Агрессия в животном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 07:39, контрольная работа

Описание работы

Агрессия, неотъемлемая часть человеческой психики, и состояния других живых существ, которые обитают на нашей планете. Множество проблематичных вопросов встает перед нами, когда мы изучаем агрессию у любого живого существа.

Что собой представляет агрессия? Как она проявляется у того или иного вида, или отдельного живого организма? Какую функцию выполняет это психологическое состояние? Как агрессия представителя животного мира влияет на окружающую среду и общество?

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………..2

Гл.1. Понятие агрессии…………………………….……………………..………4

Гл.2. Агрессивное поведение……………………………………………………..7

Гл.3. Межвидовая и внутривидовая агрессия в сообществе

социальных животных………………………………………………………….10

Гл.4. Альтруизм и агрессия……………………………………………………..14

Выводы. …………………………………………………………………………..16

Литература………………………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ЗП и СП.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Нижегородский  государственный университет им. Н. И. Лобачевского» 
 
 

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

(РЕФЕРАТ) 
 

Дисциплина  Зоопсихология и сравнительная психология 
 

Тема  Агрессия в животном мире 
 
 
 
 

                                                                         Выполнил студентка

                                                                          3 курса, 311 группы

                                                               Ширяева Т.В. 
 

                                                                 Преподаватель:

                                                                    д.н. Парин С.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………..………..2

Гл.1. Понятие агрессии…………………………….……………………..………4

Гл.2. Агрессивное поведение……………………………………………………..7

Гл.3. Межвидовая и внутривидовая агрессия в сообществе

социальных  животных………………………………………………………….10

Гл.4. Альтруизм и агрессия……………………………………………………..14

Выводы. …………………………………………………………………………..16

Литература………………………………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Агрессия, неотъемлемая часть человеческой психики, и состояния других живых существ, которые обитают на нашей планете. Множество проблематичных вопросов встает перед нами, когда мы изучаем агрессию у любого живого существа.

     Что собой представляет агрессия? Как  она проявляется у того или иного вида, или отдельного живого организма? Какую функцию выполняет это психологическое состояние? Как агрессия представителя животного мира влияет на окружающую среду и общество?

     Всем  нам свойственно впадать в  состояние агрессии, как обоснованной, так и в агрессию вызванной по непонятным причинам. И, проработав некоторые материалы, можно понять агрессию в целом, чем она может быть вызвана. Эта тема интересна тем, что агрессия имеет, как кажется, различное влияние, как на самого агрессора, так и на окружающих его живых существ, при этом, она несет некий разрушительный характер, и в тоже время агрессия помогает в чрезвычайные жизненные ситуации, то есть, агрессия не бывает хорошей, или плохой. На самом деле иногда очень полезно выплеснуть все отрицательные эмоции.

     Сравнительная психология, изучающая сходство и  различие в поведении человека и  животного, определяет агрессию как  действия животного, связанные с  отрицательными эмоциями, такими, как  гнев, неприятие, злость, страх и  др., адресованные другой особи и приводящие к ее запугиванию, подавлению или нанесению физических травм

     Многие  ученые биологи и психологи работали над этим вопросом, каждый проводил свои исследования, на различных видах  живых существ. И в совокупности эти работы дают картинку, которая показывает сходства и различия агрессии у людей и животных.

       И конечно бесспорно, что живые  существа всегда будут проявлять  агрессию по отношению к окружающему  миру, и вопрос о изучении агрессии  и причинах проявления её всегда  актуален в сферах психологии и биологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Агрессия 

     Пожалуй, ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристального внимания, как агрессия. Описанием ее форм, выяснением механизма явления занимались многие видные физиологи и исследователи  поведения, в том числе К. Лоренц, Л. К. Крушинский, Л. Лейхаузен, тем не менее исчерпывающего определения найдено не было. Парадоксально, что о каком феномене идет речь понятно не только ученым, но любому здравомыслящему человеку, наделенному хотя бы толикой наблюдательности. Тем не менее, на вопрос, что такое агрессия К. Лоренц в фундаментальной работе «Об агрессии» дает определение: «Инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду», — очерчивающее весьма обширный круг действия, но не объясняющее их сути.

     Биологический энциклопедический словарь определяет агрессию как «действия животного, адресованные другой особи и приводящие к ее запугиванию, подавлению или  нанесению ей физических травм. Обычно агрессивное поведение рассматривается  как составная часть внутривидового агонистического поведения, но иногда говорят и об агрессивности хищника по отношению к жертве и т.п.». Оставим пока охотничье поведение в стороне и обратимся к агонистическому поведению, которое есть, соответственно, «сложный комплекс действий, наблюдаемый во время конфликтов между особями одного вида и включающий взаимные угрозы, нападения на соперника, бегство от него, преследования и демонстрации подчинения». Таким образом, агрессия — часть агонистического поведения, которое сводится к агрессии и бегству.

     Словарь физиологических терминов: «Агрессивное поведение — общение людей  и животных друг с другом с целью  нанесения повреждений или страданий», — непонятно, какую потребность  может удовлетворять причинение страдания?

     Обратившись  к трехязычному Этологическому словарю (A. .Heymer). На основе обобщения основных работ Лоренца, Хакера, Плака и Холловея дано определение: «Агрессия — это физическое действие или угроза одной особи другой, которые ограничивают свободу или генетическую приспособленность последней». Это вполне корректное определение, хотя и оно не исчерпывает полностью круг явлений и не объясняет механизм.

     Среди практиков, занимающихся дрессировкой, агрессия рассматривается как синоним  злобы, отсюда, есть собаки добрые и  злые. По сути проблема с биологического уровня переводится на философский, — получается, что существуют некие внесущностные категории добра и зла, и конкретная собака может быть носителем одной из них. Иными словами, некоторые собаки и даже целые породы от природы злы, а другие — добры. Показательны термины, возникшие в первой половине века в серьезных физиологических лабораториях, а затем ставшие достоянием кинологов: пассивно- и активно-оборонительная реакции. Эти термины ничего не говорят о природе агрессии, сообщая лишь о ее знаке и о степени выраженности.

     Длительный  опыт работы с дикими псовыми и  собаками привел кинологов к тому, что ни одно из определений агрессии, ни одна из ее моделей не устраивали в полной мере: агрессия оказывалась  некой формой поведения, существующей как бы вне прочих- самостоятельной сущностью.

     После построения модели поведения было выведено, что агрессия является самостоятельной  потребностью, т.е. врождённа, абстрактна и самодостаточна. Но такое понимание  явления не выдержало проверки практикой. Получилось, что есть генетическая потребность «в садизме», которую к тому же можно искусственно подавлять или усиливать. Тогда агрессия должна быть не потребностью, а мотивацией.

     Данная  мотивация имеет врожденный компонент, обогащается и трансформируется в течение жизни животного, обязательно связана с эмоциями. Она может обслуживать различные потребности, более того, может становиться наиболее легко реализуемой мотивацией.

     Сложность анализа агрессии в том, что обслуживающие  ее рефлекторные поведенческие акты могут быть практически теми же, что обслуживают другие мотивации. Так, например, укус как рефлекторный поведенческий акт может: быть частью пищедобывающей мотивации (откусить кусок пищи), может относится к игровой (захват) или агрессивной мотивации (укус для нанесения травмы). Анализ реакции всегда требует знания контекста, вот чем не удовлетворяет определение агрессии Этологическим словарем. Например, в игре нанесение физических повреждений может быть непреднамеренным.

     Агрессивная мотивация позволяет наравне со специфическими мотивациями удовлетворять самые разные потребности организма, действуя практически одновременно с ними.

     И к такому определению пришли: «Агрессия  — это неспецифическая, в ряде случаев вспомогательная, мотивация, обслуживающая потребности организма в сочетании со специфическими мотивациями, удовлетворяющими конкретную потребность. Агрессия удовлетворяет потребности организма посредством физического или психического подавления других особей либо физического устранения препятствий; жизненный опыт может сделать ее основной инструментальной мотивацией».

     При очевидном конфликте между мотивированной потребностью и невозможностью достичь  цели активируются механизмы, обеспечивающие включение спасительного запасного  канала для разрядки потребности. Например, дрозд, встретивший самца того же вида на границе своей территории (где он чувствует себя не совсем уверенно), не будет прямо нападать на соперника, а станет чередовать акции угрозы с атаками на находящиеся рядом предметы (листья, траву). Переадресация нападения – это одно из самых эффективных средств, изобретенных эволюцией, которое дает возможность направляют агрессию в безопасное русло, предотвращать убийство или увечье сородичей. Давно замечено, что наиболее «вооруженные» виды животных имеют наиболее мощные врожденные программы переадресации и канализации агрессии в безопасное, замещающее драматический исход ритуальной действие.

     Наблюдая  на жизнью рыбок человек разработал технологию безопасного, экологичного перевода ярости. Если аквариум, достаточно большой для двух пар рыбок, разделить пограничным стеклом на две части, поместив по паре в каждую из них, то каждая рыбка вымещает свою здоровую злость на соседе своего пола – почти всегда самка нападает на самку, а самец на самца, - и ни одна из них не помышляет разрядить свою ярость на собственной  супруге. Как только пограничное стекло начинает зарастать водорослями и становиться менее прозрачным самец начинает хамить своей супруге. Но стоит лишь протереть дочиста пограничное стекло – стенку между «квартирами», сразу же начинается яростная, но безвредная ссора с соседями, «разряжавшая атмосферу» в обеих семьях.

     Таким образом, наблюдая за жизнью наших братьев  меньших, этологи обнаружили исключительно  важные для общей психологии явления. Если раньше психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, которые надо просто убирать, чтобы снять саму возможность агрессии, то после этих экспериментов стало ясно, что при отсутствии раздражителей агрессивность, то есть потребность совершать агрессивный акт, все время возрастает и накапливается. Иными словами порог раздражения запуска агрессивного действия снижается. Если ее сдерживать, то она все равно прорвется, причем сразу большой порцией, разрушительно. Но вместе с тем, агрессия может пере адресоваться, то есть разряжаться малыми порциями на замещающем объекте. Многие птицы в таком случае клюют землю, копытные бодают кусты, как бы «заземляя» избыток разрушительной энергии. Человек – стучит кулаком или бьет посуду.

     Очень важно, что акт агрессии возможно оформить как демонстрацию и достигнуть тем самым его разрядки. Хорошо оформленное агрессивное поведение – одно из величайших достижений естественного отбора. И по сути дела, «правильное» агрессивное поведение гуманно. Действительно, обругать друг друга, пригрозить кулаком из-за раздражающей безделицы много выгоднее, чем всякий раз ввязываться в смертельный бой, особенно для людей специально обученных этому и вооруженных. 
 
 
 
 

Глава 2. Агрессивное поведение 

     Агрессивное поведение – это способ экстремальной конкуренции, это такой способ взаимодействия, который требует полной мобилизации сил. Но далеко не всякая борьба будет отнесена этологами к форме агрессии: 

     Самозащита – это индивидуальная и, в определенном смысле, пассивная форма межвидовой борьбы. Почти каждое мелкое животное, включая самых мелких грызунов, отчаянно сопротивляется, когда его «индивидуальная дистанция» нарушена и у него уже нет возможности бежать.

     Охота (хищничество) -  активная форма межвидовой конкуренции, связанная с нападением на жертву и ее умерщвлением. Столкновение между хищником и добычей вообще не является агрессией в полном смысле этого слова. Когда лев (или другое) животное убивает буйвола, этот буйвол вызывает в нем не больше агрессии, чем в человеке аппетитный индюк, висящий в кладовке. И по львиной морде в драматический момент прыжка можно отчетливо видеть, как это зафиксировано на многих отличных фотографиях, что он вовсе не зол.

Информация о работе Агрессия в животном мире