Формирование поведения животных в игровой период онтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:26, реферат

Описание работы

Игровое поведение является деятельностью необыкновенно важной по ее значимости для обогащения индивидуального опыта особи. В игре происходит обогащение двигательного опыта, формируются сложные сенсомоторные координации, складывается опыт взаимодействия с другими особями, опыт предметной деятельности. Игра ведет также к обогащению интеллектуальной основы деятельности в ходе решения практических задач в наглядно – действенном плане. Такие практические задачи постоянно возникают перед каждым играющим детенышем.

Содержание

Введение ____________________________________________ 3
1. Манипуляционные игры ______________________________ 4
2. Совместные неманипуляционные
игры ________________________________________________ 7
3. Совместные манипуляционные
игры _______________________________________________ 10
4. Значение совместных игр для взрослого
поведения __________________________________________ 12
Заключение ______________

Работа содержит 1 файл

ЗООПСИХОЛОГИЯ РЕФ..doc

— 84.50 Кб (Скачать)

                 Среди групповых игр, у шимпанзе, распространен игривый бег друг за другом при соблюдении небольшой дистанции или ходьба гуськом, напоминающая «поезд», многочисленные погони детенышей друг за другом. Вскарабкивание по склону и взаимное сталкивание вниз, скатывание. В предвечерние часы, например, у детенышей была такая игра: спихивание друг друга со склона вниз, карабканье по склону вверх и попытки увлечения с собой назад под откос тех, кто сидит наверху, пробежки по дну рва с быстрым галопированием по его склону и берегу, попытки выбраться из рва в наименее удобных для этого местах. Некоторые детеныши гуськом карабкались по стволу тонкого дерева на низком берегу, а затем перебравшись на ветки и прогибая деревце своим весом над оврагом, повисали на самых концах ветвей, держась за них передними руками, а задними пытаясь схватить других детенышей, засевших на другой стороне рва за большим гниющим бревном. Когда такой висячий игрун срывался или его стаскивали, повисал следующий, и так без конца. Играя, детеныши получали опыт, который могут использовать и в других жизненных ситуациях. Двигательная активность в игровом поведении, направлена на повторные преодоления затруднений при передвижении по пересеченной местности.  
 

СОВМЕСТНЫЕ  МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ  ИГРЫ 

            В отличие от совместных неманипуляционных игр в совместных манипуляционных играх животные включают в свои совместные действия какие – нибудь предметы в качестве объекта игры, поэтому общение между партнерами носит при таких играх отчасти опосредованный характер. Такие игры выполняют большую коммуникативную роль, хотя подобные предметы могут одновременно служить и заменой натурального пищевого объекта (у хищных – жертвы). Пример совместной манипуляционной игры трех молодых хорьков с пустой консервной банкой. Будучи случайно уроненной в таз умывальника, эта банка затем многократно сбрасывалась ими туда, что производило соответствующий шумовой эффект. Когда же зверькам вместо банки давался резиновый мячик, хорьки с ним так не играли, но впоследствии находили другой твердый предмет – фаянсовую затычку, с помощью которой возобновляли ту же «шумовую» игру.

                У диких четырехмесячных поросят  наблюдалась оживленная совместная  игра с монетой: поросята нюхали  и придавливали ее «пятачками»,  подталкивали, хватали зубами и  подбрасывали ее вверх, резко вскидывая при этом голову. В этой игре одновременно участвовало несколько поросят, причем каждый из них старался овладеть монетой и сам поиграть с ней описанным способом. Так же совместные игры молодых кабанов с тряпками. Как щенки, поросята хватали зубами одновременно одну и ту же тряпку и тянули ее в разные стороны. «Победитель» или убегал с тряпкой, или продолжал самостоятельно с ней играть, трепал ее и т.д.

                 В подобных «трофейных» играх отчетливо выступают и элементы демонстрационного поведения, причем достигается импонирующий эффект с помощью объекта — «посредника», точнее, путем демонстрации его обладания. Не меньшую роль играют, конечно, «оспаривание», захват, отнятие объекта, равно как непосредственная «проба сил», когда животные, схватившись одновременно за объект, тянут его в разные стороны.  
                 Любознательность обезьян или, их ориентировочно-исследовательская активность, приобретает особое значение при стадном образе жизни: действия одних обезьян привлекают внимание других, что способствует обогащению опыта их деятельности через подражание. Это особенно ценно, если действия носят предметный или предметно – опосредованный характер. Игра – эспериментирование одних особей привлекает ориентировку других, что служит распространению игровой практики.

                 Распространенной формой игрового поведения в вольере является бег группы подростков и детенышей с верхней точки склона вниз через весь вольер. Такой стремительный бег-погоня связан с преследованием группой подростков одного из их среды, который убегал, волоча за собой лист железа, случайно попавшего в вольер, палку или кусок тряпки.  
Как правило, к концу погони убегающий бросает свою ношу, ее подхватывает кто-то наиболее быстрый, и погоня продолжается до тех пор, пока внимание бегущих не переключится на другой объект или их не разгонят, что бывает со стороны более взрослых особей.

              Экспериментирование в сфере общения, служит исследовательской практической базой для накопления и обобщения опыта общения. Эмоциональный фон такого игрового общения имеет яркий положительный характер и динамичную двигательную основу, что служит мощным подкреплением развития содержания этого вида деятельности у приматов в их раннем онтогенезе. Игра – общение у детенышей вовлекает в себя предметный компонент. Например, различные по содержанию двигательные формы борьбы, преследования, воздействия на партнера и заигрывания, связанные с включением камня. Камень оспаривали, перехватывали, брали в момент оставления, бежали с камнем. В большом вольере погоня за «владельцем» предмета в играющей группе постоянна, так же, как обращение внимания, на того, кто идет или действует с предметом.

    Периодически возникает поведение, связанное с преодолением трудностей с включением какого-то объекта, загружающего руки обезьян. При этом у детенышей складываются разнообразные способы действия с предметами. Развивается познавательное содержание действий, экспериментирование с объектом, с собственным телом и его возможностями по отношению к ландшафтной среде. Возникают действия с предметами в структуре достижения неопределенной цели. Игровое поведение по отношению к предмету одной особи является притягательным для наблюдения другими, которые становятся соучастниками этого поведения, а иногда его разрушителями, так как массовые действия всегда выливаются в бег, преследование. И наблюдаются игры типа погони, борьбы за какой – либо предмет.  
 

        ЗНАЧЕНИЕ  СОВМЕСТНЫХ  ИГР  ДЛЯ

                   ВЗРОСЛОГО ПОВЕДЕНИЯ  

                 Для многих видов животных доказано, что если детенышей лишить возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется заметно ущемленной или даже искаженной. Так, у морских свинок это выражается в сохранении инфантильного поведения, даже после полного полового созревания, и в ненормальных реакциях на сородичей и других животных. Самцы крыс нуждаются для выполнения воспроизводительной функции в раннем игровом общении с другими крысятами. В этих играх содержатся основные двигательные элементы взрослого самцового поведения. У норок самцы научаются нормальному общению с брачным партнером в ходе совместных игр начиная с 10-недельного возраста; щенки койота, выращенные без игрового общения, обнаруживали повышенную агрессивность. 
                     Особенно отчетливо значение совместных игр детенышей для дальнейшей жизни особи проявляется у обезьян. О пагубных последствиях лишения молодых обезьян возможности играть со сверстниками (или другими животными) убедительно свидетельствуют эксперименты многих исследователей. Как и у других животных, обусловленные этим нарушения обнаруживаются у взрослых особей прежде всего в их неспособности к нормальному общению с себе подобными, особенно с половыми партнерами, а также в материнском поведении. Без игры невозможно развитие нормальных форм общения и стадного поведения в целом. Молодые обезьяны учатся общаться друг с другом в игровых группах, т.е. группах совместно играющих детенышей, где они практикуются  вести себя во взрослой жизни. У детеныша, лишенного возможности играть с предметами, не ограничивая при этом движения рук, в частности кистей и пальцев. Впоследствии возможности употребления рук, а также координация их движений оказались весьма несовершенными. Обезьяна резко отстала от своих нормальных сверстников по способности к хватанию и ощупыванию, не была способна локализовать тактильные раздражения поверхности тела с помощью руки (или она это делала крайне неточно), и вообще все движения рук были чрезвычайно неуклюжи. Характерно, что в отличие от других обезьян она не умела цепляться за ухаживающего за ней служителя, не протягивала к нему руки. Полностью отсутствовало даже столь характерное для обезьян обыскивание — важная форма их общения.    
                    Важно отметить, что функцию партнера по игре с успехом может осуществлять другое животное или даже человек. Об этом свидетельствует, например, то обстоятельство, что при изолированном выращивании детенышей обезьян, имевших возможность играть только с людьми, формирование полноценных форм общения происходит без помех. Аналогично обстоит дело и у детенышей хищных млекопитающих в частности медвежат и волчат, когда воспитывающий их человек или другие животные (например, собака) заменяют естественных игровых партнеров. Все эти животные в дальнейшем оказываются вполне способными к нормальному общению с сородичами.

                Очень важны игры детеныша  с матерью. Возникает ситуация, когда детеныш может включить, и включает в свою игру, то из поведения взрослых особей, что им наблюдалось. Поведение взрослых шимпанзе, служит образцом для детенышей. Возникает новая способность к обучению посредством наблюдения. Действия одной особи, являются побуждающими по отношению к развитию познавательной активности другой особи, по отношению к действиям первой особи; так приобретать новый опыт можно наиболее экономным путем. Детеныши, особенно младшего возраста (до года), постоянно сопровождая своих матерей или примыкая к симпатизирующим им (очевидно родственным) самкам не только присутствуют при деятельности последних по отношению к различным природным объектам, но и одновременно с ними или после них начинают действовать, правда, без получения какого-либо практического результата, сходным образом с этими же объектами.

                    Важны не только возможности  обогащения индивидуального опыта, приобретенного в игре, не только за счет самостоятельного его приобретения, но и по подражанию. У приматов повышается роль подражания как средства обогащения индивидуального опыта и его заимствования.

 
                                      
 

                                           Заключение

                 Игровая активность животных представляет собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, в своей совокупности составляющих содержание поведения молодого животного на этапе онтогенеза, непосредственно предшествующем половой зрелости. При понимании игры, как развивающейся деятельности, достигается синтетический подход к проблеме игровой активности животных, и становится очевидным, что игровая активность наполняет основное содержание процесса развития поведения в ювенильном периоде. Игра представляется не какой-то особой категорией поведения, а совокупностью специфически ювенильных проявлений обычных форм поведения. Иными словами, игра является ювенильной (можно сказать, и «преадультной», т.е. «перед взрослым состоянием») фазой развития поведения в онтогенезе.  
                Отдельно хочется сказать что, характерной чертой игрового поведения приматов, является его особенная приподнятость, положительная эмоциональность. Это обстоятельство роднит игру приматов с комфортным поведением. Очевидно, это не случайно, т.к. стадный образ жизни создает для детенышей относительно безопасную обстановку, одновременно в условиях достаточно высокой свободы действия и состояния беззаботности, защищенности. У приматов по-видимому, впервые в ярко выраженной форме появляется тот период жизни, который применительно к человеку именуется детством. Это время объективно служит важным условием приобретения необходимого и запасного опыта деятельности, который оказывается необходимым для решения самых разнообразных практических задач, возникающих в жизни обезьян, в том числе и молодых и взрослых.  
 
 
 
 
 

                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Новосёлова  С. Л. Развитие интеллектуальной

    основы  деятельности приматов. – М.: МПСИ,

    Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.  

  1. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник

    для студентов высших учебных заведений. – 

    3-е  изд. – М.: Учебно-методический  коллектор

    «Психология», 2001.

Информация о работе Формирование поведения животных в игровой период онтогенеза