экзотический туризм;

   спортивный туризм;

   научный туризм.

Рекреационный туризм (отдых и лечение)  в ряде государств является наиболее массовой формой. Поездки туристов в Испанию, Италию, Францию, Австралию преследуют прежде всего именно цели отдыха и лечения. Для этого вида туризма характерны большая продолжительность путешествия, меньшее число городов, которые входят в маршрут, и соответственно большая продолжительность пребывания в одном месте. Другая особенность массовых поездок на отдых заключается в широком использовании авиационного транспорта и прежде всего чартерных рейсов.  Также следует отметить, что при поездках на отдых довольно высоким является спрос на размещения в двухместных номерах. [4, с. 71]

Поездки с целью лечения (бальнеологический туризм) определяется потребностью человека в диагностических, профилактических и лечебных услугах, которые могут предоставляться как на курортах с использованием природных лечебных факторов, так и в специализированных клиниках и медицинских центрах с применением самого современного оборудования и новейших медицинских технологий. Это приводит к выделению двух основных форм лечебного туризма – клинического и  курортного. [5, с. 30 - 31]

Экскурсионный, или познавательный, туризм. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия  как форма познания и вид досуга выполняет функции информации, расширения кругозора и интеллекта. Для экскурсионного туризма так же, как и для рекреационного, характерными являются поездки и на групповой, и на индивидуальной основе.

Познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. Познавательная поездка может предшествовать отдыху на курорте либо во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, в том числе в другие города и даже в другие страны. [6, с. 13]

Деловой туризм  охватывает путешествия по служебным целям без получения доходов по месту командирования. В отличие от поездок на отдых решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования принимают, как правило, не сами туристы, а другие лица ( начальник по службе, руководитель фирмы ).

В специальной литературе деловой туризм часто подразделяют на собственно бизнес – поездки, конгрессно – выставочный и интенсив – туризм. Последний представляет собой поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе. [1, с. 32]

Этнический туризм. Этот вид туризма, связанный с посещением родственников или мест рождения родителей, занимает важное место в международном туризме. В этом крайне своеобразном виде туризма за последние годы происходят определенные структурные изменения, меняющие его характер. Разновидностью этнического туризма является приграничный обмен, дающий для статистики внушительные цифры количества временных посетителей, но не имеющий столь большого экономического значения. [11]

  Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы постоянного места проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
           Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:
        а)    паломнический туризм;

б) религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.
В паломническом туризме выделяется духовно-паломнический туризм. [12]

Развлекательный туризм популярен во всем мире. При всей всей разнообразности этого вида туризма подолжительность туров не велика – 2 – 4 дня. В Европе широко распространены рождественские туры. Программа таких туров состоит в основном из развлечений ( посещение праздничных мероприятий, ресторанов, концертов и т. д. ). [4, с. 76]

Приключенческий туризм. Вид туризма, связанный с организацией нестандартных туров в экзотические и экологически чистые природные резервации, с необычными нетрадиционными транспортными средствами. К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры (охота, рыбалка, фотоохота и др.), кругосветное плавание (яхтинг). [15]

Специфической чертой такого туризма является необходимость получения лицензий (охота, рыбалка, ввоз трофеев), а также обеспечения безопасности, что требует наличие высококвалифицированных инструкторов. Данная разновидность туризма имеет довольно высокую стоимость – это элитарный отдых. [8, с. 34]

Шоп – туры – это поездки за границу с целью приобретения товаров народного потребления ( в основном изделия легкой промышленности ) для последующей их реализации. При параличе отечественной промышленности деятельность таких туристов – «челноков» примерно на ¼ наполняет потребительский рынок и в целом с системой сбыта и реализации обеспечивает занятость около 3 млн. человек. [4, с.76]

Обучающие туры. Поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам. В настоящий момент образовательный туризм представляет достаточно перспективный и быстро развивающийся сегмент туристического рынка.

Характер образовательных программ может быть различным. В образовательном туризме три основных направления: туризм с целью профессионального обучения; туризм с целью изучения иностранных языков; туризм с целью спортивного обучения. [5, с. 32 - 33]

Хобби – туры предоставляют отдыхающему возможность заняться любимым увлечением среди тех, кто разделяет его интересы, во время отдыха или путешествия ( автолюбители, спортивные болельщики, поклонники музыкальных коллективов и т. д. ). [6, с. 17]

Экологический туризм (экотуризм). Посещение мест с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием.  Призван обеспечивать общение с природой и способствовать усилению интереса туристов к природоохранным мероприятиям. Программы экологического туризма предусматривают посещение национальных и других парков, заповедников, экологически чистых мест и т.д. В процессе подобных туров проводятся семинары по экологии, встречи с общественностью и другие мероприятия. [16]

Транзитный туризм. Существуют две основные разновидности транзитного туризма. Первая относится к авиапассажирам, в юридическом смысле не въезжающим в страну, в которой они меняют перевозчика, но по традиции считаются ее посетителями. Вторая относится к лицам, путешествующим через третью страну к месту назначения или домой. Если соответствующая поездка туристическая, то эти лица классифицируются как посетители данной страны. [5, с.32]

Сельский  туризм (агротуризм ). К нему относятся поездки отдельных туристов и организованных групп с целью отдыха в естественных или специально оборудованных сельских поселениях и комплексах, приобщение к сельскому образу жизни, познания местных традиций, обычаев, системы ведения хозяйства и природопользования.

При этом незыблемыми являются:  принцип невмешательства в традиции и обычаи местного населения, стремление поддерживать симбиотические и доброжелательные связи с местными жителями, содействовать поддержанию окружающей природной и культурной среды в состоянии равновесия, а также обязательное поступление средств от развития сельского туризма в местные бюджеты. [5, с. 35]

Экзотический туризм не имеет видовых отличий, кроме особенностей дестинации (страны, региона) посещения, которые и за счет ряда характерных атрибутов  собственно природных, расовых, культурных можно отнести к экзотике.[2, с. 339]

К экзотическому туризму относят: паранормальный туризм, военный туризм, эзотерический туризм («шаманство»), джайлоо-туризм и т.д. Самым ярким является джайлоо – туризм – это один из видов экзотического экстремального отдыха – жизнь в первобытном племени со всеми прелестями кочевого быта.[3, с. 75]

Спортивный туризм. Главная задача спортивных туров – занятие выбранным видом спорта. Такие туры подразделяются на активные и пассивные. В первом случае основой являются занятие каким – нибудь видом спорта, во втором – интерес к спорту, например предполагается посещение соревнований.[8, с. 34]

Научный туризм. Этот вид путешествий является сравнительно новым в международном туризме. Развитие внешнеэкономических связей, НТР и  научно – технический прогресс, стремление использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей способствуют расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных держав. Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных совещаниях, конгрессах, симпозиумах, занимает все более прочное место в современном международном туризме. [6, с. 14]   

В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма:

· туризм в отеле

· туризм в мотеле

· туризм в пансионе

· кемпинговый туризм

· туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.

Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала.

Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу за автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.)

Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню.

Кемпинги, туристические деревни, турбазы - это помещения, расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов.[14]

В зависимости от источников финансирования туризм делится на коммерческий и социальный.

Социальный туризм :

1. Путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

2. Разновидность туризма, связанная с предоставлением туристских услуг низкооплачиваемым слоям или социально незащищенным группам населения - детям, молодежи, малообеспеченным работникам, пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам и др.

Целью социального туризма является не извлечение прибыли, а поддержка людей с низким уровнем дохода для реализации их права на отдых. [16]

Коммерческий туризм во главу угла ставит получение туристскими предприятиями прибыли – основного источника для расширения и развития бизнеса. Этот вид туризма изначально ориентирован на потребителей с высоким и средним уровнем доходов, способных полностью оплачивать туристские расходы. [5, с. 39]

По способу организации путешествия туризм делится на организованный (плановый), неорганизованный (самодеятельный).

Туристы удовлетворяют свои потребности по – разному.  Они могут получить соответствующий набор услуг при посредничестве туристической фирмы или без ее участия, оплатить поездку с комплексным обслуживанием заблаговременно или каждую услугу в отдельности по мере пользования ею на месте. Строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристическими фирмами и реализуемые обычно на условиях предварительной оплаты, называются организованным туризмом. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг через специальный туристический сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают туры с комплексным обслуживанием, другие ограничиваются частным туристическим обслуживанием. [1, с. 23]

К противоположному по способу организации виду туризма следует относить неорганизованный туризм. Частное путешествие организуется самостоятельно, минуя обращение в турагентство, путем покупки услуг непосредственно у поставщиков. [8, с. 33]

В зависимости от дальности поездки туризм делится на ближний и дальний.

Ближний туризм — это путешествия, проводимые в пределах своего района, области, края. [13]

Дальний туризм. Поездки, требующие значительных затрат времени на проезд к месту назначения (свыше четырех часов самолетом, четырех дней автомобилем и четырех-пяти дней теплоходом или поездом и т.д.). [16]

В зависимости от способа передвижения и выбранного вида транспорта можно выделить такие виды туризма, как авиационный, железнодорожный, автотуризм, автобусный, водный, пеший, велосипедный и др.

Какой бы вид транспорта ни избрал путешественник, необходимым условием на сегодняшний день является обеспечение безопасности и комфорта путешествия. Показателем безопасности путешествия являются аварийность (число аварий в год по видам транспорта) и личная безопасность, характеризуемая числом погибших в дорожно – транспортных происшествиях на 100000 человек. [8, с. 37 - 38]

Авиаперевозки – основной вид воздушных перевозок, к которым, помимо перевозок на самолетах и вертолетах различной конструкции и грузоподъемности, относятся перевозки на воздушных шарах, дирижаблях, дельтапланах, планерах, парапланах и парашютах. [7, с. 152]

Важную роль в обеспечении перевозак туристов продолжают играть железнодорожные перевозки, осуществляемые одним из видов рельсового транспорта – железнодорожным. [7, с. 172]

К основным видам отдыха и развлечений с использованием автомобилей относятся:

      автомобильные соревнования и гонки

      автомобильные выставки и шоу

      гонки по бездорожью

      сафари, осуществляемые, как правило, на внедорожниках типа «Джип». [7, с. 175]

Многие туристы путешествуют на специальных автобусах с обзорными окнами, комфортными откидывающимися креслами, кондиционером, баром, туалетной кабиной, музыкальным сопровождением, телевизором и микрофоном. Состояние автобусного парка являются определяющим показателем качества наземного обслуживания.

Водный туризм делится на речной и морской. Для круизных путешествий используется особый тип транспорта. Это не просто транспортные средства, перевозящие пассажиров из одного порта в другой, а место размещения (ночлега) и питания. Современные круизные суда имеют следующее оборудование для туристов: тренажерный зал, бассейн, кинотеатр, видеосалон, дискотеку, рестораны и бары, концертные залы. [8. с. 38]

       Велосипедный туризм. Популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий. Маршруты велосипедного туризма прокладываются в различной местности: по проселочным дорогам, по равнинам и через горные перевалы. Для велосипедного туризма разработаны специальные конструкции велосипедов.

      Пешеходный туризм. Разновидность туристского путешествия, которое осуществляется пешком. Маршруты пешеходных походов чаще прокладываются на равнине или в предгорьях, невысоких горах (ориентировочно до 3000 м), практически в любых районах. Для пешеходного туризма необходимо специальное снаряжение: рюкзак, палатка, обувь и т.п. [15]

Таким образом можно  сказать, что существует множество признаков, по которым выделяют соответствующие  виды туризма. Наиболее  распространенными признаками, по которым проводится классификация,  являются цель путешествия, способ передвижения, способ организации поездки, средства размещения туристов, способ финансирования. Главная задача выделения конкретного вида туризма состоит в том, что он во многом определяет набор услуг по туру, характер деятельности организатора поездки, специфику принимающего региона, маркетинг и многие другие параметры, представляющие ключевые позиции деятельности по управлению туристическим бизнесом.


2.ФОРМЫ ТУРИЗМА

Формы туризма, выделяемые по количеству участников. Туристическая практика определяет три основных формы туризма: индивидуальную, групповую, семейную. Индивидуальный туризм предполагает путешествие одного или нескольких индивидов (до пяти человек) по индивидуальным туристическим программам, имеющим персонифицированный характер и более высокую цену. Групповой туризм представляет собой путешествие нескольких лиц по единому маршруту на одинаковых для всех условиях. Минимальное количество в группе колеблется обычно в широких пределах и часто определяется видом используемого транспорта. Так, групповым можно считать путешествие шести и более человек. Однако для автобусного группового путешествия необходимо не менее 15 туристов, а для авиационного и водного путешествия до 20 – 30 и более.

Семейный туризм – особая форма туризма. Его необходимо выделять в отдельную форму, так как количество участников семейных туров может варьировать в широких пределах, определяемыми размерами семьи.   Ясно одно – популярность этой формы туризма неуклонно растет, что связанно с предоставлением большого количества скидок для семейных туристов и специализированной туристской инфраструктурой для организации подобного отдыха. [5, с. 40]

Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания.

Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три — пять часов; шесть — восемь часов; девять — одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм — это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм — это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма — кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально — три ночлега. [9]

Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы.[10]

Формы туризма в зависимости от его организации (организационные формы). Различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур – стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур организуется по программе, составленной самим туристом. Подобные туры называются также одиночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей – такое путешествие тоже будет считаться одиночным.

Понятие «индивидуальный туризм» чаще всего противопоставляют понятию «массовый туризм». Последний первоначально означал, что в туризме участвует много людей. С течением времени это понятие приобрело отрицательное значение. С массовым туризмом ассоциируют отрицательное воздействие,  прежде всего паушального туризма, из –за чего понятия индивидуального и массового туризма больше не подходят для выделения форм по количеству участников. [5, с. 40]

  Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 16 -24 лет) ; относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей) ; пенсионеры (65 лет и старше) . [9]

Детский туризм. Организованное путешествие группы детей школьного возраста (от 7 до 15 лет) в сопровождении руководителя. В современных условиях существует в новых формах: образовательного детского туризма с целью изучения иностранного языка; оздоровительного детского туризма в спортивных и летних лагерях, расположенных как на территории нашей страны, так и за рубежом; экскурсионно-познавательного детского туризма и т.д. Существуют турфирмы, специализирующиеся на детском туризме. [15]

Молодежный туризм. Конкретный вид туристской деятельности юношества и подростков, реализуемый как в рамках национальных границ, так и на региональном и мировом уровнях. [16]

Путешествия для людей «третьего возраста». Около 80 % путешествий туристов данной категории совершают с целью отдыха. В большей мере поездки носят непродолжительный характер, большинство этих туристов предпочитает путешествовать летом. Во время путешествий такие туристы не хотят отделятся от туристов более молодых возрастов. Однако к питанию и обслуживанию они относятся довольно требовательно. Большее внимание туристы «третьего возраста» обращают на цену путешествия и возможность получения скидки со стоимости обслуживания и проезда. [4, с. 77]

Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать. Следовательно, выделяют три основных формы туризма – сезонный, межсезонный, круглогодичный туризм. [5, с. 41]

На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туризм – одна из самых популярных форм активного отдыха планеты. Ежегодно десятки миллионов людей, путешествуя знакомится с богатствами и красотами, историческими и культурными достопримечательностями, достижениями в экономике, строительстве разных стран и народов.

Классификация туризма представляет собой выделение внутренних таксонов туристской деятельности по принятым основаниям. Наиболее распространенная классификация – его деление на типы, категории, виды и формы. Вид туризма – результат его классификации по различным основаниям. Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. Сочетание различных типов туризма формирует его категории.  Формы туризма – вариант классификации туризма, основным признаком которой считается принцип организации, т.е. выделяются организационные формы туризма. На сегодняшний день существует множество классификаций видов и форм в туризме.

Каждый вид и форма туризма по-своему индивидуальны, имеют свои особенности. Также следует отметить, что каждый вид и форма туризма должны быть тщательно спланированы, разработаны и организованы. Обязательно должны учитываться потребности, интересы и особенности участников  туристического путешествия. Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристические, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристическую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

Следует заметить, что не все особенности клиентов могут обуславливать наличие соответствующего вида или формы туризма. Но с другой стороны учет таких особенностей, вполне возможно, позволит выявить новые виды или формы туризма.

Таким образом можно сделать вывод, что классификация туризма имеет большое научное и практическое значение. Она позволяет упорядочить знания и глубже познать сущность мирового туристского обмена. С изменением требований, предъявляемых к объему и качеству туристских услуг, и появлением новых  видов и форм туристской деятельности она постоянна находится в процессе совершенствования и не может считаться окончательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       А.Ю. Александрова Международный туризм: Учебное пособие. – Москва, 2001. – 464с.

2.       М.Б. Биржаков Введение в туризм – Москва – Санкт – Петербург: Невский фонд, Издательский фонд Герда, 2005. – 443 с.

3.       В.Ю. Воскресенский Международный туризм: Инновационные стратегии развития. – Москва: Юнити, 2007. – 158 с.

4.       А.Б. Здоров Экономика туризма: Учебное пособие. – Москва: Финансы и статистика, 2007. – 267 с.

5.       А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян Основы туризма: Учебник. – Москва, 2008. – 378 с.

6.       А.А. Романов  География туризма. – Москва: Советский порт, 2002. – 460 с.

7.       Ю.В. Темный, Л.Р. Темная Экономика туризма: Учебное пособие. – Москва, 2003. – 410 с.

8.       Экономика и организация туризма: Учебное пособие под редакцией И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. – Москва, 2005. – 565 с.

        9.  http://www.turist-life.narod.ru/vidi-turizma.htm

        10. http://manturizm.ru 

        11. http://turtravel.net/europa/40  

        12. http://www.turvids.ru 

      13. http://www.theturist.ru/?page_id=9

      14. http://revolution.allbest.ru

        15. http://www.votur.ru/terminologiy-vid-tur.html 

        16. http://www.turbooks.ru/stati/vidy-turizma  

 

11

 

Информация о работе Виды и формы туризма, их классификация и характеристика